Образовательная программа объединения "Речецветик"
рабочая программа

Некрасова Людмила Тимофеевна

Данный материал будет полезен коррекционным педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_rechetsvetik.docx77.53 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТОМСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ИСКОРКА» ГОРОДА ТОМСКА

Рассмотрена на заседании

методического совета

МБОУ ДО ДДТ «Искорка»

Протокол № ________

от «___» ________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДО   ДДТ «Искорка»

__________ С.Г. Здорнова

«____»___________ 2019 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ    ПРОГРАММА

социально-педагогической направленности

«Речецветик»

Возраст учащихся: 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

Некрасова Людмила Тимофеевна

Педагог дополнительного образования

г. Томск - 2019

Пояснительная записка

Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения. В настоящее время увеличивается число детей с нарушениями развития речи  и количество таких детей неуклонно растет.

Доказано, что во многом успешность речевого развития ребенка зависит от зрелости высших психических функций. Некоторые особенности или недоразвитие аналитико-синтетической функции мышления затрудняют для ребенка сравнение своей несовершенной речи с речью старших. Недостаточность анализа и синтеза отрицательно сказывается на развитии речи в целом. Если у ребенка нарушено внимание, то восприятие речи не может происходить в полном объеме. Целенаправленное развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевых нарушений. Все это свидетельствует о необходимости проведения с такими детьми комплексных занятий, в которых работа по развитию речи успешно сочеталась бы с развитием памяти, мышления и внимания.

Таким образом, на сегодняшний день особенно актуальной становится проблема своевременной комплексной коррекционной помощи детям, имеющим нарушения в речевом развитии. Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы «Речецветик», интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 5—6 лет с незначительными нарушениями речевого развития. 

Направленность.  Данная программа  имеет социально-педагогическую направленность,  так как она формирует  у ребенка готовность к дальнейшему развитию  - социальному, личностному, познавательному (когнитивному),  появлению у него осмысленных и систематизированных знаний о мире.

 Актуализация программы.  Помимо своей социально-педагогической направленности, программа способствует развитию  умственных способностей, формированиюправильного звукопроизношения и фонематического слуха,  умения сравнивать, анализировать, делать обобщения, а также способствует развитию личности ребенка, формирует его готовность к систематическому обучению в школе, умению включаться в совместную игровую деятельность, учитывая возраст, особенности и возможности дошкольников.

Новизна программы заключается в построении занятий в игровой форме, с использованием различных методик по развитию речи, способствующих предупреждению и устранению задержки речевого развития у ребенка. Данная система занятий содержит комплекс упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя речи, формирование навыка построения связного высказывания, а также развития высших психических функций (мышление, внимание, память). Каждое занятие посвящено конкретной лексической теме. На одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические - и на их основе — задача развития связной речи.

Педагогическая целесообразность. Данная программа дает возможность решать поставленные задачи по развитию речи, а также дает результат подготовленности дошкольников к обучению грамоте, сформированности каждого компонента будущей учебной деятельности, а именно: мотивация учения, цель учения, учебные действия, самоконтроль и самооценка.

Дополнительная общеразвивающая программа «Речецветик»  модифицированная, разработана с использованием следующих программ:

-Ушакова О.С.Программа развития речи дошкольников. 4-е изд., перераб. -  М.:ТЦ Сфера, 2017. - 96 с.

- Развитие речи: конспекты занятий для подготовительной группы/авт.-сост. Л.Е. Кыласова. – Изд. 3-е, перераб. -  Волгоград: Учитель. – 312с.

- Радуга  :   программа   воспитания,   образования   и Р15 развития  детей  от  2  до   7  лет  в условиях  дет.   сада /   [Т. И. Гризик,   Т. Н. Доронова,   Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Просвещение,  2010. — 111 с. 

Объем и срок реализации программы. Программа рассчитана на 108 часов, срок реализации – 9 месяцев, 1 год.

