Дифференциация звуков [П] - [Б], [П'] - [Б'] в слогах и в словах.
план-конспект урока на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_b-p.docx | 384.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация звуков [П] - [Б], [П'] - [Б'] в слогах и в словах.
Цель занятия: учить правильно произносить и дифференцировать на слух звуки [п], [б], [п'] - [б'].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формирование навыков правильного произношения звуков [п], [б] в слогах, словах, в словосочетаниях; закрепление знаний слов-терминов: звук, буква, слог, слово, знаний о алфавите.
Коррекционно-развивающие:
осуществление поиска и выделения информации детьми путём установления звуков речи на слух; переход от внешнего контроля к самоконтролю и контролю по способу действия.
Коррекционно-воспитательные:
формирование навыков речевого общения; формирование мотивации к совершенствованию навыка безошибочного письма.
Словарь:
звук [б] согласный, твёрдый, звонкий;
звук [п] согласный, твёрдый, глухой;
звук, буква, слог, слово;
азбука, пара, пашня, запор, балка.
Оборудование: логопедический сайт «Мерсибо», электронная тетрадь по русскому языку 2 класс, презентация, артикуляционные профили звуков [п], [б], опорные схемы для артикуляции и характеристики звуков [п], [б], индивидуальные зеркала, сигнальные карточки Б, П, таблица со звонкими и глухими согласными, карточки с буквами б-п, картинки, карточки с цифрами, мяч, шарики Су-джок.
Ход занятия
- Организационный момент
Психологический настрой «Цепочка дружбы»
- Здравствуйте, ребята!
- Меня зовут Татьяна Алексеевна. Я логопед. Мне сказали, что вы очень дружные, любите узнавать новое и интересное, и я попросила разрешения провести с вами занятие.
Давайте встанем в круг, настроимся на работу! Потрите ладони, почувствуйте тепло! Представьте, что между ладонями маленький шарик, покатаем его! А теперь поделимся теплом друг с другом: протяните ладони соседям! У нас получилась «цепочка дружбы». Улыбнёмся, пожелаем друг другу удачи!
Пройдите к своему месту. Садитесь.
- Артикуляционная гимнастика
- У нас с вами занятие по логопедии. Логопедические занятия проводятся для того, чтобы вы говорили громко, чётко, внятно, выразительно.
- Девиз нашего занятия:
Звуки слушаем внимательно
Произносим их старательно.
Громко, чётко говорим
И нисколько не спешим.
(хоровое проговаривание)
- Для того, чтобы красиво, правильно говорить, мы проведём гимнастику. Но гимнастику не руками, не ногами, а своими язычками. Поставьте перед собой зеркало. (Сайт «Мерсибо» https://mersibo.ru/voxflex)
Упражнения для губ:
«Улыбка», «Хоботок», «Улыбка»-«Хоботок»
Упражнения для языка:
«Лопатка», «Иголка», «Лопатка»-«Иголка».
- Молодцы, ребятки, очень постарались!
Упражнение для мелкой моторики (Су-джок)
Я мячом круги катаю, | между ладоней |
Взад-вперёд его гоняю. | смена рук |
Им поглажу я ладошку, | соответственно |
Будто я сметаю крошку. | смена рук |
И сожму его немножко, | соответственно |
Как сжимает лапу кошка. | смена рук |
Каждым пальцем мяч прижму | соответственно |
И другой рукой начну. | смена рук |
А теперь последний трюк: | переброс мяча |
Мяч летает между рук. | из руки в руку |
- Переход к новой теме
- Отгадайте загадки:
С азбукой шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка? («Золотой ключик, или приключения Буратино»)
- Что такое азбука? (так раньше называли букварь)
- Назовите первый звук в слове Буратино.
Он пел под гитару,
Тоски не тая:
«Пропала Мальвина -
Невеста моя…» (Пьеро)
- Назовите первый звук в слове Пьеро.
