звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
· Формировать дифференцированное произношение звуков [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’];
· развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;
· развивать зрительно-пространственные функции;
· формировать операцию контроля;
Образовательные
· уточнять словарный запас;
· учить пониманию определений: согласный звук, глухой / звонкий звук;
· обучать последовательность и логичности речевого высказывания;
Воспитательные
· развивать умение работать в группе;
· воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
учить соблюдать речевой этикет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v-f.docx | 130.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование умения различать близкие по акустико-артикуляционным признакам звонкие и глухие согласные звуки [В-Ф] и [В’-Ф’] в слогах и в словах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Формировать дифференцированное произношение звуков [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’];
- развивать фонематическое восприятие, навык звукового анализа, слухоречевую память, зрительное восприятие;
- развивать зрительно-пространственные функции;
- формировать операцию контроля;
Образовательные
- уточнять словарный запас;
- учить пониманию определений: согласный звук, глухой / звонкий звук;
- обучать последовательность и логичности речевого высказывания;
Воспитательные
- развивать умение работать в группе;
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
- учить соблюдать речевой этикет;
Здоровьесберегающие
- чередовать статические и динамические упражнения;
- отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей и их утомляемости.
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, папки для занятий, сундук с сокровищами.
Продолжительность группового занятия: 40 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)
Деятельность логопеда
Деятельность детей
Какие задачи решались в ходе выполнения задания
- ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
- Организационный момент
(1-1,5 минуты)
Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Инструкция: Сегодня мы с вами отправимся в интересное путешествие по морю знаний к острову сокровищ. На пути нам встретится много препятствий, которые мы обязательно преодолеем. А поплывем мы на корабле звуков и букв. (на доску вывешивается картинка, на которой изображен корабль)
Дети заходят в кабинет, садятся за парты.
Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Повторение пройденного (1 минута)
(Слайд 1)
Инструкция: Вот и приплыли мы к острову. А называется он «Давайте вспомним». Ребята, давайте вспомним, что вы проходили на прошлом занятии?
Ответы детей:
Буквы В и Ф
Актуализация полученного материала
- Характеристика звуков.
(3 минуты)
(Слайд 2)
Инструкция: поговорим подробнее о буквах В и Ф.
- какие эти буквы, гласные или согласные?
Определите, ест ли преграда?
- произнесите звук [B]
Определите, ест ли преграда?
- произнесите звук [Ф]
- Какие звуки имеет буква В?
Проверим, работает ли горлышко (голосовые связки).
- горлышко работает, значит звук…
- какие звуки имеет буква Ф?
Проверим, работает ли горлышко.
- произносим звук [Ф]
(Контроль – ладонь на горле)
Ответы детей:
-согласные, потому что когда произносим звуки [В] и [Ф] воздушная струя встречает преграду. Преграда этих звуков-зубы.
- буква В имеет два звука: твердый [B] и мягкий -[B’]
- звонкий
- [Ф]- твердый и [Ф’]- мягкий.
- горлышко не работает, значит, этот звук глухой
Учит давать определение, аргументировать свой ответ, четко отвечать на поставленный вопрос
- Упражнение «Ножки-ладошки»
(3,5 минуты)
Инструкция: Хлопните в ладоши, если услышите звук [B], а когда услышите звук [Ф] – топните.
- а почему на звук [B] мы хлопаем, а на [Ф] топаем?
- итак, слушаем внимательно: г, д, в, ж, ф…бы, вы, аф, ка, во…
Валенки, лейка, фрукты, Африка, лаваш…
А теперь задание усложняется? Мы будем различать мягкие звуки [B’]и [Ф’](раздаются зеленый колокольчик и подушечка)
-что обозначает зеленый колокольчик?
- что обозначаем зеленой подушечкой?
Когда услышите звук [B’] – поднимаете колокольчик, а когда [Ф’] подушечку.
- приготовились и слушаем внимательно.
