Рабочая программа по СБО 8 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (8 класс) на тему
Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 8 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sbo_8_kl.docx | 31.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2015г.
Рабочая программа по
СБО
на 2015-2016 учебный год
для 8 б класса
(УОД)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2015г. зам.директора по УВР________Федотова Т.А.
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 8)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально- бытовая ориентировка
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы С.А.Казаковой, В.В.Воронковой программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 классы под редакцией В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 8 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Используемый учебно-методический комплект:
Программы специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./ Под редакцией В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2013. – Сб.1. – 224 с.,
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003,
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011,
Справочник выпускника / [С.А.Львова]. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 192 с. (Специальная (коррекционная) образовательная школа VIII вида).
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка: Учебное пособие. 8 класс. Для специальной (коррекционной) школы VIII вида. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2013. – 72 с.
Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка. Методическое пособие. – М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2012. – 87 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Программа по обслуживающему труду для детей с умеренной умственной отсталостью. 6-9 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2011.- 72 с.
Галле А.Г., Кочетова Л.Л. Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 8 класс. – М.:АРКТИ, 2009.- 48 с.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков (носят индивидуальный характер), дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).
Программа адресована учащимся 8б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для восьмиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
- воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию;
- выработка навыков общения с людьми
Интеграция с другими предметами:
чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, биология, география, ИЗО, история, обществоведение, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности.
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. К знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года учащиеся должны знать:
- типы кожи и правила ухода за кожей лица;
- виды косметических средств для ухода за кожей лица и правила пользования ими.
- правила стирки и сушки изделий из шерстяных и синтетических тканей;
- правила и последовательность утюжки изделий;
- правила пользования прачечной, виды услуг;
- правила подготовки вещей к сдаче в стирку;
- правила пришивания меток;
- правила пользования прачечной самообслуживания;
- способы и последовательность приготовления изделий из теста;
- способы и последовательность соления и квашения овощей;
- способы варки варенья из фруктов и ягод;
- правила и периодичность кормления ребёнка из соски и с ложки;
- правила и периодичность купания ребёнка;
- правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребёнка;
- санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек;
- правила ухода за грудным ребёнком;
- правила поведения юноши и девушки при знакомстве, в общественных местах, дома;
- требования к внешнему виду молодых людей;
- правила и периодичность уборки кухни, санузла;
- моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни, санузла;
- основные автобусные маршруты;
- основные маршруты водного транспорта;
- ассортимент товаров в различных специализированных магазинах;
- стоимость основных продовольственных и промышленных товаров;
- правила пользования городским телефоном-автоматом и домашним телефоном;
- правила пользования телефонным справочником;
- номера телефонов срочного вызова (пожарной службы, аварийных служб, полиции и т.д.);
- функции и виды междугородной телефонной связью;
- правила пользования автоматической телефонной связью;
- тарифы на телефонную связь в зависимости от оператора, в разное время суток (дней недели), зависимость оплаты от дальности расстояния, роуминг;
- порядок заказа междугородного телефонного разговора (при наличии междугородного телефонного пункта);
- порядок заказа разговора в кредит (при наличии такой услуги);
- правила и приёмы оказания первой помощи при несчастных случаях (првила обработки поражённого при ожогах участка кожи, промывания желудка при отравлении, меры, применяемые при обмораживании разнвх степеней, при солнечных и тепловых ударах);
- виды глистных заболеваний и меры их предупреждения;
- куда обращаться в случае необходимой помощи;
- адрес местного исполнительного органа власти;
- функции отдела по учёту и распределению жилплощади, отдела социального обеспечения, управления образования, КДНиЗП, отдела по трудоустройству;
- основные статьи расхода в семье;
- правила учёта расходов;
- размер квартплаты, налога на жильё;
- тарифы на электричество, газ;
- порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг;
- размер и порядок внесения платы за телефон;
- порядок планирования крупных покупок;
- стоимость одежды, обуви, мебели и др.
учащиеся должны уметь:
- выбирать косметические средства в зависимости от цели, состояния кожи, времени года;
- правильно пользоваться косметическими средствами;
- стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей;
- утюжить блузки, рубашки, платья;
- заполнять бланки для сдачи белья в прачечную;
- готовить изделия из разных видов теста;
- оформлять эти изделия;
- солить овощи, варить варенье;
- составлять меню завтрака, обеда и ужина, учитывая наличие продуктов и правила рационального питания;
- купать, одевать, пеленать куклу;
- кормить куклу с ложки и из соски;
- содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки;
- культурно и вежливо вести себя при знакомстве, в общественных местах, дома;
- выбирать косметические средства, украшения;
- подбирать причёску, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, а также характер предстоящего мероприятия (собрание, посещение театра, танцы, турпоход и т.д.);
- мыть кафельные стены, чистить раковины;
- пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни, санузла;
- пользоваться расписанием;
- определять стоимость проезда; покупать билет обращаться за справкой;
- выбирать покупку с учётом различных условий;
- подсчитывать стоимость покупок;
- культурно вести себя в магазине;
- объяснить причину звонка по телефону срочного вызова;
- получать по телефону справки;
- культурно разговаривать по телефону;
- оказывать первую помощь при ожогах, обмораживании;
- оказывать первую помощь утопающему;
- подсчитывать расходы;
- планировать расходы на день, на две недели с учётом бюджета семьи;
- снимать показатели счётчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии и газа;
- заполнять квитанции;
- планировать крупные покупки.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 0 | 2 |
2 | ОДЕЖДА | 0 | 8 |
3 | ПИТАНИЕ | 0 | 10 |
4 | СЕМЬЯ | 0 | 4 |
5 | КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 0 | 4 |
6 | ЖИЛИЩЕ | 0 | 4 |
7 | ТРАНСПОРТ | 0 | 8 |
8 | ТОРГОВЛЯ | 0 | 4 |
9 | СРЕДСТВА СВЯЗИ | 0 | 6 |
10 | МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ | 0 | 8 |
11 | УЧРЕЖДЕНИЯ,ОРГАНИЗАЦИИ, ПРЕДПРИЯТИЯ | 0 | 4 |
12 | ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА | 0 | 6 |
итого | 68 ⃰ | 68 часов |
⃰ количество часов заявлено в пояснительной записке авторской программы исходя из еженедельной нагрузки (2 часа в неделю) и общего количества учебных недель в год (34 недели).
В связи с тем, что в авторской программе С.А.Казаковой, В.В.Воронковой сетка рабочих часов на изучении тем не дана. То необходимое количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс
Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...