Пактико-значимый проект: « Методики выявления предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников»
проект на тему

Халитова Халида Хусаиновна

     Своевременное выявление  предпосылок  к нарушению чтения и письма, точное определение   патогенеза в каждом  отдельном случае  важно  для  построения  коррекционной  работы с  детьми  в  целях   предупреждения  дислексии и дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_metodika_vyyavleniya_predposylok_narusheniy_cht.docx33.43 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Министерство образования Московской области

               Государственное бюджетное образовательное учреждения  

          Высшего   профессионального   образования     Московской области

                                     АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

                                    Кафедра дефектологии

                              Пактико-значимый проект

  по  курсу: Нейропсихологический подход в диагностике  

                 и    коррекции нарушений чтения и письма.

                                     Тема проекта:

     « Методики  выявления   предпосылок нарушения

                       чтения    и    письма  у дошкольников»

                                   

                                                                 

                                                                 учитель – логопед  МАДОУ д/c №52

                                                         Халитова   Халида   Хусаиновна

 

                                                  

                                                               

   

   

   

                                     

       

     

  Содержание:

  1. Классификация дисграфии и их характеристика
  2. Актуальность проблемы.
  3. Цель  проекта.
  4. Методика обследования.
  5. Результаты обследования
  6. Анализ полученных результатов.
  7. План коррекционной работы
  8. Список литературы

         Классификация дисграфии и их характеристика.

  По  определению  Р.И.Лалаевой   дисграфия -  частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью  высших психических функций, участвующих в процессе письма.

    Выделяются  следующие  виды дисграфии:

 · артикуляторно-акустическая  дисграфия. В основе  лежит отражение неправильного произношения на письме, Наблюдаются ошибки в виде смешений и пропусков букв, когда нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.

 · акустическая дисграфия -  дисграфия  на основе нарушений фонемного распознавания.  В письме детей это проявляется в виде смешений или  заменах букв на письме, в неправильном обозначении мягкости, в смешениях лабиализованных гласных. Чаще заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты, могут заменяться гласные, находящиеся в ударном положении.

 · дисграфия  на почве нарушений языкового анализа и синтеза

  В письме это проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления лишних букв, слогов; раздельное или слитное написание слов и их частей, предлогов с другими словами; пропуски гласных, согласных при стечениях). Предпосылками  являются:  нарушения слуховой  памяти, произвольного  внимания, сукцессивных процессов (умения воспроизводить определенную последовательность)

 ·  аграмматическая   дисграфия .  Связана  с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений в виде ошибок на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов.  

 · оптическая  дисграфия.  Связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных  представлений. В письме проявляется в виде замен графически и оптически сходных букв,  пропусков элементов при соединении букв с одинаковым элементом, отрыве элемента от буквы.

                                  Актуальность проблемы

 Чтение  и  письмо    как деятельность   играет  важную  роль  в жизни  человека - стимулирует  его  психическое  развитие, обеспечивает общеобразовательную  подготовку,  влияет на формирование  личности. Этим обусловлен  интерес к проблемам  раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения и письма.

    Своевременное выявление  предпосылок  к нарушению чтения и письма, точное определение   патогенеза в     каждом  отдельном случае  важно    для     построения    коррекционной  работы с    детьми   в    целях   предупреждения    дислексии и дисграфии.

     К числу психических функций, лежащих  в основе формирования навыка чтения  и письма, ученые  относят  устную  речь  (ее фонетико-фонематическую сторону и    лексико-грамматический строй), пространственные представления, зрительный гнозис,  зрительно-моторную координацию,   сукцессивные    операции, слухоречевую и зрительную память.

    Сведения о  сформированности  каких-либо отдельных показателей психического развития ребенка  не позволяют достоверно оценить состояние функционального базиса письменной речи. В то же время комплексное изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения   нарушений чтения и письма  и обосновано использовать адекватные меры    для оказания помощи каждому ребенку.

                                     

                                                    Цель  проекта.

  С  целью выявления предпосылок нарушения чтения и письма и построения системы   коррекционной работы я обследовала детей из старшей логопедической группы детского сада  №52 Чеховского района. В исследовании принимали участие:

  Саша Б. -6 лет,  ОНР III уровня     физический слух, зрение, интеллект в норме (данные  из медицинской карты ребенка). В  анамнезе нет  указаний на  отклонения в протекании беременности и родов. Со слов мамы  первые слова появились в год.

   Юра З.    ОНР  III уровня, физический слух, зрение в норме. ЗПР, нарушение внимания  и активности ( данные из медицинской карты ребёнка). Со слов матери  мальчик   стал позже других детей  удерживать голову, сидеть, хватать и удерживать предметы, ходить

                                     Методика обследования.

