«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
учебно-методический материал
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
Додина Надежда Леонидовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №172
Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как отмечалось в докладе «Образовательная политика России на современном этапе»:- «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи ЗУН, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Этим и обусловлено использование метода проектов.
Метод проектов называют технологией нового поколения.
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач. Поэтому в качестве ведущей педагогической идеи я выбрала взаимосвязь проект – инновация- выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в ХХІ веке, и должен быть инновационным и обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Реализация проектного метода проходит через урочную и внеурочную систему.
Это могут быть целые уроки проекты, часть урока в виде проекта, домашнее задание в виде проекта. Такие уроки развивают исследовательские способности, создают условия для самостоятельной деятельности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, воспитывают целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки.
Еще я использую задания проектного типа. Итогом решения таких заданий всегда является реальный «продукт»: текст, схема, сводная таблица, диаграмма.
Это могут быть практико-ориентированные проекты, проектным продуктом которых могут быть учебные пособия, модели, инструкции, памятки, презентации.
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
В своей практике я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, краткосрочные, информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие.
Организация работы над проектами во внеурочной деятельности возможна в рамках кружка, во внеклассной работе по химии.
Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное.
Результаты использования проектной деятельности:
• повышается качество знаний по химии;
• повышается познавательная мотивация учащихся;
• успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность
других учеников.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.
Результаты применения проектной деятельности:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии;
- уроки проходят более оживлённо;
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;
- у обучающихся формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах различного уровня и имеют хорошие результаты.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Методическая литература:
Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2007
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., «Просвещение, 2011г..
Баранова Ю. Ю., Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. –М.: Просвещение, 2014.
Зыль С. Т. доцент кафедры ТиМО «Учебный проект как средство развития у детей опыта деятельности личностной и социальной направленности»
Куракина Н. Л., Сидорук И. С. Психологические аспекты проектной деятельности. -Волгоград: Учитель, 2011.
Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5-11 классы. –М.: ВАКО, 2014.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2011.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005
Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами», Ярославль, «Академия развития», 2008
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос». -2002 //http://eidos.ru/0423.htm.
Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М., «Просвещение»,2012г.
Ширшина Н. В. Химия: проектная деятельность учащихся.-Волгоград: Учитель, 2007.
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. –Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...
"Система работы по использованию современных технологий как средство повышения качества знания учащихся на уроках географии"
В этом материале раскрывается роль метода проектов в обучении географии...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/25/picture-331961-1540500832.jpg)
Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся
Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...
обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".
Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2016/02/18/picture-166700-1455744058.jpg)
Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/07/picture-948210-1512606351.jpg)
Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.
В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/25/picture-1199472-1643119226.jpg)
«Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся и мотивации к изучению английского языка».
Индивидуальная проблемная тема самообразования....