Нарушение слоговой структуры слова у детей с ЗПР. Приемы работы.
статья на тему
В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова. Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя оптимальные приемы работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_o_narushenii_slogovoy_struktury.docx | 17.18 КБ |
Предварительный просмотр:
НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ЗПР.
ПРИЕМЫ РАБОТЫ.
Мариловцева А.А., учитель- логопед ГБДОУ Детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт- Петербурга
В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова.
Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя оптимальные приемы работы.
Слоговая структура - характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.
Слог является минимальной единицей речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица.
В работах практического характера С.Е. Большаковой, Н.С.Четвертушкиной, Т.А.Ткаченко, Н.В.Курдвановскоц, Л.С.Ванюковой, Г.В.Бабиной, Н.Ю.Шариповой, Т.А.Титовой- показаны различные научно- методические подходы в коррекции звуко- слоговой структуры слова у детей.
Агранович З.Е. считает: «Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.»
Во время своей работы с детьми ЗПР я столкнулась с их психофизическими особенностями. Недостатком способности к умственному восприятию и переработке внешней информации ребенка является: плохая память (с трудом запоминают информацию), несообразительность, проблемы внимания (отвлекание на несущественные или посторонние детали), речевые трудности и отсутствие желания обучаться.
В связи с этим в своей в работе над нарушением слоговой структуры подбираю технологии личностно- ориентированного подхода. Я обратила особое внимание на взаимодействие речи и движения. Речь- это не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт. Развивая двигательную систему, мы развиваем и речь. Каждое движение совершается в определённом ритме.
Нарушение слогового состава слова имеет следующие особенности:
- Нарушение последовательности слогов в слове:
- перестановка слогов,
- перестановка звуков соседних слогов;
- Нарушение количества слогов:
- сокращение (пропуск) слога,
- опускание слогообразующей гласной,
- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных;
- Искажение структуры отдельного слога:
- сокращение стечений согласных,
- вставки согласных в слог;
- Уподобление слогов (кокосы- абрикосы),
- Персеверации (били… били… билитекарь- библиотекарь),
- Антипации: слог заменяет вытесненный слог в слове,
- Контаминации: смешение элементов слов,
- Комбинации различных типов искажений в рамках одного и того же слова: недоговаривание слова и сокращение согласного в стечении согласных
- Изменение структуры слова до неузнаваемости.
А.Р. Лурия выделяет два составных компонента, необходимых для осуществления рече- двигательного акта: кинестетической основы, необходимой для удержания артикуляционной позиции звука при его произнесении и кинестетической структуры, обеспечивающей плавное переключение с одних слухо-артикуляторных признаков на другие.
Учитывая вышесказанное в своей работе, я использовала систему игр и упражнений, которые привлекают внимание ребенка к артикуляционному, фонетическому, слоговому, морфологическому составу слова направленное на:
- Различение длинного и короткого слова (дети прохлопывают слова по слогам, делают шаги, прыгают на каждый слог. Те слова, в проговаривание которых было сделано больше движений- длинные.)
- Отраженное скандирование, повторение слов изучаемого типа (изолированное проговаривание слов.Игра - «Идем по лесенке»). Ребенок повторяет за логопедом слово по слогам и поднимается пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.В этом задании используется проговаривание слов с разным видом структур (двухсложные слова со стечением в середине и в конце, односложные слова с одним стечением и т.д.)
- Объяснения значения малознакомых слов (комбайн, лапти, миксер)
- Повторение с выделением ударного слога. Сначала ребенок проговаривает слово по слогам. В следующем проговаривании во время произнесения ударного слога поднимает руку вверх, совершает прыжок и т.д.
- Восприятие различных типов интонаций (проговаривание слов с вопросительной, повествовательной и восклицательной интонацией).
- Образование словосочетаний (вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли и т.д.)
- Оценка правильности произношения прилагательных (учитель- логопед читает слова, дети поднимают зеленый кружок, если педагог произнес правильно. Если неверно – красный: красная помидор, овал огурец)
- Составление коротких предложений с изученными словами (составить слова правильном порядке и назови предложение.Опорные слова: Над, сосулька, окном. Конфеты, девочки, у.)
- Проговаривание простых предложений.
Проговаривание простого предложения с ведением руки.
- Проговариваниечистоговорок.
Развитие фонематического и постановка звука должна вестись совместно с работой над слоговой структурой. Начинать надо со слов более простого слогового состава.
Своевременное овладение правильной речью- залог для становления полноценной личности ребенка и предпосылкой для овладения грамоты и успешного обучения в школе.
В заключение, мне хотелось бы, посоветовать логопедам тесно взаимодействоватьсо всеми специалистами.Т.к. именно тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и инструктором физической культуры приносит свои плоды в работе над коррекцией слоговой структуры речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)
В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...
Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....
Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.
Данная тема очень актуальна для учителей - логопедов. В последние время наблюдается увеличение количества детей с нарушением слоговой структуры слова, часть детей уже ранее получали логопедическую пом...
Формирование и развитие слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Консультация для педагогов...
Использование игровых приемов в коррекционном процессе с дошкольниками, имеющими грубые нарушения слоговой структуры слова
Подбор приемов, направленных на коррекцию нарушения слоговой структуры слова...
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Преодоление нарушений слоговой структуры слов у младших школьников с ОВЗ...
Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста
Игры на коррекцию слоговой структуры слова...