Конспект открытого занятия по РСВ и ФП 16.05.2017
план-конспект на тему

Виленская Ольга Валерьевна

3 класс.

Тема РСВ: Текст «Чехия» (первое занятие по тексту), «пёстрый» словарь;

Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_k_otkrytomu_zanyatiyu_16.05.2017.doc252.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое общеобразовательное учреждение г. Москвы

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №52»

Коррекционно-развивающий блок

Конспект открытого занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения

Тема РСВ: Текст «Чехия» (первое занятие по тексту), «пёстрый» словарь;

Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов».

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Ученик: Архип Р. 3 «А»

16.05.2017

2016-2017 учебный год


Коррекционно-развивающий блок

Учитель-дефектолог: Виленская О.В.

Конспект открытого занятия по РСВ и ФП от 16 мая 2017 г.

Архип, т/у, II-III ст., 3 класс «А».

Тема ФП: Звук [ч]. Звуки [в], [вь] - [ф], [фь]. Орфоэпия: «В, вь на конце слов».

Тема РСВ: Текст «Чехия», «Пёстрый» словарь (второе занятие по тексту).

Цели по РСВ:

- Слухо-зрительное восприятие с ИСА всего речевого материала по ФП на расстоянии от 0,7 м до 2 м;

- Глобальное восприятие незнакомого текста на слух с ИСА на расстоянии 2 м;

- Восприятие вопросов к тексту без аппаратов на расстоянии 0,5-0,7 м;

- Восприятие «пёстрого» словаря без аппаратов на расстоянии 0,6-0,8 м.

Цели по ФП:

- Автоматизация звука [ч] в позиции между гласными на материале слогов, слов, предложений, текста;

- Дифференциация звуков [в], [вь] - [ф], [фь] на материале слов в наиболее часто встречающихся позициях;

- Тренировка навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «В, вь на конце слов») на материале слов;

- Развивать умение воспроизводить повествовательную и вопросительную интонацию

        - по подражанию;

        - самостоятельно.

Задачи:

  • Образовательные:

- тренировать в умении дифференцировать и правильно произносить звук Ч;

- закреплять навык дифференцированного произнесения звуков [в], [вь] – [ф], [фь] в чтении, при ответах на вопросы, в самостоятельной речи;

- закрепление навыка орфоэпического чтения (норма орфоэпии: «В, вь на конце слов»);

- развитие остаточного слуха с ИСА и без ИСА на L1 и L2 на всём речевом материале занятия.

  • Коррекционно-развивающие:

- развивать фонематический слух;

- тренировать в умении воспроизводить интонацию по подражанию речи учителя и самостоятельно;

- добиваться максимально внятной речи, минимизации искажений звукопроизношения, следить за грамматической правильностью оформления фразы;

- развивать слуховое восприятие с помощью ИСА и без ИСА на актуальном для обучающегося речевом материале;

- тренировать слуховую память и слуховое внимание;

- развивать логическое мышление;

- расширять и уточнять словарный запас обучающегося.

  • Воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к занятиям;

- расширение кругозора и формирование положительного отношения к путешествиям на наземном транспорте.

Оборудование: зеркало, таблички, картинки, персональный компьютер (для демонстрации презентации PowerPoint с картинками), экран.

Условные обозначения в конспекте:

(Действия учителя или ученика)

*Речевой материал, предъявляемый только на слух без опоры на графическое изображение

[Фонетика]


План занятия

  1. Организационный момент (0,5 минут)
  2. Основная часть:
  1. Формирование произношения (9,5 минут):
  1. Работа над звуком [ч]:
  • Изолированно;
  • Слоги и слова;
  • Фразы;
  • Текст.
  1. Работа над звуками [в], [вь] – [ф], [фь]:
  • Слоги, слова, фразы;
  • Игра «Падежи на виражах».
  1. Работа над словом (орфоэпия).
  1. Развитие слухового восприятия (10 минут):
  1. Глобальное восприятие незнакомого рассказа (первое занятие по теме) с ИСА (L1);
  2. Восприятие на слух без ИСА (L1) вопросов к тексту;
  3. Восприятие на слух без ИСА (L2) «пёстрого» словаря.
  1. Рефлексия (итог занятия)

Ход занятия

Учитель

Ученик

  1. Оргмомент (0,5 минут). С ИСА – 2 м.

Здравствуй, Архип!

Здравствуйте, Ольга Валерьевна!

