Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка"
статья

Антонова Ирина Александровна

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка" 

Посмотреть презентацию можно по ссылке https://urok.1sept.ru/articles/659438

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей "Закаливание детей первого года жизни в условиях дома ребенка"

ПОСМОТРЕТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПО ССЫЛКЕ  https://urok.1sept.ru/articles/659438

Здоровье человека – это самые драгоценный дар природы. Хранить и укреплять этот дар – одна из важных обязанностей людей. От состояния здоровья зависит их гармоничное физическое и умственное развитие.

Давно известно, что здоровье человека на 10-20% зависит от наследственности, 10-20% - от состояния окружающей среды, 8-12% - от уровня здравоохранения и 50-70% - от образа жизни. Как же помочь своему организму стать крепче, победить болезни и вирусы? Не надо грезить о “живой воде” и чудесных таблетках “от всех болезней”, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом,– словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Уже много веков, на практике доказывалось и подтверждалось, что закаливание – это один из самых доступных методов борьбы с простудными заболеваниями. Однако, многие, почему – то забывают, или игнорируют этот довольно простой, но эффективный, и при этом, наверное, самый дешёвый способ, позволяющий выработать прекрасный иммунитет не зависимо от того сколько человеку лет: 1 месяц или 100 лет.

Когда мы говорим о закаливании, то в глубине души считаем, что это дело для героев. Чтобы перестать так считать, давайте рассмотрим  основы закаливания.

Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.

Закаливание надо начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. В системе физического воспитания детей раннего возраста закаливание организма занимает большое место.

В условия дома ребёнка закаливание имеет свои особенности.

Давайте рассмотрим процесс закаливания детей первого года жизни в условиях дома ребёнка.

Прежде всего мы должны помнить, что система терморегуляции ребенка раннего возраста имеет целый ряд особенностей:

I. Недостаточная зрелость всех структур нервной системы ребенка приводит к тому, что теплорегуляция его организма еще очень несовершенна. В одних и тех же условиях у детей раннего возраста наблюдается более высокая температура, чем у взрослых; иногда температура у ребенка повышается при эмоциональном напряжении, при физической активности. Это заставляет с большой осторожностью подходить к любым методам специального закаливания.

II. Кожа ребенка также отличается незрелостью и нежностью всех слоев (в частности, мышечных). При переохлаждении у взрослого человека мышцы волосяных сосочков сокращаются, кожа становится “гусиной” и ее поверхность, с которой уходит тепло, уменьшается. Ребенок способен на такую реакцию только с 2–2,5 лет. Следовательно, маленький ребенок охлаждается и перегревается быстрее, чем взрослый человек.

III. Одной из ведущих реагирующих систем при закаливающих процедурах является сердечно-сосудистая. При воздействии холодового фактора на организм эта система проходит две фазы реагирования:

1) спазм (сужение) кожных сосудов, отлив крови к внутренним органам; кожа бледнеет и становится холодной;

2) расширение сосудов, прилив крови из внутренних органов к периферии, ощущение тепла.

В настоящее время значительное число детей в доме ребенка относится к так называемой группе риска по тем или иным хроническим заболеваниям или имеет отклонения в состоянии здоровья. Все эти отклонения могут быть причиной необычной сосудистой реакции, недопустимой при закаливании.

Следует отметить, что в домах ребенка большая часть детей может быть отнесена к III группе здоровья (дети, имеющие выраженные отклонения в состоянии здоровья, длительно и часто болеющие), поэтому всю организацию этой работы лучше строить в расчете на таких детей. Это означает, что специальные закаливающие процедуры должны быть более короткими, но частыми, без снижения температуры. Cледует помнить, что все специальные закаливающие процедуры проводятся только по рекомендации врача и под систематическим контролем медицинских работников (в условиях дома ребенка расчет должен вестись на самого слабого).

Проводя закаливание с детьми, следует внимательно следить за их самочувствием и настроением, поскольку дети не могут описать словами свои ощущения. Самое главное правило закаливания: постепенность и осторожность. Торопливость может привести к обратному действию, т.е. к болезни.

При закаливании вообще, а в детском возрасте в особенности, надо руководствоваться определёнными принципами. К числу таких принципов относятся: постепенность, последовательность, систематичность, учет индивидуальных особенностей ребенка и климатических особенностей конкретного региона, а также закаливание должно быть комплексным и должно проводится на фоне положительных эмоций.

- Соблюдение принципа постепенности особенно важно для детей, т.к. детский организм не обладает большой сопротивляемостью. Нельзя предъявлять слишком больших требований к неподготовленному организму – он может не справиться с ними.

- Закаливание должно проходить последовательно. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, которые вызывают меньше изменений в организме.

