Формирование ключевых компетентностей воспитанников.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Работа с детьми детского дома, всегда сопряжена с особыми условиями. Это дети, которые с большим недоверием и страхом относятся к чему- либо новому, неизвестному для них. Поэтому включение компетентностного подхода в воспитание для наших воспитанников, явилось наилучшим способом адаптировать ребят к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet_2.docx | 42.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ключевых компетентностей воспитанников.
Подготовила воспитатель: Романова М.А.
Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”. Роджер Левин |
Такими словами мне бы хотелось начать своё выступление по теме «Формирование ключевых компетентностей воспитанников детского дома».
Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:
- научиться познавать;
- научиться делать;
- научиться жить вместе;
- научиться жить”
определил по сути основные глобальные компетентности.
Традиционно цели воспитания определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник детского дома. Сегодня такой подход оказывается недостаточным нашему социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор.
А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования..
Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества воспитания. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.
В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими воспитательной деятельности ребят.
Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?
Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Это круг явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.
Компетентный человек– 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.
Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.
И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.
В нашем детском доме большое внимание уделяется социализации воспитанников. Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения со взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума. В связи с этим в настоящее время актуальным становиться осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников детского дома.
Дети детского дома испытывают трудности самостоятельного переноса отработанных знаний, умений, навыков на жизненные условия и их включения в собственную деятельность.
Доподлинно известно, что человек усваивает -
10% того, что слышит;
50% того, что видит;
70% того, что проговаривает;
90% того, что делает сам!
Поэтому реализация компетентностного подхода в моей работе осуществляется на специальных занятиях, в повседневной жизни, в различных видах деятельности, в режимных моментах.
Выделяют четыре основные группы компетентностей:
-Личностная компетентность воспитанника включает в себя представления о себе («Кто я? Какой я?), своем предназначении («Что я люблю, хочу, умею?»), ценностные ориентиры и нравственные установки («Что делать нельзя?»)
Формированию личностной компетентности способствует создание в детском доме разнообразных кружков по интересам: вышивка, бисероплетение, и др. Участие в данных кружках предполагает раскрытие творческих способностей детей, помогает духовному развитию ребят.
– развитие индивидуальных способностей и талантов; | ||
-Социальная компетентность включает умение устанавливать социальные контакты согласно традициям общества; выполнение правил поведения согласно социальной роли.
– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
Актуальным является направление усилий педагога на включение детей в систему социальных отношений, на накопление каждым ребенком опыта свободного, социально полезного поведения, нравственных установок.
Ведущим видом деятельности в школьном возрасте является игра. Поэтому формированию социальной компетентности способствует проведение сюжетно-ролевых игр, обучающих ситуаций.
Коммуникативная компетентность ребёнка предполагает овладение средствами коммуникации; соблюдение правил поведения и этикетного общения. Коммуникативные компетенции
Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).
Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.
Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).
Например, через игру педагог учит детей вступать в диалог с незнакомыми людьми, вести разговор по телефону. Затем создает реальные ситуации, где дети должны наладить социальный контакт со своим ближайшим окружением: попросить о помощи у взрослого или, затем эти образцы взаимоотношений отрабатываются с незнакомыми для детей людьми. Мы убеждены, что детский дом должен быть открыт для любых социальных контактов, так как это способствует включению детей в социум.
Познавательно- информационная компетентность включает ориентировку в окружающем мире; использование разных источников информации. Информационные компетенции
При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.
Таким образом, полученные на занятиях знания закрепляются на практике, дети получают жизненную компетентность.
Коррекционно - педагогический процесс многообразен. Но непременным условием обучения и воспитания школьников является подготовка их к жизни, к функционированию в обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.
На мой взгляд, после соответствующих преобразований использование компетентностного подхода обеспечит заметное усиление социальной составляющей образовательного процесса в детском доме, так дети совместно с педагогами эффективно решают важные задачи: как построить индивидуальный образ жизни; как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок; как найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, форму проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми.
Ориентация на компетентностный подход сегодня стала насущной необходимостью при организации педагогического процесса в детских домах и не только. При этом, в качестве приоритета выступает опора на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.
Чем же должен руководствоваться воспитатель ? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует, он должен помнить нижеприведенные правила:
- Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а воспитатель своей деятельностью.
- На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ребёнок – завтрашний активный член общества.
- Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
- Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.
- Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
- Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
- Изучайте и учитывайте жизненный опыт ребят, их интересы, особенности развития.
- Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
- Объясняйте детям, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка
Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...
Статья «Организация внеурочной деятельности как средство формирования ключевых компетентностей обучающихся в МОУ «СОШ с.Сторожевка»
Статья из опыта работы....
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.
Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....
Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей
Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...
Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства
Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным способом создаёт условия деятельности, максимально п...
Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"
Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...