ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ
статья на тему

Каримова Людмила Анатольевна

В статье представлены приемы работы с леворукими детьми, особенности обучения, организация рабочего места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_levorukih_detey.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ

    

       Леворукость – это термин, отражающий предпочтение, активное использование левой руки.

      В современном праворуком мире на смену идеи переучивания левшей так и не пришла грамотная система развития леворуких детей с учетом из психофизиологических особенностей. А ведь левшам действительно непросто жить в праворуком мире, подавляющее большинство предметов и вещей в котором, сделаны правшами и для правшей. Возьмем, к примеру, ножницы, консервный нож, другие инструменты (пилы, дрели, особенно электрические), пульты управления, автомобили, оружие, замки, двери, турникеты – всё сконструировано с расчетом на правшей.

       Но самая серьезная проблема на жизненном пути левши возникает с приходом в школу. Праворукие педагоги подчас не знакомы с особенностями этих детей: их иным зрительно-пространственным восприятием и зрительно-моторной координацией, их эмоциональностью, впечатлительностью и ранимостью. Кроме того, на сегодняшний день не существует научно обоснованных методик обучения левшей чтению, письму, труду.

Организация работы с леворукими учащимися

1. Организация рабочего места.

 За партой леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме. В классе нужно сажать левшу таким образом, чтобы доска находилась от него справа, это снизит вероятность ошибок зрительного восприятия, которые обусловлены левосторонним игнорированием пространства, характерным для неправоруких. Источник света должен находиться с правой стороны.        Посадка при письме стандартная, но выдвинуто немного вперед не правое, а ЛЕВОЕ плечо. Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист. Тетрадь или лист бумаги должны располагаться таким образом, чтобы верхний правый угол лежал с наклоном вправо, а верхний левый угол располагался напротив груди.

    Следует отметить, что левшам первоклассникам нежелательно работать в рабочих тетрадях и особенно прописях формата А4, так как нарушаются рекомендации перечисленные выше, это очень затрудняет формирование правильного навыка письма. Весь рабочий и раздаточный материал, учебники должны располагаться на парте с правой стороны от ребенка.

      Особое внимание следует уделить тому, как правильно держать ручку. Во-первых, ручка должна лежать на правой стороне среднего пальца. Указательный придерживает ее сверху, а большой поддерживает с правой стороны. Все три пальца нужно по возможности вытянуть и не сжимать ручку сильно. Указательный палец может легко подниматься, и при этом ручка не должна падать. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Во время письма рука опирается на верхний сустав загнутого внутрь мизинца.

    Во-вторых, расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть не более 4 см. Это чуть выше, чем у праворуких, и необходимо для того, чтобы не закрывать линию письма. Указательный палец при этом не образует угол с ручкой, а как бы является ее продолжением. Держать ручку нужно так, чтобы она составила одну линию с рукой.

      Необходимо знать о существовании нескольких способов письма левой рукой: Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

     Второй способ. Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или ранее написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши. ​     Третий способ. Кисть левой руки с ручкой находится под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие правши зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

    Для преодоления затруднений в определении правой и левой стороны рекомендуется маркировка левой руки цветным браслетом, часами или чем-либо другим. Это значительно упростит работу по формированию навыка ориентировки в пространстве. Для работы на уроках труда необходимо приобрести специализированные ножницы для левшей, при работе на компьютере можно перенастроить мышь.

  2. Особенности методики обучения.

     Для обучения леворуких учащихся не подходит сухое абстрактное последовательное изложение материала с неоднократным повторением. Их память непроизвольна и лучше запоминает яркие образы. Мышление эмоционально и интуитивно, поэтому для постоянного участия в уроке требуется создание проблемной ситуации. Объяснение нового теоретического материала лучше проводить на практических заданиях, активно используя интонационные возможности речи и сопровождая зрительным подкреплением, так как именно этим детям свойственно при запоминании опираться на образ, использовать ассоциативные методы.

