Рабочая программа коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

1.     Пояснительная записка

2.     Цели и задачи программы

3.     Методологические и теоретические основы программы

 

4.     Организация работы по программе

 

5.     Этапы работы по программе

 

6.     Содержание программы

 

7.    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

 

8.     Планируемые результаты логопедической помощи

 

9.     Система оценки достижения планируемых результатов

 

10.     Методическое обеспечение программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._uo.doc147.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Расловская средняя общеобразовательная школа

Судиславского района Костромской области"

                                                 

                                                                         

СОГЛАСОВАНО

зам.директора по УВР

_____________________

«__»_____________________201__год

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ "Расловская СОШ"

____________________

«__»______________________201__год

Рабочая программа

коррекционных логопедических занятий для обучающихся 1-7 классов с умственной отсталостью

период реализации 2017 – 2018 гг

     

п. Раслово, 2017

  1. Пояснительная записка

Умственное и речевое развитие учащихся тесно связаны между собой. Формирование речи основывается на развитие познавательной деятельности. Интеллектуальная недостаточность отрицательно сказывается на речевом развитии обучающихся.

Логопедическая работа с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, обусловленными умственной отсталостью, вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребенка, направленной на изменение самого себя - субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения.

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности; усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Нарушения речи у большинства учащихся, обучающимися по специальной коррекционной программе VIII  вида, носят характер системного недоразвития, т е страдает речь как целостная функциональная система. При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй. У обучающихся отмечается несформированность как импрессивной, так и экспрессивной речи. В большинстве случаев у учащихся наблюдаются нарушения как устной, так и письменной речи.

Несформированность фонетико-фонематической и лексико- грамматических сторон речи, а также фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смешения и замены букв, а также неумение правильно применять при письме некоторые грамматические правила. Так, некоторые учащиеся не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются  в определении безударной и в подборе проверочного слова, допускают ошибки в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов. Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. При письме наблюдаются следующие ошибки:  

 -Неправильное употребление падежных окончаний;

- Замена формы единственного числа имён существительных формой множественного числа и наоборот;

- Ошибки в согласовании имён существительных с именами прилагательными в роде, числе и падеже;

- Ошибки в управлении и согласовании в словосочетаниях и предложениях;

- Пропуск и замена букв.

При умственной отсталости в различной степени нарушены многие уровни порождения речевого высказывания: смысловой, языковой, сенсомоторный. При этом наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные сложные уровни (смысловой, языковой), требующие сформированности операций анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения и сравнения. Сенсомоторный уровень речи у умственно отсталых детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства умственно отсталых школьников происходит коррекция нарушений фонетической стороны речи, полное устранение нарушений фонетической стороны речи. В то же время языковой и смысловой уровни развития речи у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень форсированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения. Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

Кроме того, весь процесс логопедической работы должен быть направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы с обучающимися с УО так же являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1 - 3 классах, необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики.

В связи с вышесказанным логопедическая работа с учащимися С УО, занимает важное место в процессе коррекции нарушений их развития.

В процессе коррекционных занятий обучающиеся учатся правильно строить высказывания, развивают письменную речь, учатся применять правила на практике, обогащают словарный запас, расширяют кругозор, тактильное, слуховое и зрительное восприятие.

Теоретической основой  для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Данная рабочая программа построена в соответствии с:

 1. «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 1-4классы» под редакцией В.В. Воронковой по письму и развитию речи, Просвещение, 2012г.

2. «Программой специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В. Воронковой по письму и развитию речи, ВЛАДОС 2012г.;

3. ФЗ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья».

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: исправление нарушений устной и письменной речи учащихся с умственной отсталостью, способствующее успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации обучающихся.