Обследование   проводилось  по   адаптированным   методикам   Вороновой А.П. и Семенович А.В., которые  позволяют осуществить диагностику предпосылок дисграфии и дислексии. Эта  методика позволяет выявить характер и степень нарушений речевых и неречевых психических функций, лежащих в основе овладения детьми  навыками чтения и письма.

Методика включает в себя две части:

  1. Логопедическое обследование.

 Используется   диагностика   общепринятыми в логопедической практике методами исследования: состояние звукопроизношения,  звуко-слоговую структуру слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, монологическую связную речь, лексико-грамматический строй речи;

  1. Нейропсихологическое обследование.

  В это исследование входит: узнавание  предметов (букв), в условиях наложения, заштриховки фона, изображенных пунктирно, контурно, с недостающими деталями, ориентировка на собственном теле, и на теле другого человека, ориентировка на листе бумаги, определение пространственного взаимоотношения объектов, определение состояния непроизвольной и произвольной зрительной память, определение объема  и структуры процесса запоминания на слух, классификация предметов, нелепицы.

                                          План  методики обследования.

Исследование речевых предпосылок овладения  чтением и  письмом  у дошкольников

Исследование звукопроизношения.

Исследование языкового анализа, синтеза и представлений на уровне предложений:

-  определение количества и последовательности слов в предложении;

Исследование слогового анализа, синтеза и представлений:

-  определение  количества  и последовательности слогов в слове;

-  составление  слова  из произнесенных слогов;

Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений.

А. Исследование фонематического анализа:

  -  выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова;

  -  выделение гласного звука, находящегося в конце слова;

  -  выделение  согласного  звука  на фоне слова;

  -  определение первого и последнего звука в слове ;

  -  определение последовательности  и количества  звуков  в  слове;

 Б. Исследование фонематического синтеза:

-  составление  слова из последовательно названных звуков;

-  составление  слова из звуков, данных в нарушенной последовательности;

 В. Исследование фонематических представлений:

-  умение находить картинку, в названии которой есть заданный зву;

- умение  подбирать слова на заданный звук;

Г. Исследование фонематической дифференциации:

-  способность различать фонемы на основе слухового восприятия( различение слов-квазиомонимов );

-  способность различать фонемы. Повторение серий слогов;

Исследование умения подбирать антонимы.

 Исследование  грамматического строя речи:

 - выявление навыков словоизменения;

 - выявление навыков словообразования;

 Исследование связной речи:

 -рассказ по серии картинок;

Исследование неречевых предпосылок

 Исследование состояния ручной моторики:    

  - «Кольцо»  (Соедини в кольцо большой палец и указательный ,большой палец  и   средний(безымяный, мизинец);

   -  Проба «кулак-ребро-ладонь»;

  -  Графическая проба «Заборчик». Продолжить  узор, не отрывая карандаш от бумаги;

 Исследование слухового внимания:

 - восприятие и воспроизведение ритма: I  I , II II, I  II, II  I,  I  III, III  II, I  II II, I  III I , III  I I;

 - исследование состояния слухоречевой памяти;

слова для запоминания: «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог».

Исследование зрительного восприятия:

 -  узнавание  перечеркнутых  изображений;

 -  узнавание   наложенных  изображений;

  - узнавание  незавершенных  изображений;

Исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса:

 - проба Бентона («Посмотри на эти линии». Закрывают изображение. «Покажи то же изображение внизу»);

-   воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур;

-   Составление из палочек  фигур по памяти;

Исследование состояния оптико-пространственного праксис:

а)   воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур;

б)   составление из палочек  фигур по памяти;

Уровень   интеллектуального развития.

-  Задания:  «Ошибка художника», « Четвертый лишний».

       

                                            Результаты  обследования.

 Звукопроизношение.

   Саша Б.    шипящие и сонорные произносит правильно  изолированно и отраженно (звуки были поставлены логопедом), но  подвергает  заменам  в самостоятельной речи.

  У Юры  ротацизм, остальные звуки в норме.

 Языковый анализ и  синтез .

  У детей  наблюдалось  опускание  некоторых  звуков,  слогов   в словах со  сложной структурой, тяжело дается   фонетический и слоговой синтез. При  синтезе предложений допускают  ошибки, связанные с перестановкой слов.

  Фонематическое восприятие.        

  Саша смешивает свистящие и шипящие звуки, смешивает  сонорные  звуки  с йотированными,   смешение Р-Л, Р-ЛЬ, звонких-глухих П-Б,Ж-Ш, С-З

  Юра   при выполнении заданий на дифференциацию фонем допускал единичные ошибки.

