Доклад на тему: "Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ"
статья по русскому языку
В работе представлены формы и методы работы учителя на уроках русского языка и литературы при подготовке к итоговой аттестации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ
Учитель русского языка и литературы МБОУ БСОШ №2 Борисова Е.М.
Русский язык – это обязательный предмет для сдачи на Едином государственном экзамене. А значит, и работа по предмету должна вестись непрерывная, последовательная результативная, начиная с пятого класса.
В своей деятельности особое внимание уделяю формированию орфографических, пунктуационных навыков. У учащихся заведены тетради-справочники, где дети записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицах, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним. Весь материал, содержащийся в справочнике, регулярно повторяется учениками, используется на каждом уроке.
Одной из важнейших форм работы при подготовке к итоговой аттестации считаю работу со словарями. С 5-го класса каждый обучающийся составляет свой орфографический, орфоэпический, толковый словарь, словарь фразеологизмов, синонимов, антонимов. Эта работа способствует орфографической зоркости, пополнению лексического запаса, умению находить нужную орфограмму, запоминать значение фразеологизмов, а значит, готовит ребят к выполнению заданий №6,7,11 ОГЭ и №2,4.5,6.
На уроках при изучении синтаксиса применяю игровые формы работы, при которых обучающимся предлагается побывать и в роли членов предложения, и в роли частей речи. Такой вид работы всегда нравится ученикам и помогает избегать путаницы при разборе предложения, способствуя верному выполнению заданий №2,3 ОГЭ, а также заданий №8,16-21 ЕГЭ.
Среди групповых форм работы большее предпочтение отдаю работе в паре. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Какие же формы обучения я считаю наиболее эффективными?
1. «Взаимопроверка усвоения правила» (ученик рассказывает соседу правило, приводит примеры). Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару. Такая форма работы особенно нравится ученикам 5-6 классов.
2. «Диалог у доски». Ученики задают вопросы по изученному материалу отвечающему у доски.
3. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль и т.д
Для закрепления орфографических навыков эффективна графическая работа – выделение орфограмм.
Этот вид деятельности провожу на материале различных упражнений, индивидуальных карточек. Ученики запоминают условия выбора орфограммы, а потом и правописание этих слов. Такие упражнения развивают внимание, память, орфографическую зоркость и способствуют в дальнейшем выполнению зад.№6,7 ОГЭ и №7,9,10,11,12,13,14,15. ЕГЭ. Эффективна также работа с перфокартами.
Следующий этап – научить находить и объяснять орфограммы в тексте, где нет пропущенных букв. С этой целью регулярно провожу «объяснительные диктанты». Так идет работа по орфографии от слова (с пропущенными буквами на изучаемую орфограмму) к тексту (на все изученные орфограммы) (в качестве домашнего задания –найти нужную орфограмму в произведении, выписать СПП,ССП,БСП- объяснить пунктограммы). Данный вид работы помогает при подготовке к заданиям №4,5 ОГЭ, №16-20 ЕГЭ.
Чтобы эффективнее шел процесс подготовки к экзамену, следует продумать систему повторения изученного материала. Регулярно использую на уроках работу с опорными учебными таблицами и схемами. Такая работа позволяет изучать язык в системе, учиться работать с дополнительными пособиями, быстро повторить изученный материал, что немаловажно при подготовке к ОГЭ.
Также применяю различные виды тестов: с выбором ответа и без выбора ответа, с развёрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на установление истинности или ложности, на понимание текста. Это позволяет школьникам быстро ориентироваться на выпускных экзаменах.
Определив типологию пробелов в знаниях учащихся по итогам очередной диагностической работы, составляю план устранения недостатков. Такие планы у меня под рукой вплоть до следующей работы. На них опираюсь, когда составляю планы-конспекты уроков, провожу устную работу, раздаю карточки для индивидуальной работы. Благодаря такому планированию, вижу, на какую тему нужно сделать упор при индивидуальной работе с учащимися.
Активно использую информационно-коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые помогают ученикам в эффективной подготовке к урокам и к экзамену. Рекомендую учащимся и их родителям официальные сайты edu, "Решу ЕГЭ.ru ОГЭ. ru " , «По уши в ГИА». · ФИПИ - официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации.
Для дифференцированного обучения используется специально подобранный раздаточный материал, который проектируется на экран. Выполнив задания, учащиеся сверяют ответы и отмечают среди них правильно выполненные задания; задания же, с которыми учащиеся не смогли справиться, обсуждаются всем классом, чтобы стала понятна причина затруднения.