Основные задачи программы:

- развитие слуховых, зрительных, психомоторных, пространственных способностей обучающихся;

- развитие психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:

  • устойчивости внимания;
  • наблюдательности; -
  • способности к запоминанию;
  • способности к переключению;
  • навыков и приемов самоконтроля;
  • познавательной активности;

- развитие фонематического слуха;

- формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- совершенствование грамматической правильности речи;

- совершенствование разговорной (диалогической) и контекстной (монологической) форм речи;

- совершенствовать координацию мелких движений пальцев рук и кистей, а также общей моторики;

- развитие коммуникативных навыков посредством повышения уровня общего речевого развития обучающейся.

  1. Методологические и теоретические основы программы

Как и любая программа данная программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

- гуманизма - вера в возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;

- системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Не менее важными методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились зарекомендовавшие себя в науке разработки научных представлений о различных формах речевых нарушений и создание эффективных методик их преодоления Р.Е Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С.Выготского, А.Р.Лурии и А.А Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

Методы реализации задач программы.

- по способам подачи речевого материала:

а)        репродуктивный (выполнение системы упражнений);

б)        проблемное изложение (объяснение материала для расширения проблемной ситуации, логические упражнения);

в)        частично-поисковый (творческое использование речевых средств, алгоритмизация, конструктивные упражнения);

- по источнику знаний:

а)        практические (упражнения тренировочные, подражательно-исполнительские, коррекционные, творческие; игры дидактические, сюжетно-ролевые, деловые; моделирование; тренировки для мелкой и общей моторики; работа с учебной и справочной литературой);

б)        наглядные (графические, символические, иллюстративные, натуральные);

в)        словесные (слово, рассказ логопеда, беседа сообщающая, воспроизводящая); анализ речи: фонетический, морфологический, синтаксический разборы.

  1. Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся с УО VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. На индивидуальные занятия отводится, как правило,  15 – 20 минут. Занятия проводятся один -два раза в неделю.

С 1 по 15 сентября в каждом классе проходит обследование речи обучающихся и вновь прибывших учащихся для определения приоритетных направлений в коррекционно-логопедической работе на данный учебный год.

С 16 по 30 мая проводится повторное обследование речи учащихся для определения направлений в коррекционно-логопедической работе на следующий учебный год.

Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по письму и развитию речи и особенностей речевого дефекта обучающихся.

В структуру занятия могут входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;

- формирование фонематических процессов;

- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;

-работа по формированию грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью;

- обогащение и активизация словарного запаса.

Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает, в основном, повторение лексической тематики в каждом классе, но на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

Курс коррекционно-логопедической работы рассчитан на 7 лет и составляет ежегодно:

1 – 3 классы – 4 раза в неделю;

4 – 5 классы – 3 раза в неделю;

6 – 7 классы – 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

Обучающиеся, нарушения речи которых исправляются раньше окончания срока обучения, выпускаются под наблюдение учителя.

  1. Этапы работы по программе

    I этап: 1 – 3 класс. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

    II этап: 4 – 5 класс. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи. 

    III этап: 6 – 7 класс. Восполнение пробелов в развитии связной речи. Работа по третьему этапу может проводиться и 8-9 классах.

    Требования к уровню подготовки обучающихся.

     I этап: 1 – 3 классы. К концу 1 этапа учащиеся должны

знать:

  • артикуляцию всех звуков родного языка, все буквы алфавита;
  • признаки гласных и согласных звуков;
  • правило написания предложения;
  • правила переноса слов;
  • обобщающие понятия и словарь по основным изученным лексическим темам;
  • правила правописания гласных после шипящих;

уметь:

  • анализировать слова по звуковому составу;
  • чисто произносить все звуки речи;
  • различать ударные и безударные гласные, парные согласные, твердые и мягкие, Р-Л, согласные сходные по акустическим и оптическим признакам;
  • делить слова на слоги, пользоваться переносом;
  • выделять предложения из текста;
  • определять количество звуков в слове, место звука, пользуясь числовым рядом;
  • ориентироваться в пространстве и времени;
  • составлять короткий рассказ по плану;
  • восстанавливать нарушенный порядок слов в предложениях;
  • сравнивать, классифицировать, обобщать.