Режим занятий. Продолжительность 1 занятия 25 минут.  Занятия проводятся 3 раза в неделю. Количество детей в группе 8-10 человек в возрасте от 5 до 6 года. Группы комплектуются по уровню речевого развития и по количеству человек.

Виды деятельности: занятия, игры-драматизации, логоритмические упражнения, упражнения на релаксацию, творческая деятельность.

Формы организации образовательного процесса групповая, индивидуальная, в парах.

Адресат программы. По данным современных психологов, физиологов, логопедов, педагогов, в возрасте 5—6 лет начинается интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов и явлений; а в этом возрасте также особо выражено «чутье ребенка к языку». Время возникновения и наибольшей выраженности предпосылок для формирования той или иной функции индивидуально для каждого ребенка, хотя и примерно определено возрастными временными рамками. Поэтому, чтобы не упустить наиболее удачный период для начала развивающего обучения (сенситивный период для развития учебных умений и навыков), целесообразнее начинать его именно с этого возраста.

Нормативно-правовая база. Программа составлена в соответствии с основными нормативными и программными документами в области образования РФ:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.  
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).  
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения  РФ от 09.11.2018 № 196).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;  
  • «Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Министерства образования и науки РФ от 11.12. 2006 №06-1844).
  • Устав МБОУ ДО ДДТ «Искорка» г. Томска

Цель программы:Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и совершенствования речи у детей  старшего дошкольного возраста с незначительными нарушениями речи

Задачи программы:

Обучающие

  • Совершенствование всех сторон речи:

- уточнение  и коррекция артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

- лексический и грамматический строй (согласование частей речи);

- связная речь (монологическая речь), с опорой на речевой опыт ребенка;

- обогащение и формирование активного и пассивного словаря.

  • Обучение звуко-слоговому анализу слов, чтению слогов и слов.

Развивающие

  • Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
  • Развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

  • Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;

  • Развитие интереса детей к художественной литературе разных жанров, понимания главной идеи произведения, правильной оценки поступков героев;

  • Развитие психических процессов: мышления, речи, восприятия, воображения, увеличение объема внимания и памяти;

  • Развитие общей и мелкой моторики;

Воспитывающие

  • Воспитание волевых усилий (я знаю, я смогу, я сумею), умение планировать свои действия, выполнять заданные правила.

  • Воспитание чувства любви к языку, его богатству.

Этапы программы

1. Диагностический этап

В начале и в конце учебного года (1—15 сентября и 15—30 мая) проводится диагностическое обследование:

  • уровня развития речи (понимание речи, обращенной речи, состояние связной речи — например, пересказ текста из нескольких предложений);
  • поведения и эмоциональной сферы (например, сразу ли и как легко ребенок вступает в контакт);
  • восприятия пространственных представлений (например, выявление навыков ориентировки в пространстве — показ предметов, которые находятся внизу, вверху, впереди и сзади по отношению к нему);
  • общей моторики (например, как ребенок прыгает на двух ногах);
  • ручной моторики (например, умение держать карандаш).

В качестве диагностического материала используется Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой.

2. Основной этап

а) Ознакомление детей с задачами и формами работы, сплочение группы, создание в ней доброжелательной атмосферы.

б) Целенаправленное развитие и обогащение словарного запаса:

  • работа над накоплением пассивного и активного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы, понимание обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий;
  • расширение словаря за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных;
  • формирование понимания простых предлогов, формирование понятия слово и умение оперировать им;
  • обучение умению группировать предметы по признакам.

в) Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • формирование умения различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже, понимать вопросы падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами;
  • образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, глаголы в настоящем и прошедшем времени, различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков;
  • согласовывать местоимения и прилагательные с существительными мужского, женского и среднего рода, согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода, составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами, распространять простые предложения однородными подлежащими и сказуемым, пользоваться несклоняемыми существительными, составлять предложения.