Фё, ви, вя, явь, опа, вю, фю…
Филин, веник, фикус, вяжет….
- когда мы хлопаем в ладоши звук звонкий, а когда топаем - звук глухой.
Выполнение упражнения детьми.
-звук звонкий и мягкий [В’]
- мягкий глухой звук.[Ф’]
Развивать фонематическое восприятие
- Упражнение «Буква потерялась»
Слайд 3
(5 минут)
Инструкция: Чтобы пройти дальше по острову в поисках сокровищ, вам необходимо разложить картинки в 4 сундука. В первый сундук картинки со звуком [В], во второй – с [B’], в третий с [Ф] и в последний с [Ф’]. Вы по очереди выходите к доске «пират» дает вам картинку, вы называете какой здесь звук и кладете в нужный сундук.
Картинки: вагон, телефон, слива, фонарь, ваза, свитер, фиалка, вилка, пуфик
Ответы детей: В слове вагон, звук [B] стоит в начале слова, он согласный, звонкий, так как когда произносим звук горлышко работает, твердый. Вагон кладем в первый сундук.
Аналогично разбирается каждая картинка
Развитие фонематического восприятия, навыка звукового анализа. Развивается последовательность и логичность, навык полного ответа на поставленный вопрос.
- Динамическая пауза
(2 минуты)
Чтоб головка не болела,
Ей вращаем вправо-влево
А теперь руками крутим —
И для них разминка будет. Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаём руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке
Дети выполняют движения
Вращение головой.
Вращение прямых рук вперёд и назад.
Потягивания — руки вверх и в стороны. Повороты туловища влево и вправо.
Наклоны вперёд.
Дети садятся.
Учить развивать моторную координацию, развивать понятия «право» -«лево»
- Упражнение «Казаки - разбойники»
(5 минут)
Инструкция: Аборигены вам приготовили подсказку. - А кто такие аборигены?
Итак, аборигены вам развесили стрелочки подсказки, двигаясь от стрелочки к стрелочки, вы окажетесь ближе на пути к сокровищам. На стрелочках написаны слова, в которых пропущена буква В или Ф. Вам нужно вставить в слово карточку с правильной буквой и двигаться к следующей стрелочке.
Слова: фонтан, верба, фазан, пуфик, коврик, шарфик, фартук, овощи, вафли.
Ответы детей. Местный житель, который обитает на острове с самого рождения.
Слово фонтан, вставляем букву Ф.
Аналогично с каждой стрелочкой
Развивать звуковой анализ, зрительно-пространственные функции.
- Упражнение «Звуковые домики»
(5 минуты)
- А чего особенного было в последнем слове?
Инструкция: Сейчас мы будем чертить звуковую схему этого слова.
- сколько букв в этом слове?
- а звуков?
(один ребенок выходит к доске и чертит 5 клеточек)
- какой первый звук в этом слове? Дайте его характеристику.
- каким цветом обозначается твердый звук?
(Аналогично разбираются все звуки в этом слове и учащиеся по очереди «селят» звук в домик. Выходят к доске и раскрашивают клеточку соответствующим цветом)
В нем было две буквы В и Ф.
Пять
Звук [В] согласный, звонкий, твердый.
Синим.
[А]- гласный, ударный, раскрашиваем красным цветом.
[Ф] – согласный, глухой, твердый, раскрашиваем синим цветом.
[Л’] – согласный, сонорный, мягкий, раскрашиваем зеленым цветом.
[И]- гласная, безударная, раскрашиваем красным цветом.
Развивать навык звукового анализа
- Упражнение «Кто внимательнее»
Слайд 4
(5 минут)
Инструкция: Посмотрите ребята, к нам пришел Торопыжка. Он всегда быстро пишет и делает много ошибок. Торопыжка просит вас проверить, все ли он написал правильно. Возьмите красный карандаш и исправьте ошибки, если они есть.
Раздаются листочки с заданием, дети его выполняют самостоятельно, после все вмести проверяют задание.
