Методическая разработка: Урок в школьном музее :" Вещи войны.Офицерский планшет"
методическая разработка на тему
Формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Колледж сферы услуг № 10
подразделение № 4 интернат
Разработка урока в школьном музее
для учащихся 9 классов с ОВЗ
(умственная отсталость).
Составитель:
Учитель высшей категории
Масленникова В.В.
Москва - 2016
В рамках изучения темы «Сталинградская битва» можно провести
урок в школьном музее:
«Вещи войны. Планшет - офицерская полевая сумка- обязательный элемент экипировки командира.»
Цель: формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея.
Задачи:
- Образовательные:
-дать представление о том, что такое «экспонат»
- дать представление об элементах обмундирования командира Красной Армии,
-систематизировать и обобщить знания детей о традициях сохранения памяти о воинах героях.
2. Развивающие:
-развивать познавательный интерес, творческие способности, инициативность,
-обогащать словарный запас.
3.Воспитательные:
-воспитывать уважение к памяти героев войны, заботливое отношение к пожилым людям.
4. Коррекционные :
через ощущение и восприятие практического материала способствовать развитию внимания, памяти, воображения, речи ,мышления, познавательного интереса. ,учить составлять полные ответы на поставленные вопросы.
Методы и приемы:
1. Наглядно-практические: экспонаты ( предметы солдатского быта), иллюстрации.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога, рассказы (ответы) детей,
Оборудование:
карточки с новыми терминами, экспонаты школьного музея, книга учета экспонатов школьного музея.
Ход занятия:
Сегодня у нас необычный урок – урок в школьном музее. Давайте вспомним, что такое музей? (Это место, где собирают, изучают и хранят редкие предметы)
Для чего он нужен людям? (Чтобы знать своё прошлое.)
Какие музеи в Москве вы знаете? ( Музей вооруженных сил, Третьяковская галерея, Бородинская панорама и другие.)
Кто с родителями уже побывал в музее? (Ответы детей.)
- Кто знает как называются предметы, которые выставлены на полках музея? (Экспонаты)
- -Что означает слово ЭКСПОНАТ-?
(выставленный на показ) (новое слово на карточке дать детям)
- -Как появляются экспонаты в музее?
(археологические раскопки, дар музею)
- -Все ли предметы могут стать экспонатами музея?
( нет, если только предмет интересен ученым, коллекционерам и необходим для коллекции музея).
Учитель:
Итак, предмет стал музейным экспонатом. Его заносят в специальную книгу поступления и присваивают номер (демонстрация книги учета экспонатов в школьном музее).У каждого экспоната своя история. Бывает так, что экспонат меняет много адресов, может побывать во многих руках, подвергнуться случайному или намеренному повреждению. Так произошло с данным экспонатом – каской. ( демонстрация экспоната)
Каждый экспонат – это наша память .Каждый из них имеет свою историю.
Много лет прошло с тех пор как, закончилась Великая Отечественная война. Нет в России ни одной семьи, которую не затронула та война, до сих пор мы помним ее героев.
Как еще мы можем сохранить память о войне?
- Собирая и сохраняя предметы того времени, создавая музеи. Музеи хранят овеществленную память о событиях войны.
Какие предметы военного времени вы видите в нашем музее?
Дети перечисляют: пилотку, каску, котелок, кружку, ложку.
Верно : котелок, кружка и ложка всегда были с солдатом, очень часто им приходилось принимать пищу в окопах, в перерывах между боями (смотрим экспонаты). У нас в музее есть портреты знаменитых полководцев ,командиров и бойцов Советской Армии. Давайте их рассмотрим. А кто знает ,как отличить солдата от офицера?
Ответы детей.(чаще всего : «по погонам»). Офицер-это воинское звание, но еще их называют «командир». От какого слова происходит слово «командир»? Правильно: командовать, т.е. принимать решения. Мы с вами говорили, что успех боя или военной операции зависит от героизма бойцов. Но еще и от таланта командира. Командир — организатор боя. Он должен иметь военное образование. Он отдает приказы, распоряжения, команды, приводит в движение подразделения, направляет их совместные усилия на достижение победы над врагом. Боевая работа командиров различна по своему масштабу. Одни из них возглавляют части и соединения, другие командуют подразделениями. Первые управляют боем с помощью штаба (помощников) , вторые - единолично. Командир должен уметь составить план, пользоваться военными картами и еще очень многое…
Давайте вспомним фамилии известных командиров изображенных на портретах на стенде «Сталинградская битва».Ученики перечисляют :Жуков Г.К. ,Чуйков В.И .,Еременко А.И., Тимошенко С.К. и др.
Учитель:
А сейчас я расскажу вам об одном экспонате из нашего музея подробнее. Достаю из витрины планшет. Спрашиваю у детей: «что это?» Ответы-предположения. Предлагаю ребятам еще раз рассмотреть фотографии командиров Советской Армии на стенде.
Учитель: Внимательно посмотрите есть в их обмундировании что-то похожее? Ответы учащихся.
