Пактико-значимый проект: « Методики выявления предпосылок нарушения чтения и письма у дошкольников»
проект на тему
Своевременное выявление предпосылок к нарушению чтения и письма, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае важно для построения коррекционной работы с детьми в целях предупреждения дислексии и дисграфии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_metodika_vyyavleniya_predposylok_narusheniy_cht.docx | 33.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждения
Высшего профессионального образования Московской области
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра дефектологии
Пактико-значимый проект
по курсу: Нейропсихологический подход в диагностике
и коррекции нарушений чтения и письма.
Тема проекта:
« Методики выявления предпосылок нарушения
чтения и письма у дошкольников»
учитель – логопед МАДОУ д/c №52
Халитова Халида Хусаиновна
Содержание:
- Классификация дисграфии и их характеристика
- Актуальность проблемы.
- Цель проекта.
- Методика обследования.
- Результаты обследования
- Анализ полученных результатов.
- План коррекционной работы
- Список литературы
Классификация дисграфии и их характеристика.
По определению Р.И.Лалаевой дисграфия - частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Выделяются следующие виды дисграфии:
· артикуляторно-акустическая дисграфия. В основе лежит отражение неправильного произношения на письме, Наблюдаются ошибки в виде смешений и пропусков букв, когда нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.
· акустическая дисграфия - дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания. В письме детей это проявляется в виде смешений или заменах букв на письме, в неправильном обозначении мягкости, в смешениях лабиализованных гласных. Чаще заменяются буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты, могут заменяться гласные, находящиеся в ударном положении.
· дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза
В письме это проявляется в искажениях структуры слов и предложений (пропуски, перестановки, добавления лишних букв, слогов; раздельное или слитное написание слов и их частей, предлогов с другими словами; пропуски гласных, согласных при стечениях). Предпосылками являются: нарушения слуховой памяти, произвольного внимания, сукцессивных процессов (умения воспроизводить определенную последовательность)
· аграмматическая дисграфия . Связана с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений в виде ошибок на уровне слов, словосочетаний, предложений и текстов.
· оптическая дисграфия. Связана с недоразвитием зрительного гнозиса и мнезиса, анализа и синтеза, пространственных представлений. В письме проявляется в виде замен графически и оптически сходных букв, пропусков элементов при соединении букв с одинаковым элементом, отрыве элемента от буквы.
Актуальность проблемы
Чтение и письмо как деятельность играет важную роль в жизни человека - стимулирует его психическое развитие, обеспечивает общеобразовательную подготовку, влияет на формирование личности. Этим обусловлен интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения и письма.
Своевременное выявление предпосылок к нарушению чтения и письма, точное определение патогенеза в каждом отдельном случае важно для построения коррекционной работы с детьми в целях предупреждения дислексии и дисграфии.
К числу психических функций, лежащих в основе формирования навыка чтения и письма, ученые относят устную речь (ее фонетико-фонематическую сторону и лексико-грамматический строй), пространственные представления, зрительный гнозис, зрительно-моторную координацию, сукцессивные операции, слухоречевую и зрительную память.
Сведения о сформированности каких-либо отдельных показателей психического развития ребенка не позволяют достоверно оценить состояние функционального базиса письменной речи. В то же время комплексное изучение у дошкольников уровня развития указанных функций поможет выявить группу риска возникновения нарушений чтения и письма и обосновано использовать адекватные меры для оказания помощи каждому ребенку.
Цель проекта.
С целью выявления предпосылок нарушения чтения и письма и построения системы коррекционной работы я обследовала детей из старшей логопедической группы детского сада №52 Чеховского района. В исследовании принимали участие:
Саша Б. -6 лет, ОНР III уровня физический слух, зрение, интеллект в норме (данные из медицинской карты ребенка). В анамнезе нет указаний на отклонения в протекании беременности и родов. Со слов мамы первые слова появились в год.
Юра З. ОНР III уровня, физический слух, зрение в норме. ЗПР, нарушение внимания и активности ( данные из медицинской карты ребёнка). Со слов матери мальчик стал позже других детей удерживать голову, сидеть, хватать и удерживать предметы, ходить
Методика обследования.
Обследование проводилось по адаптированным методикам Вороновой А.П. и Семенович А.В., которые позволяют осуществить диагностику предпосылок дисграфии и дислексии. Эта методика позволяет выявить характер и степень нарушений речевых и неречевых психических функций, лежащих в основе овладения детьми навыками чтения и письма.
Методика включает в себя две части:
- Логопедическое обследование.
Используется диагностика общепринятыми в логопедической практике методами исследования: состояние звукопроизношения, звуко-слоговую структуру слов, фонематические процессы, языковой анализ и синтез, монологическую связную речь, лексико-грамматический строй речи;
- Нейропсихологическое обследование.
