Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи
консультация на тему

Материал для родительского собрания

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие познавательных процессов  у детей  с ОВЗ в условиях семьи (слайд 1)

Уважаемые родители!

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам обучения и развития детей в период младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы обучения являются периодом наиболее интенсивным, когда закладывается фундамент умственного, физического, психического и нравственного развития.

Многочисленные наблюдения и исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться и не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих.

А если это ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, то вопрос успешности в обучении становится особенно остро. Часть детей данной категории  не испытывает серьёзных проблем с усвоением программного материала, однако большое количество  этих ребят имеют трудности в обучении.  Об особенностях  именно таких детей мы сегодня поговорим.

И основные трудности, которые испытывают дети с ОВЗ, связаны прежде всего с социальной (в том числе школьной) адаптацией и обучением. Объяснением этому служит замедление темпов созревания психики.

Недоразвитие  познавательных процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления и, как следствие, речи  является препятствием для успешного освоения учебной программы младшими школьниками и требуют определенной корректировки в соответствии с особенностями развития ребенка.

В то же время их хорошее развитие напрямую помогает ребёнку учиться более продуктивно:

- умение концентрировать своё внимание помогает школьнику сосредоточенно работать на уроке, не отвлекаясь на посторонние дела, а также в течение длительного времени выполнять монотонную и рутинную работу;

- умение переключать внимание помогает быстро и без потери темпа и времени перейти от одного вида деятельности, предлагаемого учителем, к другому;

- если у ребёнка хорошо развиты различные виды памяти (зрительная, слуховая, образная, тактильная), он одинаково хорошо запоминает и объяснения учителя, и написанное на доске или в учебнике, учит стихи, он легче и успешнее работает в тетради.

Ребёнку просто легче учиться, когда его познавательные способности развиты достаточно хорошо.

В  образовательном процессе специальной школы развитию познавательных процессов уделяется серьёзное внимание. Как правило, посещая специальную школу, дети получают дополнительную коррекционную помощь в форме индивидуальных занятий с дефектологом, логопедом, педагогом-психологом. И на уроках,  и на индивидуальных занятиях педагоги  корректируют память, внимание, мышление, занимаются развитием речи.

Однако без помощи со стороны родителей  результат  не может быть в полной мере успешным. Часто мы виним ребёнка, говоря: он невнимательный, он не может выучить, плохо запоминает, десять раз уже объяснили, а он не понимает. То есть мы понимаем проблему. Но как справиться с ней – не знаем.

Итак,  попробуем разобраться, каким образом можно помочь своему ребёнку преодолеть трудности, вызванные особенностями его познавательной сферы.

Есть одно замечательное средство, которое может нам в этом помочь. Это игра. Казалось бы, ребёнок учится в школе, какая игра? Игры – это для детского сада! Действительно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Но в силу того, что у детей с ОВЗ развитие психических процессов идёт с задержкой, в начальной школе игра по-прежнему занимает большое место в жизни ребёнка. Именно поэтому, придя в школу, ребёнок все ёще стремится играть: на переменах, иногда на уроках, после уроков, дома – в любую минуту.

Существует огромное количество специальных развивающих игр, которые оказывают позитивное влияние на развитие ребёнка. Конечно, эти игры требуют как минимум участия родителей, а в лучшем случае - участия нескольких членов семьи, но результат – благотворное влияние на развитие вашего ребёнка - стоит того. «Когда же играть, – спросите вы, - если он   целый день в школе, а вечером надо делать уроки, и он уже никакой?»  На самом деле, мы, родители, проводим  с ребёнком  не так уж  мало времени.

Во-первых, ежевечерние занятия. Ребёнку всё равно надо отдохнуть, прежде чем сесть за уроки. А если выполнить пару игровых упражнений,  которые потребуют всего лишь нескольких минут, это оживит его, поднимет настроение,  что немаловажно при выполнении домашнего задания.

Во-вторых, это время, когда вы с ребёнком находитесь вне дома: по дороге в школу или из школы (если едете в автобусе и сидите рядом с ним), в очереди в поликлинике (поскольку  многие дети часто болеют), когда он изнывает от ожидания и не знает, чем себя занять, а то и начинает вредничать.  Поиграйте с ним - и время пройдёт быстрее, и польза будет.

В-третьих, это периоды болезни ребёнка. Занимательные игры и общение с вами скрасят неприятные ощущения, связанные с болезнью.

