Авторские разработки
методическая разработка на тему
Игры для предупреждения нарушения письма и чтения у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мишка – жонглёр
Методическое руководство.
Цели:
- Развивать зрительное внимание.
- Закреплять умение читать слоги, слова.
- Обогащать словарь.
- Развивать грамматический строй речи.
- Из букв составлять слово.
- Автоматизировать звуки в слогах, словах.
- Развивать пространственную ориентацию.
Игра состоит из: плоскостного изображения медвежонка Миши, разноцветных мячиков; слов, слогов, букв, предметных картинок.
1 вариант.
Сейчас мы отправляемся в цирк. Сегодня на арене выступает наш любимый друг Мишка. Он – жонглёр. Послушайте, что он нам говорит.
Мячик мой, лети высоко!
Друг, лови его смелей
И бросай сюда быстрей.
- Давайте ловить только одинаковые мячики.
- Ловим мячики, которые летают выше, ниже, правее, левее от нас (от Мишки). Читаем на мячиках (на обороте) слог или слово. Слог дополняем до слова ( слово можно изменить по числам, придумать к нему ласковое слово и т. д. ), со словом придумываем предложение.
2 вариант.
- На мячиках через один написаны буквы слова. На других мячах написана одна и та же буква другого цвета. Нужно прочитать слово.
- На мячах в разном порядке написаны буквы, из которых должно получиться целое слово.
3 вариант.
Для закрепления звукопроизношения определённого звука, читаем слоги или слова с этим звуком. Можно использовать на индивидуальных занятиях. Если ребёнок ещё не умеет читать, на обратную сторону мячика прикрепить предметную картинку.
Художники
Методическое руководство.
Цели:
- развивать пространственную ориентацию (справа - слева, верх – низ, пространственные предлоги),
- временные представления,
- грамматический строй речи,
- связную устную речь,
- анализ и синтез слова;
- закреплять умение читать слоги, слова, предложения.
Игра состоит из: плоскостного изображения ёлочки, домика, цветов, птицы, шмеля (или другого насекомого), дерева, солнца, облачка, забора; букв, слогов, слов, предложения (предложений)
Ход игры
1 вариант.
- Сегодня мы – художники. Мы будем рисовать картину.
Прежде чем расположить картинку, дети читают на обороте слог, слово, предложение. Говорят, куда прикрепляют (рисуют) картинку.
- В центре доски нарисуем домик. (В центре доски я нарисовал домик).
- Справа от него – забор.
- Над забором летает птичка.
- За забором растёт берёзка.
- Слева от домика растёт ёлочка.
- Над домиком проплывает облачко.
- Между домиком и ёлочкой растут цветы.
- Над цветами летает шмель.
- Высоко в небе светит ласковое солнышко.
Дети пересказывают рассказ и говорят, какое время года на их картинке.
При повторном использовании игры, предметы на картинке меняются местами. Времена года тоже изменяются. Появляются ещё какие – то персонажи. Рассказы получаются разными.
2 вариант.
На заборе в разном порядке написаны буквы. Если мы построим заново заборчик, чтобы буквы подружились между собой и получилось понятное слово, то узнаем, кто живёт в этом домике (или кто прячется за ёлочкой и т. д.). Варианты могут быть раз
Гости
Методическое руководство.
Цели:
- Учить ориентироваться в пространстве, закреплять предлоги.
- Развивать представления о форме и величине предмета.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать грамматический строй речи.
- Развивать мышление.
- Работать над развитием связной устной речи.
- Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
- Определять позицию звука в слове.
Игра состоит из: квадрата, разделённого на 9 частей, игрушек из киндер –сюрпризов или игрушек небольшого размера, предметных картинок, букв, пешки.
| ||
Ход игры.
1 вариант.
Чтобы ребёнок лучше запомнил правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний угол (квадрат), средние квадраты, лучше использовать мини – шахматную доску. И поиграть с ним в “шахматы”.
Пешка в среднем квадрате. Сейчас она ходит в правый верхний квадрат. Возвращается обратно в средний квадрат. И так со всеми квадратами.
2 вариант.
В каждой внешней клеточке (в своей квартире) по игрушке из киндер-сюрпризов. В середине – человечек, который будет ходить к ним в гости.
Выясняем, кто живёт на верхнем этаже, на нижнем этаже, кто живёт между верхним и нижним этажом. Кто живёт справа, а кто – слева, кто между ними. Находим угловые “квартиры”, средние “квартиры”.
- Человечек пойдёт в гости в правую среднюю “квартиру”.
- К кому пришёл в гости человечек? (к ёжику).
- С кем подружился?
- Что принёс ёжику? (Можно использовать игру “Кому что нужно?”).
- Для кого принёс подарки?
- У кого был в гостях?
- Над кем живёт ёжик?
- Под кем живёт ёжик?
- Кто живёт слева от него?