В 8-м классе учащиеся приобретают файловые папки, которые наполняются различными памятками: «Как писать сжатое изложение», «Способы сжатия текста», «Критерии оценивания изложения», «Критерии оценивания сочинения», «Выразительные средства», образцы бланков – все это используем при выполнении различных заданий учителя и при взаимопроверке. С 8-го класса начинаю работу с типовых экзаменационных вариантов ОГЭ от ФИПИ.
Довольно сложные части экзамена по русскому языку – сжатое изложение и сочинение – рассуждение. Поэтому уже с 5 класса ученикам прививаю навыки, которые впоследствии помогут им справиться с этими видами занятий. Безусловно, одним из основных помощников в подготовке к написанию изложений и сочинений является учебник.
Так, например, в учебнике по русскому языку за 5,6 классы есть упражнения, в которых ученикам предлагается написать сжатые изложения по предложенным текстам
В 8-9 классах знакомимся с критериями оценивания сжатого изложения. Выясняем, что нельзя удалять из текста. У учащихся имеется алгоритм работы над изложением. При написании текста обращаю внимание учащихся на традиционные ошибки:
· повторение одних и тех же слов;
· неправильное употребление личных местоимений;
· важно следить за правильной передачей прямой речи;
· не писать от первого лица.
В этих классах пишем изложения, используя аудиозапись. Учащиеся адаптируются, привыкают к голосу диктора. В самом начале работы с аудиотекстами, в период привыкания, включаю по три раза. Постепенно переходим на 2. На занятиях по подготовке к экзаменам (дополнительных) стараюсь часто проводить сжатые изложения. Предлагаю ученикам написать только на черновиках. Но даю установку, главное – изложить, применяя алгоритм и выполнить проверку всех видов ошибок с обязательным применением орфографического словаря. Считаю, что важно приучить ребят пользоваться словарями. И постепенно ученики привыкают даже на рабочих уроках пользоваться словарём, тем самым повышается орфографическая грамотность, развивается и улучшается память.
Обращаю внимание на то, что после окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три. Первая проверка должна показать, насколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой. Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ОГЭ. Третья проверка выявляет орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться, таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок. Эти же формы работы применяю и при работе над итоговым сочинением в 11 классе.
Оптимальной формой работы при подготовке учащихся к итоговой аттестации является работа с текстом. Использование текста в качестве основной единицы урока, во-первых, углубляет, расширяет и систематизирует знания учащихся о языке как системе, во-вторых, создает речевую среду, которая способствует совершенствованию языкового чутья, лежащего в основе развития речи, в основе понимания того, что такое языковая система. Такая работа с текстом с использованием элементов комплексного анализа становится обязательной на уроках русского языка
Важным этапом при подготовке к ОГЭ считаю стадию рефлексии. Здесь она не чисто номинальная, формальная, как мы часто видим, не просто "Нарисуй своё настроение", "Выстави себе оценку", а конкретная: "Что я не знаю?" "Где мои слабые места?" "Что надо сделать, чтобы скорректировать ответ?" В ходе такой планомерной, неспешной, поступательной работы происходит незаметная подготовка к экзамену.
Итак, какие же технологии я применяю в своей работе?
Во-первых, развивающее обучение. Во-вторых, нельзя на уроках русского языка обойтись и без проблемного обучения, перспективно-опережающего обучения. И, конечно, невозможно сейчас представить работу учителя без использования ИКТ-технологий. Все эти педагогические технологии не принесут результата, если не будут в полной мере использоваться педагогика сотрудничества, личностно-ориентированные и здоровьесберегающие технологии.
При подготовке к ЕГЭ используется простая методика, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг. Вспоминаем теорию. Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Теория – фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я дополнительно предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме) или чаще даю готовый теоретический материал.
Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач».
Мы называем задания теста задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет совсем не сложно найти правильный ответ.
Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой. Работы детей анализирую после каждого тестирования.
Тематический контроль проходит на сайте «Решу ЕГЭ» или «Я класс».
Подготовка к итоговому контролю предполагает повторение большого объема предметного материала.
Это я учитываю при планировании повторения, обобщения учебного материала и подготовке учащихся к выполнению тестовых заданий.
Такую работу я провожу в несколько этапов:
1. Составление индивидуальной программы повторения.
2. Организация закрепления пройденного материала.
3. Контроль освоения учебного материала.
Составление индивидуальной программы повторения:
I этап – выявление пробелов школьников и составление своеобразной индивидуальной программы повторения.