В-четвёртых, это выходные дни и время отпуска и каникул. Школьных занятий в этот период нет, но ведь процесс развития не может останавливаться.

 Роль игры трудно переоценить. Просто играя с детьми вместе вечером, в выходные дни, на каникулах, детских и семейных праздниках, вы помогаете развитию памяти, внимания, мышления, если это настольные игры, то усидчивости, самоконтроля, воспитываете положительные качества личности. Совместная игра улучшает микроклимат в семье, взаимопонимание между родителями и детьми, увеличивает доверительность отношений.

Сейчас я расскажу о коррекционно-развивающих упражнениях и играх для учащихся начальной школы, направленных именно на развитие психических процессов. Эти упражнения можно проводить в домашних условиях, а часть из них – в любом месте, т.к. они не требуют специальных условий и сложных приспособлений.

  1. Игры на развитие внимания.

Сколько чего?( Для развития зрительного е внимания)

Вы просите  ребёнка  осмотреть комнату в квартире, любое помещение или площадку, на которой находитесь, и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на звук "К" или "Т", или "С", можно не только целые предметы, но и их детали. Далее можно попросить назвать  круглые или полукруглые предметы, затем квадратные и прямоугольные. Далее - деревянные, потом - металлические, затем предметы из стекла. Можно обратиться и к цвету, окраске предметов: черные, серые, синие, зеленые и т.п.  В эту игру  можно играть, где угодно.

Лабиринты (слайд 2, 3) Тоже развивают внимание. Смысл этих заданий заключается в нахождении пути к определенной цели. Таких заданий много в Интернете, можно распечатать, и в книжечках в магазине можно купить.

Таблица Шульте (слайд 4) эффективна для коррекции восприятия, расширения поля зрения, что способствует развитию навыка чтения. Такая таблица представлена на слайде. Её можно сделать самостоятельно.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения. Время выполнения – от 1 до 1,5 минут. Смотрите, сколько цифр за это время нашёл ребёнок. Зачеркни букву (слайд 5)

Ребёнку предлагается небольшой лист бумаги с набором букв (можно напечатать на компьютере, можно взять часть старой газеты, журнала) и даётся задание: зачеркнуть все буквы А (или К, или Л). Время выполнения  - 1мин. Проверяете  вместе с ребёнком.

Более сложный вариант – «Найди спрятанное слово» (слайд 6). Предложите ребёнку найти слова, которые спрятались в рядах букв и обвести их. У меня на слайде слова выделены, вы, конечно же, не выделяете.

Очень полезны   для развития внимания хорошо известные всем задания «Найди отличия в картинках» (слайд 7).

  1. Игры на развитие памяти.

 У детей с трудностями в обучении  недостаточно развиты все виды памяти.  Приведём примеры игр для развития зрительной памяти

Обойди спиной

Поставьте на одной прямой три предмета. Играющий должен обойти их змейкой, двигаясь спиной вперед, стараясь ни разу ничего не задеть. Перед тем как начать движение, он внимательно изучает свой путь. Второй раз он должен обойти их  гораздо скорее, а третий раз совсем быстро. Это можно делать дома, на даче, на природе и т.д.

Используй каждую секунду (Слайд 8)

Любую неизвестную ребёнку картинку (достаточно крупную), желательно сюжетную, взрослый показывает несколько раз каждый раз не больше трех-четырех секунд. После каждого раза играющий должен постараться рассказать, детально раскрыть содержание картины.

Что изменилось?

Берёте несколько любых предметов (игрушки, бытовые предметы, картинки и др.) раскладываете в произвольном порядке, предлагаете запомнить, как они лежат. Ребёнок закрывает глаза, вы меняете местами любые сначала 2 предмета (а усложняя – 3,4 и т.д.), ребёнок, открыв глаза, должен вспомнить и положить, как  было.

 Другой вариант:  вместе с ребёнком исследуете комнату, проговаривая, что видите. Например: «Это окно. На окне висят шторы. На подоконнике стоит цветок. На столе лежит книга…»  и т.д. Ребёнок запоминает, выходит из комнаты, вы что-то меняете: убираете книгу со стола, либо переставляете цветок. Ребёнок, войдя в комнату, должен угадать, что изменилось. При этом менять нужно только то, что проговорили.
Эти  упражнения на развитие
зрительной памяти.

