урок математики ОВЗ
план-конспект урока (8 класс) на тему

урок математики Площадь и периметр прямоугольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perimetr_i_ploshchad_pryamougolnika_i_kvadrata.doc225 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Периметр и площадь прямоугольника и квадрата.

Класс: 8б

Урок 3: 10.30-11.10

Дата: 18.02.2014 г

Цели:     Обобщить и систематизировать знания о квадрате и прямоугольнике. Закреплять умение находить площадь квадрата, прямоугольника

Задачи:

Обучающая:

  1. повторить свойства квадрата и прямоугольника.
  2. Закрепить понятия периметра квадрата и прямоугольника.

Коррекционно-развивающая:

  1. коррекция мышления на основе упражнений по сравнению и классификации четырехугольников;
  2. развивать творческие способности учащихся при выполнении практической работы.

Воспитательная:

  1. воспитывать усидчивость, аккуратность, чувство ответственности за полученный результат, культуру

Тип урока: комбинированный

Методы и приёмы: личностно-ориентированный подход, дифференцированный, коммуникативный, здоровьесберегающий , деятельностный.

Оборудование: Альбомные листы, ножницы, геометрические фигуры, линейки, карандаши, фломастеры, макеты корзинок, макеты жилища

Ход урока:

1.Организационный момент.

Геометрические знания были необходимы людям во все времена для того, чтобы измерять землю, строить дома, путешествовать на кораблях. Эти знания и сейчас нужны рабочим, строителям, инженерам, лётчикам, людям других профессий. Вначале наука служила только для практических целей. Вот и сегодня мы с вами будем применять наши геометрические знания на уроке. Но в начале я бы хотела узнать с каким настроением мы сегодня с вами будем закреплять геометрические знания.

Рефлексия (карточки с мордашками)

  1. Актуализация опорных знаний. Работа над ранее изученным материалом.

А теперь откроем тетради и проверим домашнее задание. №446 (2) стр. 152

Что нам известно о мерах измерения площадей? Чему равен квадратный сантиметр в квадратных метрах?  Найдите ответ 53 кв м 80 кв см.

Сказка: «Треугольник и квадрат»


Жили-были два брата:

Треугольник с квадратом.

Старший - квадратный,

Добродушный, приятный.

Малодушный - треугольный,

Вечно недовольный.

Стал спрашивать квадрат:

«Почему ты злишься брат?»

Тот кричит ему: «Смотри,

Ты полней меня и шире.

У меня углов лишь три,

У тебя же их все четыре».

Но квадрат ответил: «Брат!

Я же старше, я - квадрат».

И сказал еще нежней:

«Неизвестно, кто нужней!»

Но настала ночь, и к брату,

Натыкаясь на столы,

Младший лезет воровато

Срезать старшему углы.

Уходя, сказал: «Приятных

Я тебе желаю снов!

Спать ложился ты квадратом,

А проснешься без углов!»

Но на утро младший брат

Страшной мести был не рад:

Поглядел он - нет квадрата.

Онемел. Стоял без слов...

Вот так месть! Теперь у брата...

 Восемь новых уголков!

Что мы можем сказать про треугольник уже как о геометрической фигуре? Почему его называют треугольником? (У него три угла, три вершины, три стороны) Что мы можем сказать про квадрат? (У него 4 прямых угла, 4 вершины, 4 стороны, стороны равны). Как мы определяем название многоугольника?

Название многоугольника мы определяем по количеству углов и сторон.

Если в многоугольнике 5 углов, то этот многоугольник назовём...

пятиугольник.

На доске - геометрические фигуры. Назовите их.

В каждой геометрической фигуре написаны буквы. Сумма длин всех сторон многоугольника называется…? Прочитайте слово.

 Описание: Untitled-3

ПЕРИМЕТР.

Вам известно это слово? Где вы его слышали?

На прошлом уроке мы находили периметр многоугольника.

Как найти периметр многоугольника? Какой буквой обозначается периметр?

