"Фонематическое недоразвитие речи"
консультация по теме
"Фонематическое недоразвитие речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fonematicheskoe_nedorazvitie_rechi.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Фонематическое недоразвитие речи
На основе экспериментальных исследований развития фонематического восприятия речи установлено, что артикуляция наряду со слухом влияет на фонетическое развитие детской речи.
Доказано, что затруднения в обучении грамоте возникают не у всех детей с недостатками произношения, а лишь у тех, чьи недостатки произношения являются показателем незаконченности процесса фонемообразования. Для развития фонематического слуха, с целью подготовки детей к усвоению грамоты, особое место имеют упражнения в анализе и синтезе звукового состава уже в дошкольном возрасте.
Занятия лучше проводить в занимательной форме. Широкое использование грамматических игр облегчает подражание правильному произношению, повышает интерес учащихся к занятиям.
- «Телефон»
Игра для усвоения звуков с, з. Дети садятся в один ряд и друг другу передают поочередно звуки с и з: получивший з, передает соседу с. Кто собьется, тот пять раз подряд произносит с – з.
Коллективное и индивидуальное произношение шуток – чистоговорок:
са – са – за – вот идет коза;
за – за – са – вот летит оса;
са – за – са – вот летит оса;
за – са – за – вот идет коза.
- «Поезд»
Паровоз, останавливаясь, выпускает пар: с – с- с.
- Определение на слух нужного звука.
Ребенок должен на слух угадать, есть ли в данном слове нужный звук и выполнить дифференцированное задание на определение места звука в словах (в начале, середине, на конце).
Более сложное задание – дифференциация сходных звуков. Например, звуков л и р в словах лопата, ручка, лампа, береза и т.д.; свистящих и шипящих (с – ш, з – ж), звонких и глухих (с – з, ш – ж) и т.д.
Следует учесть, что решающее значение в усвоении грамоты имеет фонематическое восприятие, формирование четких представлений о звуковом составе слова в процессе обучения грамоте.
Особое внимание следует уделять анализу звукового состава слова. Нужно выяснить, умеет ли первоклассник дифференцировать в словах акустически близкие звуки. Для этого можно предложить ему различать знакомые слова, которые близки по звуковому составу.
Например, дифференцировать парные звуки:
- глухие и звонкие: дрова – трава, коза – коса, влага – фляга, балка – палка, беги – пеки, зуб – суп, злой – слой.
- Шипящие и свистящие: крыша – крыса, Мишка – миска, шутки – сутки, жар – шар, лужа – Луша.
- Ц и с: цапля – сабля, цвет – свет, цел – сел.
- Р и л: барка – палка, жар – жаль, жарить – жалить, жарко – жалко, рак – лак, ров – лов, розы – лозы, сорить – солить.
Недостаточное различие звуков речи с особой силой сказывается на письме.
В слуховых диктантах, особенно в самостоятельных творческих работах большинства детей, имеющих недостатки речи, отличаются многочисленные ошибки в замене одних букв другими. Особенно часто встречается замена букв, обозначающих звуки р и л, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, мягкие и твердые.
Такие дети затрудняются в усвоении правильного написания слов с мягким знаком на конце и середине слов, написании звонких и глухих согласных и т.д.
В их письменных работах много ошибок в пропуске гласных.
В связи с этим, обследуя уровень фонематического восприятия, важно выяснить, не только как ребенок произносит звуки речи, но и как он их различает.
При этом следует учесть, что проявление каждого речевого нарушения может быть причиной и одновременно следствием других нарушений. Так, недостаточная дифференциация звуков может привести к нарушениям произношения отдельных звуков и к задержке развития фонематических представлений у детей, что в свою очередь может сказаться на развитии артикуляционного навыка.
В период обучения грамоте особое значение имеет фонематический анализ звукового состава слов, дифференциация сходных звуков.
В процессе развития фонематического слуха нужно сохранять определенную последовательность:
- Знакомство с изолированным звуком, используя рассказы, в которых звук связан с конкретным образом;
- Из числа названных учителем слов дети отбирают на слух такие, в которых содержится нужный звук;
- Определяют место звука в слове (в начале, в конце, в середине слова);
- Подбирают слова с нужным звуком по картинкам или по памяти (из собственного словарного запаса детей);
- Дифференцируют звуки, близкие по звучанию или артикуляции (свистящие и шипящие, звонкие и глухие, р и р’, л и р).
Полезны упражнения на дополнение предложения словами. Отличающимися только одним звуком (например, м – м’): В лесу в берлоге спит ….. (Мишка). В норе находится ….. (мышка).
Формирование правильного произношения звуков должно иметь место во всех случаях: грамматический разбор, классное чтение, устное изложение, подготовка к урокам в домашних условиях.
В развитии фонематического слуха особое значение имеет индивидуальная работа с каждым ребенком в семье и школе.
О трудностях, с которыми встречаются дети при усвоении звукового состава, нужно обязательно рассказывать родителям, дать нужные советы.
Для развития фонематического слуха особое значение имеет звукотехническая наглядность.
Звукозапись позволяет учащемуся прослушать несколько раз совершенно идентичное звучание, выделить нужный звук. Регулярное прослушивание текстов в звукозаписи помогает укреплению слуховой памяти. Особое значение технических средств заключается в том, что они позволяют учащимся наблюдать и собственное произношение как бы со стороны. В этом случае уровень слушания значительно повышается, а это способствует речеслуховой наглядности.
В применении технических средств при обучении произношению важна и психологическая сторона. Еще академик Павлов отметил, что отвлечение внимания ребенка нередко объясняется длительным воздействием однообразного раздражителя.
Магнитофон и грамзапись используются как на уроке, так и во внеурочное время при индивидуальной работе с детьми. На уроках магнитофон оказывается полезным тогда, когда большинству учеников в классе присущи однотипные ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия-игры "Курочки и петух. Дифференциация звуков К - Х" (подготовительная группа для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи)
Проблема повышения эффективности коррекционных занятий – вопрос, относящийся к категории «вечных» вопросов логопедагогики. В настоящее время в сообществе логопедов эффективным признаётся такое коррекц...
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В статье раскрываются игровые приёмы коррекции внимания младших школьников....
Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».
«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....
Итоговое занятие для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи подготовительной группы "Путешествие по стране "Азбука" (игра в форме настольного лото)
Игра-лото обобщает и систематизирует знания, накопленные детьми на занятиях по обучению грамоте. Она позволяет в непринужденной обстановке в форме соревнования подвести итог всей проделанной работы....
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонемати...
Опыт работы учителя-логопеда на тему: "ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ".
Опыт работы по взаимодействию учителя-логопеда с родителями по устранению речевой патологии у их детей, представлен в виде теоретической и практической части с приложениями.Рекомендован...
ОСОБЕННОСТИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Статья посвящена проблеме фонематического восприятия детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Эта тема особенно актуальна среди детей старшего дошкольного возраста. Авторами проанализирован...