Организация внеурочной деятельности как формы работы с одаренными детьми
статья по информатике и икт
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1. обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5. детские научно-практические конференции и семинары.
6. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 26.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Кукарцева Елена Александровна,
учитель информатики
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 26»,
Московская обл., г.о. Балашиха
E-mail: lenakuk@mail.ru
Организация внеурочной деятельности как формы работы с одаренными детьми
Термин «дополнительное образование» может быть отнесен к числу новых. Прежде всего, педагогические явления, относящиеся к данной проблематике, обозначались иными терминами: «внеклассная», «внеурочная», «внешкольная работа». Но, несмотря на относительную новизну этого термина можно с высокой степенью уверенности утверждать, что он устарел, еще не успев, как следует утвердиться в профессиональной педагогической литературе и общественном сознании. Виной тому высокая динамичность перемен в сфере отечественного образования. [1]
В последние годы система дополнительного образования из «довеска» к основному обучению, каким реально являлась его предшественница – система внеклассной и внешкольной работы превратилась в ведущий фактор формирования «образовательной индивидуальности» личности.
Дополнительное образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и формационно – образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ, в интересах человека, общества. [2]
Основное внимание в системе дополнительного образования по-прежнему сосредоточено на создании условий для свободного выбора каждым ребенком в образовательной области профиля. Цель дополнительного образования по закону – всестороннее удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства.
Арсенал системы дополнительного образования существенно расширился в последнее время, в него с полным правом могут быть включены и запретные ранее услуги репетиторов и деятельность государственных дополнительных образовательных учреждений. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных детей. [7]
Дополнительное образование – процесс непрерывный, он не имеет закрепленных сроков завершения и последовательно переходит из одной стадии в другую. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворить запросы одаренных детей. Используя потенциал их свободного времени.
Для развития своих талантов одаренные дети должны свободно распоряжаться временем и пространством, обучаться по расширенному учебному плану и чувствовать индивидуальную заботу и внимание со стороны своего учителя. Широкие временные рамки способствуют развитию проблемно-поискового аспекта. Акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать. Если одаренному ребенку предоставлена возможность не спешить с выполнением задачи и не перескакивать с одного на другое, он наилучшим образом постигнет тайну связи между явлениями и научится применять свои открытия на практике. Неограниченные возможности анализировать высказанные идеи и предложения, глубоко вникать в существо проблем способствуют проявлению природной любознательности и пытливости, развитию аналитического и критического мышления.
В системе дополнительного образования могут быть выделены следующие формы обучения одаренных детей:
1. обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области;
2. работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса);
3. очно-заочные школы;
4. каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории;
5. детские научно-практические конференции и семинары.
6. система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад. [6]
Из многих форм работы по развитию интеллектуальной одаренности следует выделить предметные олимпиады как одну из наиболее популярных и полезных форм работы с одаренными школьниками. Олимпиада дает возможность в духе азартного соревнования блеснуть эрудицией, смекалкой при решении трудных и забавных заданий.
Ежегодно проводятся школьные, муниципальные и региональные этапы Всероссийской олимпиады школьников, что способствует выявлению одаренных учащихся, имеющих интерес и склонности к тем или иным предметным дисциплинам. Изначально проведение предметных олимпиад имело целью развить интерес учащихся к школьным дисциплинам. В настоящее время роль предметных олимпиад возросла в связи с введением ЕГЭ и новыми правилами поступления в вузы. Успешно выступившие на олимпиадах школьники имеют преимущества при поступлении в престижные вузы страны и своего региона – а это в свою очередь повышает статус всего олимпиадного движения. [4]
Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, дают толчок углубленному изучению предмета.
Основная цель школьных олимпиад:
1. выявление талантливых ребят,
2. развитие интереса учащихся к изучению предметов,
3. повышение интеллектуального уровня учащихся,
4. создание необходимых условий для поддержки одаренных детей.
В отличие от конкурсов, написания рефератов или исследовательских работ, олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции, к чему так стремится любой учитель.
В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий. [3]
Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения. Для успешного выполнения заданий необходимо умение логически мыслить, анализировать условия нестандартных задач, разбивать задания на известные подзадачи. Основной трудностью участников является неумение пользоваться анализом для поиска решения, комбинирование известных способов решения.
Для подготовки учащихся к олимпиадам предлагаются следующие рекомендации учителям:
1. Больше времени уделять логическим рассуждениям при решении задач.
