Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса
статья по информатике и икт на тему

Сапожникова Галина Васильевна

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие обучающимися учебного материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kon.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – основная форма организации учебно-воспитательного процесса, и в создании творческой атмосферы его важное значение имеет эмоциональное восприятие обучающимися учебного материала. Интерес к предмету формируется под непосредственным влиянием учителя и в значительной мере зависит от его увлеченности, эрудиции, педагогического опыта. Применение имеющегося в распоряжении учителя арсенала средств , форм и методов обучения позволяет каждому создать систему работы.

Большое значение в активизации обучающихся при обучении информатики, на мой взгляд, имеет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных практических заданий. А руководить деятельностью – это одна из задач, которые встают перед учителем информатики в современной школе. Ее решение он ищет, когда разрабатывает обычный рабочий урок, составляет задания для обучающихся, организует внеклассные мероприятия, связанные с изучением предмета.

Сегодня эта задача наиболее актуальна. Ее значение неоднократно подчеркивается в основных нормативных документах Министерства образования, где основной аспект делается на необходимость шире практиковать активные формы обучения на уроках, придавая им большую практическую направленность, искореняя начетничество, схематизм. Поэтому темой самообразования я выбрала "Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса".

Выбор темы неслучаен, т.к. включение обучающихся на уроке информатики в деловое общение, соответствующее по характеру "ведущей деятельности" подросткового возраста обеспечивает высокую познавательную активность, что несомненно положительно сказывается на эффективности процесса обучения. Я согласна с позицией известного русского дидакта Данилова М.А, который утверждал, что "… групповая форма организации труда … делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования".

Исходя из этого, я поставила цель: создать благоприятные условия для усвоения учебного материала через организацию индивидуально-групповой работы на уроках информатики. Достижение цели предусматриваю в выполнении следующих учебных задач:

  1. сформировать навыки коммуникативных отношений при работе в парах и группах;
  2. сформировать умения выполнять практические работы, грамотно выстраивать логические цепочки;
  3. научить обучающихся выполнять письменные работы;
  4. научить каждого обучающегося четко планировать свою учебную деятельность;
  5. развивать умения объективно оценивать свою деятельность и деятельность других.

На основе анализа программы я составила тематическое планирование для каждого класса, в которое включила основные элементы индивидуально-групповой работы на уроках информатики, что позволяет вести систематический контроль за усвоением учебного материала, учитывая при этом возрастные особенности.

Ведущими моими принципами по данной теме являются:

  • практическая направленность в изучении информатики;
  • научности;
  • гуманности;
  • сотрудничества;
  • коллективной помощи;
  • связи уроков информатики с другими предметами (математики, истории, физики и др.).

Эти принципы я положила в основу своей работы по руководству учебной деятельностью обучающихся на уроках информатики. Активизация деятельности каждого обучающегося на уроке – это активизация разнообразных форм и методов обучения и стимуляция творческой самостоятельности обучающихся.

Добиться поставленной цели и задач позволяет использование наряду с традиционными, новых форм организации обучения – уроков-зачетов, семинарских занятий, включение в уроки коллективной и групповой деятельности обучающихся, применение игровых форм, а также формы индивидуально-групповой работы на уроках, призванные помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ, развить умения анализировать научные данные, способствовать дифференциации и индивидуализации обучающихся информатики в зависимости от подготовки обучающихся.

Разрабатывая методику организации индивидуально-групповой познавательной деятельности обучающихся, я познакомилась с работами ряда учителей информатики, а также экспериментально апробировала несколько вариантов организации групповой работы на уроках информатики и выявила определенные положения, которые оказали существенную помощь в дальнейшее работе:

  • для успешной работы группы необходимо, чтобы каждый школьник обладал элементарными умениями самостоятельно познавательной деятельности;
  • перед началом организации групповой работы учитель достаточно четко должен представлять уровень познавательной самостоятельности как отдельного обучающегося, так и класса в целом.

Необходимо:

  • проведение учителем подробного инструктажа, раскрывающего последовательность действий обучающихся при выполнении работы;
  • давать консультации отдельным группам;
  • значительная часть успеха определяется составом группы.

Мой опыт показал, что на начальных этапах работы, особенно я это использую в 5-6-х классах, более эффективны гетерогенные группы, группы, объединяющие обучающихся с различными уровнями знаний по предмету. В таких группах развитие личности в социальном и творческом отношении происходит более интенсивно. В таких группах очень быстро появляется свой лидер, и им может быть не обязательно сильный ученик. "Слабые" ученики, как правило, тоже проявляют активность, в результате чего у них формируется умение самостоятельного получения знаний. В таких группах ярко проявляется чувство коллективизма, ответственности и требовательности к себе и своим согруппникам, взаимопомощь и стремление не подвести других.

Состав группы я изменяю и не один раз, чтобы добиться активной работы всех членов группы. Если работа в группе идет слаженно, то состав оставляю прежним.