В это исследование входит: узнавание предметов (букв), в условиях наложения, заштриховки фона, изображенных пунктирно, контурно, с недостающими деталями, ориентировка на собственном теле, и на теле другого человека, ориентировка на листе бумаги, определение пространственного взаимоотношения объектов, определение состояния непроизвольной и произвольной зрительной память, определение объема и структуры процесса запоминания на слух, классификация предметов, нелепицы.
План методики обследования.
Исследование речевых предпосылок овладения чтением и письмом у дошкольников
Исследование звукопроизношения.
Исследование языкового анализа, синтеза и представлений на уровне предложений:
- определение количества и последовательности слов в предложении;
Исследование слогового анализа, синтеза и представлений:
- определение количества и последовательности слогов в слове;
- составление слова из произнесенных слогов;
Исследование фонематического анализа, синтеза и представлений.
А. Исследование фонематического анализа:
- выделение ударного гласного звука, находящегося в начале слова;
- выделение гласного звука, находящегося в конце слова;
- выделение согласного звука на фоне слова;
- определение первого и последнего звука в слове ;
- определение последовательности и количества звуков в слове;
Б. Исследование фонематического синтеза:
- составление слова из последовательно названных звуков;
- составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности;
В. Исследование фонематических представлений:
- умение находить картинку, в названии которой есть заданный зву;
- умение подбирать слова на заданный звук;
Г. Исследование фонематической дифференциации:
- способность различать фонемы на основе слухового восприятия( различение слов-квазиомонимов );
- способность различать фонемы. Повторение серий слогов;
Исследование умения подбирать антонимы.
Исследование грамматического строя речи:
- выявление навыков словоизменения;
- выявление навыков словообразования;
Исследование связной речи:
-рассказ по серии картинок;
Исследование неречевых предпосылок
Исследование состояния ручной моторики:
- «Кольцо» (Соедини в кольцо большой палец и указательный ,большой палец и средний(безымяный, мизинец);
- Проба «кулак-ребро-ладонь»;
- Графическая проба «Заборчик». Продолжить узор, не отрывая карандаш от бумаги;
Исследование слухового внимания:
- восприятие и воспроизведение ритма: I I , II II, I II, II I, I III, III II, I II II, I III I , III I I;
- исследование состояния слухоречевой памяти;
слова для запоминания: «дом, лес, кот, ночь, игла, пирог».
Исследование зрительного восприятия:
- узнавание перечеркнутых изображений;
- узнавание наложенных изображений;
- узнавание незавершенных изображений;
Исследование состояния зрительно-пространственного гнозиса:
- проба Бентона («Посмотри на эти линии». Закрывают изображение. «Покажи то же изображение внизу»);
- воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур;
- Составление из палочек фигур по памяти;
Исследование состояния оптико-пространственного праксис:
а) воспроизведение по памяти различного расположения геометрических фигур;
б) составление из палочек фигур по памяти;
Уровень интеллектуального развития.
- Задания: «Ошибка художника», « Четвертый лишний».
Результаты обследования.
Звукопроизношение.
Саша Б. шипящие и сонорные произносит правильно изолированно и отраженно (звуки были поставлены логопедом), но подвергает заменам в самостоятельной речи.
У Юры ротацизм, остальные звуки в норме.
Языковый анализ и синтез .
У детей наблюдалось опускание некоторых звуков, слогов в словах со сложной структурой, тяжело дается фонетический и слоговой синтез. При синтезе предложений допускают ошибки, связанные с перестановкой слов.
Фонематическое восприятие.
Саша смешивает свистящие и шипящие звуки, смешивает сонорные звуки с йотированными, смешение Р-Л, Р-ЛЬ, звонких-глухих П-Б,Ж-Ш, С-З
Юра при выполнении заданий на дифференциацию фонем допускал единичные ошибки.
Лексико- грамматический строй речи .
У детей недостаточный словарный запас, имеют трудности в образовании множественного числа существительных, в употреблении его падежных форм, в образовании профессий женского рода. Допускают ошибки при образовании относительных, качественных, притяжательных прилагательных. Неправильное согласование числительных с существительным. Наблюдались ошибки в употреблении предлогов. Существуют трудности в различении глаголов с различными приставками.
Связная речь.
Пересказ у детей краткий, при помощи наводящих вопросов.
Моторная функция.
У Саши состояние моторики в норме.
Юра движения выполняет медленно, объем неполный, движения некоординированные при выполнении некоторых движений наблюдается их поиск, трудности переключения.
Графическая проба «Заборчик» - имеются пропуски, изменения размера элементов, отрыв карандаша от бумаги происходит постоянно, границы строки не соблюдаются.
Слуховое внимание.
Саша с заданиями справился. Юра часто ошибался, внимание было неустойчиво, нуждался в многократном повторении.
Зрительное восприятие.
Саша с заданиями справился, а Юра допускал грубые ошибки.
Состояние зрительно-пространственного гнозиса.