Развитию слуховой памяти способствует приём Наращивание предложений или Снежный ком (слайд 9). Вы произносите, а ребёнок повторяет предложение сначала из 2-х слов, затем из 3-х, 4-х и т.д.

Запомни и повтори

Более сложное задание – запоминание нескольких слов, сначала из одной лексической темы, например, одежды, посуды и т.д., затем не связанных по смыслу. Количество слов зависит от возможностей ребёнка.

  1. Игры на развитие мышления

Характерной чертой детей с трудностями в обучении является недостаточная  сформированность пространственного мышления, в том числе ориентировки на листе бумаги. В этом плане очень полезны такие упражнения как рисование по клеточкам. Это различного вида графические диктанты (типа «Продолжи строчку») (слайд 10).  Дома тоже можно выполнять эти упражнения. Или такие:

Помоги девочке нарисовать картинку (слайд 11)

Помоги девочке нарисовать в левом верхнем углу картинки яблоко, в левом нижнем - морковку, в правом нижнем - вишню, в правом верхнем - грушу, а в центре – апельсин. Можно просто дать ребёнку лист бумаги, и вы сами придумаете задания, что где нарисовать. А если вы заранее сами нарисуете рисунок, а потом ребёнок по вашему заданию создаст свой, аналогичный вашему, ему будет интересно проверить себя, сравнивая ваш и свой рисунки.

Муха(слайд 12)

Более сложным, но очень эффективным для развития слухового внимания,  памяти и пространственного мышления является упражнение «Муха».

Для этого упражнения требуется расчерченное девятиклеточное  игровое поле 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаёт взрослый. На первом этапе ребёнок  следит за перемещениями воображаемой мухи, имея перед глазами игровое поле. Чтобы контролировать выполнение задания, через 3-4 хода просим ребёнка передвинуть муху на то место, где она должна быть.

Если он "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку,  начинает игру сначала.

Логическое  мышление  развиваем  с  помощью  таких  игр:

У кого сколько?

Сколько лап у двух медвежат? Сколько ушей у трех ежей? Сколько хвостов у двух слонов? Сколько глаз у трех лисят? Сколько шей у трех ежей? (Ни одной.) Сколько хвостов у пяти барсуков?

Что общего?

Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

У кого что?

Называются части тела животных, а дети подбирают слова — названия животных. Например: рога — крова, коза,  олень, лось, зубр и т. д.; лапы — кошка, собака, лиса, медведь и т. д.; хвост, копыта, иголки т. д.

Летает – не летает

Взрослый называет любой предмет, если он летает, ребёнок поднимает руку. Посчитать, сколько ошибок он допустит из 10 слов.

Бывает — не бывает

Взрослый предлагает ребёнку короткие предложения, а ребёнок должен сказать, так бывает или нет, например:

В небе пролетела стайка рыбок.  У кита выросли бивни. Кошка заскулила и убежала.

4-й лишний (слайд 13) Детям предъявляется группа слов, которые, за исключением одного из них, объединены общим родовым понятием или функциональным свойством. Необходимо найти «лишнее» слово, не относящееся к указанному понятию. На слайде можете увидеть примерные задания.

Скажи наоборот

Предлагается подобрать противоположные по смыслу слова к данным (добрый – злой, холодный – горячий и т.д.).

(Слайд 14) Игровых заданий, развивающих мышление, большое количество. Это и анаграммы («спрятанные слова»), и ребусы, и загадки.

Деление игр в зависимости от влияния на развитие тех или иных процессов условно, т.к. они решают несколько задач в комплексе, ведь память, внимание, мышление тесно связаны между собой.  Кроме того, вы,  наверное, заметили, что все эти игры способствуют развитию речи.

Я назвала самые простые, доступные игры и упражнения, не требующие специального дидактического материала и больших затрат времени. Именно поэтому, как уже было сказано, играть можно практически всегда и везде.

 Огромное количество развивающих игр, литературы  есть в магазинах, в Интернете. Пользуйтесь и этим материалом, придумывайте сами, вместе с ребёнком, и увидите, как изменится он и вы сами.

Если играть в системе,  вы заметите, что ребёнок сначала будет выполнять задания медленно, а затем всё быстрее и быстрее. Несомненно, это положительно отразится и на учёбе.

(Слайд 15) Но при этом для достижения результата необходимо соблюдать несколько важных условий ,  которые вы видите на слайде.

