Организация работы ШПМПк
материал на тему
Из опыта организации работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_seminare.docx | 32.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) образовательная школа VII,VIII вида» Московская область, г.Троицк, ул.Пушковых, д.5, тел. 8 (4967) 51-50-03, school 7ZR @mail.ru |
Организация работы школьного психолого-медико-педагогического консилиума |
из опыта работы ШПМПк |
Председатель ШПМПк Варченко Е.В. |
13.03.2012 |
Организуя учебно-воспитательный процесс в школе, педагоги сталкиваются с наличием у учащихся большого количества проблем, среди которых:
- наличие у детей функциональных и соматических расстройств здоровья;
- выявление неготовности младших школьников к новой социальной ситуации – школьному обучению;
- низкая социальная адаптация;
- неадекватная самооценка учащихся;
- отсутствие у детей положительного эмоционального и социального опыта общения;
- нереализованные потребности в безусловном принятии со стороны родителей и педагогов;
- неудовлетворённые потребности в общении со сверстниками;
- дефицитарность развития ВПФ;
- трудности в освоении программ по предметам основного цикла;
- и многое другое.
Чаще всего в классах оказываются дети, имеющие целый арсенал трудностей, которые связаны со всей личностью ученика. Как правило, проблемы каждого ребёнка имеют комплексный характер и как бы наплывают друг на друга. Поэтому в школе организована целостная система работы, призванная обеспечить оптимальные педагогические и психологические условия обучения детей с проблемами развития в соответствии с их возрастными, индивидуально-типологическими особенностями развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Обучающимся, воспитанникам обеспечивается активная дифференцированная помощь различных специалистов (врача, педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, социального педагога), взаимодействие которых происходит в рамках деятельности школьного психолого-медико-педагогического консилиума. (ШПМПк).
Основное содержание деятельности консилиума заключается в организа ции и проведении комплексного изучения личности ребёнка, выявления
актуального уровня и особенностей развития познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей ребёнка, выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребёнка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителей и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Основные задачи ШПМПк :
1.Психолого-диагностическое изучение обучающихся:
- диагностика интеллектуальной готовности (развитие ВПФ (наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.));
- диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;
- эмоционально-волевая готовность (умение самостоятельно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу, словесной инструкции, по аналогии).
2. Специальное педагогическое изучение учащихся (логопедическое и дефектологическое).
3. Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов консилиума.
4. Разработка индивидуальных коррекционных программ учителем, педагогом-психологом, учителем-дефектологом, их согласование с учебными программами.
5. Анализ успешности усвоения учебного материала.
6. Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.
7. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на другие формы обучения.
8.Разработка рекомендаций педагогам и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.
Таким образом, основная цель деятельности консилиума – оказание своевременной специализированной помощи учащимся путём осуществления комплексности в диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работе.
В деятельности специалистов выделяются следующие направления работы: диагностическое, коррекционное, просветительское, профилактическое, консультативное, организационное.
Основными формами работы являются индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с учащимися, индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами, подготовка и участие в заседаниях консилиума.
В организации работы следует выделить ряд этапов её построения:
- Диагностическо-консультативный этап.
1.1 На этом этапе происходит встреча с родителя (или лицами их заменяющими) и учителями ребёнка для составления общей картины учебной деятельности и получения разрешения родителей (или лиц их заменяющих) на проведение углубленной диагностики. Специалисты наблюдают за учащимися на уроках и переменах для сбора информации о том, как он реагирует на учебный процесс, включён ли в урок, насколько сконцентрирован на задании, есть ли истощаемость и т.п. Наблюдение на переменах позволяют определить, насколько ребёнок адаптировался к детскому коллективу. Беседы с учителем и родителями (лицами их заменяющими) дополняют сведения о школьнике, помогают обозначить его проблемы и трудности, невыявленные в процессе наблюдения, представить более полную картину. Кроме того, встреча с родителями на первоначальном этапе поступления ребёнка в школу, даёт возможность помочь им справиться с психологическим дискомфортом, возникшим в результате попадания ребёнка в наше образовательное учреждение и способствует лучшему пониманию проблем ребёнка.
