Значение межпредметных связей в создании условий для максимальной социализации учащихся со сложной структурой дефекта.
статья на тему
Для учащихся со сложной структурой дефекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение межпредметных связей
в создании условий для максимальной социализации учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости.
Учитель: Марченко Е.Н.
Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебовоспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве.
Современный этап развития науки характеризуется взаимопроникновением наук друг в друга.
Связь между учебными предметами является, прежде всего, отражением объективно существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.
Межпредметные связи являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся, существенной особенностью которой является овладение ими обобщенным характером познавательной деятельности.
Осуществление межпредметных связей помогает формированию у учащихся цельного представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми, это помогает учащимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей общественной жизни выпускников.
Межпредметные связи следует рассматривать как отражение в учебном процессе межнаучных связей, составляющих одну из характерных чертсовременного научного по
В современных условиях возникает необходимость формирования у учащихся не частных, а обобщенных умений, обладающих свойством широкого переноса. Такие умения, будучи сформированными в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.
Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.
Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование у учащихся диалектико-материалистических взглядов на природу, современных представлений о ее целостности и развитии, поскольку межпредметные связи способствуют отражению в обучении методологии современного естествознания, которое развивается по линии интеграции идей и методов с позиций системного подхода к познанию природы.
Образовательная функциямежпредметных связей состоит в том, что с их помощью учитель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность, гибкость. Межпредметные связи выступают как средство развития понятий, способствуют усвоению связей между ними и общими понятиями.
Развивающая функциямежпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления учащихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию. Межпредметные связи помогают преодолеть предметную инертность мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитывающая функциямежпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся в обучении Учитель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей
Реализация межпредметных связей способствует систематизации, а, следовательно, глубине и прочности знаний, помогает дать ученикам целостную картину мира.
При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам.
Учебные предметы в известном смысле начинают помогать друг другу. В последовательном принципе межпредметных связей содержатся важные резервы дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Усиливая реализацию межпредметных связей, мы можем более точно определить роль наших предметов в будущей жизни учеников.
Наша школа « специализируется» на обучении детей с выраженной и тяжелой степенью умственной отсталости и сложной структурой дефекта. Как любая коррекционная школа мы решаем задачи максимально возможной коррекции психических и физических недостатков развития. Наша школа должна обеспечить максимально возможную социальную социальную адоптацию детей с особыми потребностями в обществе.
Работа по социализации учащихся начинается с младших классов, продолжается в средних и особое значение приобретает в старших классах. Начиная с пятого класса, когда букварный период еще не до конца завершен, исходя из имеющихся знаний учащихся, я уже старалась предлагать детям небольшие тексты для чтения и письма по темам, изучаемым на уроках развития речи, социальная коммуникация и живой мир. Темы на уроках рисования и ручного труда так же согласовывала с темами этих уроков. Например,при изучении темы «Весна», мы рассматривали приметы весны по картинкам и иллюстрациям на уроках живой мир, изучали перелетных птиц, весенние цветы, труд людей весной. На уроках развития речи составляли рассказы на темы «Что бывает весной», «Птицы весной», «Одуванчик - весенний цветок», «Весенние работы в саду», Сходили на экскурсию в парк на тему «Приметы весны». На уроках чтения и письма дети читали и писали короткие предложения по теме. На уроках социальной коммуникации беседовали на тему «Что такое субботник» и, по возможности ,принимали в нем участие. На уроках счета считали первые цветы, посаженные деревья и появившихся насекомых. На уроках рисования и прикладного туда выполняли работы на темы «Припекает весеннее солнышко», «Деревья весной», «Расцвели подснежники», «Сорока- перелетная птица», «Скворечники», «Одуванчики» и др.
Для изучения темы «Я ученик», я проводила несколько уроков по развитию речи, беседуя и составляя рассказы о школе, учителях и учениках. На уроках социальной коммуникации учили адрес школы, схемы проезда от дома до школы, правила поведения в школе. На уроках чтения и письма читали и составляли слова и короткие предложения по данной теме.( Например: Я ученик. Я учусь в школе. Я люблю учиться. Я учусь читать и писать. Я решаю примеры и задачи.). На уроках прикладного труда делали аппликацию «Наша школа». На уроках счета считали сколько детей у нас в классе, сколько учителей нас учит, сколько букв мы уже прошли, сколько парт и стульев в нашем классе и т.д. На уроке ручного творчества делали открытки учителям на День учителя. На уроках живой мир изучали правильный режим дня школьника.
Таким образом знания, получаемые на одном уроке, многократно отрабатываются и закрепляются на других уроках. Практически любая тема взятая для изучения в классе, изучается, отрабатывается и закрепляется параллельно на различных уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-92311-1475773731.jpg)
Цикл игровых занятий для учащихся со сложной структурой дефекта
Цикл занятий предназначен для работы с детьми со сложной структурой дефекта «Посмотрите, Я какой!». Целью проведения занятии является коррекция эмоционально-волевой и социальной сферы учащихся с пробл...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/28/picture-164942-1553773491.jpg)
Особенности контроля и оценки учащихся со сложной структурой дефекта в первом классе: безотметочное обучение.
Статья посвещена проблеме несформированности адекватной оценки учащихся со сложной структурой дефекта своей учебной деятельности. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/06/picture-92311-1475773731.jpg)
Сценарий новогоднего праздника для учащихся со сложной структурой дефекта "История музыкальной шкатулки"
Данный сценарий может быть использован в работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью, а также с детьми дошкольного возраста, в усложненном варианте с учениками начальных классов общеобра...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/03/picture-169797-1359916433.jpg)
Доклад "Психолого - педагогические основы социализации учащихся со сложным типом дефекта и глубоким нарушением интеллекта"
Теоретический материал на заданную тему.В последнее время формируется общественное мнение относительно детей- инвалидов как людей, имеющих равные права и возможности с другими людьми для развити...
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися со сложной структурой дефекта в условиях сенсорной комнаты
Оборудование сенсорной комнаты, структура и планирование коррекционно-развивающих занятий в сенсорной комнате с детьми со сложной структурой дефекта...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/01/picture-459797-1404189513.jpg)
Рабочая программа по предмету ремесло (кулинария) 5-9 класса для учащихся со сложной структурой дефекта.
Данная программа нацелена на обучение детей с тяжёлыми и множественными нарушениями (интеллекта, моторики, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы)....
Сенсорное развитие учащихся со сложной структурой дефекта.
Сенсорное развитие — это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.От того, насколько точно ребенок научится воспринимать предметы и оперировать полученными...