- Как вы думаете, какие звуки мы сегодня будем сравнивать? Тема нашего занятия «Звуки [П] – [Б], [П'] - [Б']»
- Правильно сядьте. Откройте тетради. Запишите число. Посмотрите, как это число написано на доске. Запишите тему нашего занятия. Все, что пишем – проговариваем.
- Что бы вы хотели узнать про звуки [П] и [Б]?
- Как правильно произносятся звуки П и Б. (табличка)
- Чем они похожи и чем отличаются. (таблички)
- Для чего нужно различать эти звуки? (табличка)
- Артикуляция и характеристика звуков
- Произнесите звук [П] правильно. Вот так (показ). Постройте цепочку из звуков [П] (хором).
- В каком положении находятся губы? Зубы? Язык?
- Это звук гласный или согласный? Почему?
- Это звук твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
- А теперь добавьте голос и постройте цепочку из звуков [Б]. (громко)
- В каком положении находятся губы? Зубы? Язык?
- Это звук гласный или согласный? Почему?
- Это звук твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
- Чем похожи звуки [П] и [Б]?(положение губ, зубов, языка, оба согласные, твёрдые)
- Чем они отличаются? (П – горлышко не дрожит, Б – горлышко дрожит; глухой-звонкий)
- Как вы думаете, для чего нам нужно различать эти звуки?
- Связь звука с буквой
- Что такое звук? (Это то, что мы слышим и произносим)
- Что такое буква? (Это то, что мы видим и пишем)
- Какая буква обозначает звук [П]?
- На что похожа буква П? (ответы детей)
- Напишите букву П указательным пальцем правой руки в воздухе.
- Выложите её из песка.
- Какая буква обозначает звук [Б]
- На что похожа буква Б? (ответы детей).
- Маленькая буква б похожа на белку. Назовите первый звук в слове белка.
- У белки всегда хвостик вверх и у буквы б всегда петелька вверху.
- Напишите глазами букву б.
- Выложите строчную букву б из песка.
- Пропишите в тетради буквы П и Б.
- Как называются в русском языке согласные П и Б? (парные)
- На доске буква П написана справа или слева?
- Физминутка
Буратино потянулся.
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик так и не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Развитие фонематического слуха
- Папа Карло отправил Буратино в школу. Но вместо школы Буратино попал в театр. На своём пути он встретил много приключений. Давайте поможем Буратино преодолеть все препятствия, преграды и пойти в школу учиться.
- Игра «Поймай звук»
Задание: девочкам хлопнуть, когда услышат [б] или [б'], мальчикам – когда услышат [п] или [п']:
б б' п з п' б п' р м п б'
- Дифференциация звуков в слогах
- Воспроизведение слоговых рядов (работа над интонацией, мимикой, громкостью речи) (схематическое изображение эмоциональных состояний человека):
ПО-БО-БО – удивленно
БЫ-ПЫ-ПЫ – грустно
ПА-БА-БА – радостно
- Игра: «Скажи наоборот».
па по пу пы пэ пи пе пё пю пя
ба бо бу бы бэ би бе бё бю бя
- Дифференциация звуков в словах
- Кроссворд
Вопросы:
- Кот, который притворялся слепым.
- Доктор кукольных наук.
- Главный герой сказки.
- Материал, из которого папа Карло выстругал Буратино.
- Грустный герой сказки, который сочинял стихи.
- Книга, которую папа Карло купил Буратино.
- Буратино предъявил его при входе в театр.
Ответы: Базилио, Карабас, Буратино, полено, Пьеро, азбука, билет.
- Какие из этих слов пишутся с большой буквы? Почему? (ответы детей)
- Игра «Шифровальщик»
- Зашифруйте в тетради эти слова: запишите их одной буквой. Следим за правильной посадкой! Подчеркните буквы П, Б синим цветом, если они твёрдые и зелёным цветом, если они мягкие. Образец: Базилио - Б.
