"Речецветик"
консультация на тему
Презентация и конспект семинара-практикума для воспитателей на методическом объединении
«РЕЧЕЦВЕТИК»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechetsvetik1.ppt | 1.95 МБ |
rechetsvetik_praktikum.docx | 42.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: повышение культуры речи воспитателей ДОУ Задачи : познакомить педагогов с составляющими компонентами речевого развития; побуждать интерес к предлагаемой совместной деятельности, освоению различных форм приобретения речевого опыта; формировать эмоциональную заинтересованность; развивать интонационную выразительность речи, просодических компонентов речи, чувство коллективизма; активизировать всех участников образовательного процесса в реализации логопедического практикума. способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Что такое культура речи? Прежде всего, это степень владения языковыми нормами (в области произношения, ударения, грамматики и словоупотребления), а также: умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с поставленной целью.
Что такое культура речи? Кроме того, это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа. Культура речи может и должна: помочь детям овладеть нормами литературного языка, привить любовь к родному языку, научить отличать литературную речь от примитивной разговорной, помочь освободиться от "сорных" слов.
Компоненты речи Запомнить компоненты речи Помогут радуги цвета. Ведь радуга, как речь, замечу, Игрива, звучна и проста. Логичность , правильность и точность линий, Богатство красок, чистота , Как выразительны , красивы, Уместны все ее цвета! РЕЧЬ Логичность
Компонент речи правильность - соответствие речи языковым нормам
Компонент речи точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе.
Компонент речи логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли.
Компонент речи чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку и отвергаемых нормами нравственности слов и словосочетаний диалектизмов, жаргонизмов, просторечия, вульгаризмов).
Компонент речи выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания.
Компонент речи Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Компонент речи уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения ( под условиями общения понимается место, время, жанр и задачи коммуникативного процесса ) .
Выбранная нами профессия педагога требует, чтобы мы говорили правильно, выразительно, доступно.
Наши ошибки! Чо – что (што), ихние- их, нету – нет , оделися- оделись , обезбаливающий - обезболивающий , уплотишь- уплатишь , оплатишь, заплатишь , салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть , позвОнит - позвонИт, катАлог- каталОг
Практикум «Проверь себя!»
Правильность речи Задание: «Расставьте ударения» срЕдства фенОмен новорождЁнный тОрты бАнты деньгАми слИвовый красИвее облегчИть баловАть
Логичность Задание: «Исправь ошибку в предложении»
Точность
Задание «Современная реклама»
Богатство Задание: «Родственные слова» (снег и зима)
Задание: « Объяснить фразеологизмы». - «По спине бегут мурашки» -«Считать ворон» -«Держать в ежовых рукавицах» - «Чесать языки» -«Задать головоломку»
«Интонационная выразительность» Задание: прочитать стихотворение А. Барто «Мишка» с различной интонацией: Вы - телеведущая новостей Вы - капризная принцесса Вы – иностранец Вы - лиса (из басни Крылова) Вы - грузин, говорящий тост
ИТАК: Конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно: не делать грубых ошибок; не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №2 «Рябинка»
Логопедический практикум
для воспитателей
«Речецветик»
Подготовила: учитель-логопед
Комарова М.А.
Троицк 2016
Цель: повышение культуры речи воспитателей ДОУ.
Задачи:
- познакомить педагогов с составляющими компонентами речевого развития;
- побуждать интерес к предлагаемой совместной деятельности, освоению различных форм приобретения речевого опыта;
- формировать эмоциональную заинтересованность;
- развивать интонационную выразительность речи, просодических компонентов речи, чувство коллективизма;
- активизировать всех участников образовательного процесса в реализации логопедического практикума.
- способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.
Проведение практикума
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим о культуре речи, об искусстве говорить с детьми.
Когда я готовилась к консультации, то перечитала много интересных, содержательных афоризмов, цитат о русском языке, о культуре речи. Вот некоторые из них (на доске карточки с афоризмами и цитатами).
Вы согласитесь со мной в том, что мы все, без исключения, делаем ошибки?
А дети — это наше отражение. Они, не умея мыслить критически, подражают нам, перенимая нашу речь со всеми ошибками, считая нормой.
Давайте вспомним о том, что такое КУЛЬТУРА РЕЧИ?