- Нужно соблюдать принцип систематичности. Не следует прерывать начатые мероприятия без серьезных на то оснований, т.к. при этом исчезают уже выработанные приспособительные изменения, вновь повышая чувствительность к внешнему раздражителю.

- Система закаливания должна быть комплексной, т.е. предусматривать различные мероприятия, направленные на укрепление организма и сочетаться друг с другом.

- Необходимо также считаться с индивидуальными особенностями ребенка. Дети различны в своих проявлениях. Большую роль играет состояние здоровья и общее физическое развитие, и в большой мере особенности нервной системы. Прежде чем приступать непосредственно к закаливанию, необходимо, чтобы они были тщательно осмотрены врачом. Детям, нуждающимся в особом подходе, часть сильнодействующих процедур должна быть заменена более нежными.

- Важно продумывать и организовывать процедуры так, чтобы они вызывали у детей положительные эмоций. Эмоции оказывают большое влияние на процесс терморегуляции.

Закаливание детей предусматривает воздействий на организм ребенка физических факторов внешней среды — воздуха, воды, солнца. Дети первого года жизни наиболее подвержены холоду, в связи с чем закаливающие процедуры направлены на тренировку терморегуляции.

Естественные силы природы – воздух, вода, солнечные лучи – остаются основными и самыми действенными средствами закаливания. Ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по силе воздействия, не говоря уже о доступности применения.

Закаливание воздухом.

Воздух — наиболее универсальное средство закаливания, именно с воздушных ванн рекомендуется начать систематическое закаливание организма.

При этом воздушные процедуры — самая легкая форма закаливания; зато они действуют на организм с момента рождения человека и практически всю жизнь. Свежий воздух — основа закаливания. Он стимулирует обмен веществ, повышает настроение и иммунитет, улучшает сон и аппетит. Закаливающее действие воздуха на организм способствует повышению тонуса нервной и эндокринной систем. Под влиянием воздушных ванн улучшаются процессы пищеварения, совершенствуется деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Воздушное закаливание малыша начинается с проветривания помещения.

Так как грудным детям свойственны высокие энергетические затраты и потребление кислорода необходимо проветривать помещения 4 – 5 раз в день по 10 – 15 мин.Лучший способ проветривания - сквозное. Выведите/вынесите ребенка из помещения – и откройте окно и дверь – так, чтобы воздух с улицы свободно втягивался и циркулировал в комнате. Когда воздух станет свежим, и его температура понизится на 1-2 С – закройте окно и введите (занесите) ребенка. При этом одевать его теплее, чем он был до проветривания не обязательно.

Летом окно должно быть открыто, оптимальная температура воздуха в помещении, где находится грудной ребенок, - +18-22 С. Исследования показали, что при более высокой температуре в помещении рост и развитие ребенка задерживаются.

Воздушные ванны. Действие воздуха значительно мягче, чем воды: легче переносится более низкая температура, дольше возможно пребывание в обнаженном виде без переохлаждения .

У нас закаливание детей при помощи воздушных ванн производится двояким образом: непосредственным использованием воздушных ванн и пребыванием детей на чистом воздухе.

Начинать прием воздушных ванн следует в помещении, по мере закаливания их переносят на открытый воздух. Лучшее место для процедур — затененные участки с зелеными насаждениями, удаленные от источников загрязнения атмосферы пылью и газами.

Воздушная ванна может быть общей, если воздействию воздуха подвергается вся поверхность тела, либо частичной, когда обнажается только его часть (туловище, шея, руки, ноги).

Под влиянием воздушных ванн повышается поглощение кислорода, существенно изменяются условия теплообмена, улучшается состояние нервной системы ребенка - он становится спокойнее, лучше ест и спит.

Для детей 1-го года жизни воздушные ванны начинаются с пеленания. Оставляйте ребенка при каждом пеленании и переодевании на некоторое время раздетым. Раздевайте и одевайте ребенка надо не торопясь.

Температура воздуха во время воздушной ванны должна постепенно снижаться до +18-20 С. Время воздушных ванн следует постепенно увеличивать, причем уже с 1,5 месяцев малыша - воздушную ванну надо сочетать с массажем и гимнастикой.

В течение первого полугодия жизни проводите воздушные ванны по 10 минут 2 раза в день. Начинайте с 3 минут, ежедневно прибавляя по 1 минуте.

В течение второго полугодия - 2 раза в день по 15 минут, ежедневно увеличивая продолжительность ванны на 2 минуты.

Следите за тем, чтобы малыш в это время не плакал и имел возможность двигаться.

Не пропустите признаки переохлаждения: при появлении “гусиной кожи” надо одеть ребенка, прекратить проведение воздушной ванны, а в дальнейшем уменьшить ее

 продолжительность. Всегда необходимо обращать внимание на сон и аппетит ребенка: их нарушение может быть признаком неблагоприятного влияния воздушной ванны.

В летний период воздушные ванны можно сочетать с солнечными.

