"Да будет светлой наша память". Методическая разработка экскурсии по школьному музею.
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Данный материал можно использовать на занятиях по краеведению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_da_budet_svetloy_nasha_pamyat.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
Да будет светлой наша память
экскурсия
Разработала:
учитель истории
МАОУ «СОШ № 16»
Светикова Валентина Ивановна
Губкин, 2017
Тема экскурсии: События на Курской дуге лета 1943года
(к 74-й годовщине победы советских войск в Курской битве).
Цель: формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества, приобщение их к духовным ценностям народа.
Задачи:
- воспитание у учащихся интереса к истории Отечества;
- активация творческого потенциала молодёжи в интересах патриотического воспитания;
- активизация деятельности учащихся в школьном музее.
Объект экскурсии: школьный музей, экспозиция и экспонаты, посвященные
Курской битве
Продолжительность экскурсии: 30 мин.
Маршрут экскурсии: зал школьного музея
Состав экскурсантов: учащиеся 5 классов
Ход мероприятия.
Экскурсовод 1: Уж много лет минуло с той войны,
Я обращаюсь к людям на планете:
Не забывайте вы о той войне
И о героях помните навеки!
Экскурсовод 2: Здравствуйте! Мы представляем экскурсию «Да будет светлой наша память». 12 июля 2017 года наша страна будет отмечать знаменательную дату – 74-летие Курской битвы.
Курская битва (5 июля 1943 — 23 августа 1943), также известна как битва на Огненной дуге, является одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны. Курская битва продолжалась 50 дней. В советской и российской историографии принято разделять сражение на три части:
- Курскую - оборонительную операцию (5—23 июля);
- Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3—23 августа) наступательные.
Экскурсовод 1: Германское командование приняло решение провести крупную стратегическую операцию на курском выступе летом 1943 г. (показ на карте «Курская битва») Планировалось нанести сходящиеся удары из районов городов Орёл (с севера) и Белгород (с юга). Ударные группы должны были соединиться в районе Курска, окружив войска Центрального и Воронежского фронтов Красной армии. Операция получила условное название «Цитадель».
Экскурсовод 2: Операция «Цитадель» — генеральное наступление Германской армии на Восточном фронте в 1943 г. — имела целью окружение войск Центрального (К. К. Рокоссовский) и Воронежского (Н. Ф. Ватутин) фронтов в районе города Курск путём встречных ударов с севера и юга под основание курского выступа, а также разгром советских оперативных и стратегических резервов восточнее основного направления главного удара.
Фельдмаршал Эрих фон Манштейн, разрабатывавший операцию «Цитадель» и проводивший её, впоследствии писал: «Она была последней попыткой сохранить нашу инициативу на Востоке. С её неудачей, равнозначной провалу, инициатива окончательно перешла к советской стороне. Поэтому операция «Цитадель» является решающим, поворотным пунктом в войне на Восточном фронте».
Экскурсовод 1: Советское командование приняло решение обескровить немецкие войска мощной обороной, а затем перейти в контрнаступление. Владея стратегической инициативой, советская сторона преднамеренно начинала боевые действия не наступлением, а обороной. Развитие событий показало, что этот замысел был правильным.
В сражении задействовано с обеих сторон:
-4 млн. человек;
-13 тыс. танков;
-69 тыс. орудий и миномётов;
-12 тыс. самолётов.
Экскурсовод 2: 12 июля советские войска, измотав противника, перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение второй мировой войны (до 1,2 тыс. танков и самоходных орудий с обеих сторон). Над полем боя шли ожесточенные бои. «Более 1200 танков и самоходных орудий, - пишет американский историк М.Кейндин, - смешались в гигантском водовороте, окутанном пеленой дыма и пыли, озаренном вспышками танковых орудий… Атака Т-34 была проведена столь стремительно, что тщательно разработанные немецкие планы сражения оказались сорванными, и немцы так и не получили возможность наладить управление своими частями и подразделениями и дать бой по всем правилам». К исходу дня сражение под Прохоровкой закончилось поражением главной группировки противника, который потерял 400 танков, 300 автомашин, свыше 3,5 тысяч солдат и офицеров. 12 июля стало днем крушения немецкого наступления на Курск с юга. Попытки немецких войск продолжить наступление носили локальный характер, их наступательный порыв иссяк. 19 июля командование вермахта пришло к выводу, что операция «Цитадель» потерпела крах. В журнале военных действий верховного командования вермахта в этот день была сделана запись: «Из-за сильного наступления противника дальнейшее продолжение «Цитадели» не представляется возможным».
Экскурсовод 1: В великом историческом сраженьи
Сломался график Гота: "Обоянь",
Запомнило арийцев поколенье
Цену той драки в огненную рань!
И бой продолжается в грохоте ада
Померкло июльское солнце с зарею,
Лавиною двинулась танков армада
Навстречу друг другу, тараня бронею!