*Назови второй зимний месяц.

Февраль.

*Посчитай: уменьшаемое - 14, вычитаемое – 10, назови разность.

14 минус 10 будет 4.

*С какого звука начинается слово?

Со звука [ч].

  1. ФП (9,5 минут). С ИСА – 0,7 м.
  1. Автоматизация звука [ч]
  1. Сопряжённая и отражённая артикуляция с использованием элементов фонетической ритмики:

Давай вспомним, как мы учились говорить звук [ч].

Помни: [ч] мы говорим коротко и быстро.

(ученик выполняет движения фонетической ритмики и изолированно произносит звук [ч])

  1. Восприятие на слух с опорой на текст слогов, слов, словосочетаний вразбивку:

Ч

Коротко и часто

Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч

Позиции

Перед гласными

Ча

Чашка

Чо

Чопорный

Чу

Чудо

Че

Человек

Чи

Чисто

Конечная позиция

Ач

Грач

Оч

Ночь

Уч

Обруч

Эч

Речь

Ич

Клич

Между гласными

Ача

Мочалка

Ачу

Хочу

Аче

Учебник

Ачо

Сачок

Ачи

Сочинение

Стечение с согласным

Очта

Почта

Очка

Точка

Ачка

Девочка

Ичка

Спичка

Ична

Коричневый

Предложения

Я хочу печенье.

Девочке на руку бабочка села.

Мальчик читает учебник по чтению.

Вчера был четверг.

Текст

Мальчик поехал с сестрой на дачу к бабушке.

- На чём мы поедем? – Спросила девочка у брата.

- Сначала мы поедем на автобусе, - ответил мальчик.

- А куда мы приедем на нём?

- Мы приедем к метро Чертановская.

- Куда мы поедем дальше?

- На метро мы поедем до станции Курская, а оттуда на электричке – на дачу к бабушке.

- А где находится дача?

- Между городами Чепелёво и Чеховым.

- А до какой станции мы едем?

- До станции Чехов.

(Учитель кладёт карточку с речевым материалом)

Повторяй за мной.

(Ученику проговариваются слоги, слова вразбивку с опорой на текст)

(Восприятие на слух с опорой вразбивку, отражённое проговаривание)

(Ученик читает слоги и слова после учителя)

  1. Чтение текста с соблюдением интонации вопросительного и повествовательного предложения:

Молодец, теперь *прочитай текст, соблюдая интонацию.

  1. Составление фраз по картинкам:

http://blog.printpapa.com/wp-content/uploads/2010/06/126_2555270.jpg http://bonavita.pl/data/2014/12/otylosc-u-dzieci-i-mlodziezy-przyczyny-epidemii-xxi-wieku.jpg http://savepic.su/7026790.jpg

(Учитель кладёт на стол 3 картинки)

*Скажи, что делают дети на картинке?

Мальчик читает книгу.

Мальчик ест печенье.

Девочка ловит бабочку.

Отлично, *закрой глаза.

(Учитель перемешивает картинки)

Открой глаза. Посмотри на картинки.

*Вспомни, какая картинка была первая, а какая последняя. Повтори фразы.

(Ученик закрывает глаза)

Мальчик читает книгу – первая. Мальчик ест печенье – вторая. Девочка ловит бабочку – последняя (третья).

  1. Дифференциация звуков [в], [вь] - [ф], [фь]
  1. Уточнение артикуляции и слухового образа звуков:

Молодец, звук [ч] говорил хорошо. А теперь будем различать звуки [в], [вь] - [ф], [фь]

Глухие

Звонкие

Твёрдые

Ф

В

Мягкие

Фь

Вь

(Учитель кладёт перед учеником таблицу)

*На какие две группы делятся звуки [в], [вь] - [ф], [фь]?

Давай посмотрим на таблицу. *Звуки [в] - [ф] какие?

Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие.

Твёрдые.

*А звуки [вь] - [фь]?

Мягкие.

*Назови только звонкие звуки.

[в], [вь]

*Назови только глухие звуки.

[ф], [фь]

  1. Развитие фонематического слуха:

(Учитель кладёт таблички со слогами)

Послушай и покажи:

*Ава-афа

*Фи-ви

*Вы-фы

*Ву-фу

Ава-афа

Фи-ви

Вы-фы

Ву-фу

  1. Закрепление дифференцированного произношения звуков на материале словосочетаний:

(Словосочетания в игре: лежать под деревом, вернуться за помощью, выступать с енотами, любоваться инеем, торговать шалями, стоять между вагонами.