Прогулка и сон на воздухе.

Желательно как можно больше времени проводить на улице.

Гулять надо в любое время года, одевать ребёнка нужно по погоде.

Детей с 2-3-недельного возраста при температуре воздуха не ниже -5 С уже можно выносить на улицу. Продолжительность первой процедуры – 10-15 минут, в дальнейшем время прогулки следует довести до 1,5-2 часов и гулять два раза в день. В теплое время года гуляйте с ребенком каждый день - 2-3 раза.

Спим на свежем воздухе…

В первый год жизни ребенка рекомендуется дневной сон на воздухе. При этом такие признаки, как быстрое засыпание, спокойный сон, ровное дыхание, розовый цвет лица, отсутствие пота, теплые конечности - подскажут Вам, что ребенок одет правильно, ему комфортно.

При охлаждении или перегревании ребенок спит беспокойно.

Закаливание солнцем.

Значение солнца как источника жизни на земле общеизвестно. Велико его влияние на рост и развитие ребенка.

Ультрафиолетовые лучи в меру полезны для человеческого организма, под действием ультрафиолета в коже вырабатывается витамин Д, который участвует в процессе усвоения кальция. Чувствительность к ультрафиолету тем выше, чем младше ребенок. Проводить закаливание прямыми солнечными лучами с ребенком до года нельзя. С грудничками нужно находиться в кружевной тени деревьев, прямой солнечный свет им показан только в осенне-зимний период, как профилактика рахита.

Закаливая организм солнцем, мы стремимся приучить ребенка свободно переносить тепловое действие солнечных лучей, не перегреваясь; не расслабляться, не терять работоспособности.

В доме ребёнка закаливание солнцем осуществляется на прогулке. Поведение ребенка в момент проведения световоздушных ванн должно быть активным.

Закаливание водой.

Вода – общепринятое средство закаливания.

Преимущество воды перед другими средствами закаливание заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.

При проведении водных процедур с детьми первого года жизни следует придерживаться следующих правил.

1. нужно тщательно следить за тем, чтобы дети не охлаждались перед началом процедуры, чтобы в помещении температура воздуха соответствовала принятым нормам, чтобы обнаженным детям не приходилось долго ожидать своей очереди и т.п.

2. необходимо проследить за своевременным появлением покраснения кожи.

3. чем холоднее вода, тем короче должно быть время ее “соприкосновения с телом”.

Общие ванны для ребёнка первого года жизни:

Ребенка купают ежедневно водой температуры 37 - 36 С в течение 5 мин, затем обливают водой с температурой на 2 С ниже.

Подмывание, умывание (до 1года) длится 1 - 2 мин, вначале проводят при температуре воды 28 С, через каждые 1 - 2 дня и снижают на 1 - 2 С и доводят до 20 - 22 С.

Местное влажное обтирание: От рождения до 2 - 3 мес: местное влажное обтирание - рукавичкой, смоченной водой температуры 33 - 36 С, обтирают ручки от кисти до плеча, затем ножки от ступни до колена в течение 1 - 2 мин. Один раз в пять дней температуру понижают на 1 С и доводят до 28 С. Необходимое условие - каждую часть тела вытирают насухо до легкого покраснения сразу после ее влажного обтирания.

От 2 - 3 до 9 - 10 мес.: общее влажное обтирание. Сначала обтирают верхние конечности, затем нижние и, наконец, грудь и спину. Температура воды такая же, как при местных обтираниях. В воду можно добавить соль (2 чайные ложки соли на 1 стакан воды). Необходимо соблюдать то же правило - каждую часть тела вытирать насухо сразу после ее обтирания.

От 9 - 10 мес. до 1 года: общее обливание. При этой процедуре ребенок может сидеть или стоять. Гибкий шланг душа нужно держать близко от тела ребенка (25 - 30 см). Струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь руки. После обливания вытирают насухо до легкого покраснения. Вначале температура воды 35 - 37 С, затем каждые 5 дней ее снижают на 1 С и доводят до 28 С.

Купание в открытых водоемах (в домах ребёнка это бассейны на улице) является очень сильным закаливающим средством благодаря тому, что свежий воздух, большая масса воды и солнечная радиация воздействуют на всю поверхность кожных покровов одновременно. Если есть необходимые условия, купание в бассейне в безветренную погоду разрешается детям в возрасте старше 9 мес, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой и имеющим 1 и 2 группу здоровья.

Опыт ряда домов ребенка показал, что дети, в закаливании которых используется купание с элементами плавания, хорошо развиваются и меньше болеют.

Плавание.

Способность плавать заложена в каждом человеке. Плавательные движения совершает младенец внутриутробно в течение долгих 9 месяцев.