Взлетали от взрывов в горячее небо,
Тяжелые башни, лафеты и доты…
Экскурсовод 2: В нашем музее есть исторические «свидетели», найденные на местах боев: солдатская каска, осколки снарядов, «рубашка» от гранаты-лимонки, чайник из военного госпиталя нашего поселка, гармошка, которая прошла со своим владельцем Ушаковым Н.Ф. курскую битву и дошла до Берлина.
Экскурсовод 1: Гордость нашего музея – полотно «Прохоровское поле» губкинского художника Анатолия Савенкова, подаренное школе в начале 90-х годов (когда в школе работала учителем начальных классов его дочь, Масленникова Е.А.).
Экскурсовод 2: Сошлись в бою стальные две лавины,
Сплелись в один отчаянный клубок,
От "Тигров" там осталась половина,
Ломали их как спичек коробок.
В зияющих пробоинах, без башни,
Пылали сотни танков среди ржи,
И рев машин, и стоны в рукопашных,
Гранаты, автоматы, штык-ножи.
Там месиво огня и тел с металлом,
Сносило в миг тяжелую броню,
И смерть вокруг стервятником летала,
Сметая сотни жизней на корню.
Экскурсовод 1: Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддерживаемые с воздуха ударами сил 2-й и 17-й воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, к 5 августа освободили Орёл, Белгород и 23 августа Харьков, а также отбросили противника на запад на 140 - 150 км.
5 августа 1943 г. в Москве был дан первый за всю войну победный салют — в честь освобождения Орла и Белгорода ( 12 залпов из 120 орудий).
Общие потери вермахта составили:
более 500 тыс. солдат и офицеров;
свыше 1,5 тыс. танков и штурмовых орудий;
3 тыс. орудий и минометов;
более 3,7 тыс. самолетов.
Экскурсовод 2: Кстати, вместе с советскими летчиками в боях на Курской дуге самоотверженно сражались летчики французской эскадрильи «Нормандия», которые в воздушных боях сбили 33 немецких самолета.
Но выстояли страшный смерч ребята!
В нём "Мертвая" свалилась голова!
И память этой битвы в людях свята!
И Слава будет в правнуках жива...
Алла Войнаровская
Экскурсовод 1: Историческое значение Курской битвы:
-провалилась попытка врага вернуть потерянную стратегическую инициативу и взять реванш за Сталинград;
-триумф советского военного искусства;
-значительно повысила роль и международный авторитет Советского Союза;
-поражение под Курском и результаты битвы оказали глубокое воздействие на немецкий народ, подорвали моральный дух германских войск, веру в победоносный исход войны.
Экскурсовод 2: Высоко оценивая роль и значение Курской битвы, мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками городов Белгород, Курск и Орел в борьбе за свободу и независимость Отечества, Указами Президента РФ от 27 апреля 2007 года эти города были удостоены почетного звания «Город воинской славы».
«Пантеры» и «тигры» кострами пылали
Вошла ты в историю факелом ярким,
Как песня, как гимн, как победный набат.
Здесь летом июльским в боях было жарко,
Здесь насмерть стоял наш советский солдат.
От взрывов земля под ногами ходила,
От грохота уши солдатские глохли…
Трава от ожогов пощады просила,
А пушки стреляли, в их глотках не сохло.
Гремели оркестром «Катюши» над полем,
«Пантеры» и «Тигры» кострами пылали,
И падали бомбы с неистовым воем,
И пули над ухом, как пчелы, жужжали.
А люди стояли, не ведая страха.
Экскурсовод 1: Мы, родившиеся после войны, благодарны тем, кто отдал свои жизни, своё здоровье за светлое завтра, за наше счастливое настоящее и будущее!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Да будет светлой наша память
Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого 71-ой годовщине битвы под Москвой. Приложения:презентация;открытка....
Методическая разработка "Экскурсии по городу Санкт-Петербург на английском языке. Школьный музей, район Лесное, центр города".
Серия экскурсий на английском языке по микрорайону Лесное....
Внеклассное мероприятие "Да будет светлой наша память"
Мероприятие позволяет воспитать всесторонне развитую личность, воспитание патриотизма, уважение к людям защищавших нашу Родину, знакомство с героическим прошлым своего народа....
Методическая разработка: Урок в школьном музее :" Вещи войны.Офицерский планшет"
Формирование представления об элементах обмундирования командира Красой Армии у детей на примере экспонатов школьного музея....
«В память о делах твоих, пилот! К 80-летию перелета В. П. Чкалова из СССР в Америку через Северный полюс» Методическая разработка экскурсии по постоянной экспозиции музея, посвященной В.П. Чкалову
Валерий Чкалов - легендарный советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс. Цель нашей экскурсии –повысить интерес к подвигу л...
Проектная деятельность. Экскурсия по школьному музею. Текст экскурсии по теме: "Строительство крепости на острове Котлин"
Проект написан ученицей 9-м класса Харартия Дианой под руководством педагога ГБОУ СОШ №422 по программе "Кронштадт - город воинской славы". Сбор материала о строительстве крепости на острове...
Виртуальная экскурсия по школьному музею "Память в сердце"
Цель: содействие формированию интереса к отечественной истории и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений, развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской раб...