г) Развитие и совершенствование связной речи и речевого общения:

  • развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации;
  • работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении;
  • развитие умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца, повторять за взрослым описательный рассказ из 2—3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ с помощью взрослого;
  • формирование навыков пересказа, составления рассказов-описаний.

д) Сенсорное развитие:

  • обогащение чувственного опыта за счет освоения разных способов обследования предметов, совершенствование осязания, зрения, слуха, вкуса, обоняния;
  • освоение сенсорных эталонов — цвета, формы, размера; развитие слухового восприятия в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей;
  • развитие зрительного восприятия в упражнениях на узнавание и различение маленьких и больших предметов, предметов разных форм, окрашенных в разные цвета, умения сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку.

е) Развитие высших психических функций:

  • развитие слухового внимания при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков, зрительного внимания и памяти при работе с разрезными картинками, мышления в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

ж) Развитие общей и мелкой моторики:

  • выполнение упражнений на физкультурных минутках, совершенствование конструктивного праксиса в работе с разрезными картинками, тонкой пальцевой моторики в пальчиковой гимнастике, изобразительных навыков, умения передавать в рисунке образы предметов и явлений окружающей действительности на основе собственных наблюдений.

з) Ознакомление с окружающей действительностью:

  • формирование умения ориентироваться в групповом помещении;
  • формирование представлений о государственных праздниках, о мире явлений, событий, живых существ, о предметах, их назначении, частях, из которых они состоят, материалах, из которых они сделаны.

и) Ознакомление с художественной литературой:

  • приобщение ребят к языковому богатству произведений русской художественной литературы и устного народного творчества;
  • формирование умения слушать рассказы, стихи и с помощью педагога правильно понимать их содержание, эмоционально реагировать на прочитанное, понимать вопросы к литературному произведению, задавать простые вопросы, формировать навык пересказа.

Критерием перехода с одного этапа к другому является успешное выполнение детьми большинства предложенных заданий.

Организация занятий

Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие словарного запаса, связной речи, фонематического восприятия, грамматического строя речи, речевого общения. Параллельно с работой над речью идет работа над высшими психическими функциями (память, внимание, восприятие, речь, эмоциональная сфера), идет ознакомление с окружающей ребенка действительностью (например, расширение представлений о предметах ближайшего окружения, их назначении), а также ознакомление с художественной литературой.

 Занятия включают в себя:

  • Артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции.
  • Упражнения на развитие слухового восприятия, фонематических процессов, внимания, памяти.
  • Дыхательные и фонопедические упражнения.
  • Упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением (логоритмика) и без музыкального сопровождения.
  • Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок мячиками.
  • Лексико-грамматические упражнения и упражнения для формирования связной речи.
  • Упражнения на расслабление (релаксация).

Для оздоровления детей, снятия мышечного и нервного напряжения  используются нетрадиционные методы, такие как элементы Су – джок терапии, самомассаж ладоней и стоп массажными мячиками, игры с бельевыми прищепками, эластичными кольцами и палочками для точечного массажа, кинезиологические упражнения. Для активизации внимания детей на занятии применяются средства ИКТ.

Предполагаемые результаты:

В результате проведенной  коррекционно-развивающей работы с детьми 5-6 лет должны:

  • Правильно произносить звуки речи;
  • различать понятия:  звук, буква, слог, предложение, текст;
  • Различать звуки на слух по твёрдости-мягкости, звонкости –глухости;
  • Определять наличие звука в слове;
  • Давать качественную характеристику звука  (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий);
  • Определять позицию звука в слове;
  • Воспринимать и воспроизводить сложные ритмы по словесной инструкции педагога;
  • Выполнять звукобуквенный анализ и синтез слов.
  • Делить слова на слоги;
  • Придумывать простые предложения и выполнять анализ короткого предложения;
  • Знать буквы русского алфавита.
  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы и отвечать на них.

пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения.

  • Осознанно составлять рассказ по серии картинок.
  • Рассказывать сказки, загадывать загадки, выразительно в собственной манере прочесть стихотворение.
  •  Составлять описательный, повествовательный рассказ, рассказ-суждение.