Словосочетания: новые туфли, фафельный торт, красифый влажок, дыряфый кафтан, фкусная ворель, фиолетовый свитер, фарфоровая фазочка, родникофая вода.
Ответы детей: Вместо фафельный надо писать вафельный, меняем первую букву Ф, на В. Получится вафельный торт.
(аналогично каждое словосочетание)
Развитие функции контроля.
- Упражнение
«Закончи предложение»
Слайд 5
(7 минут)
Инструкция: Сейчас мы будем читать предложение, и вставлять подходящее слово.
(на слайде незаконченное предложение и две картинки «сова» и «софа»)
В лесу мы видели…
- сколько слов в этом предложении?
- какое первое? (второе, третье…)
-Чертим схему этого предложения. Не забудьте отметить маленькое слово и в конце предложения поставить…
В маленьком слове есть изучаемый звук?
А в каком еще слове есть изучаемый звук?
Далее заданием выполняется аналогично.
Предложения:
Сова, софа.
В лесу мы видели…
Маму купила новую…
Вата, фата.
Ваня купил в аптеке…
Невеста купила красивую…
Влага, флаги.
На домах повесили…
Весной на полях много…
Ответ детей:
Сову.
Пять
В
Точку
Ребенок выходит к доске и чертит схему:
В __ __ ___ _в_ .
Да, звук [В]
В слове «сова», звук [В] стоит в середине слова.
Дети отмечают звуки на схеме предложения.
Развивать логическое мышление.
Учить согласовывать слова в предложении.
III. ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ
- Итог занятия.
Слайд 6
(2 минуты)
Вот мы и добрались до сундука с сокровищами. (Логопед показывает сундук и достает «сокровища из сундука. Раздает детям наклейки).Вспомним, какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки [B]-[Ф], [B’]-[Ф’] Вы очень хорошо справились с заданиями. Что особенно понравилось или запомнилось вам? Спасибо вам за интересное и увлекательное путешествие. Молодцы, ребята!
Ответы детей: Мы учились различать звуки [B]-[Ф] и [B’]-[Ф’].
[B] – согласный, звонкий, твердый
[Ф] – согласный, глухой твердый.
[B’] – согласный звонкий, мягкий.
[Ф’] – согласный, глухой, мягкий.
Поддерживающая оценка работы каждого ребенка на занятии. Развитие памяти, словесно-логического мышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Автоматизация звука Ш в открытых слогах, в начале слов.
Презентация создавалась в помощь родителям по закреплению исправленного звука Ш и автоматизации его в слогах и словах. Ребёнок чётко и правильно повторяет за взрослым представленные слоги и слова. Кар...
Автоматизация звука Ш в открытых слогах, в середине слов
В презентации используются предметные картинки для автоматизации звука Ш в открытых слогах и в середине слов. Представленные в презентации картинки способствуют активизации предметного словаря детей. ...
Открытое логопедическое занятие "Автоматизация звука «С» в слогах и в словах"
Конспект открытого логопедического занятия в классе-группе по теме "Автоматизация звука "С" в слогах и словах"...
Методическая разработка логопедического занятия. Тема. Слоги. Слоговой состав слова. Знакомство с одно-, двух-, трех- и четырехсложными словами. Соотнесение со слоговой схемой.
Закрепление нового материала по теме слоговой состав слова. Соотнесение со слоговой схемой....
Автоматизация навыка произношения звука [С] в составе прямого и обратного слога на уровне слов (с учетом изменения грамматических форм).
Занятие предназначено для детей 6-7 лет. Может проводиться индивидуально и с подгруппой детей....
Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка». ...
Дифференциация звуков [П] - [Б], [П\'] - [Б\'] в слогах и в словах.
Тема занятия выбрана в соответствии с тематическим планированием, с рабочей программой по логопедии. Учащиеся школы VIII вида неточно дифференцируют парные согласные, в письменных работах под диктовк...