1.2 Затем проводится диагностика учащихся специалистами с целью определения уровня и условий развития ребёнка: учитель-дефектолог исследует учебную и познавательную деятельность; учитель-логопед рассматривает речевую деятельность; педагог-психолог изучает познавательную деятельность и эмоционально-личностное развитие, врач школы собирает медицинский анамнез и данные о состоянии здоровья, социальный педагог фиксирует социально средовые условия, психологический климат в семье. По результатам диагностики каждый специалист заполняет представление на учащегося.
1.3 Далее следует повторная консультативная встреча с родителями (или лицами их заменяющими) и педагогами с целью доведения до их сведений результатов диагностики, разъяснения этапов коррекционной программы, включение родителей (лиц их заменяющих) и учителей в реализацию индивидуальных коррекционных программ развития ребёнка.
2. Организационно-методический этап.
Проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составление комплексных программ развития. В его работе принимают участие: зам. директора по УВР, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач, классный руководитель, социальный педагог. Обсуждение строится на основе представлений каждого специалиста об уровне развития ребёнка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, планируется суммарная нагрузка на ребёнка. В каждом отдельном случае разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов. Так, с ребёнком могут одновременно работать сразу несколько специалистов, или один из специалистов подготавливает базу для работы другого: например психолог проводит поведенческую коррекцию, подготавливая ребёнка для работы в группе дефектолога, логопеда и т .д.
3. Коррекционно-развивающий этап.
На данном этапе, учитывая учебную нагрузку и особенности детей, организуется коррекционно-развивающая работа специалистов с нуждающимися учащимися. При этом важно не перегрузить ребёнка, сформировать положительную мотивацию на совместную деятельность, учитывая индивидуальные особенности личности, особенности социального окружения. В работе специалистов можно выделить следующие направления коррекционной работы:
- коррекционная работа с эмоционально-волевой сферой ребёнка ( проводит педагог-психолог);
- коррекционная работа с познавательной сферой ребёнка (осуществляют педагог-психолог, учитель-дефектолог, педагоги дополнительного образования);
- коррекционная работа по формированию базовых умений и навыков (проводит учитель-дефектолог);
- коррекционная работа с речевыми нарушениями (ведёт учитель-логопед);
- ЛФК (медицинский работник школы).
4. Контрольный этап.
Проведение текущей диагностики и промежуточных консилиумов с целью отслеживания динамики развития наиболее сложных детей. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития отдельных учащихся, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная) и т.п. , решается вопрос об адекватных формах обучения.
Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учётом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.
5. Итоговый этап.
По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа.
По результатам деятельности консилиума оформляется документация:
- Протоколы заседаний консилиума.
- Протокол первичного обследования ребёнка (находится у специалистов);
- Представления на учащихся;
- Заключение ШПМПк
- Индивидуальный коррекционный образовательный маршрут
Таким образом, специалистами осуществляется сопровождение обучения детей школы, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о проделанной работе ШПМПк за I полугодие 2013\2014 уч.года
Материалы к семинару в НМЦ. Отчёт о проделанной работе в форме аналитической справки....
Анализ работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год
Анализ работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ...
Анализ работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2013/2014 учебный год
Анализ работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ...
Аналитический отчёт о работе ШПМПК МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида за 2012/2013 учебный год
Аналитический отчёт о работе ШПМПк по сопровождению детей с ОВЗ...
План работы ШПМПк на 2012/2013 учебный год
План работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида...
План работы ШПМПк на 2013/2014 учебный год
План работы ШПМПк МС(К)АОУ С(К)ОШ VII, VIII вида...
План работы ШПМПк на 2014/2015 учебный год
План работы ШПМПк ОУ для детей с ОВЗ...