Философия инклюзивного образования: ценностные ориентиры.
статья на тему

Гроцкая Елизавета Николаевна

 Философия инклюзивного образования: ценностные ориентиры.

Все дети нуждаются в безусловной любви, безусловном принятии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Философия инклюзивного образования: ценностные ориентиры.

Гроцкая Е.Н.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 121 комбинированного вида»

Любовь — это не обязательно дети, но дети — это обязательно любовь./Народная пословица/

Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми.

Оскар Уайльд

Первая проблема родителей - научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая - найти это приличное общество.

Роберт Орбен.

Рождение ребёнка – это рождение надежд. Во всяком случае, нередко это именно так, если родители любят своё чадо. Наверное, многие из нас помнят, как мечталось при появлении ребёнка, что он будет способным, умным, ярким … С какими жадностью и трепетом в первые годы его жизни мы выискивали в нём желаемые черты. И как были счастливы, если наши надежды оправдывались.

Но к великому сожалению, бывает, что  ситуация для родителей складывается совсем не в соответствии с их ожиданиями. Ребёнок, это любимое существо, оказывается малоспособным или с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Несмотря на интеллектуальную, психофизиологическую разность, все дети нуждаются в безусловной любви, безусловном принятии. Каждый из них имеет право на полноценную жизнь, обучение и образование, быть услышанным, быть принятым в общество и стать его частью. На мой взгляд, именно в этих естественных, гуманных истинах и есть ценность инклюзивного образования, его особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса.

Вспомним: термин "философия " в переводе с греческого языка означает ЛЮБОВЬ К МУДРОСТИ (филео - люблю, тсофия - мудрость).

Я понимаю мудрость инклюзии как систему мер, процедур, программ, правил и действий, творческих открытий, которые создают среду, где разнообразие человеческих потребностей и ценностей не мешает, а способствует успеху каждого участника этого процесса.

Вспоминается старая притча про ежей. Зимой ежи собирались в своих норках и, пытаясь спастись от холода, сбивались в кучки, стараясь прижаться, друг к другу как можно ближе. Но колючки впивались в соседей – приходилось отодвигаться. Тогда опять становилось холодно. Нужно было научиться найти то оптимальное расстояние, при котором всем тепло, но чужие колючки можно терпеть.

Возможно, инклюзивное образование поможет людям найти это правильное расстояние, помогающее жить в постоянном ощущении друг друга, но каждому своим поведением не доставлять неудобства другим.

Более того -проявлять способности к сопереживанию, проявлять чувства эмоционального реагирования на трудности и проблемы друг друга, культурно выражать собственные чувства и эмоций, владеть устойчивым нравственным поведением в отношениях, всем тем, что несовместимо с ненавистью, злобой, цинизмом, насилием.

Всем известны принципы государственной политики в области образования - это «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека», а также принцип «свободного развития личности».

Важной категорией, через которую следует осуществлять гуманистический подход в решении данных принципов, является – добро, так как  в нём синтезируются два начала: этическое – как крепкий нравственный стержень и философское, которое позволяет быть свободным от догм и творчески настроенным человеком. Это позволяет не сужать, а расширять рамки взаимодействия с детьми. Существует мнение, что русский человек обладает особенно чутким различением добра и зла, зорко подмечает несовершенство поступков, нравов и убеждений, и не перестаёт искать совершенное добро. Будем надеяться, что внедрение новых образовательных стандартов, закрепление инклюзивных тенденции на уровне государственной политики – и есть не очередной трудно-принимаемый широкой общественностью и педагогическим сообществом эксперимент, а жизненно необходимый поиск добра, прежде всего, в интересах наших детей.

Очевидно, что для формирования большинства личностных качеств, лежащих в основе нравственности и толерантности, оптимален дошкольный возраст, поскольку именно в этот период: происходит интенсивное психическое развитие детей; начинает проявляться интерес к сфере социальных отношений, освоению культурных норм и правил поведения; начинают развиваться произвольность и саморегуляция; становится самоценным общение со сверстниками; появляется потребность в сотрудничестве с другими людьми, в признании и уважении с их стороны; появляется готовность к взаимопомощи и сочувствию, умение сдерживать свои негативные побуждения и конструктивно решать конфликтные ситуации.

 Ученые и практики разрабатывают программы тренингов, направленных на формирование у дошкольников толерантного отношения к людям с инвалидностью и сверстникам с ограниченными возможностями здоровья. Тренинговые занятия включают беседы о людях с ограниченными возможностями здоровья, элементы сказкотерапии, чтение и обсуждение литературных произведений, упражнения на формирование готовности к взаимопомощи и сочувствию, самоконтроля и саморегуляции, уверенности в себе и мн.др.