При организации индивидуально-групповой работы я стараюсь придерживаться определенных требований:

  • нейтрализовать негативные явления;
  • группы не должны знать о разделении;
  • распределять по группам, сообщая, что это необходимо для того, чтобы обучающиеся могли самостоятельно выполнить задания;
  • чтобы не развить индивидуалистические качества, стараюсь чаще переключать с дифференцированной работы на совместную, коллективную;
  • создаю ситуацию для самостоятельного выбора заданий обучающимися в соответствии с их учебными возможностями.

Индивидуально-групповую деятельность на уроке информатики складываю из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение за работой и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, добавление и исправление, дополнительная информация учителя и формирование окончательных выводов.
  7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Получив задание, группа приступает к его совместному решению, причем на работу отводится ограниченное время. По истечении отведенного времени группы отчитываются о своей деятельности.

Все участники группы получают одинаковые оценки, независимо от того, какую долю в выполнение работы он внес.

Групповое общение в учебной деятельности имеет особое значение для развития ребенка. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений. В процессе общения создается возможность дополнения общей деятельности индивидуальными интересами и склонностями. Работая в группах, ученики отвечают за успехи каждого, учатся помогать друг другу.

Групповая организация деятельности обучающихся на уроке важна для создания атмосферы коллективного труда, когда можно использовать богатые резервы каждого класса - в виде помощи сильных учеников более слабым.

Индивидуально-групповая форма учебной работы – не основная, а дополнительная форма учебной работы. Благодаря ей представляется возможность не допустить отставания в учебе слабоуспевающим и создания лучших условий для развития одаренных. Данную форму работы применяю в классах, где четко проявляются индивидуальные различия обучающихся.

В разных звеньях процесса обучения применяю:

  1. Формирование знаний:
  1. объяснение всем учебного материала;
  2. самостоятельная работа по заданиям (высокие, средние, низкие учебные возможности);
  3. работа учителя с каждым учеником по теме урока индивидуально;
  4. итоги.
  1. Закрепление и совершенствование знаний.
    Весь класс решает познавательные задачи. Два-три обучающихся с высокими учебными возможностями подбирают по теме дополнительный материал из других источников.
  2. Проверка знаний
  1. Если классу давалось несложное задание, то проверяю выполнение задания только у слабых.
  2. Обучающимся с высокими учебными возможностями даю общее задание.

Я организовываю работу класса с помощью наиболее активных учеников, которые подают личный пример, способствуют более широкому анализу учебного материала (каждый в соответствии со своими способностями, интересами, фондом действенных знаний может вносить свой вклад в общее дело обучения). Совместная деятельность разрешается усилиями всего коллектива. При затруднении, более слабые обучающиеся могут прибегнуть к помощи товарищей.

При выборе формы учебной работы учитываю:

  1. наличие разнообразного дидактического материла
  2. содержание материала (новизна, трудность)

http://festival.1september.ru/articles/573477/img1.gif

трудный материал:

  • 1 этап – фронтальная работа
  • 2 этап – дифференцированно групповая работа
  1. как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика (защита своего мнения, умения доказывать, аргументировать, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма, помогать в затруднениях, планировать работу, способность к самоконтролю).
  2. организация деятельности должна способствовать формированию положительных мотивов, формированию познавательного интереса, познавательных потребностей.
  3. следует искать пути создания хороших условий для проявления активности всех групп обучающихся.

Группы динамичны, их состав определяется характером учебных задач и изменяется на основе анализа контрольных и творческих работ, опроса, зачетов, наблюдений.

Наличие в классе разных по уровню подготовленности обучающихся предполагает различные по сложности, объему и содержанию задания.

На уроках информатики я использую карточки для индивидуально-групповой работы. Они призваны помочь обучающимся в самостоятельной работе при выполнении практических работ.

Карточки для индивидуально-групповой работы включают в себя задания для самостоятельной работы обучающихся на уроке и вне урока («Карточки-задания») и карточки, несущие дополнительную информацию, призванную помочь облегчить понимание теоретических вопросов.

Индивидуально-групповая работа завершается фронтальной, когда обучающиеся отчитываются о проделанной работе.

Иной вариант – деление обучающихся на три группы, каждая из которых включает только сильных, средних или слабых обучающихся (по успеваемости).

Успеху индивидуальности обучения способствует групповые и индивидуальные консультации и зачеты.

Опыт работы позволяет говорить о том, что эта форма дает результаты.

Групповая форма работы не является универсальной и может быть применима на каждом уроке, но плодотворность ее для меня несомненна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

В зависимости от целей, решаемых на уроке, учитель подбирает то или иное начало урока. Хотя существует, на мой взгляд, универсальная речевая зарядка....

Педагогический опыт по теме "Практические работы, как средство активизации учебного процесса"

Практические работы, являясь одним из средств повышения активизации учебного процесса, способствуют решению задач, как обучения, так и нравственного развития личности учащихся, помогают преодолеть изв...

Речевая зарядка как средство активизации учебного процесса на уроках иностранного языка

Для решения большого комплекса задач при изучении иностранного языка ,необходимо обеспечить контроль знаний,повысить мотивацию к изучению иностранного языка,избегать стереотипов....

Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса

Индивидуально-групповая работа на уроках информатики как средство активизации учебного процесса...

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА...

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса на уроках технологии

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса на уроках технологии...