Рабочая программа "Математические представления и конструирование" 8 класс VIII вид (2)
рабочая программа (8 класс) по теме
Рабочая программа по предмету "Математические представления и конструирование" 8 класс, 8 вид (2 вариант) сотавлена для учащихся коррекционных школ с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и обучающихся на индивидуальном (надомном) обучении по индивидуальному образовательному маршруту, предназначена для одного конкретного ученика. Программа составлена на основе "Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью" Л.Б. Баряевой и др. и скорректированна в соответствии с учебным планом ОУ, с учетом индивидуальных психофизических возможностей учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr.matem_.82.docx | 50.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №487
Выборгского района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТА
Решением Педагогического совета
ГБОУ школы №487
Выборгского района
Протокол № _ от __ августа 20__ года
Председатель Педагогического совета
_______________(Директор школы)
УТВЕРЖДЕНА
Директором ГБОУ школы №487
Выборгского района
_______________Ю.Н. Кассихина
_ сентября 20__ года
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: Математические представления и конструирование
для учащегося 8 класса (VIII вид 2 вариант)
Ф. И. учащегося
Составитель: учитель Г.Е.Крестовникова
Санкт-Петербург
2017
Пояснительная записка.
В ходе реализации задач учебного предмета, который может быть определен только как «Математические представления и конструирование», особое внимание обращается на практическую направленность знаний, умений и навыков, которые формируются у школьников с умеренной и тяжелой умственной отсталостью для их социально-бытовой адаптации. Именно для этой категории учащихся важно, чтобы содержание учебного предмета способствовало решению задач нравственного, умственного, речевого, трудового, эстетического и физического воспитания. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для конструирования.
В «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью содержание учебного предмета «Математические представления и конструирование» направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся.
Большую роль в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования у учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью играет чувственное познание, на основе которого становится возможным обучить их элементарной бытовой деятельности и сформировать навыки невербального и доступного вербального речевого общения.
Учебный процесс по предмету «Математические представления и конструирование» построен на основе образовательных ситуаций. Среди них наиболее активно используются уроки-занятия (чаще всего на интегрированной основе), экскурсии, наблюдения, специальные игровые упражнения и игры (отобразительные, подвижные, сюжетно-дидактические, конструктивные, строительно-конструктивные), коллективный труд, рисование.
Обучение строится таким образом, чтобы достичь максимальной активности ребенка, используя в процессе формирования элементарных математических представлений и навыков конструирования занимательные и игровые материалы, красочное и эмоциональное оформление уроков-занятий. Процесс обучения осуществляется с использованием практических, наглядных методов в сочетании со словесными.
Для обучения предмету «Математические представления и конструирование» характерны индивидуальный и дифференцированный подход, значительно сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний, максимально возможная самостоятельность и активность в процессе обучения, многократная повторяемость материала при небольшом увеличении объема и усложнении его.
Предмет «Математические представления и конструирование» также интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Математические представления и конструирование» для 8 класса с умеренной и тяжелой умственной отсталостью составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, СПб, 2011год.
2.Учебного плана ГБОУ школа № 487 на _________ уч.год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 3 час в неделю, а по учебному плану ГБОУ школы № 487 – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 8 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 2 часа в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.
Краткая характеристика учащегося.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Цель и задачи программы.
Цель: направлено на формирование и преобразование получаемого детьми элементарного математического и конструктивного опыта путем активного, преднамеренного, осознанного овладения ими физической и социальной картиной мира, значимой для социально-бытовой адаптации учащихся. Максимальное включение в образовательный процесс, в формировании доступных видов деятельности (предметно-практической, игровой, элементарной учебной, общения, трудовой).
Задачи:
- Развитие элементарной, жизнеобеспечивающей ориентировки в пространственно-величинных, временных и количественных отношениях окружающей действительности.
- Формирование практических навыков и умений в счете, вычислениях, измерении на наглядно представленном материале в бытовых ситуациях.
- Формирование элементарных общеучебных умений.
- Овладение элементарной терминологией, значимой для социально-бытовой ориентировки в окружающей действительности.
- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера на основе ознакомления с бытовыми, здоровьесберегающими ситуациями, развитие наглядно-действенного мышления и элементов наглядно-образного и логического мышления.
- Общее развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Условия реализации программы.
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные.
Формы работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
При реализации данной программы используется одна форма контроля: индивидуальный. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно – тематический план.
Тема урока | Кол-во часов |
Конструирование | 5 |
Количественные представления | 7 |
Представления о форме | 5 |
Представления о величине | 8 |
Пространственные представления | 4 |
Временные представления | 5 |
Всего | 34 |
Содержание тем учебного курса.
Конструирование:
- Игры и игровые упражнения с тематическими сборно-разборными грушками; с разрезными картинками со смысловыми разъемами; с сюжетними картинками с вырубленными частями круглой, квадратной и прямоугольной формы; с разрезными картинками с использованием образца (груши, овощи, фрукты, животные), на узнавание целого предмета по фрагментам и называние его.
- Конструирование по объемному образцу (мосты, ворота). Конструирование из палочек (различные по цвету, фактуре и величине счетные палочки одинакового раз мера).