II этап: 4 – 5 классы. К концу 2 этапа учащиеся должны

знать:

  • алфавит, признаки гласных и согласных звуков;
  • словарь, обобщающие понятия по основным лексическим темам;
  • четко знать, определять и называть временные и пространственные представления;
  • правила переноса слов, проверки сомнительных согласных, безударных гласных, состав слова.

уметь:

  • четко произносить в речи все звуки;
  • анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове)
  • различать звуки и буквы, гласные – согласные, звонкие – глухие, оптически сходные, твердые – мягкие, аффрикаты;
  • подбирать группы родственных слов (несложные случаи);
  • разбирать слова по составу;
  • строить простое распространенное предложение, устанавливать связь между словами по вопросам;
  • правильно пользоваться предлогами, различать приставки и предлоги;
  • владеть практическими способами словообразования и словоизменения;
  • выделять имя существительное как часть речи.

III этап: 6 – 7 классы. К концу 3 этапа учащиеся должны

знать:

  • правильное название букв алфавита;
  • части речи;
  • состав слова.

уметь:

  • полноценно разбираться в звуковом составе слова, используя навыки анализа и синтеза;
  • читать правильно, осознанно, выразительно целыми словами, используя логические ударения, читать «про себя»;
  • выделять главную мысль;
  • пересказывать полно и выборочно по плану;
  • подбирать группы родственных слов;
  • различать части речи;
  • строить и распространять простые предложения и предложения с однородными членами;
  • образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
  • различать предлоги и приставки; устанавливать причинно-следственные связи;
  • выделять предложения из сплошного текста;
  • составлять предложения из слов, словосочетаний;
  • письменно отвечать на вопросы;
  • работать с деформированным текстом.

  1. Содержание программы

I этап: Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

1класс.

Развитие общей и речевой моторики. Развитие ритма и речевого дыхания. Закрепление правильного дыхания в процессе речи. Работа над силой голоса. Развитие мелкой моторики. Знакомство с органами артикуляции. Профиль. Коррекция зрительного и слухового внимания и восприятия звуков окружающей действительности и звуков речи. Узнавание и вычленение звуков гласных и согласных в разных позициях в слове. Определение места звука в слове (начало, конец, середина). Формирование артикуляционной базы речи. Постановка нарушенных звуков. Автоматизация поставленных звуков. Уточнение произношения всех остальных звуков речи. Формирование пространственных и временных представлений. Дифференциация звуков и букв: гласных – согласных, твердых – мягких, звонких – глухих. Работа над слоговой структурой слова. Дифференциация акустически и оптически сходных звуков и букв. Знакомство с предложением, словом, слогом, звуком, буквой. Работа со схемами предложений, слогов, слов. Работа над графическими изображениями печатных, прописных и строчных букв. Употребление предлогов В, НА. Накопление словаря (по программе развития речи в классе). Индивидуальная работа (по необходимости)

Вся коррекционно-логопедическая работа на этом этапе строится с учетом прохождения букв в 1 классе и лексического материала по предмету «Развитие речи».

В конце учебного года проводится проверка эффективности коррекционно-логопедической работы (проверка техники чтения и письма).

2 -3 классы.

Дальнейшая работа по развитию ручной моторики, речевого дыхания и голоса, артикуляции, слухового восприятия и внимания к звуковой стороне речи. Продолжение работы по постановке и автоматизации нарушенных звуков. Уточнение пространственных и временных представлений, определение последовательности в пространстве. Узнавание и вычленение гласных и согласных звуков в разных позициях в слове. Анализ слов с опорой на цифровой ряд.

Гласные звуки и буквы, сходство и различие. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Обозначение мягкости согласных гласными 2 ряда и буквой Ь. Слогообразующая роль гласных. Ударение. Работа со схемами слов, над слоговой структурой слова.

