Рабочая программа по СБО 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа (6 класс) на тему
Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся 6 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbo_programma_6.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2013г.
Рабочая программа по
социально бытовой ориентировке
на 2013-2014 учебный год
для 6 б класса
(VIII вид)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2013г. зам.директора по УВР_____________________
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 6)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – специальные коррекционные занятия, социально бытовая ориентировка
Данная рабочая программа по социально-бытовой ориентировке разработана на основе программы В.И.Романиной, Н.П.Павловой программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета социально-бытовая ориентировка отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
По учебному плану школы в 6 классе отведено 2 часа в неделю (68 часов в год).
Содержание учебной программы по социально-бытовой ориентировке сохранено полностью, а ее прохождение идет за счет уплотнения учебных часов на основании индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. При отборе учебного материала учитывались потенциальные возможности детей. Работа строится концентрически. Материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением, с использованием большого количества заданий практического характера. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010, социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003, социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011, тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 6 класс. – М.АРКТИ, 2009.
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по домоводству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранные к содержанию уроков (носят индивидуальный характер), дидактические задания и упражнения (носят индивидуальный характер).
Программа адресована учащимся 6б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов, но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них универсальных учебных действий, способствующих социальной адаптации и улучшения уровня общего развития учащихся Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений по СБО, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы.
Данный учебный предмет важен для шестиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий СБО опыт учащихся обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями, учреждениями, в которые им придётся обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь.. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к социальной адаптации детей. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически по принципу усложнения и увеличения объёма сведений.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- расширение кругозора детей по всем темам, предлагаемым в программе;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении практических заданий;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- воспитание личностных качеств: аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе, трудолюбия, терпения, усидчивости;
- воспитание экономного и бережного отношения к окружающему;
- строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;
- содействие нравственному и трудовому воспитанию;
- выработка навыков общения с людьми
Интеграция с другими предметами:
чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, ИЗО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля.
Формы контроля: практические работы, анкетирование, тестирование, беседы по пройденному материалу, ответы на вопросы по результатам экскурсий, зарисовки и записи результатов практической деятельности
Планируемые результаты: Коррекционная направленность особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки СБО активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся, социально адаптируют детей. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы - все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки самообслуживания, но с учётом своих потенциальных возможностей.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития (2 человека) требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания, отличные от предлагаемых учащимся основной группы класса.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- правила закаливания организма;
- правила обтирания и мытья ног;
- правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;
- о вреде наркотиков и токсических веществ;
- санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
- правила стирки изделий из хлопчатобумажных и шёлковых тканей;
- способы выбора доброкачественных продуктов;
- рецепты приготовление каши, заварки чая, правила варки яиц разного состояния;
- способы хранения продуктов и готовой пищи;
- правила составления рецепта блюда;
- правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
- способы ведения разговора со старшими и сверстниками;
- гигиенические требования к жилому помещению;
- правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
- правила пользования пылесосом;
- санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с электроприборами;
- виды междугороднего транспорта;
- стоимость проезда на всех видах городского транспорта;
- порядок приобретения билетов;
- виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
- правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
- правила покупки товаров, стоимость наиболее необходимых для жизни товаров;
- основные средства связи;
- виды почтовых отправлений;
- стоимость почтовых услуг при отправке писем, телеграмм;
- способы вызова врача на дом;
- меры по предупреждению глистных заболеваний;
- функции основных врачей-специалистов;
- основной состав домашней аптечки;
- виды и назначение детских учреждений, их адрес, какие кружки и секции там есть.
Обучающиеся должны уметь:
- закаливать свой организм;
- соблюдать правила личной гигиены дома, в школе, во время походов, экскурсий;
- отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества, проявив силу воли, настойчивость;
- пришивать крючки, пуговицы, вешалки, петли, кнопки к домашней одежде;
- зашивать одежду по распоровшемуся шву;
- подшить платье, брюки, рубашки;
- подбирать моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных тканей;
- стирать изделия из цветных хлопчатобумажных тканей;
- гладить их;
- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
- приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
- составить рецепт блюда;
- вымыть, вычистить посуду;
- рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности и продуктивной их деятельности;
- выполнять определённые обязанности в семье;
- культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
- тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;
- производить сухую и влажную уборку помещения;
- чистить пылесосом ковры, книжные полки, батареи;
- чистить мебель;
- соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами;
- выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
- ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;
- выбрать нужный товар, выяснив срок гарантии на его использование;
- оплатить, проверить чек и сдачу; хранить чек в течение срока гарантии на товар; уметь возвращать товар, не отвечающий желанию покупателя;
- записать адрес на конверте;
- составить текст телеграммы, подсчитывать стоимость телеграммы;
- записаться на приём к врачу, вызывать врача на дом, вызывать «скорую помощь»;
- приобретать лекарство в аптеке;
- обращаться к работникам ДДТ;
- правильно вести себя при посещении ДДТ, школ и других общественных мест.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (по авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА | 0 | 2 |
2 | КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ | 0 | 4 |
3 | СЕМЬЯ | 0 | 4 |
4 | ОДЕЖДА, ОБУВЬ | 0 | 12 |
5 | ЖИЛИЩЕ | 0 | 8 |
6 | МЕДИЦИНА | 0 | 6 |
7 | ТРАНСПОРТ | 0 | 4 |
8 | ТОРГОВЛЯ | 0 | 3 |
9 | СРЕДСТВА СВЯЗИ | 0 | 7 |
10 | УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ | 0 | 4 |
11 | ПИТАНИЕ | 0 | 14 |
итого | 0 | 68 |
В связи с тем, что в авторской программе В.И.Романиной, Н.П.Павловой сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
Учебно-методический комплект учителя:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.
Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида : Пособие для учителя /Под. Ред. А.М.Щербаковой. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2003.
Социально-бытовая ориентировка. 5-9 классы : развёрнутое тематическое планирование /авт.-сост. С.А.Львова. Волгоград: Учитель, 2011.
Тетрадь по обслуживающему труду (для учащихся коррекционных школ VIII вида ). 6 класс. – М.АРКТИ, 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс
Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...