Задания должны быть по силам ребёнку, а с другой стороны, требовать определённых усилий, поскольку  то, что легко – не развивает, это он уже умеет.  Развитие идёт в процессе преодоления трудностей.  Каждую игру можно усложнить или упростить, в зависимости от уровня вашего ребёнка.

И ещё на один момент я бы хотела обратить ваше внимание.

Когда вы с ребёнком готовите домашнее задание, помните об особенностях его психических процессов.

Если ребёнок затрудняется ответить на вопросы, выясните, а понимает ли он текст, все ли слова ему знакомы? Обязательно объясняйте значения слов, при этом лучше показать картинку (благо, есть Интернет) или нарисовать. Помните, что более сохранно у него зрительное восприятие, на него и нужно опираться. Выполняя задания, рисуйте картинки, схемы, выделяйте   цветом  важное, выделяйте, выписывайте главные, опорные слова.

Одним из самых трудных заданий является заучивание стихов.

Я расскажу о нескольких приёмах, которые помогут облегчить эту задачу.

При заучивании стихотворных текстов можно применять разные «подсказки», например:

1. Рисуем стихотворение (слайд 16)

Некоторые стихотворения можно нарисовать. Взрослый с ребёнком читают текст и рисуют по ходу чтения. Затем ребёнок воспроизводит текст с опорой на рисунки, сначала с помощью взрослого, затем, постепенно, самостоятельно.  Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы  ребёнок мог рассказывать текст.

Он сам может  придумывать рисунки-символы. Только нужно учить не увлекаться мелкими деталями, а передавать лишь главное.

2. Изображаем в действии (слайд 17,     18,       19)

Существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей и тонкой моторики. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. Ребенку будет интересно не только услышать стихотворение, но и показать в нем каждое слово жестом, как бы оживить текст, осознав, почувствовав его через движения. Движения позволяют ему в дальнейшем быстрее припомнить стихотворение.

3. Отстукиваем ритм

Бывают стихи, которые трудно нарисовать, и не всё можно показать. Тогда очень полезно отстукивать, отхлопывать ритмический рисунок стихотворения, так как при этом задействуются несколько видов памяти: вербальная, слуховая, двигательная.

Эти  несложные приёмы помогут ребёнку быстрее запомнить и легче вспомнить стихотворение.

И ещё. Как правило, стихи задаются на дом за несколько дней. Начинайте учить сразу же, как только задали, и все оставшиеся дни повторяйте. Причём помните, что лучше повторять материал вечером перед сном, т.к. ночью во время сна информация из кратковременной памяти переходит в долговременную и лучше запоминается. Но важно помнить, что после того как ребёнок повторил стихотворение, больше никакую информацию он воспринимать не должен: ни мультики смотреть, ни сказки слушать на ночь.

Как видите, если взять совсем немного психологических знаний, добавить к ним терпение и доброжелательность и сдобрить все это огромным желанием помочь своему ребенку – получится тот самый рецепт «правильной» родительской помощи, которая поможет  ему быть успешным не только в начальной школе, но и на всех ступенях обучения.  (Слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ".

Доклад подготовлен для ШМО учителей начальных классов. Раскрыты приёмы, способствующие развитию познавательных процессов у детей с ОВЗ....

Программа коррекционно-развивающей работы c воспитанниками младшего школьного возраста на развитие познавательных процессов для детей 11 – 15 лет «ВСЕ МЫ ЛЮДИ»

Данная программа содержит практические методы психолого – педагогического воздействия по  созданию условий для личностного развития детей с умственной отсталостью. Основная цель программы в том, ...

Комплекс игр и упражнений для коррекции и развития познавательных процессов у детей с ОВЗ

В данной статье представлены игры и упражнения, которые могут использовать родители для занятий с ребёнком дома....

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, ИГР И ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Одним из важнейших условий эффективности учебного процесса в коррекционном учреждении является преодоление тех трудностей, которые испытывают школьники с ОВЗ  в учёбе. Активное введение в традици...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ в условиях семьи

Предлагаются образцы игр для развития поамяти, внимания, мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении на тему: «Развитие познавательных процессов у детей с ОВЗ . Особенности развития мышления»

Развитие мышления в онтогенезе.Особенности мышления у детей старшего дошкольного возрастаОсобенности развития мышления детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями).Заключение...