Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"
материал по алгебре на тему
Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_po_teme.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме «Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций»
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия c установленным режимом работы. Поэтому из всего существующего многообразия различных технологий я с удовольствием провожу уроки - деловые игры. Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебная направленность и игровая форма – позволяет в непринуждённой форме овладевать учебным материалом.
Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, конструктора, редактора, проектировщика, продавца и т.д. смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. В любом случае деловая игра — это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Итак, я считаю, что деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
Приведу примеры использования деловой игры на уроках математики.
Деловая игра | Тема урока | Структура урока |
«Магазин» или «Покупатель–продавец» | Сложение и вычитание», «Проценты», «Пропорция» | - знакомство с реальной ситуацией, т.е. с профессией; - построение имитационной модели производственного объекта; - постановка главной задачи группам, определение их роли в игре; - создание игровой проблемной ситуации; - выявление необходимого для решения проблемы теоретического материала; - разрешение проблемы; - обсуждение и проверка полученных результатов, коррекция если это необходимо; - реализация принятого решения; анализ итогов работы (рефлексия); - оценка результатов работы. |
«Ярмарка» | Можно использовать для любой темы урока. Я использовала для таких тем: «Сравнение дробей» «Преобразование рациональных выражений», «Решение дробных рациональных уравнений» | |
«Проектировщик» | «Движения», «Равнобедренный треугольник» «Углы. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые» | |
«Строитель» | «Четырехугольники», «Окружность и круг», «Площади многоугольников», «Построение некоторых правильных многоугольников»
| |
«Путешествие» | «Декартова система координат», «Координатная плоскость», Обобщающий урок по любой теме урока. | |
Редакция газеты «В мире математики» | Можно использовать на любом обобщающем уроке и результата работы оформить в виде газеты | |
«Математическая поликлиника» | «Пропорции, отношения» | |
«Банкир» или «Кассир и вкладчик» | «Проценты», «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», «Геометрическая прогрессия» | |
«Конструкторское бюро» | «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике», «Геометрические места точек» | |
«Кондитерская фабрика «Сладкоежка» | «Умножение дробей» | |
«Экскурсовод» | «Теорема Пифагора», «Теорема Виета» |
Основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении деловой игры в классе:
1. Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов.
2. Учитель математики — ведущий игры — должен четко представлять все особенности моделируемой ситуации, уметь быстро проверять полученные при решении задач результаты и интерпретировать их согласно производственной задаче.
3. Игра должна проводиться оперативно. Нельзя допускать потери интереса к игре и утомления учеников. Для поддержания интенсивной работы во время игры надо предусмотреть способы стимулирования учащихся, отмечать в процессе игры наиболее отличившихся, подбадривать отстающих.
4. В процессе игры нужно учитывать факторы, порождающие конкретные ситуации, а также то, что на «выигрыш» команды или ученика оказывают влияние действия не только отдельных учеников, но и всего коллектива.
Вообще игровые элементы использую на различных этапах урока:
- при изучении нового материала;
- при актуализации знаний;
- при закреплении полученных знаний и умений;
- при контроле знаний.
Очень важно, что дидактические деловые игры предоставляют возможность развивать у учащихся память и внимание. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, умения соблюдать правила игры, выдержки.
Каждая деловая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Как правило, групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся, снижает уровень тревожности, страх оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения знаний. Группа содействует личностному росту и развитию коммуникативных качеств ученика, способствует развитию толерантности. Работа в командах является хорошей школой, так как в жизни: в профессии, в семье, в любом коллективе необходимо уметь принимать участие в коллективном решении проблемы.
Ценность деловой игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При наличии интереса дети занимаются с большим удовольствием, что благотворно влияет на усвоение ими знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС ООО. Обобщение актуального педагогического опыта.
Презентация обобщения актуального педагогического опыта учителя математики....
Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования
Образовательный проект...
Применение дифференцированных заданий на уроках математики как средство повышения учебной мотивации школьников
выступление на МО...
Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».
Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...