Дифференциация парных согласных, твердых и мягких, Р-Л. Правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Дифференциация свистящих – шипящих, аффрикат. Дифференциация оптически сходных букв. Словообразование. Практическое знакомство с существительными, употребленными в разных падежах. Подбор к предмету действий и признаков. Многозначность слов, антонимы, сравнение предметов и признаков (простые случаи).

Формирование простого предложения.

Построение, составление из слов, изменяя слова по смыслу; дополнение предложений; ответы на вопросы, пользуясь словами вопроса. Накопление словаря слов, по темам, изучаемым в классе. Развитие связной речи (восстановление несложного деформированного текста; последовательное расположение предложений по смыслу; коллективное составление коротких рассказов по картинкам, опорным словам с последующей записью под руководством логопеда).

II этап: Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи и фразовой речи.

4-5 кассы.

Гласные 1 и 2 ряда, сходство и различие, дифференциация. Различение гласных, сходных по акустическим и оптическим признакам. Ударение, безударные гласные. Морфологический состав слова. Корень, окончание. Суффиксальный и префиксальный способы образование слов. Безударные гласные в корне. Предлоги. Различение приставок и предлогов. Парные согласные, оглушение согласных. Оптически сходные согласные. Дифференциация свистящих и шипящих, аффрикат. Формирование навыков анализа и синтеза (схемы слов, место звука, преобразование слов добавлением слогов, убавлением, заменой букв). Обогащение и уточнение словаря за счет: сравнения предметов, классификации, установления элементарных зависимостей, расширение круга имен собственных, образование родственных слов. Переносное значение слов. Синонимы, антонимы, многозначность слов. Практическое усвоение частей речи и их основных грамматических признаков, образование одной части речи от другой.

Работа над предложением. Членение речи на предложения. Составление и распространение предложений. Установление связи между словами в предложении по вопросам, установление нарушенного порядка слов в предложении.

Связная речь. Описание предметов, явлений природы с использованием слов, изученных на занятиях. Составление небольшого рассказа по картине, по серии картин, по материалам наблюдений. Восстановление несложного текста по вопросам, деформированный текст. Выражение связей и отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых наречий. Разнообразные задания по формированию правильного, осознанного и выразительного чтения. Диалоговая речь.

III этап: Восполнение пробелов в формировании связной речи.

6 – 7 классы.

Устранение нарушения чтения и письма. Дифференциация смешиваемых звуков и букв. Закончить формирование сложных форм фонематического анализа. Логически-поисковые задания. Разнообразные задания по формированию навыка чтения. Дифференциация приставки и предлога. Работа над составом слова, безударными гласными, парными согласными (подбор проверочных).

Накопление словаря за счет прилагательных, глаголов и наречий.

Работа над предложением. Составление и распространение предложений. Распространение однородных членов предложения. Практическое усвоение составления сложных предложений без союзов и с союзами. Постановка вопросов к предложению, к определенному слову в предложении, к тексту с последующей записью.

Связная речь. Работа с более сложным деформированным текстом. Изложение текста с изменением числа, лица, времени. Продолжение рассказа по данному началу. Составление рассказа по опорным словам. Устные сочинения с дополнением последующих и предыдущих событий.

  1. Основные требования к знаниям и умениям учащихся

1 класс.

Учащиеся должны уметь:

  • различать на слух и в произношении звуки,
  • слушать небольшую сказку, загадку, рассказ,
  • отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, используя поставленные звуки, знать наизусть 3-4 стихотворения,
  • придумывать слова на заданный звук.

Учащиеся должны знать:

  • своё имя, фамилию, имя и фамилию родителей, свой адрес, проезд к дому, школе;
  • названия предметов из ближайшего окружения, узнавать их среди других предметов и на картинках;
  • названия основных цветов, форму, размер предмета;
  • названия дней, частей суток, времена года;
  • наизусть 3-4 стихотворения, разученных с голоса учителя.