2. Изучать с учащимися материал, который не входит в программу школьного курса.
3. Необходимо учить школьников очень внимательно знакомиться с условием задания.
Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде необходимо серьѐзно готовиться.
Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося. [5]
Для успешного участия обучающихся в олимпиадах необходимо:
1. поддержание постоянного интереса к предмету путем предложения для решения нестандартных задач (школьникам, как правило, интересны задачи, для решения которых необходимо придумать какой-либо новый способ или использовать знания, выходящие за рамки школьных учебников) и поощрение интереса к изучению внепрограммного материала;
2. индивидуальный подход к каждому участнику олимпиады, корректное выстраивание образовательной траектории развития учащегося (наставник может и должен порекомендовать школьнику литературу для подготовки, дать ссылку в сети Интернет, и т.д.), помощь в самоопределении и развитии личности участника олимпиады. [5]
Существуют разные формы подготовки школьников к олимпиадам, однако необходимо помнить, что при подготовке к олимпиаде непременно следует уделять большое внимание и поощрять самостоятельную работу подростка. Самостоятельный творческий поиск является самой эффективной формой подготовки к олимпиаде. Можно проводить факультативы, показывая методологию решения нетрадиционных задач, можно индивидуально заниматься с юным дарованием, но если подросток в какой-то момент не почувствует желания искать новые знания для того, чтобы решать все более трудные задачи, вряд ли участие в олимпиадах доставит ему удовлетворение и будет удачным. [5]
Многолетний опыт участия учеников в олимпиадах разного уровня и ранга показывает, что школьникам для успешного выступления в них требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Для учащихся требуется особая подготовка к олимпиаде, потому что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям решения тех или иных проблем с четким обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета. [5]
Учителя осуществляют подготовку учащихся к олимпиадам, опираясь на свой собственный опыт, взгляды, т.е., как правило, работа ведется на эмпирическом уровне без должной теоретической основы. Проведению олимпиад должна предшествовать длительная подготовка обучающихся к ним. Процесс подготовки к олимпиадам должен начинаться с начала учебного года.
Лучшая подготовка к олимпиаде – серьезные систематические занятия, а специальные мероприятия можно ограничить решением заданий из олимпиад прошлых лет за месяц до предстоящего соревнования. Подготовку необходимо начинать с начальной школы, занимаясь на уроках и задавая на дом нестандартные задания, которые развивают учащихся. Постепенно выделяется группа ребят, которые заинтересованы в отдельной работе. Но все же работа с сильными учащимися - работа штучная - как на уроке, так и вне его. И если в классе есть несколько одаренных детей, то с ними необходимо организовать занятия на развитие их одаренности. После выявления самых "звездных" школьников надо продолжать работать с ними уже индивидуально. [5]
Система подготовки участников олимпиад:
1. базовая школьная подготовка по предмету;
2. подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
3. самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
4. целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении). [5]
Основные направления работы по подготовке учащихся к олимпиадам:
1. Работа на уроке (Решение олимпиадных задач, связанных с темой урока)
На уроке всегда можно найти место задачам, развивающим ученика, причем в любом классе, по любой теме.
Если выполнять действия по порядку, на это потребуется очень много времени. А время на олимпиадах очень ценно. Поэтому ученик, нашедший быстрое решение заданий, сэкономит время на решение других задач.
При решении текстовых задач можно предлагать учащимся задачи, которые были на олимпиадах различного уровня.
2. Ребусы, анаграммы, криптограммы, софизмы на уроке.
Для развития интереса к решению нестандартных задач в программу урочных занятий нужно включать рассмотрение занимательных задач, ребусов, задач-шуток, анаграмм и криптограмм, софизмов, задач прикладного характера.
Задачи – игры. В играх предполагается, что играют двое, ходы делаются по очереди, причѐм игроки не могут пропустить ход. Вопрос всегда один и тот же (за исключением последнего раздела): кто побеждает в данной игре – первый, т.е. тот, кто начинает игру, или второй?
Игры-шутки. Игры-шутки ─ это игры, исход которых не зависит от того, как играют соперники, а зависит только от начальных данных игры.
3. Творческие и олимпиадные домашние задания.
