« Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у детей старшего дошкольного возраста »
учебно-методический материал на тему
Предварительный просмотр:
СЕМИНАР ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
« Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у детей старшего дошкольного возраста »
Провела:
учитель-логопед
Синявская Виктория Александровна
2016г.
В настоящее время проблема усвоения программы школьного обучения является наиболее частой причиной школьной дезадаптации. С каждым годом увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. С учетом несформированности или нарушенных операций чтения и письма выделяются различные виды дислексий и дисграфий.
Нарушения чтения и письма могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью , полноценным зрением и слухом. В основе этих нарушений лежит несформированность некоторых психических функций, в частности зрительно- пространственных.
При недостаточной сформированности зрительного гнозиса и мнезиса , зрительного анализа и синтеза пространственных представлений, речезрительных функций наблюдаются такие виды нарушений, как искаженное восприятие и воспроизведение букв, замены и смешения графически сходных букв, неточность представлений о форме и цвете, величине предмета, недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений. Таким образом , все вышеперечисленные нарушения могут явиться причиной возникновения оптической дислексии и дисграфии.
Для проведения эффективной коррекционной работы с детьми профилактику данного вида дисграфии следует проводить уже в дошкольном возрасте.
Профилактика оптической дисграфии должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребенка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.
Предлагаю Вашему вниманию специально подобранные игры и упражнения, которые помогут развивать у ребенка:
- зрительное восприятие ( восприятие цвета, формы, размера и величины предметов);
- буквенный гнозис ( восприятие цвета, формы, размера и величины букв, дифференциацию расположения элементов букв);
- операции зрительного анализа и синтеза;
- объем зрительной памяти ( зрительный мнезис: запоминания формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов);
- пространственное восприятие и представления ( ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве);
- речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
- зрительно-моторные координации;
- умение различать смешиваемые по оптическим признакам буквы.
- ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА.
- Педагог просит прочитать читающих детей или произносит сам названия цветов под каждой плоской. Раскрась полоски в соответствии с названием цвета.
- Раскрась картинки в определенные цвета:
Гриб - коричневый с желтым
Вишни - бордовым ( красным) и зеленым
Тучу - серым ( черным)
Лимон - желтым и т.д.
- Соедини предметы линиями так, чтобы получились пары предметов одинакового цвета. Например: колокольчик и шарф- желтого цвета.
- Раскрась шарики на елке( цифры подскажут тебе соответствующий цвет).
Подобную игру можно предложить с использованием различных предметов.
- Игра: « Четвертый лишний»
Педагог называет предметы и предлагает детям назвать лишний предмет в каждой группе. Объяснить свой выбор.
А. Солнышко, подсолнух, небо, цыпленок.
Б. Ночь, туча, солнце, грязь.
В. Колокольчик, радуга, василек, вода.
Г. Лист летом, елка, медведь, крокодил.
- РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ И ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ.
- Игра : « Найди точно такую же фигуру».
Указав на квадрат ( треугольник, овал и т.д.) , расположенный в верхнем ряду , попросите ребенка найти точно такую же фигуру в нижнем ряду.
- Из ряда представленных картинок попросите ребенка назвать и обвести карандашом ( например, зеленого цвета) предметы, похожие на квадрат, круг, овал и т.д.
- Игра: « Найди и раскрась»
Предложите ребенку раскрасить в определенный цвет все квадраты, треугольники и т.д. , нарисованные на карточке.
- Соединить геометрические фигуры с предметами соответствующей формы.
- Игра: « Величина»
На картинке изображены яблоки различной формы. Попросите ребенка показать большое, среднее, маленькое яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Постарайтесь получить от ребенка соответствующее словесное обозначение ( одинаковые).
- Игра: « Скажи наоборот»
Детям предлагается набор картинок- пар. Нужно подобрать к картинке №1 картинку №2 с противоположным значением.
- ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ.
- Игра: « Просьба»
Педагог просит ребенка положить книгу НА стол, НА подоконник, НА стул и т.д.