2 класс

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слова по слоговому и звуковому составу,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • различать твердые и мягкие согласные,
  • придумывать слова  из 3-5 букв.

Учащиеся должны знать:

  • все буквы русского алфавита;
  • правописание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,
  • употребление большой буквы в именах людей кличках животных,
  • написание предложения (начало с большой буквы конец предложения точка),
  • придумывать слова на заданные звуки.

3   класс.

Учащиеся должны уметь:

  • анализировать слово по слоговому и звуковому составу, определять количество и последовательность звуков и место звука в слове,
  • различать звонкие и глухие согласные
  • различать свистящие и шипящие согласные.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв,
  • парные звонкие и глухие согласные,
  • твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),
  • знать вопросы к словам предметам,
  • знать вопросы к словам действиям.

4   класс

Учащиеся должны уметь:

  • различать пары звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство,
  • различать буквы, имеющие кинетическое сходство,
  • ставить ударение,
  • строить слоговую и побуквенную схему слова,
  • выделять родственные слова из текста.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв,
  • парные звонкие и глухие согласные,
  • твердые и мягкие согласные (гласные которые их образуют),
  • как проверить  безударную гласную в корне слова,
  • знать вопросы к словам (предметам, действиям и признакам).

5  класс

Учащиеся должны уметь:

  • пользоваться суффиксальными и приставочными способами словообразования,
  • выполнять морфемный анализ и синтез слов,
  • выделять родственные слова из текста.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,
  • название букв русского алфавита,
  • падежи и вопросы к ним,
  • вопросы к именам существительным,
  • вопросы к именам прилагательным,
  • вопросы к словам действиям.

6  класс

Учащиеся должны уметь:

  • различать гласные I и II ряда,
  • дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме,
  • различать гласные и согласные,
  • строить правильно предложения,
  • находить главные второстепенные члены предложения,
  • составлять рассказ ( по картине, по серии сюжетных картин или на тему данную учителем, например, «Лето», «Каникулы» и тд.).

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,  
  • падежи и вопросы к ним,
  • что такое имя существительное, имя прилагательное (вопросы к ним),
  • что такое глагол,
  • что такое личное местоимение (уметь их употреблять).

7 класс

Учащиеся должны уметь:

  • дифференцировать звонкие и глухие согласные на слух и на письме,
  • различать гласные и согласные в слове на слух,
  • правильно строить  предложения,
  • находить главные второстепенные члены предложения,
  • составлять рассказ ( по плану),
  • писать изложения и сочинения.

Учащиеся должны знать:

  • алфавит,  
  • падежи и вопросы к ним,
  • что такое имя существительное, имя прилагательное (вопросы к ним),
  • что такое глагол,
  • что такое личное местоимение (уметь их употреблять),
  • что такое имя числительное (уметь их употреблять),
  • правила оформления деловых бумаг (заявления, объявления, объяснительная, план к изложению и тд.).

  1. Планируемые результаты логопедической помощи

Требования стандарта.

Планируемые результаты.

Система оценки результатов.

Коррекционный курс "Логопедические занятия".

Основные задачи реализации содержания:

Формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Развитие и совершенствование грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма).

1 Правильно произносить звуки в устной речи.

2 Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

Использование различных видов устной речи

- разговорно-диалогической,

-описательно-повествовательной.

3Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

4Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.

5Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

5 Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

6 Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.

7 Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил.

8Овладение основами грамотного письма.

Нет результата:

1 - балл  действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем;

Минимальный уровень:

2 - балла ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи;

3- балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;

Достаточный уровень:

4 - балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя;

5  - баллов ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;

самостоятельно применяет действие в любой ситуации.

  1. Система оценки достижения планируемых результатов

Жизненная компетенция обучающихся воспитанников.

Личностные результаты.

Предметные результаты.

1 осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2 формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

6 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

9 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

12 формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

13 формирование готовности к самостоятельной жизни.

1 Правильно произносить звуки в устной речи.