Виды контроля и методы отслеживания результативности

       Основными  видами отслеживания результатов усвоения  учебного материала являются  входной, текущий, промежуточный и итоговый контроли.

Входной контроль проводится в начале учебного года в виде диагностики. Отслеживается уровень   подготовленности детей.

Текущий контроль проводится на каждом занятии. В процессе его  проведения выявляется степень усвоения  нового  материала, отмечаются типичные ошибки, ведется поиск способов их предупреждения и исправления. Формы  проведения: наблюдения  во время выполнения практических  заданий,  просмотр  и оценка выполненных работ.

Промежуточный контроль проводится  по окончании 1-го полугодия  его цель -  выявление  степени  обученности детей за первое полугодие и проведение  по  результатам контроля (при необходимости) корректировки тематических  планов.

 Итоговый контроль проводится в конце учебного года. Цель  его  проведения -определение уровня усвоения программы каждым учащимся

Методы контроля. Систематическое педагогическое наблюдение (исследование поведения детей в группе - взаимодействие со сверстниками, со взрослыми, навыки игры)

Формы  контроля:

-Викторина,

-Устный опрос,

-Устное и письменное тестирование,

-Дидактические игры (по теме).

Критерии оценки уровня усвоения программного материала:

Уровень развития грамматического строя речи.

  • четко воспроизводит фонетический и морфологический рисунок слова;
  • говорит внятно, в среднем темпе, голосом средней силы;
  • эмоционально, выразительно читает стихи, регулируя интонацию, тембр, силу голоса и ритм речи в зависимости от ее содержания.

Уровень развития связной речи

  • охотно вступает в речевое общение  с окружающими: задает вопросы, отвечает на вопросы, слушает ответы товарищей, участвует в коллективном разговоре, поддерживает общую беседу.
  • составляет короткие (5-7 предложений) описательные рассказы о предметах, рассказы из собственного опыта, пересказывает литературные произведения, воспроизводит  текст по иллюстрациям.

Уровень развития правильного звукопроизношения

  • произносит  наиболее трудные звуки – свистящие, шипящие;
  • уверенно делит слова на слоги,
  • произносит слова, интонационно подчеркивая в них нужные звуки;
  • различает на слух гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные;
  • определяет  место звука в слове;
  • выделяет слова с заданным звуком  по представлению;

Уровень развития формирования словаря

использует  в речи:

- названия предметов и материалов, из которых они изготовлены;

- названия животных существ и сред их обитания, некоторых  трудовых процессов;

- слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества и т.д;

- слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так - же лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются)

- слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально – нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Высокий уровень: Правильно отвечает на поставленные вопросы. С небольшой помощью взрослого справляется с заданием.

Средний уровень: Ребенок при небольшой подсказке уверенно выполняет все задания.

Низкий уровень: Ребенок справляется с заданием при активной помощи взрослого.

Фиксирование результатов:

Фамилия,

имя

ребенка

Уровень развития грамматического строя речи

Уровень развития связной речи

Уровень развития правильного звукопроизношения

Уровень развития формирования словаря

Условные обозначения: вс – высокий  ср – средний  мн – минимальный

Начало года

Середина года

Конец года

кол-во %

кол-во %

кол-во %

Вс – высокий уровень

Ср – средний уровень

Мн - минимальный уровень

Учебно – тематический план

Разделы

Кол-во часов

Форма аттестации/

контроля

всего

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

-

Устный опрос

2

Грамматический строй речи

26

6

20

Дидактическая игра (по теме)

Викторина

Устный опрос

Устное и письменное тестирование

3

Связная речь

26

6

20

4

 Коррекция  звукопроизношение

26

6

20

5

Формирование словаря

27

6

21

6

Итоговые занятия

2

-

2

Итого

108

25

83

Содержание учебно – тематического плана

1.Вводное занятие (1 ч.)

