« Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у детей старшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал на тему

Синявская Виктория Александровна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_vospitateley_2016-2017.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:

«  Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у детей старшего дошкольного возраста »

Провела:

учитель-логопед

Синявская Виктория Александровна

2016г.

В настоящее время проблема усвоения программы школьного обучения является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. С учетом несформированности или нарушенных операций чтения и письма выделяются различные виды дислексий и дисграфий.

Нарушения чтения и письма могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью , полноценным  зрением и слухом. В основе этих нарушений лежит несформированность некоторых психических функций, в частности зрительно- пространственных.

При недостаточной сформированности зрительного гнозиса и мнезиса , зрительного анализа и синтеза пространственных представлений, речезрительных функций наблюдаются такие виды нарушений, как  искаженное восприятие и воспроизведение букв, замены и смешения графически сходных букв, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений.  Таким образом , все вышеперечисленные нарушения могут явиться причиной возникновения оптической дислексии и дисграфии.

Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми профилактику данного вида дисграфии следует проводить уже в дошкольном возрасте.

Профилактика оптической дисграфии  должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений  и зрительного анализа и синтеза.

Предлагаю Вашему вниманию  специально подобранные игры и упражнения, которые помогут развивать у ребенка:

  • зрительное восприятие ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов);
  • буквенный гнозис ( восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв);
  • операции зрительного анализа и синтеза;
  • объем зрительной памяти ( зрительный мнезис: запоминания формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);
  • пространственное восприятие и представления ( ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве);
  • речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
  • зрительно-моторные координации;
  • умение различать смешиваемые по оптическим признакам буквы.

  1. ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
  • Педагог просит прочитать читающих детей или произносит сам названия цветов под каждой плоской. Раскрась полоски в соответствии с названием цвета.

  • Раскрась картинки в определенные цвета:

Гриб - коричневый с желтым

Вишни - бордовым ( красным) и зеленым

Тучу - серым ( черным)

Лимон - желтым и т.д.

  • Соедини предметы линиями так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета. Например: колокольчик и шарф- желтого цвета.

  • Раскрась шарики на елке( цифры подскажут тебе соответствующий цвет).

Подобную игру можно предложить с использованием различных предметов.

  • Игра: « Четвертый лишний»

Педагог называет предметы и предлагает детям  назвать лишний предмет в каждой группе. Объяснить свой выбор.

А. Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.

Б. Ночь, туча, солнце, грязь.

В. Колокольчик, радуга, василек, вода.

Г. Лист летом, елка, медведь, крокодил.

  1. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ.

  • Игра : « Найди точно такую же фигуру».

Указав на квадрат ( треугольник, овал и т.д.) , расположенный в верхнем ряду , попросите ребенка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.

  • Из ряда представленных картинок попросите ребенка назвать и обвести карандашом ( например, зеленого цвета) предметы, похожие на квадрат, круг, овал и т.д.
  • Игра: « Найди и раскрась»

Предложите ребенку раскрасить в определенный цвет все квадраты, треугольники и т.д. , нарисованные на карточке.

  • Соединить геометрические фигуры с предметами соответствующей формы.
  • Игра: « Величина»

На картинке изображены яблоки различной формы. Попросите ребенка показать большое, среднее, маленькое яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Постарайтесь получить от ребенка соответствующее словесное обозначение ( одинаковые).

  • Игра: « Скажи наоборот»

Детям предлагается набор картинок- пар. Нужно подобрать к картинке №1 картинку №2 с противоположным значением.

  1. ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
  • Игра: « Просьба»

Педагог просит ребенка положить книгу НА стол, НА подоконник, НА стул и т.д.

То же самое необходимо проделать с предлогами В, ПОД, НАД, ОКОЛО (У), ЗА

  •  Игра : “Кто где живет”, “Рассели по квартирам”.

Раскладывание геометрических фигур:

1-й вариант: по заданному образцу (педагог показывает образец, рассматривает, поясняет, предлагает выполнить точно также).

2-й вариант: по словесному указанию (педагог говорит, где должна находится геометрическая фигура, например: “Красный квадрат положите в правый верхней угол и т.д.”. Ребенок выполняет действия. В дальнейшем количество словесных указаний увеличивается, например: “Положите красный квадрат в правый верхний угол, а синий квадрат в левый нижний угол” и т.п.).

3-й вариант: по памяти. (Педагог предлагает рассмотреть образец и убирает его. Дети раскладывают по памяти.)

Самостоятельная деятельность:

  • раскладывание фигур по образцу,
  • по замыслу.
  • Игра: « Аквариум»

Детям предлагается рассмотреть на черно-белой картинке рыбок в аквариуме. Далее предложить рыбок , плывущих направо разукрасить синим цветом, а рыбок, плывущих налево – красным цветом.

  • Игра: « Дорисуй картинку по инструкции»

На картинке посередине изображен домик. Далее педагог просит ребенка дорисовать:

- Солнце над домиком.

- Справа от домика забор.

- Перед забором зеленая трава.

- Слева от домика речка.

- Над речкой облака.

  1. ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.

  • Различные задания по соединению предметов верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз; соединение предметов левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
  • Обведи контурные изображения предметов, раскрась их.
  • Обведи по точкам изображенные предметы.
  • Назови буквы и раскрась их по следующему заданию :

А-красным цветом, Ж- синим, Ч- зеленым и т.д.

  •  Игра: «Дорисуй овощи и фрукты».

Педагог просит дорисовать  правую часть (левую) изображенного предмета.

  • Игра: « Накладные картинки»

Педагог просит назвать предметы, изображенные на картинке и разукрасить только один предмет определенным цветом.

  • Различные игры по узнаванию написания букв :«  Найди буквы, схожие по написанию», « Назови заштрихованные буквы», « Допиши букву»,          « Назови только правильные буквы» и т.д.

Таким образом, предлагая детям старшего дошкольного возраста различные игры и упражнения , мы не только проводим профилактику оптической дисграфии , но и способствуем правильному формированию зрительного восприятия и гнозиса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...

Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста

Из опыта работы учителя-  логопеда с детьми старшего   дошкольного возраста, имеющими диагноз   амблиопия, косоглазие, в условиях группы  компенсирующей направленно...

Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».

В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»

Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...

Программа по развитию зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста

Актуальность программы.Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школ...

Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...