2 Коммуникативно-речевые умения, необходимые для обеспечения коммуникации в различных ситуациях общения.

Использование различных видов устной речи

- разговорно-диалогической,

- описательно-повествовательной.

3Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач;

4Расширение представлений об окружающей действительности и развитие на этой основе лексической, грамматико-синтаксической сторон речи и связной речи.

5Уместное использование этикетных речевых выражений; знание основных правил культуры речевого общения.

5 Использование знаний в области русского языка и сформированных грамматико-орфографических умений для решения практических задач.

6 Осмысление значимости речи для решения коммуникативных и познавательных задач.

7 Осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи. Участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил.

8Овладение основами грамотного письма.

Основное направление оценочной деятельности:

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

1.  Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

2. Смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?— и уметь на него отвечать;

3. Нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

-  планирование —   определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

-  контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-  коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

-  оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

-  саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

1. Общеучебные универсальные действия:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

2. Логические универсальные действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

-  формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Методическое обеспечение программы

  1. Аксёнова А.К., Якубовская Э.В.. Дидактические игры на уроках русского языка в 1-4 классах вспомогательной школы. – М.: «Просвещение», 1987.
  2. Бакисова Л.О. « Система работы по развитию устной и письменной коммуникации у детей с ОВЗ. 1-4 классы: рабочие программы, индивидуальные и групповые занятия». Волгоград, изд. «Учитель», 2015г. 
  3. Барылкина, Л.П.» Эти трудные согласные». – М:, « 5 за знания» 2005 г.
  4. Безруких М.М., Ефимова С.П.. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучению письму. – Тула, 1997.
  5. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-логопедические занятия с младшими школьниками. – Волгоград: «Панорама», 2006.
  6. Гайдина Л.И. Обухова Л.А. Логопедические упражнения. 1-4классы. М., «ВАКО», 2007г. .

Логопедия/ под ред. Л.С.Волковой – М.: «Просвещение», 1989.

  1. Грибова, О.Е. «Технология организации логопедического обследования». –     М:,  « Айрис дидактика», 2007 г.
  2. Елецкая,О.В., Горбачевская,Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе». – М:, «Творческий центр»,2005 г.
  3. Ефименкова Л.Н.. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: «Просвещение», 1991.
  4. Жукова, Н.С. «Логопедия». – Екатеринбург:, « АРДЛТД»,1998 г.
  5. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: «Владос», 1999.
  6. Лопухина, И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи». – М:, «Аквариум», 1996 г.
  7. Морозова, И.А., Пушкарёва, М. А. «Подготовка к обучению грамоте». – «Мозаика-синтез», 2007 г.
  8. Пожиленко,Е.А. «Волшебный мир звуков и слов». – М:, «Владос» - 2003 г.
  9. Садовникова, И.Н. «Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников». – М:, «Владос», 1995 г.
  10. Сахарова И.И. «Чистоговорки в картинках». – М:, «Творческий Центр Бриз», 2008 г.
  11. Смирнова, Л. Н. «Логопедия. Играем со звуками». – М:, «Мозайка», 2004г.
  12. Фомичёва,М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». – М:,  «Просвещение» , 1981 г.
  13. Ханьшева, Г. В. «Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения». - Ростов- на-Дону:, «Феникс»,  2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью (1-3 классы)

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 5 -9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития),

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1-9 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 201...

Адаптированная комплексная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ (с задержкой психического развития), Срок реализации программы: 2022-2023 учебный год.

Адаптированная  комплексная рабочая программакоррекционно – развивающих занятий для обучающихся 1 -4 классов для детей с ОВЗ(с задержкой психического развития),Срок реализации программы: 20...

Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Рабочая программа для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью...

Рецензия на методическую разработку "Рабочая программа по физическому воспитанию для обучающихся 1-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Рецензия на методическую разработку "Рабочая программа по физическому воспитанию для обучающихся 1-4 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" представлена на Междунар...