Теоретическая часть: (1ч.)

Знакомство с учащимися. Краткий обзор тем программы. Инструктаж по технике безопасности.

2.Грамматический строй речи (26 ч.)

Тема: Слова

Теоретическая часть Понятие «Слово. Слог»

Практическая часть  Упражнения на деление  слов  на слоги. Дидактические игры со схемами слов.

Тема: Слова и их образование приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям

Теоретическая часть Образование слов приставочным и суффиксальным способами

Практическая частьУпражнения в образовании слов по образцу (упражнения типа «Назови ласково»);

Тема: Однокоренные слова

Теоретическая часть Понятие «Однокоренные слова»

Практическая часть - выделение однокоренных слов  из группы слов,

                                      - подбор однокоренных слов

                                      - сложно-составные слова

Тема: Формы слов

Теоретическая часть Изменение прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, их образование и употребление.

Практическая часть Упражнения типа «Скажи со словами один, два, пять», «Скажи со словами новый, новая, новые», «Скажи со словами один, много» и т.д

Тема: Словосочетание и предложение

Теоретическая часть Понятие «Словосочетание и предложение, распространение предложений.

Практическая часть Упражнения на составление и использование словосочетаний и предложений, например: «Составь предложение из заданных слов» и т.д.

Тема: Предлоги

Теоретическая часть Понятие «Предлоги»

Практическая часть  Игровое задание «Вставь нужный предлог»; подбор предлогов в словосочетаниях; игровое упражнение «Где находится?»

3.Связная речь (26ч.)

Тема: Диалогическая речь

Теоретическая часть Понятие «Диалог»

Практическая частьДидактические игры с готовыми текстами-диалогами

Тема:Монологическая  речь.

Теоретическая часть  Что такое рассказ?

Практическая часть Составление небольших рассказов. Пересказ текста по зрительной опоре. Рассказ по сюжетной картинке, по серии картинок, по опорным словам,  из собственного опыта.

4.Коррекция   звукопроизношения ( 26ч.)

Тема: Звуки и буквы.

Теоретическая часть Гласные и согласные (их различия), твердые и мягкие,  звуки в начале, в середине и в конце  слова. Графическое изображение букв.

Практическая часть. Дидактические игры со звуками, буквами,  схемами слов. Речевые и словесные игры. Работа в прописях. Выкладывание букв из палочек.

Тема: Понятие об артикуляционном аппарате. Правильное звукопроизношение.

Теоретическая часть Знакомство с артикуляционным аппаратом. Знакомство с гласными и согласными  звуками. Правильная  артикуляция   звуков.

Практическая часть

Обучение детей правильно делать артикуляционную гимнастику, самомассаж органов артикуляции. Дыхательные и фонопедические упражнения. Развитие фонематического слуха на основе слов, близких по звуковому составу. Выделение  заданного звука  из потока звуков.

5.Формирование словаря (27ч.)

Тема: Лексическое значение слов

Теоретическая часть   Лексическое значение слов-названий предметов, признаков, действий;

Практическая часть

Названия предметов и материалов, из которых они изготовлены; названия животных существ и сред их обитания, некоторых  трудовых процессов; слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества: цветовые оттенки, вкусовые качества и т.д; слова, обозначающие некоторые родовые и видовые обобщения, а так - же лежащие в основе этих обобщений существенные признаки (живые организмы – растут, размножаются, развиваются); слова и выражения, необходимые для установления отношений с окружающими, обозначающие социально – нравственные представления детей: слова приветствия, благодарности, извинения, участия, эмоционального сочувствия, сострадания и другие.

Дидактические игры со словами.  Речевые и словесные игры.

Тема: Многозначные слова и  слова с противоположным значением.

Теоретическая часть Понятие «Многозначные слова и  слова с противоположным значением».

Практическая часть Дидактические игры со словами.  Речевые и словесные игры.

Тема: Сложные слова.

