Вопросы организации логопедической работы в ДОУ
статья по теме
Статья по вопросам организации логопедической помощи детям с нарушениями речи в ДОУ . Опубликована в сборнике Образовательный комплекс - новый вектор развития образовательной организации. Опыт работы ГБОУ Школа №324 - базового учреждения ГИП "Гуманитаризация образования на основе комплексного использования социокультурной среды города"/Департамент образования города Москвы, ФГБНУ "Институт художественного образования РАО". - Москва: Интеллект - Центр,2015.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voprosy_organizatsii_logopedicheskoy_raboty_v_dou.docx | 17.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимаемся с логопедом
По данным современной статистики, 80% детей рождаются физиологически незрелыми. Анализ амбулаторных карт наших воспитанников показал – основная масса детей имеет 2 группу здоровья (к ней относятся дети, имеющие некоторые функциональные нарушения, еще не перешедшие в хронический процесс) и 3 группу здоровья (это дети, страдающие различными хроническими заболеваниями). Число таких детей в сумме колеблется от 60% до 70%. Речь, как высокоорганизованная психическая функция, испытывает на себе влияние физиологической незрелости мозга и низкого соматического статуса детей. Диагностика детей старших групп нашего детского сада (50 человек) на сентябрь 2014 года показала: 10% детей – с нормальной речью, 15% детей - с ОНР (III – IV уровень речевого развития), 30% детей - с ФФНР, 45% детей - с ФНР (дислалия, легкая форма дизартрии). Из плохо говорящих детей: 40% детей с легкой формой дизартрии, 25% со сложной дислалией, 35% детей с простой дислалией.
В работе с детьми с нарушениями речи важным является систематичность занятий, тренировка умений и навыков. В связи с этим необходима грамотно спланированная работа логопеда с одной стороны и активное включение ребенка, родителей, воспитателей в коррекционно-развивающий процесс с другой стороны.
Организация работы логопеда в центре развития ребенка (детский сад общего типа) существенно отличается от работы логопеда коррекционной группы. Большая проходимость детей в течение года (25 человек), высокая плотность занятий в течение дня (изостудия, компьютер, бассейн, английский), частые простудные заболевания, недооценка родителями последствий речевых нарушений - все это затрудняет процесс коррекционной работы и снижает ее результативность.
Помня о принципе системности в работе логопеда, основное внимание уделяю коррекции звукопроизношения. Основной задачей логопедического пункта ДОУ является подготовка детей к овладению грамотой – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов к моменту поступления ребенка в школу. Поэтому обязательно формирую подгруппы детей на занятия по артикуляционной гимнастике и звукопроизношению (уточнению артикуляции звуков и развитие фонематического восприятия, формированию навыков фонематического анализа и синтеза). Отдаю предпочтение малым подгрупповым занятиям (до 4 детей). Подгруппы формирую, ориентируясь на тип речевого нарушения. Качественно проведенная, систематичная артикуляционная гимнастика способствует плавному переходу работы с этапа подготовки артикуляционного аппарата к этапу постановки звука. Постановку звука также провожу на подгрупповых занятиях, используя способ подражания. В случае, когда постановка того или иного звука затруднена и требуется механическое вмешательство, прибегаю к индивидуальным занятиям. На этапе автоматизации звука состав подгруппы может меняться. В процессе введения звука в речь активно использую игры, направленные на расширение и активизацию словаря, развитие навыков словообразования и словоизменения, связной речи. Благодаря использованию подгрупповых занятий, обеспечивается больший охват детей за единицу времени, увеличивается проходимость детей, возрастает частота занятий каждого ребенка с логопедом, что способствует повышению результативности коррекционной работы.
Чтобы обратить внимание родителей на качество речи детей, вовлечь их в коррекционный процесс, в нашем учреждении мною организован родительский лекторий. Тема лектория определяется логопедом с учетом запросов родителей и воспитателей. Хорошо зарекомендовала себя такая форма взаимодействия с родителями, как практикум с показом открытого занятия. Родители получают уникальную возможность объективно оценить качество речи своего ребенка, его потенциальные возможности, попрактиковаться в активной артикуляционной, дыхательной, мимической, пальчиковой гимнастике. Также на лекториях родители получают ценные рекомендации по выполнению домашних заданий с детьми, организации рабочего места ребенка, способах повышения мотивации ребенка к выполнению заданий логопеда. По окончании лектория, проводится анкетирование родителей с целью - выявить, сколько времени родители уделяют своим детям, располагают ли они желанием для занятий с ребенком, считают ли они необходимым получать игровые задания от логопеда или ограничиваются занятиями, проводимыми внутри сада. Практика проведения подобных семинаров показала – родители стали внимательными к речи детей, более осведомленными в вопросах развития детской речи, повысился интерес к процессу выполнения игровых заданий логопеда.
Систематическое выполнение основных задач логопедической работы в ДОУ, вариативное использование традиционных – базовых форм и методов в планировании логопедической работы с детьми, активное включение родителей и воспитателей в процесс развития речи значительно способствуют повышению результативности коррекционно-развивающего обучения.
Учитель-логопед: Халапова Анна Константиновна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему:"Интегрирование современных образовательных интернет-ресурсов в практику преподавания английского языка ". (к вопросу организации самостоятельной работы студентов)
В настоящее время основной задачей вуза является формирование личности студента как активного субъекта учебной деятельности, его всесторонней подготовки к непрерывному процессу образования...
"Организация логопедической работы в общеобразовательном учреждении"
Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Проблемы с речью, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются и могут со...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Статья рассматривает вопросы здоровьесберегающих технологий в практике учителя-логопеда...
Работа с родителями. Организация логопедической работы дома.
Материал к разделу "Работа с родителями". Представляет собой консультативный материал по проведению логопедического занятия дома, выполнение заданий логопеда....
Рекомендации по организации логопедической работы в специальном(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида
Рекомендации по организации логопедической работы в специальном(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида...
Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)
Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС
Актуальные вопросы организации воспитательной работы в общеобразовательной организации в рамках обновленных ФГОС...