Нарушение слоговой структуры слова у детей с ЗПР. Приемы работы.
статья на тему

Мариловцева Анна Александровна

В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова. Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя оптимальные приемы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_narushenii_slogovoy_struktury.docx17.18 КБ

Предварительный просмотр:

НАРУШЕНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ЗПР.

ПРИЕМЫ РАБОТЫ.

Мариловцева А.А., учитель- логопед ГБДОУ Детский сад №44 компенсирующего вида Колпинского района Санкт- Петербурга

        В последние года увеличилось количество детей с нарушением слоговой структуры слова.

Для обеспечения индивидуального подхода в коррекции речи детей проанализировала материалы коллег, выбрав для себя оптимальные приемы работы.

Слоговая структура - характеристика слога с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов.

Слог является минимальной единицей речевого потока. С точки зрения артикуляции слог определяется как минимальная произносительная единица.

В работах практического характера С.Е. Большаковой, Н.С.Четвертушкиной, Т.А.Ткаченко, Н.В.Курдвановскоц, Л.С.Ванюковой, Г.В.Бабиной, Н.Ю.Шариповой, Т.А.Титовой- показаны различные научно- методические подходы в коррекции звуко- слоговой структуры слова у детей.

Агранович З.Е. считает: «Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.»

Во время своей работы с детьми ЗПР  я столкнулась с их психофизическими  особенностями. Недостатком способности к умственному восприятию и переработке внешней информации ребенка является:  плохая память (с трудом запоминают информацию), несообразительность, проблемы внимания (отвлекание на несущественные или посторонние детали), речевые трудности и отсутствие желания обучаться. 

В связи с этим в своей  в работе над нарушением слоговой структуры  подбираю технологии личностно- ориентированного подхода. Я обратила  особое внимание на взаимодействие речи и движения.  Речь- это  не только высшая форма психической деятельности, но и высший моторный акт.  Развивая двигательную систему, мы развиваем и речь. Каждое движение  совершается в определённом ритме.

Нарушение слогового состава слова имеет следующие особенности:

  • Нарушение последовательности слогов в слове:

- перестановка слогов,

- перестановка звуков соседних слогов;

  • Нарушение количества слогов:

- сокращение (пропуск) слога,

- опускание слогообразующей гласной,

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных;

  • Искажение структуры отдельного слога:

- сокращение стечений согласных,

- вставки согласных в слог;

  • Уподобление слогов (кокосы- абрикосы),
  • Персеверации (били… били… билитекарь- библиотекарь),
  • Антипации: слог заменяет вытесненный слог в слове,
  • Контаминации: смешение элементов слов,
  • Комбинации различных типов искажений в рамках одного и того же слова: недоговаривание слова и сокращение согласного в стечении согласных
  • Изменение структуры слова до неузнаваемости.

А.Р. Лурия выделяет два составных компонента, необходимых для осуществления рече- двигательного акта:  кинестетической основы, необходимой для удержания артикуляционной позиции звука при его произнесении и кинестетической структуры, обеспечивающей плавное переключение с одних слухо-артикуляторных признаков на другие.

Учитывая вышесказанное в своей работе, я использовала систему игр и упражнений, которые привлекают внимание ребенка к артикуляционному, фонетическому, слоговому, морфологическому составу слова направленное на:

  1. Различение длинного и короткого слова (дети прохлопывают слова по слогам, делают шаги, прыгают на каждый слог. Те слова, в проговаривание которых было сделано больше движений- длинные.)
  2. Отраженное скандирование, повторение слов  изучаемого типа (изолированное проговаривание слов.Игра -  «Идем по лесенке»).  Ребенок повторяет за логопедом слово по слогам и поднимается пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки.В этом задании используется проговаривание слов с разным видом структур  (двухсложные слова со стечением в середине и в конце, односложные слова с одним стечением и т.д.)
  3. Объяснения значения малознакомых слов (комбайн, лапти, миксер)
  4. Повторение с выделением ударного слога. Сначала ребенок проговаривает слово по слогам. В следующем проговаривании во время произнесения ударного слога поднимает руку вверх, совершает прыжок и т.д.
  5. Восприятие различных типов интонаций (проговаривание слов с вопросительной, повествовательной  и восклицательной интонацией).
  6. Образование словосочетаний (вкусная тыква, вкусное яйцо, вкусные вафли и т.д.)
  7. Оценка правильности произношения прилагательных (учитель- логопед читает слова, дети поднимают зеленый кружок, если педагог произнес правильно. Если неверно – красный: красная помидор, овал огурец)
  8. Составление коротких предложений с изученными словами (составить слова правильном порядке и назови предложение.Опорные слова: Над, сосулька, окном. Конфеты, девочки, у.)
  9. Проговаривание простых предложений.

Проговаривание простого предложения с ведением руки.

  1. Проговариваниечистоговорок.

        Развитие фонематического и постановка звука должна вестись совместно с работой над слоговой структурой. Начинать надо со слов более простого слогового состава.

Своевременное овладение правильной речью- залог для становления полноценной личности ребенка и предпосылкой для овладения грамоты и успешного обучения в школе.

        В заключение, мне хотелось бы, посоветовать логопедам тесно взаимодействоватьсо всеми специалистами.Т.к. именно тесное сотрудничество с музыкальным руководителем и инструктором физической культуры приносит свои плоды в работе над коррекцией слоговой структуры речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование работы по коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи на подгрупповых занятиях (подготовительная группа)

В подготовительной к школе группе по мере овладения навыком чтения по слогам всё внимание детей переносится на чёткое послоговое произношение слов, чёткие слуховые и моторные дифференцировки согласных...

Особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данном материале описываются особенности слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями....

Формирование слоговой структуры слова у детей с речевыми нарушениями.

Данная тема очень актуальна для учителей - логопедов. В последние время наблюдается увеличение количества детей с нарушением слоговой структуры слова, часть детей уже ранее получали логопедическую пом...

Нарушение слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста

Игры на коррекцию слоговой структуры слова...