Конспект открытого урока по предмету "основы грамоты и письмо" на тему: "Правописание сочетаний жи - ши"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Марченко Елена Николаевна

Конспект урока для учащихся со сложной структурой дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_sochetaniy_zhi-shi.docx277.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ПИСЬМО И ОСНОВЫ ГРАМОТЫ»

ТЕМА «Правописание ЖИ - ШИ».

Предмет: письмо и основы грамоты.

Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.

Номер урока по теме: 2

Тип урока: практическое закрепление знаний.

Цель урока:  продолжать  закреплять правописания  сочетаний  ЖИ – ШИ.

Задачи:

- образовательные: 

-закреплять образы букв ;

- закреплять правописание ЖИ – ШИ в словах;

- продолжать учить составлять из азбуки и читать слова с сочетаниями ЖИ - ШИ;

- формировать умение  списывать  предложения  с печатного текста.

- коррекционные:

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти;

-коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;

- воспитательные:

- воспитание культуры поведения;

- воспитание аккуратности при выполнении письменных работ.

Демонстрационный материал:

1.Табличка с правописанием ЖИ – ШИ;

2. картинки с изображением: мыши, ежи, машина, лыжи;

3.разрезная азбука.

Раздаточный материал:

кассы букв, индивидуальные карточки :

1. Карточка №1 для учащихся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения;

2. Карточка №2 для учащихся с низким уровнем сформированности навыков чтения.

Карточка №1

ЖИ – ШИ

Подпиши картинки.

     C:\Users\user\Pictures\img211.jpg                                C:\Users\user\Pictures\img212.jpgC:\Users\user\Pictures\img212.jpg                                     C:\Users\user\Pictures\img211.jpg                                             C:\Users\user\Pictures\img215.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                 C:\Users\user\Pictures\img219.jpg  C:\Users\user\Pictures\img219.jpg                                            C:\Users\user\Pictures\img210.jpgC:\Users\user\Pictures\img210.jpg                                                      C:\Users\user\Pictures\img219.jpg

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спиши предложения. Вместо картинок напиши слова.

На  дороге  C:\Users\user\Pictures\img219.jpg.         Тише  C:\Users\user\Pictures\img210.jpgC:\Users\user\Pictures\img210.jpg, кот  на крыше. 

Гриша  любит C:\Users\user\Pictures\img219.jpgC:\Users\user\Pictures\img219.jpg.   В  зоопарке  C:\Users\user\Pictures\img215.jpgC:\Users\user\Pictures\img215.jpg.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

                                                                             

Карточка №2

                         

                           

                     C:\Users\user\Pictures\img215.jpg                                                           C:\Users\user\Pictures\img219.jpgC:\Users\user\Pictures\img219.jpg

                                                                               

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ход урока.

Этапы и приемы

работы

Цели этапов

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

 Организацион

ный

 момент.

 мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

Звенит звонок весёлый,

Вошёл учитель в класс.

И вот притихла школа:

Настал урока час.

 Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

Учащиеся  выполняют инструкции учителя.

Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

Сообщение темы урока.

Уточнение названия предметов и их последовательности. Сообщение темы урока.

- Какой урок у вас был перед этим уроком?

- Какой урок сейчас начинается?

- Какой по счёту этот урок?

- Кто помнит, какая тема у вас была на прошлом уроке письма и основы грамоты?

- Сегодня мы будем продолжать изучать эту тему.

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Если дети затрудняются с ответами на вопросы, учитель напоминает.

Закрепление пройденного материала.

Закрепление знаний по теме урока.

- Кто вспомнит правила, которые мы учили на прошлом уроке?

- Покажите, какую букву мы будем писать после букв Ж и Ш.

- Сложите из букв слог ЖИ. Прочитайте его.

-Какую букву вы положили после буквы Ж?

- А слышится какой звук?

- Слышим мы звук Ы, а пишем букву И.

- Теперь сложите из букв слог ШИ.   Прочитайте его.

- Какую букву вы положили после буквы Ш?

- А слышится какой звук?

- Слышим звук Ы, а пишем букву И.

- Давайте ещё раз повторим правила.

Учащиеся, владеющие речью, произносят правила.

Учащиеся достают из азбуки букву И и показывают её учителю.

Учащиеся складывают слог и, по возможности читают.

- И.

- Ы.

- И.

- Ы.

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учитель помещает на доску табличку с правилами.

У учащихся на партах разрезные азбуки.

Сообщение знаний по теме урока.

Составление слов с сочетаниями ЖИ – ШИ из азбуки.

- Посмотрите на картинку.  Что нарисовано на картинке?

- Давайте составим слово «мыши» из азбуки.

-Какая буква первая?  Вторая? Третья?

-Какую букву мы положим после буквы «Ш»?

-Почему?

-Правильно: слышим мы букву Ы, а пишем И.

Таким образом составляются слова: ежи, машина, лыжи.

- А сейчас поиграем в игру «Хитрые буквы».

-Кто знает, какие буквы нам нужно поставить на место?

- мыши.

- М, Ы, Ш.

-И.

- ЖИ – ШИ пиши с буквой И.

Учащиеся слабой подгруппы выполняют задания совместно с учителем.

Учащиеся складывают слово из букв разрезной азбуки.

Учитель складывает слово на доске.

Учащиеся закрывают глаза. Учитель в это время убирает все буквы И из слов, написанных на доске.

Учащимся предлагается 2 буквы на выбор: Ы и И.

Физминутка.

- Скажите, а зачем нам нужны лыжи?

- А когда можно кататься на лыжах?

- Зимой, когда выпадет много снега.

- А какое время года сейчас?

-Сейчас поздняя осень. На улице холодно, дует холодный ветер и начинает падать первый снег. Первые снежинки лёгкие, пушистые, так и кружатся в воздухе. Давайте покажем, как полетели снежинки на землю.

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Холодом осенним

Землю обдувает

Первые снежинки

Кружат по дорожке.

Падают снежинки

Прямо нам под ножки.

- Чтобы кататься на них.

- Зимой.

- Осень.

Учащиеся выполняют движения по показу учителя.

Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий.

Работа с индивидуальными карточками.

Практическая, самостоятельная работа .

-Прочитайте слова, которые  мы сложили из азбуки?

- Во всех словах мы услышали звук Ы, а написали букву И.

-Почему?

-Вы запомнили правило?

-А сейчас я раздам вам задания и проверю, как вы запомнили правило написания ЖИ – ШИ.

-Перед началом работы разомнём пальцы на руках.

Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям.

Затем учитель проверяет работы.

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

Учащиеся повторяют правила.

-Да.

Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику «Замок».

Учащиеся самостоятельно или с некоторой помощью учителя выполняют задания на карточках.

Задания в двух вариантах для достаточного и низкого уровня.

Итог урока.

Оценка работы учеников на уроке.

- Наш урок подошёл к концу. Вы запомнили правило, которое мы учили сегодня на уроке? Повторите его.

- Молодцы, все хорошо работали на уроке, старались, думали.

- Так же постарайтесь дома. Домашнее задание нужно сделать на  карточках, которые я вам сейчас раздам.

Учащиеся повторяют правило.

Учитель оценивает работу учащихся.

-

Ш

iiiiii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

Конспект урока русского языка в 5 классепо теме"Правописание з и с на конце приставок".

Тема: Правописание з и с на конце приставок.Тип урока:урок объяснения нового материала.Цель:Познакомить учащихся с правилом правописания приставок, оканчивающихся на з и сЗадачи:формировать умение опр...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...