Базилио, Карабас, Буратино, полено, Пьеро, азбука, билет.
Упражнение для мелкой моторики «Солнце и луна»
- Действие сказки проходило в Италии летом, было жарко, светило яркое солнышко. А в какое время суток Буратино закапывал свои деньги? Руки вытянуты: пальцы правой руки веером – солнце, второй руки сжаты в кулак – луна; затем меняем положение рук.
- Развитие чувства ритма.
- Ребята, послушайте стихотворение и добавьте в рифму недостающее слово с учетом стихотворного размера.
Не боятся дети вас,
Бородатый ... .
На стене висит картина,
На картине – … .
В Италии и Бразилии
Не верят коту ...
- Задание.
Расставить имена сказочных героев в алфавитном порядке.
(электронная тетрадь: русский язык 2 класс; задание 19)
Арлекин, Артемон, Буратино, Мальвина, Пьеро
- Задание.
- Мальвина диктовала Буратино слова. Но Буратино писал носом буковки и посадил кляксы. Непонятно, какие буквы он вставил в слова: п или б.
- Вставьте пропущенные буквы. (Работа в парах с взаимопроверкой)
лам_а, кол_аса, _аран, _исьмо, _аржа, _акет, _олка, авто_ус, о_лака
- Игра «Буква заблудилась»
- Замените звонкий [б] на глухой [п] и наоборот , глухой [п] на звонкий [б].
бочка, палка, запор, пашня, плещут, быль, спор
- Чем похожи слова? Чем они отличаются слова? (одним звуком)
- Правильно! А еще чем?
- Слова различаются смыслом. Давайте докажем это, составив словосочетания с каждым из этих слов.
- Итог урока. Рефлексия
- Какие звуки различали на занятии?
- Что общего и чем различаются эти звуки при произношении?
- Что общего и чем различаются эти буквы при письме?
- Если вам понравилось занятие, было всё понятно, поднимите картинку с весёлым Буратино; если вы встретили некоторые трудности, то поднимите картинку с грустным Буратино; если вы ничего не поняли, то поднимите картинку с Буратино со слезинками на глазах.
Литература:
- Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные: Как помочь ребёнку с нарушениями процесса письма и чтения: Пособие для учителей, логопедов и родителей. – М.:2005. – 128 с. (Методическая библиотека)
- Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А. Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе. – Калининград: Кибер Сфера, 2009
- Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Выпуск 2. Часть 2. Дифференциация звонких и глухих согласных. – М.: Книголюб, 2005
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 184 с.
- Мазанова Л.Н. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов. – М.: .: Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое занятие на тему "Дифференциация звуков [б]-[п], [б’]-[п’] в слогах, словах и предложениях"
Данное занятие на правлено на формирование умения дифференцировать звуки [б], [п] по звонкости - глухости, твёрдости - мягкости и производить звуко-буквенный разбор слова. Материал включает задания на...
Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв П – Т, п – т в слогах и словах"
Конспект логопедического занятия предназначен для 2 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната VIII вида...
Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»
Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок занятий по теме «Дифференциация парных согласных». Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...
Дифференциация звуков С и Ш на материале слогов и слов.
Конспект открытого индивидуального логопедического занятия...
Логопедическое занятие в 1 классе. "Дифференциация звуков Л-Ль, Р-Рь в слогах, словах, предложениях"
Дифференциация звуков Л-Ль,Р-Рь в слогах, словах,предложениях....
Дифференциация звуков и букв з-с в слогах, словосочетаниях, предложениях
Тип урока/занятия: комбинированныйЦель урока/занятия: Развитие навыка дифференциации сходных по произношению букв и звуков з-с.Задачи урока/занятия:Формировать умения диф...
Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв в-ф в слогах, словах, предложениях"
Данное занятие расчитано на обучающихся 1 класса, обучающихся по АООП НОО ЗПР....