Культура речи – это владение языковыми нормами (в области произношения, ударения, словоупотребления и грамматики), а также умение пользоваться всеми выразительными средствами языка в разных условиях общения (коммуникации) в соответствии с поставленной целью и содержанием.
Культура речи как наука — это специальная языковедческая дисциплина, направленная на изучение и совершенствование литературного языка, как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
Культурная речь является обязательным компонентом для педагога.
Как вы думаете, какой должна быть речь воспитателя? (ответы педагогов).
Дети — это цветы жизни, а мы – садовники, которые взращиваем эти прекрасные создания, каждый день, поливая их улыбкой, удобряя их умом и красивой, чистой речью, чтоб не сожалеть потом!
Предлагаю поиграть в игру «Цветик-речецветик» и вспомнить семь компонентов речи.
Запомнить компоненты речи
Помогут радуги цвета.
Ведь радуга, как речь, замечу,
Игрива, звучна и проста.
Логичность, правильность и точность линий,
Богатство красок, чистота,
Как выразительны, красивы,
Уместны все ее цвета!
1. Правильность — соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.
2.Точность — соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.
3.Логичность — выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.
4.Чистота — отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики — одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.
5.Выразительность — особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.
6.Богатство — умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи
7.Уместность — употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.). К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение не только говорить с ребенком, но и слышать его.
Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качество речи — это залог успешной работы по качественному речевому развитию детей в ДОУ.
Наши ошибки!
Чо – что (што), ихние- их, нету –нет, оделися- оделись, обезбаливающий-обезболивающий, уплотишь- уплатишь, оплатишь, заплатишь, пальцами – пальцами, ножницами- ножницами, салат из помидор- помидоров, одеваем кого-то, надеваем что-то, ложить- класть, бежи – беги, позвонит –позвонит.
Не забывайте о том, что слова: гель, шампунь, тюль мужского рода.
Главной нашей задачей является — исправление данных ошибок!
Часть II.
Организация:
Одной из важных задач нашего семинара – проверить свою грамотность.
Итак, «Правильность речи»
Задание 1. Расставьте правильно ударения в словах:
- свЁкла, щавЕль, столЯр, киломЕтр, жалюзИ, каталОг, докумЕнт, договОр,
обеспечЕние, танцОвщица, срЕдства, фенОмен, новорождЁнный, тОрты,
бАнты, деньгАми, слИвовый, красИвее, облегчИть, баловАть.
Задание 2. Игра «Карусель слов». Определите род существительных.
Игроки крутят «волчок» и определяют род предметов, изображенных на карточке.
«Логичность»
Задание 3. Исправь ошибку в предложении.
Он полный невежа в вопросах искусства.
Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
Коля является ведущим лидером нашей группы.
Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
Все дети своевременно выполнили заданное задание.
Врачиха выписала детям лекарство.
«Точность»
Задание: «Скажи иначе»
Игроки берут карточку и пока сыпется песок (30 сек.) они объясняют слова, используя синонимы, антонимы или другие подсказки.
Задание: «Толковый словарь»
Игроки читают определение слова, а другие его угадывают.
Современная реклама.
Задание: Нужно назвать героя сказки, который мог бы разместить в газете такое объявление. А заодно вспомнить, как называется литературное произведение и кто его автор.
- Предлагаю новое корыто, избу, столбовое дворянство в обмен на стиральную машинку. (Старуха из “Сказки о рыбаке и рыбке”).
- Несу золотые яйца. (Курочка Ряба из русской народной сказки).
- Потерян ключ из драгоценного металла. (Буратино из сказки “Золотой ключик или Приключения Буратино” А.Н. Толстого).
- Ветеринарные услуги с выездом в любую часть света. (Доктор Айболит из сказки К.И.Чуковского).
- Отмою все! (Мойдодыр из произведения К.И.Чуковского).
- Туристическая фирма организует воздушное путешествие вдоль молочной реки с кисельными берегами. (“Гуси-лебеди”)..
«Богатство»
Задание: “Родственные (однокоренные) слова”.
На мольберте выставить 2 картины с изображением деревьев, в корне которых на карточках написаны слова.
Задание: Игрокам предлагается написать на карточках однокоренные слова и прикрепить на ветки.