Теоретическая часть Понятие «Словосложение»

Практическая часть Дидактические игры со словами.  Речевые и словесные игры

6.Итоговые занятия.

Практическая часть Закрепление полученных на протяжении всего курса обучения умений и навыков. Пересказ текста. Работа по картинкам. Упр. «Слово рассыпалось». Д/у «Раздели на слоги». И\у «Угадай звук».

                        Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение программы

а) Оборудование

1. Зеркало с лампой дополнительного освещения.

2. Индивидуальные зеркала на подгруппу детей.

3. Учебная доска.

4.Рабочий стенд по обучению грамоте.

5. Ширма.

6. Медиатека.

б) дидактический материал для логопедического обследования.

1. Логопедический альбом и папка для обследования всех сторон речи:

  • Звукопроизношения;
  • Фонематического восприятия;
  • Грамматического строя речи;
  • Словарного запаса;
  • Связной речи;

2. Дидактический материал для обследования психических процессов.

3.  Дидактический материал для обследования счета, знания геометрических фигур, знания цветов.

В) Дидактический материал для формирования правильного звукопроизношения.

  1. Дыхательные тренажеры: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», игрушки для развития дыхания «Посади бабочку на цветок» и др.
  2. Фотографии и картинки-символы для обучения артикуляционной гимнастики.
  3. Артикуляционная игрушка.
  4. Картинки для звукоподражания при постановке звуков.
  5. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  6. Словесные игры для автоматизации звуков.
  7. Альбомы с предметными и сюжетными картинками для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.
  8. Наборы предметных картинок по всем группам звуков.
  9. Альбом с фонетическими рассказами по автоматизации звуков в текстах.
  10. Настольно-печатные и дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп звуков.

- «Логопедическое лото «С-З»

- «Звуковая дорожка»

- «Логопедическое домино» (дифференциация звуков)

- «Логопедическое домино» (звуки ч, ш, щ, ж)

- «Я вас различаю» (дифференциация)

- «Игры с парными карточками» (звуки р, л)

- «Чудо – ель» (автоматизация л – ль)

г) Дидактический материал по развитию фонематического восприятия.

1. Набор звучащих предметов (колокольчик, дудочка, погремушка, бубен, молоточек).

2. Звучащие игрушки-заместители.

3. Плоскостные игрушки-звуки.

4. Материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза:

- пособие для составления характеристики звуков; модель характеристики звуков;

- звуковые линейки;

- семафоры;

- игры: «Подбери слово к схеме»;

- «Построим пирамиду» (2 варианта);

- «Засели домик»;

- «Делим слова на слоги»;

- «Подбери картинку»;

- «Путешествуем со звуками»;

- «Звуковая дорожка»;

- «Волшебный кубик»;

- «Звуковые часы» (слова – паронимы);

- «Домик для звуков» (диффер. Твердых и мягких согласных).

Д) Дидактический материал по обогащению словарного запаса.

1. Папки предметных или сюжетных картинок по всем лексическим темам: «Деревья», «Перелетные птицы», «Обувь», «Посуда», «Зима», «зимующие птицы», «Зимние забавы», «Новый год», «Домашние животные», «Дикие животные»,  «Домашние птицы», «Транспорт», «Профессии на транспорте», «Космос», «Инструменты», «Весна», «Мебель», «Насекомые», «Цветы», «Рыбы», «Ягоды», «Животные севера», «Овощи», «Чита – столица Забайкальского края», «Правила дорожного движения», «Фрукты», «Осень», «Лето»;

2. Серии демонстративных картин: «Все работы хороши», «Мир природы», «Круглый год».

3. Небольшие игрушки или муляжи по изучаемым темам.

4. Лото: «Обитатели морей», «Домашние животные», «Овощное лото»; Лото «Предметы, Сказки, Фрукты, Ягоды»

5. Пазлы: «Лесные жители».

6. Настольно-печатные дидактические игры:

- «Кто что делает?» (профессии);

- «Мир животных» (электронная игра);

- «Времена гола»;

- «Профессии»;

- «Что где растет?»;

- «Паровозик для зверят»;

- «Многозначность существительных. Многозначность глаголов»;

- «Свойства»;

- «Четвертый лишний»;

 - «Узнай по контуру»;

- «Назови одним словом»;

- «На лесной полянке»;

- «Противоположности»;

7. Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов (альбом)

8. Игры:

- «Узнай по силуэту»;

- «Что перепутал художник?»

9. Альбом по моделированию

е) дидактический материал по формированию грамматического строя речи и развитию связной речи.

1. Настольно – печатные игры для совершенствования грамматического строя речи:

- «Поможем Федоре» (согласование сущ – х с прилагательными);

- «Кого везут в зоопарк» (относительные прилагательные);

- «Чей след?»;

- «Чем мы похожи»;

- «Развиваем речь детей» (словообразование);

- «Азбука действий»;

- «Скажи какой»;

- «Придумай предложение» (словообразование);

- «Ну, посади» (словоизменение);

-  «Большой – маленький» (уменьшительно – ласкательные сущ);

- «Большой медведь и маленький мишка»

- «Какой суп получится?» (словообразование);

- «Подбери схему» (предлоги);

- «Волшебный кубик»;

- «Геометрическое лото»;

- «Дорисуй и собери» (согласов. Числит. С сущ);

- «Собери букет»;

- «Словообразование»;

- «Маленькие слова» (предлоги);

- «Зашифрованное послание» (предлоги);

- «Составь предложение»;

- «Договори слово»;

- «Арифметика»

- «Собери пословицу»;

- «Пословицы в картинках»;

- «От мышки до мишки» (уменьшительные и увеличительные суффиксы»;

- «Собери цветок» (соглас существ. С местоимениями) (с использованием моделирования);

-  «Собери семью» (словообразование  - родственные слова);

- «Один, два, пять» (соглас. Сущ. с числительными);

- «Учимся правильно употреблять предлоги».

2. Алгоритмы описания предметов и объектов;

3. Опорные картинки для составления рассказов, сказок.

4. Мнемотаблицы для заучивания стихов.

5. Серии сюжетных картинок.

6. Наборы кукольного театра для инсценирования сказок.

7. Игра: «Сказка за сказкой»

ж) дидактический материал по обучению грамоте:

1. Разрезной алфавит, магнитная азбука;

2. Дидактический материал для занятий по обучению грамоте;

3. Пособия для обучения грамоте и формирования готовности к школе «Путешествуем со звуками»; «От звука к предложению»; «Читаем слоги», «Пазлы из слогов»

4. Настольно – печатные и дидактические игры для закрепления звукобуквенных связей:

- «Буквы»;

- «Веселый грамотей»;

- «Прочитай по первым буквам»;

- «Читаем и составляем слова»;

- «Кто в домике живет» (навыки чтения);

- «АБВГДейка» (папка дошкольника);

- «Поиграем со словами»;

- «Расшифруй слова»;

- «Звонкий – глухой»;

- «Согласный звонкий, глухой»;

- «Согласный твердый, мягкий»;

- «Протяни дорожку».

5. Настольно – печатные игры для профилактики оптической дисграфии:

- «Какая буква выглянула в окошко»;

- «Разрезные буквы»;

- «Обведи – не ошибись».

6. Ребусы.

7. Кроссворды.

8. Изографы.

9. Головоломки.

10. Веер букв (гласные и согласные);

  Центр моторного и конструктивного развития.

  1. Плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам.
  2. Разрезные картинки.
  3. Пазлы.
  4. Кубики с картинками (4, 6, 12 частей)
  5. «Пальчиковый бассейн»
  6. Массажные мячики цветов и размеров.
  7. Игрушки – шнуровки.
  8. Игрушки застежки: «Притворщик» (игра на липучках).
  9. Мозайка (3 вида) и схемы выкладывания узоров из нее.
  10. Цветовая мозайка.
  11. Мозайка на ковролине
  12. Подбери ключи к домику.
  13. Логический кубик.
  14. Тактильные дощечки.
  15. Пазлы: фигуры и формы.
  16. «Лабиринты»
  17. Мелкий конструктор «Лего».
  18. Игра: «Поймай рыбку»
  19. «Золушка»

Методы обучения: Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

– словесный (объяснение, беседа, рассказ);

– наглядный (показ, наблюдение);

– практический.

Технологии

Технология логопедического обследования

– определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Технология коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

2.2 Автоматизация звука.

2.3 Дифференциация звуков.

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов. Релаксация      снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика -  выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

Технология формирования связной речи.

При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы        особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных  компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для  развития творческих  способностей  детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

Кадровое обеспечение.  Для успешной реализации программы необходим педагог  с образованием по направлению логопедия.

Учебно – информационное обеспечение

Список используемой литературы

  1. Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студентов. - Нижневартовск, 2014. 
  2. БизиковаО.А.Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях,таблицах и схемах:Учебное пособие.2014
  3. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: «Литера», 2010. – 64 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  4. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий в старшей логогруппе.
  5. Дурова Н.В. Игры и упражнения на развитие фонетико-фонематического слуха у дошкольников – М.: Школьная Пресса, 2010г.
  6. Дружинин Б.Л., Куминова И.И. Развивающие игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: Издательство Гном и Д, 2008г.
  7. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А. Речевое развитие детей дошкольного возраста. Методическое пособие. - М.: УЦ Перспектива, 2009.
  8. Крупенчук О. И., Воробьева Т. А.  Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010. – 96 с.: ил. – (Серия «Уроки логопеда»).
  9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.
  10. Левина А. Развиваем речь. 5-6 лет. – М.; ОЛМА-ПРЕСС Экслибрис, 2003. 63 с.: ил. – (Полный курс подготовки к школе).
  11. Мельникова С.М., Бикина Н.В. Игротека речевых игр. Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста – М.: ООО Издательство Гном и Д, 2007г.
  12. Максакова А.И. , Г.А. Тумакова Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет.сада.-2-е изд., испр. И доп.-М.: Просвещение,2009г (методическое пособие)
  13. Мигунова Е.В. Теория и методика развития речи детей: учеб. -метод. пособие; Новгородский гос. унив. – Великий Новгород, 2007.
  14. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.
  15. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии.
  16.  Речевое развитие ребёнка в современном образовательном пространстве: методическое пособие для негосударственных ДОО. - 2015.
  17. Соловьёва О.И.- Методика развития речи дошкольников и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966.
  18. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста 1979
  19. Стародубова Н.А.-Теория и методика развития речи дошкольников-2012.
  20. Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников старшей группы – М.: Школьная Пресса, 2009г.
  21. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников. Обучение сочинению сказок – М.: ТЦ Сфера, 2008г
  22. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки. Гласные. - Юнвес, 2001 г. - 24 с. (Серия «Подготовка дошкольников к чтению и письму»)
  23. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб.:  ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
  24. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного развития личности – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010г.
  25. Фомичёва М.Ф.-Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Список рекомендованной литературы (для родителей)

  1. Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста, Москва, 1989г.

  1. Волина В.В. Учимся играя, Москва, 1984г

  1. Тарабарина Т.И. Пословицы, поговорки, скороговорки, Ярославль, 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Реализация требований к основной образовательной программе по математике: формирование УУД, инновационная система оценки, результаты освоения основных образовательных программ, структура основных образовательных программ.

В основе построения рабочей программы по математике лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое вним...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности по лыжным гонкам, 216 часов. Программа прошла процедуру сертификации и внесена в единый Реестр образовательных программ.

Общеразвивающая программа по лыжным гонкам (далее - Программа) соответствует «базовому уровню сложности», по содержанию является физкультурно - спортивно, по функциональному предназначению...