Один из путей подготовки к олимпиадам - задания на дом типа: "Составь задачу, аналогичную составленной в классе"; "Придумайте ребусы по теме"; "Составьте кроссворд (анаграмму, софизм и т.д.); "Придумайте задачу-сказку по теме" и т.п. В качестве домашнего задания можно предложить домашние олимпиады, используя олимпиадные задачи прошлых лет. (Рекомендации учащимся: пользоваться дополнительной литературой, вести поиск решения задач, решать их самостоятельно). [5]
4. Внеклассная работа.
Каждый учитель под внеклассной работой понимает необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время. Внеклассная работа может осуществляться в самых разнообразных видах и формах. Можно выделить следующие три вида внеклассной работы:
-Индивидуальная работа - такая работа, когда учитель принимает решение о выборе методики в каждой конкретной ситуации, в зависимости от способностей и знаний ученика.
- Групповая работа - систематическая работа, проводимая с достаточно постоянным коллективом учащихся - факультативы, кружки, спецкурсы, элективные курсы. В процессе таких занятий происходит расширение и углубление знаний, развитие интереса учащихся к предмету, развитие их предметных способностей. Процесс обучения строится как совместная исследовательская деятельность учащихся.
- Массовая работа - эпизодическая работа, проводимая с большим детским коллективом - вечера, научно - практические конференции, предметные недели, конкурсы, соревнования и разного вида олимпиады. [5]
Использование информационно коммуникационных технологий во внеклассной работе дает возможность для повышения мотивации обучения, индивидуальной активности, формирования информационной компетенции, свободы творчества, интерактивности обучения. Использование информационно-компьютерных технологий способствуют реализации принципа индивидуализации обучения, столь необходимого для одаренных учащихся, при подготовке к олимпиадам. При подготовке к олимпиадам необходимо предоставлять ученикам возможность пользоваться передовыми информационными технологиями. Ведь учитель сегодня должен не просто учить, а учить учиться. В работе можно опираться на интернет источники, позволяющие разнообразить теоретический материал и практические задания. Необходимо учащимся рекомендовать сайты для использования, содержащие теоретический материал по разнообразным темам, олимпиадные задачи с подробным решением, игры, конкурсы.
Олимпиады имеют большое значение при решении ряда вопросов относящихся к проблеме образования в общеобразовательных школах. Поэтому проведение олимпиад и подготовка к ним через кружки и часы для дополнительной работы по предмету должны привлекать детей своей индивидуальностью и интересными методами их проведения.
Роль учителя в этом деле огромная. В первую очередь учитель обязан создать благоприятные условия, для того, чтобы ученик смог постигать новое и новое в интересующей его науке. С помощью знаний учителя, умением методически правильно поставить перед учеником задачу посильную ученику, и после еѐ решения вызвавшую чувство победы, ученик с большим азартом будет заниматься предметом заинтересовавшим его. Интерес ученика к получению знаний в той или иной области позволяет развить у него нестандартность мышления, что является очень актуальным на данном уровне развития общества. Умение логически не стандартно мыслить поможет подрастающему члену общества занять достойное место в этом обществе. [5]
Олимпиада является одним из самых эффективных способов выявления одаренных детей.
Следует помнить, что, насколько бы ни был одарен ребенок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Одаренный ребенок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребенка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огромная загрузка ребенка, с дошкольного возраста его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для творчества.
Библиографические источники
1. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с. ISBN 5-7695-0608-3
2. Вознесенский И. ОБУЧЕНИЕ & КАРЬЕРА № 27 «Психологические особенности одаренного ребенка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://gigabaza.ru/
3. Гуманитарные науки. Каталог Психология «Детская одаренность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikidocs.ru/
4. Морозова И.С., Григорьева О.Ф. «Развитие одаренности школьника» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/
5. «Методические рекомендации по разработке заданий и требований к проведению школьного этапа всероссийской олимпиады школьников» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://refdb.ru/
6. Студопедия «Дифференциация как способ решения проблемы обучения и развития одарѐнных детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.ru/
7. Яковлева Е.А. «Художественная одарѐнность детей в дополнительном образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.metod- kopilka.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми
Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время
Методическая статья, раскрывающая примеры форм работы с одаренными детьми на уроках истории и во внеурочное время...
Формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности
В презентации показаны различные формы работы с одаренными детьми в урочной и внеурочной деятельности...
Формы работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время
Статья о формах работы с одаренными детьми на уроках истории и обществознания и во внеурочное время...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...
Проектно-исследовательская деятельность, как форма работы с одаренными детьми по географии в МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара
Одним из главных способов развития творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и общественно ценной самореализации личности – это организация научн...
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ПЛАНИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ...