Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы.
статья
При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. В образовании таких детей в значительной степени оказывает влияние среда.
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchaya_sreda_kak_obyazatelnoe_uslovie_realizatsii_obrazovatelnoy_programmy.docx | 24.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы.
При обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует учитывать, что они могут воспринимать и помнить окружающий мир, однако не в состоянии делать это теми способами, которыми пользуются их сверстники с нормальным развитием. В образовании таких детей в значительной степени оказывает влияние среда.
Вопрос создания предметно-пространственной развивающей среды на сегодняшний день стоит особо актуально.
Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Коррекционно-развивающая среда в специальных коррекционных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.
На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Анализ состояния инфраструктуры ОУ, возможностей материально-технической базы и ее совершенствования - одно из важнейших условий обеспечения реализации требования ФГОС.
Система образования в школах для детей с ОВЗ основана на личностно-ориентированной модели обучения. На данном этапе это по-настоящему эффективная система, отвечающая проблемам современного школьника, которая сможет обеспечить учебную деятельность каждому ребенку, позволив ему наиболее полно реализовать собственные возможности.
В центре развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение должно помочь развить самобытность, уникальность и индивидуальность каждой личности. Сразу же хочется обратить внимание на деление пространства на три зоны:
-зона для спокойной деятельности
-зона для активной деятельности
-учебная зона.
Здесь есть возможность свободного выбора учащимся той или иной зоны в зависимости он состояния, настроения или же образовательной необходимости. Все части пространства обладают возможностью изменяться по объему, имеют подвижные, трансформируемые границы, что позволяет детям и учителям строить и менять развивающую среду, трансформируя ее в соответствии с видами детской деятельности, ее содержанием и перспективами развития. Бездеятельность, отсутствие возможности чем-то заняться ведет к депривации личности, ограниченности ее возможностей, чего необходимо избегать, организуя богатую среду для занятий по интересам.
Классификация материалов и оборудования по типам для каждого вида деятельности представляет собой следующее:
- Игровая зона: для сюжетной игры (предметы оперирования, игрушки-персонажи, маркеры игрового пространства); для игры с правилами (на физическое развитие, на удачу, на умственное развитие).
- Продуктивная зона: оборудование для изобразительной деятельности и конструирования и оборудованием общего назначения.
- Познавательно-исследовательская зона: объекты для исследования в реальном действии, образно-символический материал.
- Двигательная зона: оборудование для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений.
Каждая зона располагает детей к нескольким видам деятельности (продуктивная тяготеет к рабочей зоне и к зоне активной деятельности; чтение и рассматривание книг к спокойной и рабочей зоне; игра - все зоны; познавательно-исследовательская - все зоны).
Среда должна быть организована так, чтобы она побуждала детей взаимодействовать с её различными элементами, повышая тем самым функциональную активность ребенка. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющиеся впечатления.
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем мире, экологических представлений, знакомству с разными «языками» (музыки, движений, красок и т. п.)
Необходимо отметить требования к предметно – пространственной среде, способствующей гармоничному развитию детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов обучающей деятельности;
- предметы, объекты окружающего мира должны стимулировать игровую, двигательную, познавательную и другую активность детей;
- гибкость игрового пространства;
- полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов - заместителей);
- вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала;
- доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.
Для достижения эффекта в работе с детьми следует опираться на внутреннюю активность ребенка, интересы детей, стремление к познанию нового, желание постоянного праздника, на подражание как врожденного механизма развития и на желание быть единственным и неповторимым.
Мощный обогащающий фактор детского развития, - социокультурное окружение и предметная среда. Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений, содержания семейных досугов.
Важнейшим механизмом полноценного развития личности, начиная с раннего детства, является деятельность ребенка, ее разнообразные виды: игра, общение, труд, конструирование, учебная, художественная, двигательная и др. На разных этапах воспитания те или иные виды деятельности выступают в качестве ведущих. Общеизвестно, что беспредметной деятельности не существует, и что предмет может быть реальным или умозрительным, именно это должно обязательно учитываться при организации пространства. Для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми.
Предметная среда, отвечая закономерностям развития деятельности и педагогическим задачам воспитания детей различных возрастов, в диапазоне от рождения представляет собой систему предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями и оборудованием, материалами для организации процесса обучения и самостоятельной творческой деятельности детей. Комплексное научно обоснованное проектирование, наличие образовательного стандарта, обеспечит необходимые условия для обогащения всех сторон развития ребенка и образовательного процесса, обеспечивающего это развитие.
Таким образом, организация предметно - пространственной среды в обучении детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационно-образовательной среды лицея как условие реализации ФГОС второго поколения
Кургузов В.А., к.г.н., заместитель директора по ИКТМОБУ «Лицей №1» г. Оренбурга Переход на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения предполагает создани...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Современная электронная образовательная среда школы как условие оптимизации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ООО
Одной из особенностей ФГОС второго поколения является их деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления ре...
Статья на тему: «Развивающая среда как обязательное условие реализации образовательной программы».
Статья посвящена значению, созданию и оснащению грамотно организованной развивающей среды в классе, которая помогает раскрытию потенциальных возможностей личности учащегося, содействует его развитию в...
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОБУЧАЮЩИМСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря обществе...
Дистанционный курс повышения квалификации для педагогов «Технология формирования информационно-образовательной среды педагога в условиях реализации ФГОС»
Программа:Повышение квалификации Форма обучения: Заочная (дистанционная) Трудоемкость: 72 часа Срок обучения: от 14 дней Документ: Удостоверение о повышен...
Особенности образовательной среды школы в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Особенности образовательной среды школы, содействуют формированию в ней социально-значимых умений детей. Под образовательной средой мы представляем сумму социально-значимых отношений, воздействий, вза...