Зона ближайшего развития
материал на тему
ЗБР в работе с учащимися с ОВЗ важная составляющая коррекционно - развивающей работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zona_blizhayshego_razvitiya.doc | 35.5 КБ |
zona_blizhayshego_razvitiya.pptx | 611.05 КБ |
Предварительный просмотр:
« Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери».
А. Сент – Экзюпери.
Вспомогательная школа ставит перед учителем – дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и труду; воспитать у них положительные личностные качества( честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду); скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во вне урочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Специальная психология говорит о том, что воспитание, обучение и трудовая подготовка для умственно отсталых детей очень значимы, чем для нормально развивающихся. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями олигофренов самостоятельно принимать, осмысливать и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированностью различных сторон познавательной деятельности.
В общей психологии установлено, что источником активности человека служат его потребности, которые определяются как переживание неудовлетворенности или зависимости от чего-либо. В то же время известно, что потребность не обязательно приводит к деятельности по ее удовлетворению. Чтобы такая деятельность возникла, должен сформироваться ее мотив, который побуждает и направляет деятельность на достижение предмета данной потребности. Мотивы могут быть «внешними» (например, сформировавшиеся под влиянием требований учителя) и «внутренними», возникающими в самой деятельности. Последние, более устойчивы и в целом более действенны. Для развития ребенка наиболее важными являются такие внутренние мотивы, которые побуждают его к разрешению противоречий учебной деятельности.
Разрешить противоречия учебной деятельности возможно с опорой на зону ближайшего развития конкретно взятого ученика. Именно это будет стимулировать продвижение ребенка на решение какой-либо задачи или цели.
Зона ближайшего развития - понятие введено Л.С.Выготским, для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания - самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень более высокий, представляет собой зону ближайшего развития.
Л.С.Выготский считал, что зона ближайшего развития определяет психические функции, находящиеся в процессе созревания. З.б.р. свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение, когда оно, согласно Выготскому, идет впереди развития, пробуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в зоне ближайшего развития.
Зона ближайшего развития дает представление о потенциальных возможностях развития, как массы детей, так и каждого ребенка в отдельности.
В самом общем виде он определил зону ближайшего развития, как возможность выполнить с помощью учителя то, что самостоятельно сделать не удается. Это понятие входит в состав понятия «потенциальные возможности». Оно представляет собой как бы верхний их слой, наиболее близкий к актуальному уровню, т.е. самостоятельному выполнению деятельности.
Введение этого понятия очень обогатило олигофренопедагогику и олигофренопсихологию, показав значимость приобретения знаний. Даже в том случае, если ученик самостоятельно не может привлечь имеющихся знаний для выполнения задания, часто помощь со стороны педагога оказывается достаточной для того, чтобы ребенок пришел к правильному решению. Зона ближайщего развития изучена еще недостаточно хорошо. Данные , полученные в последние годы показывают, что по своему составу и объему «зона» различна у учащихся одного класса в силу значительной разнородности состава детей.
Помимо «биологических» компонентов состав « зоны» зависит от состояния знаний учащихся, их обученности, а также характера оказываемой помощи. Обученность определяется качеством усвоенных знаний - их системностью, разграниченностью, подвижностью, с которыми связана успешность припоминания, использования и обобщения знаний. Л.С.Выготский подчеркивал «…что, только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание».
Характер помощи , необходимый разным ученикам, не одинаков. Одни нуждаются в словесной его форме- в подсказке, в наводящем вопросе ит.д. Другие- в наглядных видах помощи: образец, графическое или звуковое выделение искомого. Эффективность разных видов помощи различна и зависит от особенностей предложенной задачи. Замечено, что олигофренов затрудняет использование наглядных образцов, так как они требуют самостоятельного декодирования, расшифровки. Словесные виды помощи обычно содержат в себе уже сформулированные задания.
Для одних учащихся оказывается достаточной одноразовая помощь, другие нуждаются в многократном ее повторении. В некоторых случаях помощь приводит к исправлению одной ошибки или решению одной задачи, т.е. имеет ситуационный характер. Однако при более высоком уровне обученности, благодаря оказанной помощи, формируется общий способ действия, распространяющийся на решение ряда задач, исправления однородных ошибок. Можно полагать, что даже то немногое, что известно о «зоне ближайшего развития», может способствовать индивидуализации подхода к учащимся, повысить их обучаемость.
Осуществляя индивидуализацию обучения, необходимо обратить внимание на указание Л.С.Выготского о различии между абсолютной и относительной успеваемостью учащихся. Если учащийся пришел в школу с низкими показателями и кривая его успехов значительно выросла - обучение выполнило свои коррекционные функции. Но если ученик, лишь сохранил свой показатель уровня успеваемости, то обучение не сыграло своей ведущей роли, не содействовало реализации его возможностей.
Все данные, прямо или косвенно связанные с проблемой обучения и развития, постоянно подводят к размышлениям о том , как разумнее комплектовать классы в больших школах, где есть параллели. Таким образом, осуществляя фронтальные занятия с классом необходимо давать различные по трудности задания учащимся одного класса, учитывая разный уровень их абсолютной успеваемости и разную зону ближайшего развития. Это, поможет реализовать потенциальные возможности и более слабых, и более сильных учащихся и будет содействовать формированию правильных отношений в детском коллективе.
Используемая литература:
1. Дефектология. Словарь- справочник. С.С.Степанов. Б.П.Пузанов М. Сфера 2007г.
2. Психологический словарь. А.В.Петровский М.Г.Ярошевский Р-на-Д Феникс 1999г.
3. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе.