При выполнении заданий у Саши были единичные ошибки.
Юра плохо ориентируются в окружающем пространстве, на своем теле, на листе бумаги, имеются трудности с употреблением предлогов, обозначающих пространственное расположение предметов относительно себя.
Состояние зрительно пространственного праксиса.
Саша с заданиями справился. У Юры были затруднения. В связи с неустойчивостью внимания, непоследовательностью движений допускал отклонения в вертикальном и горизонтальном направлении фигур и их элементов и изменил количество фигур предъявленных в образце.
Состояние интеллектуального развития.
У детей имеется недопонимание нелепых ситуации, предложенных на картине.
Анализ результатов обследования.
Результаты обследования указывают на то, что у Саши наблюдается:
1.Нарушение устной речи (нарушение звукопроизношения, недоразвития лексико-грамматического строя )
2.Нарушение языкового анализа и синтеза.
3.Недоразвитие фонематического слуха (восприятия, представления, анализа и синтеза)
У Юры наблюдается:
1. Нарушение устной речи ( недоразвитие лексико- грамматического строя речи, нарушения языкового анализа и синтеза).
2. Нарушение языкового анализа и синтеза.
3. Нарушение пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, графоизобразительных способностей).
3. Нарушение психических функций (зрительного, слухового внимания, памяти)
Таким образом анализ данных, полученных в результате обследования позволяет говорить, что у Саши.Б. наблюдаются предпосылки фонематической, аграмматической и семантической дислексии и дисграфии( артикуляторно-акустической, аграмматической и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.)
У Юры наблюдаются предпосылки аграмматической, семантической и оптической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматической и оптической дисграфии.
Основываясь на результатах исследования детей, я составила план коррекционной работы по устранению предпосылок нарушения чтения и письма у Саши и Юры.
План коррекционной работы
Поскольку причины и механизмы нарушений чтения и письма во многом являются сходными, то и в методике коррекционно-логопедической работы по их устранению имеется много общего:
1) Развитие фонематического восприятия (при устранении предпосылок фонематической дислексии и артикуляторно-акустической дисграфии ).
2) Развитие языкового анализа и синтеза ( при устранении предпосылок фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза):
а) развитие анализа и синтеза предложения;
б) развитие слогового анализа и синтеза;
в) развитие фонематического анализа и синтеза;
3) Развитие лексико-грамматического строя речи при устранении предпосылок аграмматической дислексии и аграмматической дисграфии).
4) Развивать звуко-слоговой анализ и синтез и формировать грамматические представления о синтаксических связях слов в предложении – при устранении предпосылок семантической дислексии).
5) Формировать зрительно-пространственные функции ( при устранении предпосылок оптической дислексии и дисграфии).
а) развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины;
б) расширение объёма и уточнение зрительной памяти;
в) развитие зрительного анализа и синтеза;
г) формирование пространственных представлений;
Список использованной литературы:
1.Воронова А.П. Диагностика и профилактика нарушений письма у детей с речевой патологией. Методические рекомендации. - С.- Петербург «Образование», 1994.
2.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: Учебно-методическое пособие. - СПб.: МиМ, 1997.
3. Попова Е.Ф. Оптимизация формирования предпосылок письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: диссертация кандидата педагогических наук.- Москва, 2010. - 220 с.
4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб.пособие для высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232с 5.Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей - СПб.: Союз, 2001 г. - 240с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая группа "Речевичок" Профилактика речевых нарушений у дошкольников массовых групп ДОУ 2010-2011 уч. год
Руководители:Училеля-логопеды: Рогалева Наталья Александровна, Бацаева Наталия АлександровнаВ последние годы значительно возросло количество жалоб родителей на речевое недоразвитие детей в возрасте 2-...
Как заинтересовать родителей в своевременном преодолении речевых нарушений у дошкольников.
Конспект логопедического праздника для детей подготовительной к школе логопедической группы и их родителей «День летних именинников!»Цель:создать адаптивную модель взаимодействия ребенка, педагога и р...
Коррекция речевых нарушений у дошкольников.
Этот материал идет как приложение к программе спортивного оздоравливания детей с нарушением речи....
Опыт работы на тему: "Коррекция фонетико - фонематических нарушений у дошкольников со стёртой формой дизартрии".
На основании практической работы с детьми....
Проект "Логосказка- как способ коррекции речевых нарушений у дошкольников"
логопедический проект, направленный на раннюю диагностику речевых нарушений, и исправление этих нарушений спомощью логосказок вне занятий....
Направления и содержание логопедической работы по формированию предпосылок письма у дошкольников с ОНР.
Дети с ОНР испытывают специфические трудности в формировании речевых и неречевых психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом.С такими детьми необходимо проведение логопедическо...
«Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»
laquo;Формирование предпосылок функциональной грамотности дошкольников посредством использования в образовательном процессе интеллект-карт»...