Это называется «планшет». Но совсем не электронный. Хотя называются они одинаково, думаю, не случайно. И в том и в другом хранится информация. Это офицерская полевая сумка.
( карточка: планшет- офицерская полевая сумка).
В военных полевых условиях планшет был для командира сейфом для документов и письменным столом. Но он же делал офицера приметной мишенью для противника... Он был чуть ли не главным хранителем тайных военных планов и ценным трофеем ( военной добычей). Планшеты стали частью снаряжения командиров Красной армии с января 1932 года.
Конкретно этот планшет подарен нашему школьному музею
Сарычевой С.С.(учителем русского языка нашей школы). Об этом есть запись в нашей инвентарной книге. Он долго хранился в ее семье, остался от отца, прошедшего всю Великую Отечественную войну. В нем хранились карты, разные документы, карандаш, компас.
Сегодня отыскать планшет с подлинными картами и документами военной эпохи - это один шанс на миллион. Так уж было заведено, что содержимое планшета при первой же опасности старательно уничтожалось.
Планшет и портупея- узкие ремни, которые перекидывались через плечо
( портупея-новое слово на карточке) выдавали статус (или положение) военного издалека - сразу было понятно, что из командного состава. Солдаты планшеты не носили, им не положено иметь при себе карты, а для документов хватало нагрудного кармана гимнастерки. Да и не на коленке же командиру подписывать приказы в полевых условиях - подкладывали плоскую полевую сумку. Правда, многие офицеры во время войны их надевали только тогда, когда шли на доклад к начальству. Сумка - слишком приметная деталь, а фашисты отлично разбирались в снаряжении советской армии и старались бить по командирам.
Данные о количестве произведенных планшетов засекречивали - ведь по ним можно было просчитать численность командного состава армии. Заказы на полевые сумки размещались на кожевенных заводах, изделия хранились на складах и выдавались по мере надобности.
Давайте рассмотрим : в нем есть отделения для карт, кармашки для карандашей, циркуля, компаса и т. д.
Кстати, у гражданского человека с военным планшетом на плече могли возникнуть крупные неприятности - первый же патруль потребовал бы ответа: откуда взял?
Зато с окончанием войны планшеты стали ценными трофеями для детей: в школу ходили с простенькими котомками (самодельными сумочками), а если кому-то доставался от отца планшет - зависти не было предела.
Закрепление нового материала может проводиться в форме теста:
(Выбрать правильный ответ из предложенных )
1.Предметы в музее называются:
а) поделка
б) экспонат
в) экземпляр
2.Экспонатом музея могут стать :
а) обычные вещи, купленные в современном магазине
б) найденные археологами
в) вещи с интересной историей
3.Планы боевых операций во время войны разрабатывали:
а) солдаты
б) студенты
в) командиры
4.Планшет командира это:
а) офицерская полевая сумка
б) авоська
в) потфель
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА:
ученикам предлагается выполнить самостоятельно на самоподготовке:
1) нарисовать любой экспонат из школьного музея .
2) Описать музейный предмет по следующей схеме:
название – назначение – материал из которого изготовлен –откуда попал в музей - связь с историческими событиями и лицами – степень сохранности.
3) У современных военных планшеты несколько изменились. Стали больше по размеру, например. Как вы думаете: почему? Что вы положили бы в планшет современному офицеру?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/ap.nsportal.ru/files/pictures/2015/12/27/picture-76779-1451218440.png)
Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде
Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/18/picture-324607-1395099504.jpg)
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов
Методическая разработка урока французского языка в 9 классе с мспользованием ИКТ. Тема: Музеи. Живопись. Тема урока: Тульский художественный музей. Творчество художников – импрессионистов...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/18/picture-596064-1424282455.jpg)
методическая разработка на фестиваль "Времен связующая нить:урок в школьном музее" 2014
Методическая разработка межпредметного урока с испльзованием экспонатов музея "Отечественной войны 1812 года" на конкурс-фестиваль "Времен связующая нать:урок в школьном музее"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/28/picture-794390-1475084283.jpg)
Разработка конкурсного урока: "Времен связывающая нить :урок в школьном музее. Обобщающий урок по Великой Отечественной войне.
Конкурсная работа по Великой Отечественной войне: "Времен связывающая нить: урок в школьном музее". Урок проходит на базе школьного музея "Отечество" (музей Великой Отечественной войны) в форме брейн-...
"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.
Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению....
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/02/picture-1291097-1683046710.jpg)
Методическая разработка урока на тему "Музей Шерлока Холмса"
Урок посвящён музею Шерлока Холмса в Лондоне. Занятие расчитано на учеников средней школы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/16/picture-798299-1466102381.jpg)
Методическая разработка урока «Уголок культуры. Музей Мадам Тюссо» 10класс
Целевое назначение – применение предметных знаний, умений, навыков для решения учебных задач повышенной сложности – написания короткой статьи о достопримечательности в твоей стране....