«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
учебно-методический материал
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Технология проектной деятельности как средство повышения качества знаний учащихся при изучении химии"
Додина Надежда Леонидовна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №172
Перед современной школой стоят задачи формирования творческой, самостоятельной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Как отмечалось в докладе «Образовательная политика России на современном этапе»:- «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».
Технология классно-урочной системы, эффективная для массовой передачи ЗУН, становится неконкурентноспособной в современных условиях. Этим и обусловлено использование метода проектов.
Метод проектов называют технологией нового поколения.
ПРОЕКТ с латинского означает -выброшенный вперед. В последнее время это слово прочно вошло в вашу жизнь и ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода к решению задач. Поэтому в качестве ведущей педагогической идеи я выбрала взаимосвязь проект – инновация- выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в ХХІ веке, и должен быть инновационным и обладать определенными качествами личности, в частности:
- гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных проблем;
- самостоятельно критически мыслить; быть способным генерировать новые идеи;
- грамотно работать с информацией;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь предотвращать конфликтные ситуации;
- самостоятельно трудиться над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.
Реализация проектного метода проходит через урочную и внеурочную систему.
Это могут быть целые уроки проекты, часть урока в виде проекта, домашнее задание в виде проекта. Такие уроки развивают исследовательские способности, создают условия для самостоятельной деятельности, обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, воспитывают целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, формировании навыков самоконтроля и самооценки.
Еще я использую задания проектного типа. Итогом решения таких заданий всегда является реальный «продукт»: текст, схема, сводная таблица, диаграмма.
Это могут быть практико-ориентированные проекты, проектным продуктом которых могут быть учебные пособия, модели, инструкции, памятки, презентации.
Таким образом, овладение проектированием происходит не только при осуществлении целостного проекта на уроках, но и при включении в канву традиционного урока элементов проектной деятельности или какой-либо части проекта.
В своей практике я использую следующие виды проектов: индивидуальные и групповые, краткосрочные, информационные, исследовательские, практико-ориентированные, творческие.
Организация работы над проектами во внеурочной деятельности возможна в рамках кружка, во внеклассной работе по химии.
Утверждение, что проектной деятельностью можно заниматься только с одаренными детьми, на мой взгляд, неверное.
Результаты использования проектной деятельности:
• повышается качество знаний по химии;
• повышается познавательная мотивация учащихся;
• успехи отдельных учащихся стимулируют познавательную активность
других учеников.
Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения.
Результаты применения проектной деятельности:
- работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию и
способствует повышению интереса к химии;
- уроки проходят более оживлённо;
- увеличилось число учащихся, выбирающих химию для сдачи экзамена;
- у обучающихся формируются проектные умения: планирование, поисковые умения, коммуникативные умения, презентационные умения.
Учащиеся, выполняющие проекты по химии принимают активное участие в конкурсах различного уровня и имеют хорошие результаты.
Таким образом, проектная деятельность способствует формированию нового типа учащихся, обладающего набором умений и навыков самостоятельной работы, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделённого опытом самообразования.
Методическая литература:
Аранская О. С., Бурая И. В. Проектная деятельность в процессе обучения химии: 8-11 классы: Методическое пособие. –М.: Вентана-Граф, 2007
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли», М., «Просвещение, 2011г..
Баранова Ю. Ю., Кисляков А. В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. –М.: Просвещение, 2014.
Зыль С. Т. доцент кафедры ТиМО «Учебный проект как средство развития у детей опыта деятельности личностной и социальной направленности»
Куракина Н. Л., Сидорук И. С. Психологические аспекты проектной деятельности. -Волгоград: Учитель, 2011.
Леонтович А. В., Саввичев А. С. Исследовательская и проектная работа школьников: 5-11 классы. –М.: ВАКО, 2014.
Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. -М.: Просвещение, 2011.
Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –М.: АРКТИ, 2005
Ступницкая М.А. «Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами», Ярославль, «Академия развития», 2008
Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты//Интернет-журнал «Эйдос». -2002 //http://eidos.ru/0423.htm.
Чернобай Е.В. «Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде», М., «Просвещение»,2012г.
Ширшина Н. В. Химия: проектная деятельность учащихся.-Волгоград: Учитель, 2007.
Щербакова С. Г. Организация проектной деятельности в школе: система работы. –Волгоград: Учитель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осуществление межпредметных связей при преподавании химии как средство повышения качества знаний учащихся
Давно и много пишут и говорят о межпредметных связях в школьном образовании.В современных условиях давняя педагогическая проблема приобретает новое звучание. Её актуальность продиктована новыми ...
"Система работы по использованию современных технологий как средство повышения качества знания учащихся на уроках географии"
В этом материале раскрывается роль метода проектов в обучении географии...
Проектно - исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний учащихся
Одним из эффективных средств, используемых для повышения качества обучения в последние годы, являются исследовательские и проектные методы, применяемые на уроках биологии и во внеклассной деятельности...
обобщение опыта по теме: "Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов".
Использование информационно-коммуникационных технологий и презентаций как средство повышения качества знаний учащихся 10-х классов....
Педагогическое представление опыта«Проектно-исследовательская деятельность как средство повышения качества знаний и уровня познавательной активности учащихся на уроках истории».
Проектно-исследовательская деятельность ориентирована на достижение целей самих учащихся и формирует невероятно большое количество общеучебных умений и навыков, таких как: поисковые, коммуникати...
Проектная работа На тему: Решение экспериментальных задач как средство повышения качества знаний учащихся по физике.
В связи с повышением научно-теоретического уровня курса физики средней школы все большее внимание уделяется решению физических задач. Физика является одной из лидирующих наук, она оказывает огромное в...
«Использование инновационных технологий как средство повышения качества знаний учащихся и мотивации к изучению английского языка».
Индивидуальная проблемная тема самообразования....