Для формирования перечисленных компонентов важно использовать широкий спектр педагогических и психологических ресурсов. При этом необходимо помнить, что воспитание – имеет основополагающее значение, или категорийное, как говорят философы. К пониманию этого слова человек идёт всю жизнь, если он не покорный исполнитель чьих-то замыслов, а личность, преобразующая мир и себя. Среди многочисленных определений слова «педагогика», наиболее предпочтительным я считаю определение писателя и педагога С.Л.Соловейчика: педагогика – это наука об искусстве воспитания. Ибо , как и всякое искусство, оно (воспитание) рождается и развивается в ситуациях непредсказуемых, где всегда остаётся простор для творчества, для искусства.

Истории известен один замечательный эпизод из жизни Гёте. Было ему лет шесть или семь. Вольфганг сидел дома один, родители куда-то ушли. Он слонялся по дому, не зная, чем себя занять. Недавно родители подарили ему игрушку – набор кухонной посуды – глиняные тарелочки, чашечки. Вольфганг поиграл немного в эту игру, ему опять стало скучно, и как бы совершенно случайно он взял и выбросил в окошко глиняную тарелочку. Она разбилась о мостовую, и это ему очень понравилось. Тогда он взял другую тарелочку и тоже выбросил её в окошко. Она также разбилась, что привело Гёте еще в больший восторг. Он стал выбрасывать в окошко одну за другой тарелки и чашки, и каждый раз звон разбивавшейся посуды усиливал его радостное возбуждение. Наконец вся игрушечная посуда кончилась, выбрасывать больше было нечего. И тогда Вольфганг подошёл к буфету, достал оттуда мамину посуду  и также стал бросать её в окно. Мамина посуда также прекрасно разбивалась о мостовую. Когда родители вернулись домой, то ни одной целой тарелки, ни одной чашки не осталось. Вся улица была усеяна осколками.

Эпизод стал как бы семейной реликвией. Его часто рассказывали в доме Гёте, и главное, отношение всех к этому событию было каким-то радостным и праздничным.

Если бы такое случилось сейчас? Вряд ли бы мы смогли так благожелательно отнестись к подобному поступку нашего ребёнка. То ли посуда у нас сейчас ценится дороже ребёнка, его чувств, переживаний, то ли по каким-либо другим причинам, а жаль! Разве не пример для подражания образ жизни семьи, в которой родители создали вокруг ребёнка такую живительную среду, чтобы ребёнок мог развиваться сам, активно строя свою единственную в мире личность.

Вспоминаю: «Ребенок больше всего нуждается в вашей любви как раз тогда, когда он меньше всего её заслуживает»/ЭрмаБомбек/.

Я понимаю философский смысл инклюзивного образования – как творческую задачу, искусство для решения её и воплощение в жизнь людьми широкой души. И пусть будет не надеждой, а истиной утверждение: «и вы, и ваш ребёнок – единственные в мире, и ваш ребёнок – самый лучший ребёнок в мире!»

1. В.Е.Храпов. Кто воспитывает воспитателя? Ю.Ф.Олещук. Труд души. //Педагогический факультет.М.-1998

2. Старовойт Н. В. Инклюзивная культура образовательной организации: подходы к пониманию и формированию // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 8. – С. 31–35.

3. Росс Кэмпбелл. Как на самом деле любить детей. М. Максимов. Не только любовь//Педагогический факультет. М.- 1990

4. Попова, Е.И. Воспитание толерантности к людям-инвалидам в период дошкольного детства / Е.И. Попова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2011. – № 2-4.

5. Пособие по проведению «Уроков доброты» со школьниками младших классов / авт.-сост. Е. Выговская, Ю. Симонова, Н. Хлудов, С. Прушинский, М. Перфильева; ред.-сост. О. Пестрякова. – М.: Изд. РООИ «Перспектива», 2012. – 44 с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Философия инклюзивного образования: ценностные ориентиры.

Слайд 2

Любовь – это не обязательно дети, но дети – это обязательно любовь ! (Народная пословица) Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми. (Оскар Уайльд) Первая проблема родителей – научить детей, как вести себя в приличном обществе; вторая – найти это приличное общество. (Роберт Орбен)

Слайд 11

Немецкий писатель, философ, естествоиспытатель Произведения Гёте, признаны шедеврами мировой литературы.

Слайд 13

«И вы и ваш ребёнок- единственные в мире, и ваш ребёнок- самый лучший ребёнок в мире!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Ценностные ориентиры нового стандарта математического образования

В данной статье акцентируются ценностные ориентиры математического образования, которые являеются  одними из составляющей новых стандартов основного общего образования....

Ценностные ориентиры современного образования.(статья)

Статья о ценностных ориентирах современного образавания с учетом ФГОС...

«Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности через компетентностный поход в музыкальном образовании в условиях ФГОС»

Компетентностный подход – это готовность использовать полученные знания и умения в незнакомой жизненной ситуации.Это принципиально новый подход в обучении. Однако его можно рассматривать как логическо...

инклюзивное образование: современная философия образования.

в материале отражаются  основные требования стандартов для работы с детьми по легкой умстенной отсталости, особенности физиологии таких детей и перечень наиболее применимых заданий для достижения...

Ценностные ориентиры школьного образования

Материал рекомендован классным руководителям....

«Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»

laquo;Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»...