Из опыта работы по теме "Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций"
материал по алгебре на тему
Выступление на МО учителей физико-математического цикла учителя математики МОУ Сергеихинская СОШ Секушенко А.Е.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Из опыта работы по теме «Деловая игра на уроке математики как средство повышения учебной и познавательной мотиваций»
Нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия c установленным режимом работы. Поэтому из всего существующего многообразия различных технологий я с удовольствием провожу уроки - деловые игры. Деловая игра – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Учебная направленность и игровая форма – позволяет в непринуждённой форме овладевать учебным материалом.
Основная идея деловой игры состоит в том, чтобы создать производственную ситуацию, в которой учащиеся, поставив себя на место строителя, конструктора, редактора, проектировщика, продавца и т.д. смогут увидеть и оценить значение математических знаний на производстве, самостоятельно овладеть необходимым теоретическим материалом и применить полученные знания на практике. В любом случае деловая игра — это модель процесса принятия решений в реальной ситуации с четко выраженной структурой. В ходе игры каждому участнику необходимо максимально мобилизовать все свои знания, опыт, воображение. Особенно ценно то, что здесь дело не сводится лишь к механическому использованию программного материала. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с большим желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по команде. Во время игры дети очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.
Итак, я считаю, что деловая игра позволяет создавать производственные ситуации, в ходе которых играющему необходимо найти правильную линию поведения, оптимальное решение проблемы, соответственно реальным обстоятельствам производства, имитированным в игре.
Приведу примеры использования деловой игры на уроках математики.
Деловая игра | Тема урока | Структура урока |
«Магазин» или «Покупатель–продавец» | Сложение и вычитание», «Проценты», «Пропорция» | - знакомство с реальной ситуацией, т.е. с профессией; - построение имитационной модели производственного объекта; - постановка главной задачи группам, определение их роли в игре; - создание игровой проблемной ситуации; - выявление необходимого для решения проблемы теоретического материала; - разрешение проблемы; - обсуждение и проверка полученных результатов, коррекция если это необходимо; - реализация принятого решения; анализ итогов работы (рефлексия); - оценка результатов работы. |
«Ярмарка» | Можно использовать для любой темы урока. Я использовала для таких тем: «Сравнение дробей» «Преобразование рациональных выражений», «Решение дробных рациональных уравнений» | |
«Проектировщик» | «Движения», «Равнобедренный треугольник» «Углы. Параллельные прямые. Перпендикулярные прямые» | |
«Строитель» | «Четырехугольники», «Окружность и круг», «Площади многоугольников», «Построение некоторых правильных многоугольников»
| |
«Путешествие» | «Декартова система координат», «Координатная плоскость», Обобщающий урок по любой теме урока. | |
Редакция газеты «В мире математики» | Можно использовать на любом обобщающем уроке и результата работы оформить в виде газеты | |
«Математическая поликлиника» | «Пропорции, отношения» | |
«Банкир» или «Кассир и вкладчик» | «Проценты», «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел», «Геометрическая прогрессия» | |
«Конструкторское бюро» | «Преобразование фигур на плоскости. Симметрия в природе и технике», «Геометрические места точек» | |
«Кондитерская фабрика «Сладкоежка» | «Умножение дробей» | |
«Экскурсовод» | «Теорема Пифагора», «Теорема Виета» |
Основные требования, на которые следует ориентироваться при подготовке и проведении деловой игры в классе:
1. Описываемые производственно-технические задания или ситуации должны соответствовать задаче исследования и быть достаточно простыми, чтобы учащиеся хорошо понимали цель игры и способы достижения результатов.
2. Учитель математики — ведущий игры — должен четко представлять все особенности моделируемой ситуации, уметь быстро проверять полученные при решении задач результаты и интерпретировать их согласно производственной задаче.
3. Игра должна проводиться оперативно. Нельзя допускать потери интереса к игре и утомления учеников. Для поддержания интенсивной работы во время игры надо предусмотреть способы стимулирования учащихся, отмечать в процессе игры наиболее отличившихся, подбадривать отстающих.
4. В процессе игры нужно учитывать факторы, порождающие конкретные ситуации, а также то, что на «выигрыш» команды или ученика оказывают влияние действия не только отдельных учеников, но и всего коллектива.
Вообще игровые элементы использую на различных этапах урока:
- при изучении нового материала;
- при актуализации знаний;
- при закреплении полученных знаний и умений;
- при контроле знаний.
Очень важно, что дидактические деловые игры предоставляют возможность развивать у учащихся память и внимание. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, умения соблюдать правила игры, выдержки.
Каждая деловая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила игр должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворённости, успеха.
Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива. Как правило, групповая форма работы повышает учебную и познавательную мотивацию учащихся, снижает уровень тревожности, страх оказаться не успешным, некомпетентным в решении каких-то задач. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения знаний. Группа содействует личностному росту и развитию коммуникативных качеств ученика, способствует развитию толерантности. Работа в командах является хорошей школой, так как в жизни: в профессии, в семье, в любом коллективе необходимо уметь принимать участие в коллективном решении проблемы.
Ценность деловой игры заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При наличии интереса дети занимаются с большим удовольствием, что благотворно влияет на усвоение ими знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/13/picture-85311.jpg)
Обобщение актуального педагогического опыта по теме "Использование технологии проблемного обучения на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся "
Актуальный педогогический опыт расскрывать роль технологии проблемного обучения в современном образовательном процессе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/21/picture-907535-1490097683.jpg)
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и творческой активности учащихся"
Творческая презентация системы работы педагога по теме «Использование технологии проблемно- диалогического обучения на уроках математики как средство повышения познавательной и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/12/picture-829838-1476263303.jpg)
Практико-ориентированные задачи по математике как средство повышения учебной мотивации в условиях реализации ФГОС ООО. Обобщение актуального педагогического опыта.
Презентация обобщения актуального педагогического опыта учителя математики....
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-644394-1434715135.jpg)
Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования
Образовательный проект...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/21/picture-1280395-1603288304.jpg)
Применение дифференцированных заданий на уроках математики как средство повышения учебной мотивации школьников
выступление на МО...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-644394-1434715135.jpg)
Представление собственного педагогического опыта. «Групповая работа учащихся на уроках математики, как средство повышения учебной мотивации и качества образования».
Групповая форма деятельности является актуальной и перспективной, ведь современное образование требует сохранить психическое и физическое здоровье детей, поддержать их инициативность, само...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/11/picture-119639-1349977755.jpg)
Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики как средство повышения учебной мотивации
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическим принципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Одним из эффективных путей учета в обу...