Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 11 классе по теме «Налоги».
план-конспект урока (11 класс) на тему

Antonina Smirnova

Конспект урока, знакомящий обучающихся с понятием "подоходный налог", как одной из составляющей части государственного бюджета и другими понятиями связанными с налогом.

На уроке совершенствуются вычислительные навыки обучающихся - высчитывание подоходного налога с зарплаты

Совершенствуются знания о государственном бюджете и его роли в социальной жизни населения страны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_sbo_nalogi_11klass.docx27.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

социально-бытовой ориентировки в

11 классе по теме «Налоги»

                                                                   

                                                                    Учитель СБО Смирнова А.Д.

Тема: Налоги

Цель: Дать представление учащимся о различных видах налогов, как об одной составляющей части государственного бюджета

Задачи:

  1. дать представление о подоходном налоге, его значимости
  2. познакомить с понятием «юридическое лицо»
  3. учить самостоятельно высчитывать подоходный налог с зарплаты
  4. совершенствовать вычислительные навыки учащихся
  5. расширять знания учащихся о государственном бюджете и его роли в социальной жизни  населения              
  6. воспитывать понимание необходимости налогообложения граждан

Словарь: налог, юридическое лицо, физическое лицо, подоходный налог, налоговая инспекция, ИНН

Наглядный материал: таблицы: «Бюджет страны», «Не облагаются налогом…», свидетельство  ИНН работающего, свидетельство  ИНН школы.

Ход урока:

1.Орг.момент.

- Сегодня у нас состоится интегрированный урок СБО и математики.

- Какая значимая, круглая дата отмечалась в стране, в нашем городе и в нашей школе?

- Верно, это было во время Великой Отечественной войны. Когда идут войны между государствами, кто принимает основное участие в них?

-Да, В каждом государстве есть армия, которая защищает государство не только  во время войны, но и в мирное время. Солдатам  нужна еда, одежда, вооружение, а откуда государство берет деньги на содержание армии?

- Государство берет деньги из бюджета страны. Бюджет страны - это учет денежных доходов и расходов государства за определенный период.  Иначе, говоря, это большой государственный кошелек, куда поступают деньги – доход и откуда расходуются деньги на государственные нужды – расход. Бюджет страны формируется из налогов.

2.Новая тема.

- Тема урока «Налоги».

- Вы знаете, кто платит налоги?

-Правильно, налоги платят все работающие люди. Их называют «физические лица». У каждого есть свой ИНН. ИНН – это идентификационный налоговый номер работающего человека. ИНН нужен для учета дохода каждого работающего, чтобы с их доходов взимался налог в пользу государства. Вот так выглядит свидетельство  ИНН работающего человека, на нем отмечены все данные работника ФИО, дата рождения, место рождения и, конечно ИНН. (запись словарных слов в тетрадь)

- Физические лица платят в основном налог, который называется «подоходный налог».(запись словарного слова)

Размер подоходного налога устанавливает правительство. В нашей стране подоходный налог составляет13% от зарплаты работника.

Давайте решим задачу:                     

Задача.

                                             Заработная плата рабочего  12000 рублей.

Вычислите сумму подоходного налога.

Сколько  рублей получит рабочий на руки?

Подоходный налог = 13%

Решение.

1)Какова сумма подоходного налога?

     12000р : 100 Х 13 = 1560р

2)Сколько рублей получит рабочий на руки?

      12000р – 1560р = 10440р

Ответ: 1560р – сумма подоходного налога;

10440р получит рабочий на руки.

- Налоги не платят со следующих выплат. Посмотрите на таблицу,

НЕ ОБЛАГАЮТСЯ

ПОДОХОДНЫМ

НАЛОГОМ:

*ПЕНСИИ

-инвалиды

-по старости

-дети, погибших родителей

*СТИПЕНДИИ

*АЛИМЕНТЫ

-на детей, оставленными отцами  или матерями

-на детей, родителями лишенными родительских прав

*МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ  В  

   СВЯЗИ СО  СТИХИЙНЫМИ

   БЕДСТВИЯМИ

*СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ

  (ПОСОБИЯ  ПО БЕЗРАБОТИЦЕ,

   ДЕТСКИЕ ПОСОБИЯ)

и т.д.

 как вы думаете, почему с пенсии, со стипендии не берут налоги?

-Верно, государство  дает пенсию пенсионерам и стипендию  успевающим студентам из своего бюджета

-Вы знаете, что такое алименты?

-В жизни бывает, что родители расходятся и ребенок остается с одним из родителей, часто остаются с мамами. Отцы должны помогать, оставленным женам растить  детей, в том числе и материально, т.е. деньгами. Заботливые отцы сами приносят деньги на содержание детей, а с тех, кто уклоняется  от помощи своим детям, государство удерживает деньги из зарплаты в виде алиментов.

-Вы тоже, как воспитанники детского дома, получаете алименты  на свой счет в сбербанке, удержанные с родителей, которые лишены родительских прав за  то, что уклонялись от своих родительских обязанностей.

-Алименты это деньги, удержанные из зарплаты одного из родителей в пользу оставленных детей.  (запишите в тетрадь)

-Брать деньги с алиментов, значит уменьшить сумму денег на ребенка.

-Какие стихийные бедствия бывают?

-Да, наводнения, взрывы, пожары. Тем  кто в результате пожара или взрыва лишился жилья, имущества государство оказывает материальную помощь.

-Почему не берут налоги с пособий?

-Верно, это помощь государства.

-Итак, не облагаются налогами некоторые выплаты. Мы упомянули лишь некоторые.

-Если работник называется «Физическое лицо», то предприятия называются «юридическое лицо»,  предприятия тоже имеют свой ИНН. Вот какое свидетельство с ИНН нашей школы. «Юридические лица»  тоже платят налоги со своей прибыли, со своего дохода.

- А как вы думает наша школа платит налоги? А какую мы имеем прибыль?

-Наша школа не имеет никакой прибыли, содержится на деньги государства, поэтому налоги не платит.

-Значит не все «юридические лица»  платят налоги.  Налоги платят те «юридические лица» , у которых есть доход, прибыль, которые, что-то производят, продают,  добывают…(запись словарного слова в тетрадь)

-Что же будет, если  эти предприятия не будут платить налоги?

- Да, они, юридические лица, должны погасить задолженность по налогам и заплатить штраф. Чем больше сумма прибыли, тем больше штраф.

- Давайте подсчитаем сумму штрафа.

Задача.

Предприятие имеет прибыль 100000р

Подоходный налог – 24% от прибыли

Штраф за неуплату налога- 20% от прибыли.

Вычислить сумму подоходного налога и сумму штрафа.

Решение.

1) 100000р : 100 х 24 = 24000р – подоходный налог

2) 100000р : 100 х 20 = 20000р – штраф

Ответ: подоходный налог - 24000р

штраф – 20000р

- Что лучше выплатить вовремя налоги или погасить задолженность и оплатить штраф?

- Как же государство узнает о том, выплатили или нет физические и юридические лица налоги?

- Верно. В налоговую инспекцию подают сведения о доходах и физические лица, и юридические лица. (запись в тетрадь словарного слова)

-А если кто-то работал летом на стройке во время своего отпуска или работал на чужой даче и заработал много денег, должен ли он идти в налоговую инспекцию, чтобы дать сведения о дополнительном доходе и заплатить налог?

-С дополнительного дохода все должны  платить налоги. А чтобы люди не скрывали от государства свои дополнительные доходы, есть у нас налоговая полиция, которая контролирует своевременную выплату налогов.

- Таким образом, налоги юридических и физических лиц формируют государственный бюджет страны. Чем больше соберут налогов, тем богаче государство.

- Вы знаете, на что же тратится бюджет страны? Давайте проверим все ли вы  назвали?