Лексико- грамматический строй речи .

   У детей недостаточный словарный запас, имеют трудности в образовании множественного  числа существительных,  в употреблении  его падежных форм, в образовании профессий женского рода. Допускают ошибки при образовании относительных, качественных, притяжательных   прилагательных. Неправильное согласование числительных с существительным. Наблюдались  ошибки в употреблении предлогов. Существуют трудности в различении глаголов с различными приставками.

 Связная речь.

   Пересказ у детей краткий, при помощи наводящих вопросов.

 Моторная функция.

 У   Саши состояние  моторики в норме.

  Юра   движения выполняет медленно, объем неполный, движения некоординированные  при выполнении некоторых движений наблюдается их поиск, трудности переключения.

   Графическая проба «Заборчик» -  имеются пропуски, изменения размера элементов, отрыв карандаша от бумаги происходит постоянно, границы строки не соблюдаются.

 Слуховое внимание.

  Саша с заданиями справился. Юра часто ошибался, внимание было неустойчиво, нуждался  в многократном повторении.

Зрительное восприятие.

 Саша  с заданиями справился, а Юра допускал грубые ошибки.

Состояние зрительно-пространственного гнозиса.

 При  выполнении  заданий у Саши   были  единичные  ошибки.

 Юра плохо ориентируются в окружающем пространстве, на своем теле,   на листе бумаги, имеются трудности с употреблением предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов относительно  себя.

 Состояние  зрительно пространственного праксиса.

   Саша с заданиями справился. У Юры были затруднения.  В связи с неустойчивостью внимания, непоследовательностью движений допускал отклонения в  вертикальном  и горизонтальном направлении фигур и их элементов и изменил  количество фигур предъявленных в образце.

 Состояние интеллектуального развития.

 У детей имеется недопонимание нелепых ситуации, предложенных на картине.

        

                                           Анализ результатов обследования.

  Результаты обследования указывают на то, что у Саши наблюдается:

  1.Нарушение устной речи (нарушение звукопроизношения, недоразвития лексико-грамматического строя )

  2.Нарушение языкового анализа и синтеза.

  3.Недоразвитие фонематического слуха  (восприятия, представления, анализа и синтеза)

У Юры  наблюдается:

1. Нарушение устной речи ( недоразвитие  лексико- грамматического строя речи, нарушения языкового анализа и синтеза).

 2. Нарушение   языкового анализа и синтеза.

 3.  Нарушение  пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, графоизобразительных способностей).

 3.  Нарушение   психических функций (зрительного, слухового  внимания, памяти)

 Таким образом анализ данных, полученных в результате обследования позволяет говорить, что у Саши.Б. наблюдаются предпосылки фонематической, аграмматической и семантической дислексии  и  дисграфии( артикуляторно-акустической, аграмматической и  дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.)

  У Юры наблюдаются предпосылки  аграмматической, семантической и оптической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической  и оптической дисграфии.

     Основываясь на результатах исследования детей, я  составила план коррекционной  работы по    устранению  предпосылок нарушения чтения и письма у  Саши и Юры.

 

                                                 План коррекционной работы

   Поскольку причины и механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, то и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего:

   1) Развитие фонематического восприятия  (при устранении  предпосылок фонематической дислексии и артикуляторно-акустической дисграфии ).

  2) Развитие языкового анализа и синтеза   ( при устранении предпосылок фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и  синтеза):

   а) развитие анализа и синтеза предложения;

   б) развитие слогового анализа и синтеза;

   в) развитие фонематического анализа и синтеза;

  3) Развитие лексико-грамматического строя речи при устранении предпосылок аграмматической дислексии и аграмматической дисграфии).

 4) Развивать звуко-слоговой анализ и синтез и формировать грамматические представления о синтаксических связях слов в предложении – при устранении  предпосылок семантической дислексии).

5) Формировать зрительно-пространственные функции ( при устранении  предпосылок оптической дислексии и дисграфии).

          а) развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины;        

         б) расширение объёма и уточнение зрительной памяти;

         в) развитие зрительного анализа и синтеза;

         г) формирование пространственных представлений;

                          Список   использованной  литературы:

1.Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - С.- Петербург «Образование», 1994.

2.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.

3. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук.- Москва, 2010. - 220 с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232с 5.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001 г. - 240с.

   

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год

Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...

Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.

Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...

Коррекция речевых нарушений у дошкольников.

Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....

Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"

логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений,  и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....

Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.

Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедическо...

«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»

laquo;Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»...