На этом этапе уточняются пробелы в знаниях и умениях по ранее изученным темам.
Источниками информации являются:
– самооценка ученика,
– данные текущих работ и по необходимости тестирование,
– специальная диагностика (тестовые задания различных видов, результаты контрольных и проверочных работ и т.д.).
На основании этой информации ставятся задачи, выбираются формы и приемы их решения.
Для организации повторения необходимо разработать программу повторения по предмету за период, который выносится на контроль.
Организация закрепления пройденного материала.
II этап – устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление пройденного материала.
Занятие на данном этапе организуется индивидуально, в парах (по скайпу).
Школьники работают по нескольким временным объединениям для выполнения конкретной учебной задачи.
Применяю различные эффективные методы и формы подготовки.
Эффективная форма подготовки.
Индивидуальная работа, групповая дискуссия, анкетирование (тестирование), мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.
Приёмы и методы при выполнении заданий по теме « Лексика».
Методика проведения словарного диктанта:
по скайпу. Обучающиеся пишут по диктовку словарные слова (вперемешку 10 новых слов и 5–10 из тех, что уже давались на предыдущих уроках). Во время диктовки комментируется только значение слова (но обязательно каждого, чтобы вырабатывался навык формулировки лексического значения), причем сначала разъяснение дают те ученики, кто может это сделать.
Различные виды работы по орфографии.
Тематические диктанты (диктанты на одно правило).
Словарные диктанты с последующим объяснением.
Комментированное письмо.
«Итоговый тест, позволяющий определить, повысил ли ученик свой уровень грамотности.
Обычно большинство учащихся успешно справляются с этим заданием.
Эффективные приёмы для работы над правилами пунктуации
Тексты, как из отечественной, так и из зарубежной литературы, классической и современной.
Тексты научного или публицистического стиля (газетные и журнальные статьи, фрагменты из справочников, энциклопедий).
Готовые реальные задания с сайта ФИПИ.
Для отработки элементарных знаний и умений (орфоэпия, орфография) я использую методику тренажера.
Для этого подготовленный материал – карточки с заданиями или вопросами, по одной и той же теме решаются по цепочке, каждым учеником. На подобных индивидуальных занятиях учитель в основном выполняет контролирующие функции: проверяет правильность выполнения работ, при необходимости консультирует и обучает учащихся.
При этом использую фронтальную, индивидуальную форму обучения.
У каждого вида работы свое предназначение: при фронтальной работе рассматриваются общие подходы, методы выполнения заданий; при индивидуальной работе осуществляется “доучивание” – ликвидация.
Немаловажным подспорьем в подготовке к итоговой аттестации по русскому языку и подготовке к итоговому сочинению являются и уроки литературы, где ведётся регулярная работа с текстами, в которых определяется основная мысль, вычленяются проблемы , анализируются эпизоды, изучаются средства художественной выразительности: тропы, стилистические фигуры, лексические средства. С 5-го по 11 класс ребята заводят общую тетрадь, в которой записываются и систематизируются все теоретические основы литературных понятий и практические работы, связанные с ними. Этот вид деятельности способствует подготовке и к сочинению, и к заданию № 26 ЕГЭ.
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке обучающихся к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, чтобы помочь девятиклассникам и одиннадцатиклассникам эффективно подготовиться к аттестации , успешно сдать экзамен, путь один: надо готовиться постепенно, в процессе занятий в классе и дома, выполняя упражнения и задания учебников, дополняя их теми материалами, которые соотносятся с заданиями ОГЭ,ЕГЭ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: "Обучение навыкам аргументации суждения на уроках русского языка и литературы при подготовке части С ЕГЭ".
Стратегия рассуждения - это убеждение. Какими способами реализовать ее, какую тактику избрать - вот главный вопрос процесса обучения аргументации. В ходе аргументации каждое следующее суждение вытекае...
Доклад на тему: «Развитие познавательной активности на уроках русского языка и литературы» ( из опыта работы)
Перед современным образованием стоят сложные проблемы: с одной стороны, дать прочные знания, с другой стороны, научить применять эти знания на практике, развить инициативу, помочь проявить свои способ...
Новые формы работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к ГИА и ЕГЭ
Выступление на методическом фестивале....
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
Доклад на тему «Развитие читательской грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы при подготовке к ЕГЭ и ГИА»
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания ...
Доклад на тему: "Формы и методы работы на уроках математики для обучающихся с ОВЗ"
Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать о...