     При изучении написания букв левше всегда надо давать сразу целостный образ буквы, без дробления его на элементы. Это обусловлено особенностями восприятия и мышления такого ребенка. Следует отметить, что леворукие дети испытывают трудности при овладении звуко-буквенным анализом слов, как, впрочем, и любой другой аналитической деятельностью. На начальном этапе обучения трудности в овладении фонематическим анализом еще невелики, но уже к концу первого полугодия у детей с подобными затруднениями отмечаются пропуски и замены букв, перестановки, недописывания и другие нарушения письма. Поэтому надо уделить особенное внимание работе по формированию звуко-буквенного анализа, организовать дополнительные занятия

     Для детей-левшей свойственно восприятие целостного образа слов, эту особенность можно использовать при формировании грамотного письма. Если ребенок много читает, у него накапливается большой запас целостных образов слов, которыми он может пользоваться при письме, не расчленяя слово на отдельные морфемы. Левшей нельзя останавливать во время письма и просить вспомнить правило. Так как, во-первых мы нарушаем целостность образа записываемого слова, а во-вторых, левшам трудно дается такое быстрое переключение с одного вида деятельности на другое.

     Еще одна острая проблема детей-левшей - зеркальное письмо, выявляемое по данным исследований у 60 - 85% леворуких учащихся. Работа по устранению данной проблемы сводится к систематической работе по развитию зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторной координации. Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма, которое нарушает естественность движения руки при письме, делая его более напряженным и неэффективным. Детям-левшам удобнее писать элементы букв сверху вниз и по часовой стрелке.     Уважаемые педагоги, еще раз хочу напомнить вам о существовании методических рекомендаций Министерства здравоохранения от 06.03.1989 N 12-9/6-121, где говорится не только о запрещении переучивания левшей, но и о необходимости снизить требования к каллиграфической стороне почерка леворуких детей. Допустимым является вертикальное написание или наклон букв влево. При обучении письму леворукому школьнику предлагается избрать самому тот способ письма, который более удобен и позволяет ему не отставать в скорости письма от праворуких сверстников.

3. Общие рекомендации.

     У учащихся начальных классов, как левшей, так и правшей наблюдается недостаточное развитие мышц кисти рук, координации движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки. Педагогам целесообразно на уроках уделять внимание упражнениям на развитие мелкой моторики и работе по развитию содружественного действия обеих рук, проводя различные систематические физкультминутки. На уроках труда рекомендуется заниматься лепкой, вышиванием, вязанием, плетением макраме и прочими видами деятельности, развивающими координацию движений пальцев, кистей рук.

     Учитывая особенности протекания психических процессов у леворуких детей, нецелесообразно торопить их, особенно при выполнении письменных работ. Это не приведет к желаемому увеличению темпа работы ребенка, а только дезорганизует его, приведет к эмоциональному дисбалансу. Большое внимание следует уделить особенностям эмоционального статуса левшей. Для них свойственна ранимость, впечатлительность и острота эмоциональных переживаний. Поэтому надо выстраивать свое поведение по отношению к леворуким детям особым образом, избегая повышения голоса, открытой критики в их адрес в присутствии других людей, сравнения с другими детьми. Обращайте внимание на уникальные способности левшей, их особенный взгляд на мир, не пытаясь переделать его.

Список литературы:

1. Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. – М.: Вентана – Граф, 2005.

2. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологи – учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

3. Макарьев И. С. Если ваш ребенок — левша. 2-е изд., стер. Санкт-Петербург.: Издательство «Лань», 2003

 4. "Организация мероприятий по охране здоровья леворуких детей. Методические указания" (утв. Минздравом СССР 06.03.1989 N 12-9/6-121)

 5. Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей. – 4-е изд. – М.: Генезис, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и педагогов на тему: Обучение леворуких детей письму

Леворукий ребенок со своими индивидуальными особенностями трудно приспосабливаться к такому сложному и строгому миру школы. Помогите и объясните подробнее сущность его ошибки, а потом отработайте данн...

Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).

В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом,  координацией между слухом и голосом в опоре на ...

Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".

Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....

Методические рекомендации учителям по организации обучения леворуких детей

Рекомендации учителям и родителям по организации обучения чтению и письму леворуких детей...

Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры.

Особенности обучения леворуких детейна уроках физической культуры....

Презентация "Особенности обучения леворуких детей"

Презентация может быть использована для выступления на родительских собраниях,  МО учителей начальных классов....

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (...