Игры на уроках развития устной речи
статья на тему

Крылова Ирина Николаевна

игровой материал для уроков развития речи в коррекционной школе 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_urokah_razvitiya_rechi.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на уроках развития  устной речи

Развитие речи умственно отсталых учащихся – одна из важнейших задач, которая решается специальной (коррекционной) школой в процессе преподавания всех учебных предметов. Наиболее благоприятные условия для этого создаются на специальных уроках развития устной речи. Непосредственными задачами уроков развития устной речи являются:

  1. Расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности.
  2. Постоянное повышение речевой мотивации учащихся.
  3. Одновременное развитие всех сторон (фонетической, лексической, грамматической) устной речи с целью обеспечения языковой базы.
  4. Организация связных высказываний школьников.

Включение умственно отсталых детей в речевую деятельность – работа очень сложная, т.к. для них характерна  речевая пассивность. Дети не говорят не потому, что не может говорить, а потому, что ему нечего сказать. Важное значение для повышения речевой активности имеют различного рода игры (лото, отгадывание задуманного предмета, викторины, сюжетно-ролевые игры и др.)

«Чья это кошка?»

После изучения темы «Кошка», дается задание проследить за поведением кошки и отобразить какой – нибудь наблюдаемый факт в рисунке. Чтобы облегчить им работу, учитель раздает вырезанные из бумаги фигурки кошки в разных позах. Ученик выбирает одну из них, наклеивает на листок бумаги и дорисовывает обстановку, раскрашивает кошку в соответствии с наблюдаемой. Затем  учитель выставляет рисунки перед учащимися. Один из учеников рассказывает о внешнем виде кошки, ее привычках, а остальные должны догадаться, где его рисунок.

«Поварята»

К доске вызываются два ученика, по одному из каждого ряда. Им надевают бумажные поварские колпаки, фартучки и предлагают: одному приготовить винегрет, другому – суп. Ученики подходят к наборному полотну с изображениями посуды и овощей, выбирают из картинок нужные и ставят их на магнитную доску, после чего говорят, какую надо подготовить посуду и какие овощи отобрать. Ряд активно помогает своему представителю. Соперники отмечают ошибки друг друга.

«Угадай, что это?»

На наборном полотне выставляются предметные картинки: зеленый огурец, зеленый горох, зеленый крыжовник, желтую репу, желтый лимон, желтое яблоко, красную клюкву, красную калину, красный помидор. Учащиеся называют предметы, систематизируют их в зависимости от принадлежности к определенной группе растений. Один из учеников задумывает предмет из числа нарисованных на картинках, выставленных на наборном полотне. Одноклассники задают водящему вопросы, на которые тот должен ответить «да» или «нет». Например, водящий выбрал калину. Дети спрашивают: «Это овощ? (Нет.) Это фрукт? (Нет.) Это ягода? (Да.) Она красная? (Да.) Она кислая? (Нет.) Она горькая? (Да.) Это калина.» Первый отгадавший становится водящим, и игра продолжается.

«Чего не хватает?»

Учащиеся называют отдельные предметы посуды и указывают, какой части недостает каждому из них (кастрюля без крышки, чашка без ручки, чайник без носика, вилка без зубчика и т.п.). Называя предметы и их части, ученики производят различного рода группировки, сортировку объектов, выделяют четвертый лишний и т.п.

«Человек и животные»

Учитель раздает картинки с изображениями различных животных, рассказывает начало сказки и предлагает ее продолжить. Начало следующее: «Животные пришли к человеку и сказали: «Дай нам работу!» - !А что вы можете делать?» – спросил человек». Каждый ученик должен ответить на этот вопрос, сообразуясь со своей картинкой. Предложения будут иметь одинаковую конструкцию, но разный набор слов: «Я, собака, умею сторожить дом», «Я, лошадь, умею перевозить грузы» и др.

«Так у нас. А у вас?»

Учитель раздает картинки с изображением предметов мебели по одной на каждую парту. Учащиеся, работающие  в паре, предварительно договариваются, кто будет называть предмет, а кто – рассказывать о его назначении. Например, Это платяной шкаф. В нем лежит белье и висит одежда. Заканчивают они хором словами: «Так у нас. А у вас?» -  и называют имена тех, кто будет продолжать игру. Слаженная работа пары оценивается двумя игровыми жетонами.

В процессе игры школьники повторяют признаки различных предметов, овладевают умением поддерживать беседу, составлять предложения, используя картинный план, расширение словарного запаса учащихся и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра на уроках развития речи при изучении текста

Кто не знает детской игры в куби­ки! Сидит ребенок  на полу, пых­тит увлеченно, старательно прилажива­ет цветные кубики, чтобы получилась картинка. Доброе занятие!Мы знаем также, что с помощью ку...

Урок развития речи в форме проекта-игры "Санкт-Петербург - город будущего"

Данный материал может быть взят за основу для разработки урока о любом родном детям городе. Идея использования фонотеки звуков заинтересует тех учителей, кто в силу разных причин не может использовать...

Лексические игры на уроках английского языка с одновременным развитием навыков устной речи

Коммуникативная методика - универсальный способ научить детей иностранному языка. Здесь огромное разнообразие способов увлекательно подать материал детям для развития всех навыков речи. Давайте рассмо...

Презентация и метод.сопровождение к уроку-игре "Глагол как часть речи"

Презентация подготовлена к уроку-игре по русскому языку в 6 классе по теме  "Глагол как часть речи" (повторение и обобщение). К уроку есть методическое сопровождение....

Книга (игра-путешествие) по развитию речи и творческих способностей ребенка "Верните речь".

Увлекательное путешествие в страну, где люди забыли о правильной и красивой речи. Вместе с главными героями предлагаем взрослым провести серию  развивающих занятий по раз...