БЮДЖЕТ  СТРАНЫ

РАСХОДУЕТСЯ  НА:

  • ОБРАЗОВАНИЕ  - школа, лицеи, университеты, институты
  • ЗДРАВООХРАНЕНИЕ - поликлиники, больницы, санатории
  • КУЛЬТУРА – музеи,  театры, выставки, концерты
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ – пенсии, пособия
  • ЭКОЛОГИЯ – производственные  стоки и отходы, вырубка лесов,

     контроль за чистотой водных ресурсов, защита животных

  • АРМИЯ
  • ТРАНСПОРТ – содержание общественного транспорта, бесплатный проезд, строительство  и ремонт дорог, новых линий
  • КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО -
  • ФИЗКУЛЬТУРА И СПОРТ – стадионы, бассейны, соревнования, спортивные секции, спортивные школы
  • МИЛИЦИЯ – охрана промышленных объектов, охрана населения, розыск преступников, профилактическая работа с подростками

И Т.Д.

- Да, вы правы.

3.Повторение и закрепление.

- Наши налоги возвращаются к нам, но уже в виде бесплатного образования, медицинской помощи, жилья для ребят из детского дома и тех, кто стоит на учете в отделе и распределения жилплощади, праздников для горожан…

- Сегодня на уроке вы так много узнали.  Решите, пожалуйста, кроссворд и мы узнаем, все ли вы поняли и запомнили.

1.Как называется лицо, выплачивающее подоходный налог со своей

   заработной платы?

2.Как называется государственный «кошелек»,  куда собирают подоходные

  налоги со всех физических и юридических лиц?

3.Какое лицо у предприятия, выплачивающего налоги со своей прибыли?

4.Какой налог удерживают из зарплаты работников?

4

3

П

Ю

О

Р

Д

1

ф

и

з

И

ч

е

с

к

о

е

Д

Х

И

О

Ч

2

б

ю

Д

ж

е

т

Е

Н

С

Ы

К

Й

О

Е

4.Итог.

- Наши налоги возвращаются к нам, но уже в другом виде. Сегодня вы на интегрированном уроке познакомились с «подоходным налогом» и узнали, что бюджет государства формируется из налогов, которые каждый законопослушный гражданин и предприятия должны платить вовремя. Тогда и жизнь страны будет богаче, и наша с вами жизнь станет ещё лучше.

5.Домашнее задание. 

- Решите задачу.

- Ребята у вас у всех разные специальности и разная зарплата, для каждого своё задание.

- Света, ты у нас швея и твоя зарплата 15000р

Задача.

                                            Заработная плата швеи  15000 рублей.

                                            Вычисли сумму подоходного налога.

                                            Подоходный налог = 13%

- Сема, ты работаешь маляром, твоя зарплата 21000р.

                  Задача.

                                            Заработная плата  маляра 21000 рублей.

                                            Вычисли сумму подоходного налога.

                                            Сколько  рублей получит маляр на руки?

                                            Подоходный налог = 13%

6.Оценка. 

- Сегодня все работали активно, показали отличные знания математики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме «Грудной ребёнок в семье. Уход за грудным ребёнком»

Задачи:- знакомить учащихся с гардеробом грудного ребенка, правилами одевания и пеленания, ухода за грудным ребенком; дать представление о санитарно-гигиенических требованиях к детской одежде и белью,...

Конспект урока немецкого языка в 7 классе на тему "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе"

Данная методическая разработка может быть использована доля проведения урока немецкого языка в 7 классе по теме: "Жизнь в большом городе. Ориентировка в городе" в рамках работы по ФГОС. Использованы с...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 9 классе по теме "Сервировка праздничного стола"

Конспект урока  социально- бытовой ориентировки в 9 классе специальной коррекционной школы 8 вида по теме: Сервировка праздничного стола"...

Конспект урока по социально-бытовой ориентации в 9 классе по теме:"Трудоустройство. Выбор профессии".

Конспект урока по социально- бытовой ориетации в 9 классе по теме: "Трудоустройство. Выбор профессии"....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

Конспект урока социально-бытовой ориентировки "Форма обращения с просьбой" 5 класс

Формы обращения  с просьбой, вопросом.Обучающиеся должны уметь: вежливо обращаться с просьбой, вопросом к сверстникам и взрослым, тактично и вежливо вести себя во время разговора...