Формирование ключевых компетентностей воспитанников.
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Романова Марина Алексеевна

Работа с детьми детского дома, всегда сопряжена с особыми условиями. Это дети, которые с большим недоверием и страхом относятся к чему- либо новому, неизвестному для них. Поэтому включение компетентностного подхода в воспитание для наших воспитанников, явилось наилучшим способом адаптировать ребят к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_2.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетентностей воспитанников.

Подготовила воспитатель: Романова М.А.

Мы слишком часто даем детям ответы,

 которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить”.

Роджер Левин

Такими словами мне бы хотелось начать своё выступление по теме «Формирование ключевых компетентностей воспитанников детского дома».

Цели образования 21 века, сформулированные Жаком Делором:

  • научиться познавать;
  • научиться делать;
  • научиться жить вместе;
  • научиться жить”
    определил по сути основные глобальные компетентности.

  Традиционно цели  воспитания определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник детского дома. Сегодня такой подход оказывается недостаточным нашему социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав свой выбор.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности” и “компетенции”, более соответствующие пониманию современных целей образования..

  Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества воспитания. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

  В связи с этим в современном педагогическом процессе существенно возрастает роль профессионально компетентных педагогов к организуемой ими воспитательной деятельности ребят.

 Итак, что такое “компетенция” и “компетентность”?

Компетенция – 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-то полномочий, прав. Это круг явлений, в которых человек обладает авторитетностью, познанием, опытом.

Компетентный человек– 1) знающий, осведомленный; авторитетный в определенной отрасли; 2) специалист, владеющий компетентностью.

Другими словами, компетентность – это способность установить и реализовать связь между “знанием – умением” и ситуацией.

И. Хасан отмечает, что компетенции – это цели (поставленные перед человеком), а компетентности – это результаты.

   В нашем детском доме большое внимание уделяется социализации воспитанников. Воспитываясь в детском доме, ребёнок оказывается в некоторой изоляции от общества, социального окружения. Он исключен из естественного семейного быта, у него сужен круг общения со взрослыми. После длительного нахождения в такой искусственной обстановке у ребёнка нарушается процесс вхождения в реальную жизнь социума. В связи с этим в настоящее время актуальным становиться осуществление компетентностного подхода в воспитании и обучении воспитанников детского дома.

Дети детского дома испытывают трудности самостоятельного переноса отработанных знаний, умений, навыков на жизненные условия и их включения в собственную деятельность.

Доподлинно известно, что человек усваивает -

10% того, что слышит;

50% того, что видит;

70% того, что проговаривает;

90% того, что делает сам!

  Поэтому реализация компетентностного подхода в моей работе осуществляется на специальных занятиях, в повседневной жизни, в различных видах деятельности, в режимных моментах.

Выделяют четыре основные группы компетентностей:

http://detdom-zhodino.by/images/stories/7.jpg

  -Личностная компетентность воспитанника включает в себя представления о себе («Кто я? Какой я?), своем предназначении («Что я люблю, хочу, умею?»), ценностные ориентиры и нравственные установки («Что делать нельзя?»)

   Формированию личностной компетентности способствует создание в детском доме разнообразных кружков по интересам: вышивка, бисероплетение,  и др. Участие в данных кружках предполагает раскрытие творческих способностей детей, помогает духовному развитию ребят.

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;

  -Социальная компетентность включает умение устанавливать социальные контакты согласно традициям общества; выполнение правил поведения согласно социальной роли.

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;

  Актуальным является направление усилий педагога на включение детей в систему социальных отношений, на накопление каждым ребенком опыта свободного, социально полезного поведения, нравственных установок.

  Ведущим видом деятельности в школьном возрасте является игра. Поэтому формированию социальной компетентности способствует проведение сюжетно-ролевых игр, обучающих ситуаций.

  Коммуникативная компетентность ребёнка предполагает овладение средствами коммуникации; соблюдение правил поведения и этикетного общения. Коммуникативные компетенции

Умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях (лидер-организатор, лидер — генератор идей, исполнитель, зритель).

Имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций.

Недостаточно сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации (умение корректно и правильно задать вопрос, представить себя, написать заявление и т.д.).

  Например, через игру педагог учит детей вступать в диалог с незнакомыми людьми, вести разговор по телефону. Затем создает реальные ситуации, где дети должны наладить социальный контакт со своим ближайшим окружением: попросить о помощи у взрослого или, затем эти образцы взаимоотношений отрабатываются с незнакомыми для детей людьми. Мы убеждены, что детский дом должен быть открыт для любых социальных контактов, так как это способствует включению детей в социум.

  Познавательно- информационная компетентность включает ориентировку в окружающем мире; использование разных источников информации. Информационные компетенции

При помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

  Таким образом, полученные на занятиях знания закрепляются на практике, дети получают жизненную компетентность.

Коррекционно - педагогический процесс многообразен. Но непременным условием обучения и воспитания школьников является подготовка их к жизни, к функционированию в обществе, воспитание не только знающего, но и умеющего человека, социально адаптированной личности.

  На мой взгляд, после соответствующих преобразований использование компетентностного подхода обеспечит заметное усиление социальной составляющей образовательного процесса в детском доме, так дети совместно с педагогами эффективно решают важные задачи: как построить индивидуальный образ жизни; как выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок; как найти способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности, форму проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми.

  Ориентация на компетентностный подход сегодня стала насущной необходимостью при организации педагогического процесса в детских домах и не только. При этом, в качестве приоритета выступает опора на внутренний потенциал развития субъекта, на его право самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность.

Чем же должен руководствоваться воспитатель ? Прежде всего, независимо от технологий, которые использует, он должен помнить нижеприведенные правила:

  1. Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а воспитатель своей деятельностью.
  2. На воспитание активности не жалейте ни времени, ни усилий. Сегодняшний активный ребёнок – завтрашний активный член общества.
  3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.
  4. Приучайте воспитанников думать и действовать самостоятельно.
  5. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.
  6. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний.
  7. Изучайте и учитывайте жизненный опыт ребят, их интересы, особенности развития.
  8. Учите так, чтобы воспитанник понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.
  9. Объясняйте детям, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование ключевых компетентностей и самоопределение подростка

Мы попробовали определить, как формируются ключевые компетенции на занятиях в педагогике дополнительного образования и насколько они могут повлиять на самоопределение учащихся. При изучении раз...

Использование коллективных способов обучения как средства формирования ключевых компетентностей.

Статья представляет собой обобщение опыта работы по данной теме с приложеним конспектов уроков....

Использование проектной деятельности на уроках географии как один из механизмов формирования ключевых компетентностей

Проектная деятельность, применяемая на уроках географии, учит школьников самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, формирует умения п...

Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области изобразительного искусства

Отойти от традиционного обучения, для которого типичным является пассивность учащегося, позволяет метод проектов, которыйнаименее ресурсозатратным спо­собом создаёт условия деятельности, максимально п...

Презентация к статье "Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"

Презентация красочно и содержательно иллюстрирует статью "Метод поектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся в области ИЗО"...