Аналогичная работа проводится, если человечек идёт в гости в верхнюю левую “квартиру”, в нижнюю правую “квартиру”, в верхнюю среднюю” квартиру” и т. д.
Оставляя эти же игрушки на своих местах, перевернуть квадрат. Теперь адрес у “квартир” изменился. Дети должны понять, что левая и правая стороны, верх – низ меняются в зависимости от положения предмета в пространстве.
3 вариант.
Развитие представлений о форме и величине предметов.
Человечек несёт подарки круглой, квадратной, овальной, треугольной, прямоугольной формы, большие и маленькие; переходит длинные и короткие мостики, идёт по широкой или узкой дорожке, встречает на пути высокие и низкие деревья с толстыми и тонкими стволами.
4 вариант.
Автоматизация звуков.
Человечку даём имя на определённый звук. Все действия человечка направлены на то, чтобы максимально использовать речевой материал для автоматизации определённого звука в словах, предложениях или связной речи.
5 вариант.
Дифференциация звуков.
В квартиры, расположенные слева, поселим животных, в названии которых есть звук – С -. В квартиры, расположенные справа, поселим животных, в названии которых есть звук – З -. Подарим им подарки на нужный звук, похвалим их (какие они смелые, самостоятельные – заботливые, забавные и т.д.), предложим им что – нибудь сделать (смеяться, свистеть – забрать, позвать и т.д.). Поможем устроить для них соревнование, кто больше придумает слов на определённый звук. За каждое придуманное слово выдаётся фишка. У кого из животных больше фишек, тот и выиграл. Соответственно выигрывает команда детей, придумывающая слова для определённых животных.
6 вариант.
Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Для этого можно использовать верхний, средний и нижний этажи.
7 вариант.
Буквенный (слоговой) анализ и синтез.
В каждую клеточку квадрата положить буквы (или слоги) слова. Ребёнок из букв (или слогов) собирает слова по заданию логопеда, читает их.
Разноцветные кружочки
Методическое руководство.
Цели:
- Закреплять цвет
- Развивать зрительное внимание и память
- Развивать воображение
- Развивать мелкую моторику
- Развивать силу выдоха
- Учить ориентироваться в пространстве, закреплять предлоги.
- Развивать представления о величине предмета.
- Ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать грамматический строй речи.
- Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки.
- Определять позицию звука в слове.
- Звуковой анализ и синтез
- Работать над развитием связной устной речи.
- Работа над ритмом
Игра состоит из: разноцветных пластмассовых кружочков, предметных картинок, игрушек из киндер- сюрпризов, листа бумаги.
Ход игры:
1 вариант.
Закреплять цвет
Если ребенок еще не запомнил цвета, играем в игру «Собери ягоды в стаканчик». Стаканчик и «ягоды» одного цвета. Игра «Включи фонарики», «Украшаем ёлку», «Угощение»
2 вариант.
Развивать зрительное внимание и память.
Строим разноцветный заборчик, «рисуем» домик, человечка, машинку, деревце и т. д.
- с ориентацией на образец
- по памяти
3 вариант.
Дыхательная гимнастика.
Игра «Хоккей». Задуть шайбу в ворота
- губами
- языком
4 вариант.
Ориентация в пространстве.
Игра «Рисунок».
«Рисуем» (выкладываем из кружочков) домик и зовем к домику гостей: собачку, кошку, петуха, осу (игрушки)
Собачка будет сидеть перед домиком, кошка пойдет в домик, петух сядет на домик, а оса будет летать над домиком. Ребенок должен рассказать небольшой рассказ, используя предлоги.
5 вариант.
Ориентация на листе бумаги.
В правом нижнем углу листа «рисуем» грибок. В левом верхнем углу – облако. В правом верхнем углу – солнышко. В левом нижнем углу – домик. Выясняем, что где «нарисовали».
6 вариант.
Развивать представления о величине предмета. Антонимы. Изменение слов при помощи суффикса.
«Рисуем» маленький – большой овал, длинную змейку, короткую, толстый – тонкий карандаш, высокое – низкое дерево, широкую – узкую дорогу.
7 вариант.
Автоматизация звуков.
Игра «Накорми человечка».
Разноцветные кружочки – «конфеты». Прежде чем дать человечку «конфету», произносим слог или слово с закрепляемым звуком.
Игра «Баян». Каждым пальчиком нажимаем на отдельную кнопочку и поем разные песенки – слоги.
Игра «Соберем урожай». Переворачиваем кружочки колючей стороной вверх, нажимаем на каждый кружочек разным пальчиком так, чтобы кружочек прилип к пальчику, и произносим слог. Несем на пальце кружочек (ягодку, фрукт, овощ) в корзинку.
8 вариант.
Ритм.
Если ребенок не улавливает на слух ритмический рисунок, подключаем зрительный контроль, используя разные цвета.
9 вариант.
Звуковой синтез и анализ по методике обучения грамоте.
Теремок
Методическое руководство.