Динамическая пауза

А сейчас мы отдохнём,
Дружно из-за парт встаём.
Чтобы дальше нам играть,
Надо силы всем набрать.       (имитация движения рук с гантелями)
Чтобы правильно писать,
Надо пальчики размять.       (массаж пальцев рук)
Чтобы хорошо решать,
Надо думать и смекать.         (круговые движения пальцами лобовой и височной части головы)
А теперь два раза присели    (приседания)
И на место тихо сели.

Сегодня мы тоже будем находить периметр. Периметры каких фигур мы будем находить, вы узнаете, отгадав загадки.

Если все углы прямые,

А всего угла четыре,

Ну а по две стороны  

Противоположны и равны.

Этот четырёхугольник

Назовем… ПРЯМОУГОЛЬНИК

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны одинаковой длины.

Вам его представить рад,

А зовут его ... КВАДРАТ.

Новая тема

Записываем тему урока:

Периметр и площадь прямоугольника и квадрата.

Исправьте ошибки в словах устно, проговорив и записав в тетрадь. (ТРИУГАЛЬНИК, КВОДРАТ, ПРИМАУГОЛЬНИК, ПИРИМИТР, МЕТАР, ПЛОЩАТЬ)

Как вы думаете, зная правило нахождения периметра многоугольника, сможем ли мы найти периметр прямоугольника? (Проблема) Как найти периметр этого прямоугольника? А что же такое площадь? Мы так много говорили о геометрических фигурах и о периметре, что про площадь промолчали. Кто-нибудь может ответить, как найти площадь прямоугольника? Какими мерами измеряется площадь? (проблема).  А давайте откроем с вами учебники на стр. 82 и прочитаем выделенный текст.

Совместное выполнение заданий 1-3 устно. Опрос мальчиков. Задания 4-5 выполняется с записью в тетради

1. Какая фигура занимает больше места на листе? М

Ответ:    

2.Площадь какого круга больше?

Ответ:

5кв.м    5м    5кв.см   Какая   величина  лишняя ?

7см       7мм    7 кв.см   Какая   величина  лишняя ?

3. Сколько квадратных   сантиметров  (квадратов)   уложилось                     в  прямоугольнике  и  в  квадрате?

Ответ: S=       кв.см                          S=       кв. см      

Вывод: могут ли разные фигуры иметь равные площади?

4. Какая мера площади самая крупная ?

1 кв. см        1кв. м      1 кв. мм     1кв. км      1кв. дм              

Сравни.

3 кв.см      30 кв.см

5 кв.км      5 кв.м

40 кв.мм    12 кв. мм

 60 кв.м      600 кв. км

А теперь давайте вспомним, что такое периметр? Площадь? Как найти периметр и площадь прямоугольника?

Ребята, ответьте, на вопрос: Какой праздник у нас приближается? Верно. Поэтому давайте немного отвлечемся и отдохнем.

Физминутка для глаз, посвященная 23 февраля

Сейчас в продаже есть утеплитель для окон. Я прошу определить, сколько метров утеплителя нам потребуется, чтобы утеплить окно шириной 3 метра и высотой 2 метра. Что вы будете находить? (показ утеплителя)

Периметр окна. Окно имеет форму прямоугольника. Достаточно найти периметр окна: 2*(3+2)=10 метров утеплителя. Записываем в тетрадь.

А теперь давайте немного поиграем: «Игра найди пару» (динамическая пауза)

Смысл игры заключается в том, чтобы вы нашли свою пару. Нас 6 человек у каждого из вас на столах лежат фигуры. Как они называются? Правильно. Теперь ваша задача – найти пару, чтобы получился прямоугольник из двух многоугольников.

 Творческое задание.

Задание на внимательность слуха. Необходимо внимательно слушать и ответить на вопрос.

