Формирование коммуникативных умений и навыков, по средствам внедрения в работу метода сказкотерапии
статья на тему

Макеева Валентина Михайловна

Статья посвящена одниму из эффективных, универсальных методов развития и коррекции коммуникативных умений- сказкотерапии, которая относится к здоровьесберегающим технологиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.49 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативных умений и навыков, по средствам внедрения в работу метода сказкотерапии

        Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности детей с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении.  Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью — достаточно неоднородная группа, которая отличается между собой не только уровнем интеллектуального развития, но и способностью и возможностями организовывать общение с другими. Многие дети этой группы используют вспомогательные способы коммуникации, которые часто выступают в качестве значительно более эффективного средства их общения с другими, чем разговорная речь. Поскольку достаточно часто из-за определенных нарушений центральной нервной системы они не могут научиться использовать разговорную речь, при этом понимают речь через жесты, мимику, контакт глазами и тому подобное, использование в процессе коррекционно-развивающей работы невербальных средств общения может быть достаточно эффективным средством налаживания их контактов с окружающими людьми. Другими словами, использование в процессе общения невербальных средств позволит ребенку проявить себя как личность, которая может адекватно реагировать на внешние социальные влияния, которые в большинстве случаев проявляются во время общения.    

 В результате формирования умения выражать свои желания и стремления они не исключаются из социума, не отторгаются им, а наоборот входят в него как субъекты. Особенностью детей с умеренной и тяжелой формой умственной отсталости является то, что больше 40 % из них не имеют навыков разговорной речи или во время общения используют свое собственную «речь», которая часто является непонятной для окружающих. Словарный запас большинства тех из них, которые владеют разговорной речью, не превышает 300–400 слов, чего явно недостаточно для полноценного общения. Таким образом, вербальное общение часто не может выступать в качестве ведущего в социальной коммуникации данной категории детей. Поэтому достаточно остро стоит вопрос о необходимости использования таких средств общения, которые были бы доступными для них и понятными для их окружения. Во время выбора системы коммуникации необходимо учитывать степень развития подвижности рук ребенка, готовность использовать знаковой системы и распространенность того или другого языка жестов в обществе. Цель занятий заключается в том, чтобы дать ему такой язык, с помощью которого он сможет контактировать с окружающими и поймет, что общение — это способ достичь удовлетворения своих потребностей. Сейчас в широко применяются методики, так называемой, поддерживающей коммуникации. Решающим фактором их использования является осознание того, что возможности в общении данного человека на данный момент невозможно удовлетворить. Поддерживающая коммуникация направлена на расширение коммуникативных возможностей человека в его повседневной жизни. Средства поддерживающей коммуникации достаточно разнообразны. Во время организации учебы педагог индивидуально подходит к каждому ребенку с учетом структуры имеющегося у него отклонения. Выбор средств поддерживающей коммуникации должен базироваться на основе тщательного анализа его возможностей с целью следующего овладения им словесной речью. При этом также нужно иметь в виду, что альтернативные средства общения не могут полностью и адекватно заменить для большинства детей с интеллектуальными нарушениями разговорную речь. В целом, большая часть детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют возможность овладеть речевой коммуникацией, которая является значительно более эффективной для личностного развития таких субъектов, проведения с ними коррекционной, развивающей, учебной, воспитательной работы и в конечном результате для их адаптации в социальной среде. Многие авторы отмечают, что овладение элементарными способами коммуникации у детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью происходит в более поздние сроки, чем у нормально развивающихся детей, а в отдельных случаях без специального обучения не происходит вообще. Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, как правило, не игнорируют контактов, но самостоятельно предъявлять те или иные способы коммуникации не могут. У них отсутствует самостоятельная инициатива к общению, не проявляется интерес к общению или ограничивается круг контактов только с хорошо знакомыми людьми. При общении дети могут вести себя неадекватно: бросают игрушки, стремятся на руки к взрослому, не реагируют на предлагаемые предметы, обращения, действия. Все вышеперечисленное говорит о необходимости включения детей в более широкую систему коммуникативных связей. Работа по формированию коммуникативных умений должна включаться во все виды деятельности: самообслуживание, игру, обучение.

Коммуникация - это ключевой компонент и механизм полноценной социокультурной жизни, социального взаимодействия, информационных обменов между людьми. Коммуникативные барьеры, характерные для детей с ограниченными возможностями здоровья, являются следствием физических ограничений, эмоциональной защитной самоизоляции, выпадения из трудового коллектива, дефицита необходимой информации и мешают их доступу к социально значимой информации, ограничивая поле их личностной самореализации и социализации. Поэтому закономерно, что восстановление нормальных для возраста и социального статуса коммуникаций является одной из наиболее актуальных задач. Проблемой развития коммуникативных умений занимались многие выдающиеся отечественные и зарубежные ученные. Среди них А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.В. Сильвестру, М.И. Запорожец, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин.                                                     Проблемами формирования навыков общения и коммуникативных барьеров у умственно отсталых детей занимались такие отечественные авторы, как Л.С. Выготский, С.Д. Забрамная, А.Р. Маллер, Л.М. Шипицина. Среди зарубежных авторов можно выделить У. Кристен, Л. Нюканен, Х. Рюкле.