Цели:
- ориентация в пространстве
- закрепление предлогов
- автоматизация звуков в словах, предложениях, речи
- развивать фонематический слух
- определять позицию звука в слове
- развивать грамматический строй речи
- развивать связную устную речь, диалогическую речь
- автоматизация звуков
- дифференциация звуков
Игра состоит из: красочного домика-теремка, игрушек.
Ход игры:
1 вариант.
Закрепление предлогов в пассивном словаре, ориентация в пространстве.
Жила-была оса (жук, муха, пчела и др.). Однажды летит оса и видит теремок.
Подлетела к теремку, постучалась в дверь, никто не открывает.
Решила она посмотреть, может быть кто-нибудь есть за теремком. Полетела за теремок. Нет никого.
Вылетела из-за теремка. Полетала над теремком. Никого.
Села на теремок, посидела.
Полетала перед теремком, снова постучалась в дверь. Никто не ответил.
Залетела оса в теремок и стала там жить.
Проголодалась и вылетала оса из теремка, чтобы найти себе еду.
2 вариант.
Закрепление предлогов.
После закрепления отдельных предлогов, ответить на вопросы по содержанию рассказа.
- Куда прилетела оса?
- Куда залетела ?
- Откуда вылетела?
- Где полетала?
- Куда села?
3 вариант.
Развивать фонематический слух, определять позицию звука в слове.
Подошли игрушки к теремку, остановились и заспорили, кто первый войдет в домик. Медведь решил им помочь.
- Первыми войдут те игрушки, в названии которых есть звук Ш, потом со звуком С и т.д.
- Первыми войдут в теремок те, в названии которых звук С первый. Затем те, в названии которых звук С в середине слова. Затем те, в названии которых звук С последний.
4 вариант.
Развивать грамматический строй речи.
В домик входит тот,
- кто назовет себя ласково,
- кто умеет считать,
- может быть волшебником и из одного предмета сделать много.
5 вариант.
- Развитие силы, высоты и тембра голоса.
- Автоматизация и дифференциация звуков в речи.
- Развитие связной устной речи, диалогической речи.
Рассказать сказку «Теремок» с игрушками, в названии которых есть закрепляемые или дифференцируемые звуки.
Кубик «Настроение»
Методическое руководство.
Цели:
- закреплять цвет
- развивать эмоции при автоматизации звуков в предложениях
- развивать грамматически связную устную речь
Игра состоит из кубика, на гранях которого нарисованы кружочки разного цвета. В кружочках - рожицы, соответствующие разному настроению.
Ход игры:
1 вариант.
Закрепляем цвет.
- Найди все предметы такого же цвета. (Это красный карандаш. Это красная шапка. Это красное яблоко. Это красные варежки.)
- Какие это предметы? (Красные).
2 вариант.
При автоматизации звука в предложении бросаем кубик. Предложения говорим в том настроении, которое выпало (радость, злость, страх, удивление).
Кит
Методическое руководство
Цели:
- Вырабатывать силу выдоха.
- Формировать струю воздуха посередине языка.
- Развивать мелкую моторику.
Игра состоит из кита, сделанного из пластиковой бутылки, ватных шариков; бумажных лодочек.
Ход игры
1.Загадка
Как по морю-океану,
Рыба-рыбища плывёт,
И к огромному фонтану
Подплывать нам не даёт!
От него волна бежит,
Ну конечно, это - … кит.
2. Объяснение правил игры
- Но мы кита не боимся, а с ним поиграем.
1 вариант. Скатываем ватные шарики и задуваем их в пасть киту.
2 вариант. Делаем из бумаги лодочки и задуваем их в пасть киту.
Авторские разработки учителя-логопеда Ершовой Л.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская разработка - кукла "Лебедушка" в технике бумажной пластики.
Авторска разработка изготовления куклы в технике бумажной пластики. Программа Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд". 5 класс. Тема: "Народный праздничный костюм". Мож...
Авторские разработки учителя информатики и ИКТ
Авторские разработки учителя информатики и ИКТWeb - страница: http://alexschool6.ucoz.ru/atg/ За период работы в операционной системе Windows были разработаны, отлажены и использованы в пед...
Репортажи из леса на канале ТВШ. Авторская разработка.
Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы....
Авторские разработки обобщающих уроков по географии
Авторская статья по теме: "Земля-планета Солнечной системы"...
Авторская разработка внеклассного мероприятия "Экологические сказки"
«Экологические сказки». Цель– средствами разных видов искусства отразить проблемы, связанные с вопросами экологии нашего района, тем самым, воспитывая любовь не только к природе...
Авторская разработка учебного комплекта по краеведению с использованием ЭОР
Комплект учебных материаловАннотация: Учебный комплект представляет собой уникальный материал о природе, истории, населении и экономике Кувандыкского края. Он раскрывает воспитатель...
Авторская разработка внеклассного мероприятия по здоровьесберегающим технологиям «О вреде курения»
Авторская разработка Внеклассного мероприятия «О вреде курения»...