В каждом конкретном случае, исходя из условий работы дома ребенка, необходимо продумать, как включить плавание в режим дня, чтобы не нарушить другие режимные моменты. Опыт показывает, что на первом году жизни целесообразнее организовывать плавание в первую половину дня.

При организации плавания детей в доме ребенка основной проблемой является создание необходимой материальной базы и подготовка персонала. Организационно-методическую помощь в этой работе домам ребенка должны оказывать детские поликлиники, где проводится обучение плаванию грудных детей.

“Нестандартное” закаливание.

Помимо традиционных методов закаливания, могут применяться и “нестандартные” упражнения. В нашем доме ребёнка используется оздоровительный массаж “Льдинка”. Массаж основан на перепадах температур, в результате которых кровеносные сосуды ребенка тонизируются, а иммунная система укрепляется.

Упражнение проводится непосредственно перед сном, когда дети лежат уже в своих кроватках. Воспитательница оборачивает небольшой кусочек льда в тряпочку или пакет и делает круговые вращения по ступне ребенка, по часовой стрелке. Начинать стоит с трех вращений, далее — количество постепенно увеличивается до десяти. После массажа ножки ребенка накрываются теплым одеялом.

Примерный перечень закаливающих мероприятий с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка приведён в Приложении № 1.

В современных условиях значение закаливания все более возрастает. Закаливание - одно из важнейших слагаемых здорового образа жизни. Анализ заболеваемости детей дома ребёнка показал, что дети с которыми проводились закаливающие процедуры (экспериментальная группа) стали реже болеть, сопротивляемость организма детей инфекциям увеличилась.

Количество случаев простудных заболеваний 2013-2014 год

Из этого можно сделать вывод, что необходимо широко внедрять в оздоровительные программы домов ребёнка систематические методы закаливания. При этом можно использовать водные процедуры, воздушные и солнечные ванны, нетрадиционные методы.

Приложение № 1

Примерный перечень закаливающих мероприятий с детьми первого года жизни в условиях дома ребёнка.

Возраст ребёнка

Закаливающие мероприятия

0-3 мес.

  • Температура помещения 22°C
  • Обязательный сон на воздухе при температуре от - 10°C до + 30°C
  • Во время пеленания массажа воздушные ванны 5-6 минут
  • Умывание, температура воды 28°C
  • Купание в ванной, температура воды 38°C , продолжительность

    5-6 мин.

  • Прогулки на свежем воздухе

3-6 мес.

  • Температура помещения 20-22°C
  • Обязательный сон на воздухе при температуре от - 15°C до + 30°C
  • Во время пеленания массажа воздушные ванны 6-8 минут
  • Умывание, температура воды определяется реакцией ребёнка
  • Купание в ванной, температура воды 37°C , продолжительность 5-6 мин, с последующим обливанием водой 34-35°C
  • Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 5-6 мин.
  • Прогулки на свежем воздухе

6-12 мес

  • Температура помещения 20-22°C
  • Обязательный сон на воздухе при температуре от - 15°C до + 30°C
  • Во время переодевания, бодрствования  воздушные ванны 10-12 минут
  • Умывание
  • Купание в ванной, температура воды 37°C, с последующим обливанием водой 34-35°C
  • «сухое обтирание» фланеливой рукавичкой до слабого покраснения кожи 7 -10 дней, далее влажное обтирание 35°C, снижая до 30°C
  • Летом пребывание под рассеянными лучами солнца 2-3 раза в день по 10 мин.
  • Закаливание «Льдинка»
  • Прогулки на свежем воздухе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни»

«Психомоторное развитие ребенка на первом году жизни» Логопед рекомендует обратить внимание. «Правильно ли развивается наш ребенок?» Этот вопрос беспокоит едва ли не каждого из «новоиспеченных» роди...

Методическая разработка к практическому занятию по теме "Вскармливание детей первого года жизни"

Характеристика практического занятия. При проведении занятий по данной теме, преподаватель учитывает, что эта тема имеет огромное значение в будущей работе медицинской сестры. Задача современной медиц...

Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка.

Хромосомные синдромы, выявляемые в первые годы жизни ребенка. Психические отклонения при хромосомных болезнях...

Развитие детей первого года жизни

Представлены материалы по основным этапам развития детей первого года жизни. Указываются основные характеристики эволюции ребенка для каждого месяца. Данные материалы послужили основой моего докл...

Организация логопедической работы с детьми 1-го года жизни в условиях дома ребенка (из опыта работы)

Я работаю учителем-дефектологом в ГКУЗ НО «Выксунский специализированный дом ребенка» уже более 20 лет, из которых большая часть была посвящена работе с детьми первого года жизни.Один из алгоритмов мо...

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка"

Семинар-практикум для воспитателей "Особенности общения детей первого года жизни со взрослыми в условиях дома ребенка" ПУБЛИКАЦИЯ  https://urok.1sept.ru/articles/641820...