        Одним из эффективных, универсальных методов развития и коррекции коммуникативных умений является сказкотерапия, которая относится к здоровьесберегающим технологиям (а именно коррекционным технологиям: арт-терапии, сказкотерапии, пескотерапия, технология воздействия цветом, психогимнастика). Основная цель которых состоит в гармонизации развития личности через развитие коммуникативных навыков, способностей самовыражения и самопознания.В науке существуют различные концепции сказкотерапии, разработанные зарубежными (Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, Э. Фромм и др.) и российскими (И.В. Вачков, А.В. Гнездилов, Т.Д.  Зинкевич-Евстигнеева,  М.Б. Кисилева и др.) учёными. Сказкотерапию можно считать стилем взаимодействия педагога и детей, позволяющим детям заинтересоваться и непринужденно вступить в рабочий процесс. Использование данного артметода позволяет создать ситуацию общения и повысить познавательный интерес детей, как к педагогу, так и к учебному материалу, даже в самой сложной эмоциональной ситуации.                                                                                                                       Сказкотерапия - означает «лечение сказкой».  Как пишет Вачков И.В., сказку используют и врачи, и психологи, и педагоги, и каждый специалист находит в сказке тот ресурс, который помогает ему решать его профессиональные задачи. Сказкотерапия – это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные и зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э.Берн, Э.Гарднер, Вачков И.В., М. Осорина, Е.Лисина, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие.                                                                                                                        Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей.  Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения. Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. Сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Основной целью сказкотерапии является:

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Сказка для детей - это чудесное перевоплощение в другой образ, снятие зажимов и комплексов, развитие креативных способностей, знакомство с историей, бытом, культурой народов мира, соприкосновение с театральным искусством. Детям предлагается представить чудесную сказочную ситуацию, вообразить действия героев сказки, передать их характер и настроение походкой, жестами, голосом. Возможны следующие формы драматизации на занятиях сказкотерапии: пальчиковый театр, театр на ладошке, кукольный театр  костюмированные представления по известным сказкам, музыкальные инсценировки, театр на столе. С помощью сказкотерапии улучшаются мелкая и общая моторика, фон настроения, навыки самообслуживания, рисования лепки, письма.

Таким образом, если в образовательный процесс включить системное использование здоровьесберегающих технологий (коррекционные технологии: арт-терапия, сказкотерапия, пескотерапия, психогимнастика и т. д, то воспитанники с ОВЗ достигнут тех уровней развития коммуникативных навыков которые требует ФГОС.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т.к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия.

арттерапия (исцеление искусством) одной из форм которого является сказкотерапия.        

Сказкотерапию можно назвать "детским" методом только потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.                                                                

Список литературы:

1.   Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. – М.: Ось- 89, 2007. -144 с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии . – СПб.: Речь, 2010. – 176 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. – СПб.: Речь, 2011. – 168 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

5. Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с.

6. Методика применения сказкотерапии [Электронный ресурс] //

Режим доступа: http://www.familypsychology.report.ru

7. Соколов Д. Сказки и Сказкотерапия. [Электронный ресурс] /

Д.Соколов // Режим доступа: http://www.nngasu.ru/bibl/avtoreferat/kolcova.pdf 

8.Синицына О. А., Савина Е. А. Формирование коммуникативной деятельности у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 269-271.

9.Татарицкая Я.В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

10.Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. - 118 с.

11.Шипицына Л. М. „Необучаемый” ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта.– СПб.: Речь, 2005.– 477 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского яхыка

Формирование коммуникционных умений и навыков в непосредственной образовательной деятельности английского языка     Основная цель обучения – научить дошкольников понимать дос...

Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках чтения и развития речи в начальных классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Необходимость работы по совершенствованию коммуникативных навыков детей с ОВЗ связана с общими задачами демократизации и гуманизации образования, с требованиями современного этапа реформирования росси...

Программа формирования коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья посредством предмета "Профессиональная подготовка"

Материал, представленный в  программе, направлен на формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся с ОВЗ применительно  к предмету «Профессиональная подготовка» по профилю «Рабо...

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения», специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Статья «Формирование коммуникативных умений и навыков воспитанников на факультативных занятиях «Речь и культура общения» из методического пособия «Социализация детей и подростков с ОВЗ в условиях спец...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Статья "Формирование коммуникативных умений и навыков на уроках английского языка ( из опыта работы)."

В статье рассматриваются практические приемы, напрвленные на формирование коммуникативной компетенции обучающихся. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся помогает развитию познават...

Специфика работы социального педагога по формированию коммуникативных умений и навыков у обучающихся общеобразовательных школ в социальных структурах

Выступление социального педагога Добряк Л.А. МБОУ "Школа-лицей" № 3 г. Симферополя на семнаре социальных педагогов школ г. Симферополя на тему "Работа социального педагога  по фрор...