Ж.И.Шиф В.Г.Петрова Т.Н.Головина М.П. 1980
4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.
В.В.Воронкова М. Школа- Пресс 1994г.
5. Коррекционная педагогика, теория и практика.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вспомогательная школа ставит перед учителем – дефектологом три основные задачи: - дать ученикам знания , умения и навыки по общеобразовательным предметам и труду; -воспитывать у них положительные личностные качества(честность, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду); скорригировать имеющиеся у них дефекты и подготовить их к социальной адаптации в обществе. Все эти задачи решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во вне урочное время, изменяются только акценты в зависимости от поставленных целей.
Источником активности человека служат его потребности. В тоже время известно, что потребность не обязательно приводит к деятельности по ее удовлетворению. Должен сформироваться мотив, который побуждает и направляет деятельность на достижение предмета данной потребности. Мотивы могут быть « внешними » (например, сформировавшимися под влиянием требований учителя ) и « внутренними » , возникающими в самой деятельности (они более устойчивы и действенны). Для развития любого ребенка наиболее важными являются такие внутренние мотивы, которые побуждают его к разрешению противоречий учебной деятельности. Разрешить противоречия учебной деятельности возможно с опорой на зону ближайшего развития конкретно взятого ученика. Это будет стимулировать продвижение ребенка, на решение какой либо задачи или цели.
Зона ближайшего развития – понятие введено Л.С.Выготским , для определения развития человека в онтогенезе. Согласно Л.С.Выготскому , развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания: - самостоятельное выполнение ; - выполнение в сотрудничестве с взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, а второй уровень представляет собой зону ближайшего развития.
Л.С.Выготский считал, что ЗБР определяет психические функции , находящиеся в процессе созревания. ЗБР свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Обучение , когда оно, согласно учению Л.С.Выготского , идет впереди развития , побуждает и вызывает к жизни психические функции, лежащие в зоне ближайшего развития. ЗБР дает представление о потенциальных возможностях развития, как массы детей, так и каждого ребенка в отдельности. В самом общем виде он определил ЗБР, как возможность выполнить с помощью учителя то, что самостоятельно сделать не удается. Это понятие входит в состав понятия « потенциальные возможности » . Оно представляет собой как бы верхний их слой, наиболее близкий к актуальному уровню, т.е. самостоятельному выполнению деятельности.
Помимо « биологических » компонентов состав ЗБР зависит от состояния знаний учащихся, их обученности , а также характера оказываемой помощи. Обученность определяется качеством усвоенных знаний, их системностью, , разграниченностью , подвижностью, с которыми связана успешность припоминания, использования и обобщения знаний. Л.С.Выготский подчеркивал «… что, только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание » . Характер помощи учащимся одного класса или группы не одинаков. Эффективность разных видов помощи различна и зависит от особенностей поставленной задачи.
Осуществляя индивидуализацию обучения, необходимо обратить внимание на указание Л.С.Выготского о различии между относительной и абсолютной успеваемостью учащихся. Если учащийся пришел в школу с низкими показателями успеваемости и кривая его успехов значительно выросла – обучение выполнило свои функции. Но если ученик, лишь сохранил свой показатель уровня успеваемости, то обучение не сыграло своей ведущей роли , не содействовало реализации его возможностей. Таким образом, осуществляя фронтальные занятия с классом необходимо давать различные по трудности задания учащимся одного класса, учитывая разный уровень их абсолютной успеваемости и разную ЗБР . Это поможет реализовать потенциальные возможности учащихся различного уровня развития и будет содействовать формированию правильных отношений в детском коллективе.
Продвижение умственно отсталых детей происходит неравномерно в разные возрастные периоды. Исследованиями установлено , что несомненная активизация познавательной деятельности сменяется годами, в течение которых как бы подготавливаются, концентрируются возможности, необходимые для последующих положительных сдвигов . Наибольшее продвижение можно заметить в первые два школьных года обучения, на четвертом - пятом году и в конце обучения.
« Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери » . А.Сент-Экзюпери Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительное образование детей "ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ" ЛИЧНОСТИ
Мир стареет в белых надеждах.Но сегодня, как и вчера,На плечах эту землю держатИ несут на себе Мастера.Те, кто в жизни постичь смоглиЩедрость камня, души металла,Свежесть формулы,Соль земли...Р. Рожде...
Учебное содержание и зона актуального развития ребенка.
Подросток, несостоявшийся в учебе рискует стать изгоем среди сверстников (отсюда проблемы общения), либо начинает самоутверждаться через отклонения поведения. Государственный стандарт не позволяет мен...
Диагностика определения зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)
Цель – определить перспективу в обучении школьников. В процессе определения зон актуального и ближайшего развития учитель выполняет следующие действия: 1) Выбирает небольшой по объёму материал ба...
Урок-путешествие (технология развития критического мышления) по теме «Природные зоны Австралии» (для 7 класса)
Урок построен с учетом требований технологии развития критического мышления. В ходе урока учащиеся знакомятся с природными зонами Австралии, выявляют особенности расположения и отличия одной природной...
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"
Карта индивидуального развития детей группы и зоны "риска"...
Медиацентр - зона опережающего развития современной школы
Мы только набираем обороты...Но уже осознали, что это увлекательное дело! Проект школьный медиа-центр долгосрочен, практичен, востребован и рассчитан на конкретные действия и результаты....
тест по французскому языку "Ближайшее будущее и ближайшее прошедшее
Данный тест по грамматике французского языка может быть использован как в 5 классе, так и в 6 классе в качестве повторения материала по бижайшему будущему и ближайшему прошедшему временам....