То же самое необходимо проделать с предлогами В, ПОД, НАД, ОКОЛО (У), ЗА
- Игра : “Кто где живет”, “Рассели по квартирам”.
Раскладывание геометрических фигур:
1-й вариант: по заданному образцу (педагог показывает образец, рассматривает, поясняет, предлагает выполнить точно также).
2-й вариант: по словесному указанию (педагог говорит, где должна находится геометрическая фигура, например: “Красный квадрат положите в правый верхней угол и т.д.”. Ребенок выполняет действия. В дальнейшем количество словесных указаний увеличивается, например: “Положите красный квадрат в правый верхний угол, а синий квадрат в левый нижний угол” и т.п.).
3-й вариант: по памяти. (Педагог предлагает рассмотреть образец и убирает его. Дети раскладывают по памяти.)
Самостоятельная деятельность:
- раскладывание фигур по образцу,
- по замыслу.
- Игра: « Аквариум»
Детям предлагается рассмотреть на черно-белой картинке рыбок в аквариуме. Далее предложить рыбок , плывущих направо разукрасить синим цветом, а рыбок, плывущих налево – красным цветом.
- Игра: « Дорисуй картинку по инструкции»
На картинке посередине изображен домик. Далее педагог просит ребенка дорисовать:
- Солнце над домиком.
- Справа от домика забор.
- Перед забором зеленая трава.
- Слева от домика речка.
- Над речкой облака.
- ЗРИТЕЛЬНО - МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ.
- Различные задания по соединению предметов верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз; соединение предметов левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
- Обведи контурные изображения предметов, раскрась их.
- Обведи по точкам изображенные предметы.
- Назови буквы и раскрась их по следующему заданию :
А-красным цветом, Ж- синим, Ч- зеленым и т.д.
- Игра: «Дорисуй овощи и фрукты».
Педагог просит дорисовать правую часть (левую) изображенного предмета.
- Игра: « Накладные картинки»
Педагог просит назвать предметы, изображенные на картинке и разукрасить только один предмет определенным цветом.
- Различные игры по узнаванию написания букв :« Найди буквы, схожие по написанию», « Назови заштрихованные буквы», « Допиши букву», « Назови только правильные буквы» и т.д.
Таким образом, предлагая детям старшего дошкольного возраста различные игры и упражнения , мы не только проводим профилактику оптической дисграфии , но и способствуем правильному формированию зрительного восприятия и гнозиса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи через развитие фонематического восприятия
Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звуково...
Развитие зрительного восприятия и формирование предметного словаря у детей старшего дошкольного возраста
Из опыта работы учителя- логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими диагноз амблиопия, косоглазие, в условиях группы компенсирующей направленно...
Непосредственно образовательная деятельность по развитию фонематического восприятия для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Тема: Гласные и согласные звуки...
Опыт работы на тему «Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания классической музыки у детей старшего дошкольного возраста через организацию дополнительного образования».
В своей работе я предлагаю обратить внимание на такую проблему, как дефицит качественной (классической) музыки в жизни ребенка, начиная с дошкольного возраста....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» Ознакомление с предметным и социальным окружением для детей старшего дошкольного возраста на тему: «В мире добрых дел»
Цель: расширение представлений о нравственных качествах людей. Задачи: - оценивать поступки свои и других людей с позиции общепринятых правил и норм; - активизировать в речи слова «спасибо», «пожал...
Программа по развитию зрительного гнозиса, как профилактика оптической дисграфии у детей младшего школьного возраста
Актуальность программы.Современная образовательная среда предъявляет все большие требования к качеству обучения школьников; между тем, число учеников, не усваивающих программу начальной и средней школ...
Проект «Мультстудия» как инновационный метод развития познавательного интереса и социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Современные дети живут в век информационных технологий и находятся в разнообразной медиасреде. Они хорошо ладят со всевозможными гаджетами, легко разбираются, как пользоваться компьютером...