- Постройки из строительного материала ( из 4-5 деталей) по образцу и словесной инструкции (с использованием указательных жестов).
- Совместная деятельность учащегося по воспроизведению по образцу комбинаций из 3-5 мягких модулей.
- Постройки по образцу после элементарного предварительного анализа совместно с учителем, выделение основних частей образца, определение необходимых строительных элементов с использованием невербальних и вербальних средств общения.
Количественные представления :
- Формирование представлений учащегося о том, что любая совокупность объектов может бать сосчитана.
- Упражнения и игры, в которых используется счет объектов в любом порядке. Упражнения на понимание учащимся принципа сохранения количества не зависимо от формы (в упражнениях с водой, песком, крупой).
- Упражнения на определения состава числа в совместной деятельности учащегося и учителя.
- Знакомство с монетами достоїнством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различие, набор и рамен монет).
- Рисование цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5 по трафаретам, на песке, на грифельной доске, в тетради, лепка из пластелина, выкладывание из природного материала, шнурков.
- Упражнения с цифрами: набрать заданный номер из предложенных цифр (01, 112, 03, 02).
- Игровые упражнения на выделение 1-4 предметов на основе тактильного обследования по типу игры «Чудесный мешочек».
- Упражнения на определение состава числа в пределах 4-х. Знакомство с количеством в пределах 5. Соотнесение количества в пределах 5 с пальцами рук.
- Знакомство с арифметическими задачами-иллюстрациями с открытым результатом на наглядном метериале в пределах 6-ти.
Представления о форме:
- Практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.
- Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя).
- Лепка различных форм из пластелина.
Представления о величине:
- Игровые упражнения , настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине. Использование примов наложения и приложения для сравнения.
- Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам зображений разной величины по образцу и словесной инструкции.
- Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.
Пространственные представления:
- Закрепление навыков перемещения в пространстве различных помещений (с помощью учителя) и представлений о схеме собственного тела и лица.
- Игра с куклами на определение пространственного расположения. Стимулирование учащегося показывать, называть и выполнять соответствующие действия (с помощью учителя) в виде указательных жестов и словесного пояснения.
Временные представления:
- Формирование представлений о прошедшем времени года. Чтение учителем стихов, рассказов о кременах года, уточняя их общин и различные признаки.
- Игры и игровые упражнения, изобразительная деятельность с целью сравнения наиболее характерних признаков времен года.
- Совместно с учащимся рассматривать пейзажне картинки о природе в разное время года, в разные части суток с последующей беседой по содержанию использованного материала.
- Знакомство с календарем погоды.
- Работа с пиктограммами о погоде и кременах года.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
- Конструировать по объемному образцу с последующим выкладыванием аналогичных конструкций из плоскостных элементов на магнитной доске или на фланелеграфе, конструировать из палочек.
- Выполнять действия с монетами достоинством 1, 5 копеек, 1, 2, 5 рублей (различение, набор и размен монет).
- Решать арифметические задачи-иллюстрации с открытым результатом на наглядном материале в пределах шести, арифметические задачи-иллюстрации с закрытым результатом в пределах двух-трех, увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 6).
- Изменять положения частей тела (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку) по образцу, по словесной инструкции, стоя рядом с учителем, напротив него (ориентировка в паропротивоположных направлениях), использовать вербальные и невербальные средства в процессе показа и называния пространственных отношений.
- Использовать часы в реальной жизни. Показывать стрелки часов, называть и показывать время от 1 до 6 часов на часах, переводить стрелки на указанное время (по образцу, по словесной инструкции), регулировать время по часам (по песочным часам, по таймеру), выполнять практические действия за определенное время (до 5 минут).
- Овладение манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения.
- Формирование навыков предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков.
- Развитие навыков общения по содержанию предмета «Математические представления и конструирование» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Основная: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н. Яковлевой, СПБ, 2011год.
Дополнительная:
- Баряева Л. Б. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии)», СПб., Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена «СОЮЗ», 2012 год.
- Андрющенко Н. В. « Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия», СПб.,«Речь», 2012 год.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Игры и логические упражнения с цифрами», СПб., «КАРО», 2013 год.
- Баряева Л. Б., Кондратьева С. Ю. «Математика для дошкольников в играх и упражнениях», СПб., «КАРО», 2011 год.
- В.А.Козлова «Ориентировка во времени». Рабочая тетрадь, М., «Дрофа», 2012 год.