- Снег – снежок, заснеженный, снеговик, снежинка, Снегурочка, снежки, снегопад, снежный.
- Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.
Задание: «Объяснить фразеологизмы».
- «По спине бегут мурашки» - волноваться, испытывать страх
-«Считать ворон» - отвлекаться, ротозейничать, быть рассеяным
-«Держать в ежовых рукавицах» - очень строго и суровообходиться с кем-либо
- «Чесать языки» - сплетничать, злословить
-«Задать головоломку» - сделать кому-то выговор, замечание, наказать
«Интонационная выразительность»
Задание: прочитать стихотворение А Барто «Мишка» с различной интонацией:
- Вы - телеведущая новостей
- Вы - капризная принцесса
- Вы - иностранец
- Вы - лиса из басни Крылова
- Вы - грузин, говорящий тост.
Таким образом, конечно, невозможно запомнить произнесение всех русских слов, но вполне возможно:
- не делать грубых ошибок;
- не нарушать нормы в заранее подготовленных выступлениях.
О речи много сказано. Мне хочется пожелать вам, как можно чаще заглядывать в различные словари – в мир слов. В них кладезь мудрости вековой.
Рефлексия. Методика «Неоконченное предложение».
Сегодняшний семинар помог мне убедиться…
Выполнять задания мне было…
В ходе семинара мне было…
Я оцениваю семинар …
Литература:
Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.
Справочник старшего воспитателя, № 3, 2009г.
Д.Э. Розенталь «А как лучше сказать?»; Москва «Просвещение» 1988.
Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995
Высказывания великих людей о речи
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе, оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя» (А.Ф. Кони).
Скажи мне слово – и я скажу, кто ты! Сократ.
Те, кто уверяет, что имеет в голове много мыслей, но выразить их не умеет из-за отсутствия красноречия, - не научились понимать самих себя. М.Монтень
Кто из нас не хочет научиться говорить красноречиво и убедительно! Ведь слово сопровождает нас повсюду, а наш язык – признак ума или глупости. Всякая интеллектуальная профессия – речевая, поэтому «цветами красноречия усыпан путь в любой карьере»
(А.П.Чехов).
Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою.
Из «Книги притчей Соломоновых»
Кто не умеет говорить, карьеры не сделает.
Наполеон
- свекла
- щавель
- столяр
- километр
- жалюзи
- каталог
- документ
- договор
- обеспечение
- танцовщица
- сливовый
- красивее
- облегчить
- баловать
- деньгами
- новорожденный
- феномен
- торты
- банты
- средства
- Он полный невежа в вопросах искусства.
- Мальчик одел пальто и шапку и пошел гулять.
- Коля является ведущим лидером нашей группы.
- Когда я вернулся обратно к своим друзьям, все были очень рады.
- Беседа с детьми подошла к своему завершающему концу.
- Все дети своевременно выполнили заданное задание.
- «По спине бегут мурашки»
-«Считать ворон»
-«Держать в ежовых рукавицах»
- «Чесать языки»
-«Задать головоломку»
Вы - телеведущая новостей
Вы - капризная принцесса
Вы – иностранец
Вы - лиса из басни Крылова
Вы - грузин, говорящий тост
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт здоровья ТО "Речецветик"
Паспорт здоровья ТО "Речецветик"....
Буклет Творческое объединение "РЕЧЕЦВЕТИК"
Буклет для родителей...
Конспект праздника правильной речи "Цветик-речецветик" в форме КВН
Цель: закреплять знания детей полученных на логопедических занятиях....
ТО "Речецветик" 2018 г.
Творческое обьединение "Речецветик"...
Паспорт авторского дидактического пособия по развитию речи: "Речецветик"
Авторское дидактичсекое пособие для индивидуальной и подгрупповой работы по развитию речи для старших дошкольников. Представляет собой цветок, на каждом лепестке которого задания на развитие и соверше...
Педагогический проект "РЕЧЕЦВЕТИК"
quot;Речецветик" - это долгосрочный педагогический проект, разработанный с целью профилактики речевых нарушений у детей. Проект был реализован в тесном сотрудничестве учителей-логопедов, педагог...
Образовательная программа объединения "Речецветик"
Данный материал будет полезен коррекционным педагогам....