Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ /ЗПР/.
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) на тему

Долгих Юлия Александровна

Особенности в психичнском статусе ребёнка с ЗПР. Приоритетные направления в работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и  приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми  с ОВЗ /ЗПР/

  • Особенности в психическом статусе ребёнка с  ЗПР.

Особенности в психическом статусе ребёнка с

                              ЗПР.

Выбор форм, методов,

             приёмов.

1.

Преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез), снижение уровня логичности и отвлечённости мышления.

Операции анализа, сравнения, обобщения, умозаключений.

2.

Преобладание механической памяти над логической, непосредственного запоминания – над опосредованным.

Работа с алгоритмами, памятками.

3.

Ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью.

Система упражнений по развитию речи.

4.

Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.

Занимательные приёмы, игровые моменты, элементы соревнования, наглядные пособия.

5.

Нескоординированность эмоциональных процессов.

Индивидуальные формы работы. Создание ситуации успеха.

  • Приоритетные направления в работе.

          Учитывая перечисленные особенности определила для себя ряд приоритетных направлений в работе.

1. Работа по развитию речи.

          Упражнения по развитию речи необходимо сделать системой. На каждом уроке этому уделяю внимание.

Пример:

- Записать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

          Утром лес пел всею гущей св..его г..л..са. Дож..ь уснул (в)почв.. . Его (за)м..нило со..нце. От со..нца подн..лась суета от ветра вз..ерошились д..рев..я (за)борм..тали травы и кустарники и даже сам дож..ь (не)отд..хнув (с)нов.. вставал (на)ноги ра..буже..ый щекоч..щей т..плотой.

- О чём текст? Какова его основная мысль?

- В чём особенность образа дождя?

- Как вы понимаете значение слова ГУЩА?

- Составьте своё предложение о дожде.

           Основной метод в работе с детьми на уроках литературы – беседа. Опираясь на имеющиеся у ребят знания, с помощью вопросов подвожу их к выводам и обобщениям. Это активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – это задача, которую решает ученик.

            Однако если на уроках в одних классах обращаюсь к беседе, например, эвристической, в процессе которой ученики учатся находить истину, то в другом классе доминантой является воспроизводящая беседа. Использую также и обобщающую беседу (обычно в конце изучения темы, раздела или курса).

             В процессе беседы происходит развитие диалогической речи. Очень важно развивать этот навык у детей с ограниченными умственными возможностями.

            Кроме того, во время беседы дети часто обращаются к передаче содержания какого-либо текста: художественного, лингвистического. Из всех видов пересказа чаще всего используем краткий, к пересказу с творческим дополнением и изменениями не практикую, что мотивировано особенностями памяти и речи детей данной категории. Пересказ, как и диалог, является средством развития речи. Для облегчения пересказа ввожу работу с планом, использую опорные вопросы.

 2. Формирование положительной мотивации учения через использование на уроках наглядности, через обращение к игровым моментам, элементам соревнования и т. д.

           Чтобы поддержать в детях активность, стимулировать интерес к предмету, считаю необходимым обращение на занятиях к дидактическим играм:

  • игра «Кто больше…» (подберёт однокоренных слов, назовёт междометий и т. д.);
  • игра «Кто меньше сделает ошибок…» (в написании предложений, слов и т. д.);
  • игра «Подними карточку, если…» (это слово 3-го склонения и т. д.);
  • игра-эстафета (С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами - нужно дописать свои.);
  • ролевые игры.

           Кроме того, часто на занятиях проводим викторины, инсценируем тексты, разгадываем загадки, ребусы, шарады.

3. Развитие памяти.

          Хорошо развитая память – залог успешного обучения. У детей с ОВЗ преобладает механическая память над логической, что, естественно, не позволяет им в полном объёме усваивать материал. В рамках урока стараюсь вести работу по развитию памяти.

          Во-первых, даю задания, которые требуют запоминания. Несколько раз прочитав текст или предложение, пересказываем; закрывая ладонью запоминаемый текст, произносим по памяти (соревновательный момент – «Кто лучше»); проговариваем правила несколько раз (слушая внимательно других, дети больше и лучше запоминают).

          Во-вторых, формируя логическую память, работаем со схемами, алгоритмами, таблицами, использование которых считаю просто необходимым, так как они помогают ребятам подойти к выводам, обобщениям, ведь им так сложно самостоятельно, без опоры на что-либо, совершать сложные мыслительные операции.

4. Создание ситуации успеха.

           С каждым годом убеждаюсь в том, что неудачи детей  не всегда связаны с отсутствием желания учиться, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ученики хоть немного поверят в свои силы.

            Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности учащихся:

  • сделай подписи к рисункам;
  • напиши под рисунками их устаревшие названия;
  • найди и подчеркни в выделенном отрывке (предложении) сравнения, эпитеты, олицетворения;
  • выбери из данных характеристик те, которые подходят данному герою;
  • раскрась рисунок, объясни выбор цветов;
  • закончите фразу;
  • составьте текст (предложение, словосочетание) по картинке.

Подобные задания вызывают интерес, дети активны, не боятся отвечать.

5. Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий.

          В работе с детьми данной категории считаю важным не допускать перегрузки, обеспечить оптимальные условия для усвоения материала на уроке. Регулярно провожу в 5-7 классах физкультминутки, зарядку для глаз или просто отдыхаем в течение 1-2 минут.

6. Индивидуальный подход осуществляю как в условиях коллективной работы класса, так и через консультации.

7. Мониторинг.

         В системе мною ведётся работа по отслеживанию результатов учебной деятельности учащихся. Веду записи в специальной папке - накопителе, в которой  представлена динамика успешности обучения русскому языку и литературе. Отслеживаю качество знаний по отдельным темам. Данная практика позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с ребятами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.

В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...

Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).

Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).

Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...

Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы

Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках   русского языка и  литературы....

Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы

В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...