Скорректированное календарно-тематическое планирование «Математические представления и конструирование»
8 класс 34 часа (1 час в неделю)
№ п.п. | Кол-во часов | Дата | Темы уроков | Требования к уровню подготовки уч-ся | Примечание |
1 четверть. | |||||
1. | 1 | Выкладывание фигур и линий из палочек по образцу. Выкладывание фигур и линий из палочек самостоятельно. | Уметь выкладывать геометрические фигуры из палочек; работать с «архитектурным набором» и выкладывать из него конструкции. | ||
2. | 1 | Занятия с детскими «архитектурными наборами». | |||
3. | 1 | Выполнение конструкции типового дома. | |||
4. | 1 | Обучение прямому и обратному счету в пределах 1-9. Последовательное выделение каждого предмета или картинки в пределах 9. | Называть цифры, располагать их в прямом и обратном порядке. Последовательно выделять каждый предмет (картинку) в пределах 9; располагать в определенном порядке числа натурального ряда; упражняться в работе на калькуляторе; выполнять счетные операции на сложение и вычитание в пределах 9. | ||
5. | 1 | Счет различно расположенных предметов в пределах 9. | |||
6. | 1 | Числа натурального ряда в пределах 9. | |||
7. | 1 | «Запись» цифр на калькуляторе. | |||
8. 9. | 2 | Счетные операции на сложение. | |||
10. | 1 | Счетные операции на вычитание. | |||
2 четверть. | |||||
11. | 1 | Конструирование природного ландшафта. Упражнения по конструированию. | Уметь конструировать простую по содержанию диораму; складывать предметные, сюжетные разрезные картинки. | ||
12. | 1 | Складывание предметных и сюжетных разрезных картинок. | |||
13. | 1 | Продолжить знакомство с монетами достоинством 1,5 копеек и знакомство с монетами достоинством 1,2,5рублей. | Дальнейшее знакомство с монетами; уметь использовать их; уметь считать на калькуляторе; Решать арифметические задачи на сложение и вычитание. | ||
14. | 1 | Упражнения в счёте на калькуляторе. | |||
15. | 1 | Решение арифметических задач на сложение. | |||
16. | 1 | Решение арифметических задач на вычитание. | |||
17. | 1 | Конструирование и моделирование геометрических фигур. | Конструировать, моделировать геометрические фигуры; узнавать предметы по его фрагментам; выкладывать плоские фигуры. | ||
3 четверть. | |||||
18. | 1 | Конструктивная деятельность с использованием счетных палочек и плоских фигур. | Уметь конструировать, используя счетные палочки и плоских фигур; зарисовывать готовые конструкции по клеточкам. | ||
19. | 1 | Зарисовка готовых конструкций по клеточкам. | |||
20. | 1 | Упражнения на перемещение четырех – шести объемных и плоских элементов. | |||
21. | 1 | Знакомство с числом и цифрой 10. | Знать число и цифру 10, место числа в числовом ряду; счет в прямом и обратном порядке; определять пропущенное число; последовательно выделять предмет; считать различно расположенные объекты в пределах 9; знать числа натурального рядя (10 больше 9 на 1, 6 меньше 7 на 1); формировать понятия «увеличить на…», «уменьшить на… Узнавать цифры от1 до 10 в правильном и перевернутом виде; уметь дорисовывать и рисовать цифры по трафарету; конструировать и лепить из пластилина из деталей цифры; выкладывать цифры из природного материала; различать монеты и бумажные деньги; считать деньги на калькуляторе. | ||
22. | 1 | Числовой ряд от 1 до 10. «Называние» числового ряда в прямом и обратном порядке. | |||
23. | 1 | Определение пропущенного числа. Последовательное выделение каждого предмет (в пределах 7). | |||
24. | 1 | Счет различно расположенных объектов в пределах 9. Упражнения в счет на основе тактильного и зрительного восприятия. | |||
25. | 1 | Числа натурального ряда (10больше 9 на 1). Числа натурального ряда (6 меньше 7 на 1). | |||
26. | 1 | Увеличение каждого числа на 1 в пределах 10. Уменьшение каждого числа на 1 в пределах 10. | |||
27. | 1 | Узнавание цифр 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0 в правильном и перевернутом виде. Дорисовывание и рисование цифр от 1 до 10 по трафарету, опорным точкам. | |||
4 четверть. | |||||
28. | 1 | «Строительство» жилого дома. | «Строительство» самостоятельно из конструктора заданных предметов; конструировать плоские изображения на ковролинографе. | ||
29. | 1 | «Строительство» дворца. | |||
30. | 1 | «Строительство» машины. | |||
31. | 1 | Конструирование плоских изображений на ковролинографе. | |||
32. | 1 | Решение арифметических задач в пределах двух – четырех. | Уметь решать арифметические задачи в пределах двух – семи; выполнять действия на сложение и вычитание в пределах 10. | ||
33. | 1 | Решение арифметических задач на сложение в пределах пяти – семи. | |||
34. | 1 | Действия сложения и вычитания в пределах десяти. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа география ХМАО 11 класс (VIII вида)
рабочая программа по предмету "География ХМАО-Югра" для учащихся 11 класса корреционной школы VIII вида...
Рабочая программа по технологии 5 класс VIII вид
Календарно-тематическое планирование, пояснительная записка....
Рабочая программа по технологии 6 класс VIII вид
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии 7 класс VIII вид
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии 9 класс VIII вид
Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по технологии 8 класс VIII вида
Пояснительная записка, тематическое планирование...
Рабочая программа по географии. 6 класс (VIII вид) по учебнику М.Лифанова, Е.Н.Соломина. "География 6 класс", Москва "Просвещение" 2018г. 68 часов.
Включает пояснительную записку, тематическое планирование (характеристика основных видов учебной деятельности, формы организации учебных занятий, формы контроля), календарно-тематическое планирование ...