Ценностные ориентиры современного образования.(статья)
статья по истории на тему

Керик Валентина И вановна

Статья о ценностных ориентирах современного образавания с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsennostnye_orientiry_sovremennogo_obrazovaniya.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностные ориентиры современного образования

В.И.Керик учитель истории и обществознания                                                               ГБОУ ЦО №173 Петроградского района г.Санкт-Петербург

Наше общество за последние десятилетия стремительно меняется. Меняется модель поведения и ценностные ориентиры современного общества. Образование не может остаться в стороне от этих процессов. Естественно, происходят изменения и в представлениях о целях, образования и  путях их реализации. От признания необходимости знаний, умений и навыков,  как основных итогов образования, пришло понимание обучения, как процесса подготовки учащихся  к реальной жизни, готовности занять активную жизненную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать в группе, быть готовым к переучиванию, быстром реагировании к требованиям современного рынка труда.

Образовательное учреждение должно выполнять  обязательства по решению задач государственного образовательного  стандарта нового поколения, которые направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное воспитание, социализацию, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся,  создание основы  для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей. Саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Целью реализации основной образовательной программы является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником общеобразовательной школы (личностные, предметные и метапредметные), целевых установок, знаний, умений и компетенций, определяемых личностными. Семейными. Общественными, государственными потребностями и возможностями учащихся, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Образовательное учреждение осуществляет деятельность по реализации определенных целей и задач образования:                                                                                                                                    

  • Оптимальное развитие каждого учащегося на основе педагогической поддержки и его индивидуальности в условиях специально организованной учебной деятельности;
  • Обеспечение качественного образования на основе дифференциации обучения;
  • Формирование основ творческой, проектной и исследовательской деятельности в различных областях науки и практики;
  • Формирование учебной деятельности учащихся: умения учиться, наличия развитых познавательных интересов, внутренней мотивации,элементарных рефлексивных качеств.

Ценностные ориентиры современного конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования, выраженный в требованиях к результатам освоения основной образовательной программы и отражают следующие целевые установки системы общего образования:  

  • Формирование основ гражданской идентичности личности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ, историю, осознание ответственности перед обществом. Восприятие мира как единого целого при разнообразии культур, национальностей, религий;
  • Формирование психологических условий развития общения и сотрудничества: доброжелательность, готовность к сотрудничеству, оказанию помощи нуждающимся; уважение к окружающим, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
  • Развитие умения учиться: стремление к самообразованию и самовоспитанию: развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности. Мотивации познания и творчества, формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
  • Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности: формирование самоуважения, готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичность к своим поступкам и умение адекватной самооценки; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; формировании умения противостоять влияниям, представляющим угрозу здоровью и жизни, умение уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
  • Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: принятия и уважения ценностей семьи, коллектива, и общества; ориентация в нравственном содержании собственных поступков, поступков окружающих, развития этических чувств (стыда, совести, чувства вины) как регуляторов морального поведения.

В основе реализации образовательной программы лежит системно-деятельный подход. Образование является фундаментом последующего периода жизни. Это касается формирования  универсальных учебных действий (УУД),обеспечивающих умение учиться. Современные ценностные ориентиры образования призваны решать главную задачу – закладывать основу формирования учебной деятельности ребенка, включающую систему учебных и познавательных мотивов. Умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и результаты.

Особенностью содержания современного образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространять общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности учащихся.

При определении стратегических задач, должны учитываться индивидуальные особенности в познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышления, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями учащихся.

Успешность образовательного процесса связана и с активной позицией учителя, выбора им условий и методик обучения, использованием здоровьесберегающих технологий, применением в обучении образовательных технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата ценностных ориентиров у подростков, ведущая к суициду. Совершенствование деятельности классного руководителя в сфере профилактики суицидального поведения несовершеннолетних

Как правило, в 90 процентах суицидальное поведение подростков – это привлечение к себе внимания, и только в 10 процентах – это уход из жизни.Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь сохранить и кул...

Ценностные ориентиры современной молодёжи

Молодежь – это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.Социальные особенн...

Статья "Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества"

Статья на международную научно-практическую конференцию. Молодежь и трансформация ценностных ориентиров современного общества...

Роль интернет технологий в современном образовании. Статья

В современном мире роль интернет-технологий и массовых коммуникаций во всех сферах жизни общества чрезвычайно велика. Интернет-революция не обошла стороной и систему образования. Внедрение электронных...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...

Родительское собрание «Формирование ценностных ориентиров в развитии личности современного школьника»

В современном российском обществе идет модернизация образования, сопровождающаяся переосмыслением, переоценкой и утверждением новых ценностей. Значительные преобразования затронули и общее образование...

«Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»

laquo;Ценностные ориентиры семьи и школы в условиях современного образования.»...