Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ /ЗПР/.
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) на тему
Особенности в психичнском статусе ребёнка с ЗПР. Приоритетные направления в работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_priyomy_raboty_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury_s_detmi_s_ovz.docx | 21.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и приёмы работы на уроках русского языка и литературы с детьми с ОВЗ /ЗПР/
- Особенности в психическом статусе ребёнка с ЗПР.
№ | Особенности в психическом статусе ребёнка с ЗПР. | Выбор форм, методов, приёмов. |
1. | Преобладание более простых мыслительных операций (анализ, синтез), снижение уровня логичности и отвлечённости мышления. | Операции анализа, сравнения, обобщения, умозаключений. |
2. | Преобладание механической памяти над логической, непосредственного запоминания – над опосредованным. | Работа с алгоритмами, памятками. |
3. | Ограниченность словарного запаса, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью. | Система упражнений по развитию речи. |
4. | Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов. | Занимательные приёмы, игровые моменты, элементы соревнования, наглядные пособия. |
5. | Нескоординированность эмоциональных процессов. | Индивидуальные формы работы. Создание ситуации успеха. |
- Приоритетные направления в работе.
Учитывая перечисленные особенности определила для себя ряд приоритетных направлений в работе.
1. Работа по развитию речи.
Упражнения по развитию речи необходимо сделать системой. На каждом уроке этому уделяю внимание.
Пример:
- Записать текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.
Утром лес пел всею гущей св..его г..л..са. Дож..ь уснул (в)почв.. . Его (за)м..нило со..нце. От со..нца подн..лась суета от ветра вз..ерошились д..рев..я (за)борм..тали травы и кустарники и даже сам дож..ь (не)отд..хнув (с)нов.. вставал (на)ноги ра..буже..ый щекоч..щей т..плотой.
- О чём текст? Какова его основная мысль?
- В чём особенность образа дождя?
- Как вы понимаете значение слова ГУЩА?
- Составьте своё предложение о дожде.
Основной метод в работе с детьми на уроках литературы – беседа. Опираясь на имеющиеся у ребят знания, с помощью вопросов подвожу их к выводам и обобщениям. Это активизирует умственную работу учащихся, поддерживает внимание и интерес, развивает речь: каждый вопрос – это задача, которую решает ученик.
Однако если на уроках в одних классах обращаюсь к беседе, например, эвристической, в процессе которой ученики учатся находить истину, то в другом классе доминантой является воспроизводящая беседа. Использую также и обобщающую беседу (обычно в конце изучения темы, раздела или курса).
В процессе беседы происходит развитие диалогической речи. Очень важно развивать этот навык у детей с ограниченными умственными возможностями.
Кроме того, во время беседы дети часто обращаются к передаче содержания какого-либо текста: художественного, лингвистического. Из всех видов пересказа чаще всего используем краткий, к пересказу с творческим дополнением и изменениями не практикую, что мотивировано особенностями памяти и речи детей данной категории. Пересказ, как и диалог, является средством развития речи. Для облегчения пересказа ввожу работу с планом, использую опорные вопросы.
2. Формирование положительной мотивации учения через использование на уроках наглядности, через обращение к игровым моментам, элементам соревнования и т. д.
Чтобы поддержать в детях активность, стимулировать интерес к предмету, считаю необходимым обращение на занятиях к дидактическим играм:
- игра «Кто больше…» (подберёт однокоренных слов, назовёт междометий и т. д.);
- игра «Кто меньше сделает ошибок…» (в написании предложений, слов и т. д.);
- игра «Подними карточку, если…» (это слово 3-го склонения и т. д.);
- игра-эстафета (С последней парты передаётся по рядам листочек с примерами - нужно дописать свои.);
- ролевые игры.
Кроме того, часто на занятиях проводим викторины, инсценируем тексты, разгадываем загадки, ребусы, шарады.
3. Развитие памяти.
Хорошо развитая память – залог успешного обучения. У детей с ОВЗ преобладает механическая память над логической, что, естественно, не позволяет им в полном объёме усваивать материал. В рамках урока стараюсь вести работу по развитию памяти.
Во-первых, даю задания, которые требуют запоминания. Несколько раз прочитав текст или предложение, пересказываем; закрывая ладонью запоминаемый текст, произносим по памяти (соревновательный момент – «Кто лучше»); проговариваем правила несколько раз (слушая внимательно других, дети больше и лучше запоминают).
Во-вторых, формируя логическую память, работаем со схемами, алгоритмами, таблицами, использование которых считаю просто необходимым, так как они помогают ребятам подойти к выводам, обобщениям, ведь им так сложно самостоятельно, без опоры на что-либо, совершать сложные мыслительные операции.
4. Создание ситуации успеха.
С каждым годом убеждаюсь в том, что неудачи детей не всегда связаны с отсутствием желания учиться, а чаще – с недостатком способностей, возможностей. Поэтому очень важно в работе с этими ребятами создать ситуацию успеха, атмосферу, которая будет способствовать тому, что ученики хоть немного поверят в свои силы.
Чтобы создать ситуацию успеха, задания необходимо подбирать по силам, учитывая индивидуальные возможности и способности учащихся:
- сделай подписи к рисункам;
- напиши под рисунками их устаревшие названия;
- найди и подчеркни в выделенном отрывке (предложении) сравнения, эпитеты, олицетворения;
- выбери из данных характеристик те, которые подходят данному герою;
- раскрась рисунок, объясни выбор цветов;
- закончите фразу;
- составьте текст (предложение, словосочетание) по картинке.
Подобные задания вызывают интерес, дети активны, не боятся отвечать.
5. Внедрение элементов здоровьесберегающих технологий.
В работе с детьми данной категории считаю важным не допускать перегрузки, обеспечить оптимальные условия для усвоения материала на уроке. Регулярно провожу в 5-7 классах физкультминутки, зарядку для глаз или просто отдыхаем в течение 1-2 минут.
6. Индивидуальный подход осуществляю как в условиях коллективной работы класса, так и через консультации.
7. Мониторинг.
В системе мною ведётся работа по отслеживанию результатов учебной деятельности учащихся. Веду записи в специальной папке - накопителе, в которой представлена динамика успешности обучения русскому языку и литературе. Отслеживаю качество знаний по отдельным темам. Данная практика позволяет грамотно спланировать индивидуальную работу с ребятами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках русского языка и литературы.
В этой статье делюсь опытом организации групповых форм работы на уроках русского языка и летературы...
Основные приёмы работы на уроках русского языка и литературы в 5 классах (по внедрению ФГОС).
Приводятся примеры видов, приёмов, которые можно использовать на уроках русского языка и литературы в 5 классе....
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках).
Обобщение опыта по теме «Инновационные формы работы на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС» (групповая форма работы на уроках). Введение ФГОС ООО предполагает ис...
Интерактивные формы и методы работы на уроках русского языка и литературы
Interact – «находиться во взаимодействии» или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или с чем-либо(например, компьютером).Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обу...
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы.
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы....
Эффективные приёмы организации самостоятельной работы на уроках русского языка и литературы
В процессе изучения предмета Русский язык и литература учащиеся должны не только овладевать определенным кругом знаний и навыков в области языка, но и приобретать умения самостоятельно добывать любые ...
выступление на МО учителей русского языка и литературы на тему "Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы"
в выступлении представлены активные формы и методы обучения...