Молодец, теперь мы с тобой немного поиграем.

(Учитель достаёт игру «Падежи на виражах»)

Сейчас мы с тобой вспомним падежи. Нужно будет определить, какие главные слова относятся к творительному падежу. Если ты сделаешь всё правильно, то соберёшь дорогу. Говори хорошо звуки [в], [вь], [ф], [фь].

  1. Работа над словом: орфоэпия.

Слова:

Обрыв, Чехов, состав, обувь, исправь, церковь.

Отлично.

(Учитель кладёт табличку с пропущенными буквами в словах)

Поставь ударения в словах. Напиши ручкой окончания слов. Подпиши карандашом, как мы их будем читать.

  1. РСВ (10 минут)

Чехия — небольшая страна в самом центре Европы, окружённая Германией, Польшей, Австрией и Словакией. Столица Чехии – Прага. В стране очень много достопримечательностей, поэтому больше тысячи путешественников и туристов приезжают сюда. Здесь больше двух с половиной тысяч замков. Очень много красивых и живописных мест. В Чехии вкусная национальная, и даже неповторимая, кухня. Например, только в Чешском Крумлове можно попробовать свежие, испечённые прямо при тебе рогалики. А ещё в страну приезжают люди, чтобы поправить своё здоровье. В Чехии есть несколько городов-курортов с минеральными водами. Самый первый оздоровительный город-курорт основал Карл IV. Он сейчас имеет название Карловы Вары.

Жители страны очень бережно относятся к своему прошлому и традициям.

До Чехии можно доехать на поезде с Белорусского вокзала.

  1. Глобальное восприятие на слух текста (с ИСА – 2 м)

(Учитель читает за экраном текст полностью)

(Восприятие на слух текста.)

Расскажи, что запомнил из текста.

(Ученик рассказывает текст своими словами, максимально реализуя свои произносительные возможности.)

  1. Восприятие на слух вопросов без опоры на текст (без ИСА – 0,5-0,7 м)

Сними аппараты.

Молодец. Многое запомнил.

Теперь будем отвечать на вопросы:

* Как называется столица Чехии?

* Почему в Чехию приезжает много туристов и путешественников?

* В каком городе можно попробовать свежие рогалики?

* Как называется самый первый город с минеральными водами, который основал Карл IV?

* С какого вокзала едет поезд до Чехии?

(Ученик снимает аппараты)

Столица Чехии - Прага.

Потому что в стране много достопримечательностей и красивых мест.

В Чешском Крумлове.

Карл IV основал Карловы Вары.

До Чехии едет поезд с Белорусского вокзала.

  1. Восприятие на слух «Пёстрого» словаря без опоры на текст (без ИСА 0,6-0,8 м)

Послушай и повтори:

*Прага, Чешский Крумлов, рогалики, Карловы Вары, Белорусский вокзал, вагон.

Надень аппараты.

Человек, число, коровы, ферма, свиньи, разучились, четыре, живут, восемь.

(Ученик надевает и включает слуховые аппараты)

  1. Рефлексия

Ты молодец. Звуки говорил хорошо, правило выучил на отлично, текст слушал внимательно, на вопросы отвечал правильно. Занятие закончено, можно идти в класс.

До свидания, Ольга Валерьевна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия Тема занятия: «Dreamland of seasons» («Волшебный мир времен года»)

Конспект открытого занятия на тему "Волшебный мир времен года" для учащихся 3-4 класса...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

Конспект открытого занятия по теме «Работа над оркестровыми партиями на индивидуальных занятиях по классу домры»

Открытое занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе оркестровой студии «Гармония» «Домра» (специальный инструмент), утверждённой Педсоветом и Экспертным советом ДТДиМ 12 сентяб...

Конспект открытого занятия творческого объединения "Нирвана" тема занятия "Введение в образовательную программу"

Данный материал поможет педагогам дополнительного образования, чтобы заинтерисовать детей игрой на гитаре и музыкальным творчеством....

Конспект открытого занятия по РСВ и ФП 20.04.2017

3 класс.Тема РСВ: Диалог «В хозяйственном магазине» (второе занятие по диалогу), «Пёстрый» словарь;Тема ФП: Звук [ц]. Звуки [м], [мь] - [б], [бь]. Орфоэпия: «Сочетания бу...