Селения нивхов разделялись на летние и зимние, что было связано с сезонными перемещениями. Летом нивхи старались перейти ближе к рекам, морю, где можно было ловить рыбу и собирать ягоды. Летнее жилище называлось – ке раф. А зимой перебирались  в тайгу. Наиболее древним зимним жилищем была полуземлянка – торыф, имела сферическую форму, то есть форму шара, состояла из двух частей: жилья и пристроенного входного помещения. В плане жилое помещение было в форме прямоугольника со сторонами 7 и 8 метров. На четырех скрепленных бревнах, представлявших раму, укреплялись четыре столба, клались стропила и воздвигалась крыша из плотно приложенного накатника, покрытого камышом или травой. Сверху все это придавливалось дерном и засыпалось землей. На самой верхушке крыши оставлялось небольшое отверстие. Дверь была маленькая, окон не было. А теперь вопрос: какой площади ковер необходим был на данное помещение? Сколько метров плинтуса необходимо было на данное помещение?

Запись  в тетрадях.

Мальчики рассчитывают площадь пола на макете (по доскам на фанерке).  

Девочки рассчитывают площадь дна, получившейся корзинки.

Что такое орнамент? Правильно. А теперь давайте попробуем украсить нашу корзинку по периметру.

Выступление о числительных в культуре нивхского народа (1-2 мин. Мухтук Люда)

У нивхов существовала исключительно интересная система счета. У них нет слова равный, нет у них числительных для счисления абстрактных количеств, то есть для предметов не конкретных, далеких от жизни. Существовали и различные числительные для счета предметов, явлений, семейств, животных. Считали нивхи также связки юкол, использовали числительные для счета мер при изготовлении обуви, одежды.  Приведу примеры некоторых из них.

Примеры:

Ник топор ( один топор)

Нех дерево (одно)

Ньваск глаз (одна пара глаз)

Ных зуба (4 зуба)

Ных травы (4 травы)

Нвыск  серег (4 пары серег)

Ниу ячея в неводе (одна ячея в неводе)

Няр связка юколы (одна связка юколы)

Ньхуви связка корма (одна связка корма)

А дети считали по пальцам так: някр, мекр, тякр и т.д.

Итак, ребята, снова возвращаемся к теме урока.

(показываю прямоугольник, затем квадрат). Итак, ребята, скажите, что это за фигура? Как найти площадь данной фигуры? Периметр?

Что это за фигура? Как найти ее площадь и периметр?

Задание на смекалку:

Начертить прямоугольник и квадрат с равными периметрами. Периметр 12 см. (прямоугольник со сторонами 4 и 2, 1 и 5; квадрат со сторонами 3 и 3)

Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Кто был самым активным?

Кому показалась тема урока легкой? Кому было трудно?

Как найти Р пр., Р кв ?

Какое задание понравилось больше всего?

С каким настроением вы уходите с урока? (карточки с мордашками)

Оценки за урок.


Приложение 1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на республиканской конференции учителей математики "Создание математической сказки на уроках математики" с презентацией урока

Выступление на республиканской конференции учителей матетатики из опыта работы над созданием математической сказки на уроках математики....

Интегрированный урок (математика=физика) "Физический смысл производной на уроках математики"

На данном уроке показано применение производной при решении различных физических задач, при этом  используется таблица,  показывающая связь между формулами производных и соответствую...

Интегрированный урок математики и биологии в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Интегрированный урок проводится с учителями биологии, технологии с учётом всех требований ФГОС....

Презентация интегрированного урока математики в 7-х классах "За здоровьем и экологией на урок математики".

Презентация к уроку с физминуткой, упражнением для глаз, разбита на четыре файла: 1- 5 слайды, 6- 10 слайды, 11- 34 слайды, 35- 36 слайды....

план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,

Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....

Конспект урока, технологическая карта урока и презентация урока математики по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей" в 5 классе по учебнику Виленкина Математика -5

В рамках школьного фестиваля уроков по системно-деятельностному подходу я провела урок с презентацией по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей". На уроке были использованы базовые листы контрол...