Рабочая программа по СБО 5 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 5 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnit_zap_i_programma_po_sbo_5.docx | 26.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 51-50-03
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
Захарова Р.С.
«___»______________2012
Рабочая программа по
социально-бытовой ориентировке
на 2012-2013 учебный год
для 5б класса
(VIII вид)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено и согласовано СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО зам.директора по УВР
Протокол №_______от Глазова Е.Н.
«____»______________20
«___» _________20 __ г.
Руководитель ШМО____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 5)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – социально-бытовая ориентировка
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы В.И.Романиной, Н.П.Павловой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 5 классе отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера.
Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010 Наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников . Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003. Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 5 класс. – М.АРКТИ, 2009
Программа адресована учащимся 5б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного под -хода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них ЗУНов, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для пятиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений..
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
- воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию;
- выработка навыков общения с людьми
Интеграция с другими предметами:
Чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля
Формы контроля: рисунки учащихся
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из потенциальных возможностей детей основные требования к ЗУНам совпадают с аналогичными требованиями авторской программы.
К концу учебного года учащиеся должны знать и уметь:
- совершать вечерний туалет в определённой последовательности;
- выбирать причёску и причёсывать волосы;
- стричь ногти на руках и ногах;
- стирать индивидуальные личные вещи и содержать их в чистоте;
- беречь зрение;
- корректно отказаться от предлагаемых первых сигарет, глотка пива, проявив силу воли;
- различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;
- подбирать одежду, обувь, головной убор по сезону;
- сушить и чистить одежду;
- подготавливать одежду и обувь к хранению;
- подбирать крем и чистить кожаную обувь;
- прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его изготовления;
- нарезать хлеб, сырые и варёные овощи;
- строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;
- записывать имя, фамилию, отчество членов семьи;
- выполнять правила поведения в семье;
- следить за своей осанкой, принимать правильную позу в положении сидя и стоя;
- следить за своей походкой, жестикуляцией;
- правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой, красиво и аккуратно принимать пищу;
- правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками, взрослыми в различных ситуациях;
- вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым;
- писать адрес на почтовых открытках, конвертах;
- соблюдать порядок на рабочем столе и во всём жилом помещении;
- соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
- соблюдать правила дорожного движения;
- различать знаки дорожного движения, встречающиеся на пути из дома в школу и обратно;
- выбирать необходимые продукты питания с учётом срока годности;
- округлённо подсчитать сумму за приобретённые продукты;
- оплатить покупку, проверить чек и сдачу;
- культурно вести себя с работниками торговли
Содержание рабочей программы
№ п.п | Тема | Кол-во учебных часов (по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Вводное занятие | 0 | 1 |
2 | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 0 | 5 |
3 | КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 0 | 4 |
4 | СЕМЬЯ | 0 | 2 |
5 | ОДЕЖДА, ОБУВЬ | 0 | 5 |
6 | ЖИЛИЩЕ | 0 | 3 |
7 | ТРАНСПОРТ | 0 | 3 |
8 | ТОРГОВЛЯ | 0 | 5 |
9 | ПИТАНИЕ | 0 | 6 |
итого | 9 тем | 0 | 34 часа |
В связи с тем, что в авторской программе сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
Учебно-методический комплект учителя:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003.
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.
Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 5 класс. – М.АРКТИ, 2009
Наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс
Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...