ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
методическая разработка по химии (8 класс)
Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (интернатах) или классах. Сейчас меняется сама система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но сложно изменить нас самих. Порой мы не знаем, как общаться с ребенком, который не похож на других...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
инклюзивное образование | 43.99 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ
Т.М. Истратий
ГБОУ СОШ №276 Красносельского района,
Санкт-Петербург
Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (интернатах) или классах. Сейчас меняется сама система образования детей с ограниченными возможностями здоровья, но сложно изменить нас самих. Порой мы не знаем, как общаться с ребенком, который не похож на других. Таких детей действительно бывает жалко и нам хочется как можно чаще их хвалить (чтобы поддержать), мы опасаемся нагружать их лишними просьбами в школе, боимся поручать какой-то другой вид работы. Они же из этого делают один очевидный вывод: им не доверяют. Это вызывает недоумение, а в подростковом возрасте и протест. При этом ребенок может чувствовать себя настолько обделенным, что обижается на весь белый свет и запоминает на всю жизнь. Такие дети мечтают о простом: быть на равных с обычными детьми. И вести себя с ними надо так, как с любым другим ребенком, руководствуясь теми же основополагающими принципами:
- хвалить за реальные достижения;
- помнить, что такой ребенок может полностью отвечать за себя;
- забыть об излишней опеке;
- воспринимать проблему не как трагедию, а как задачу;
- помнить о личных границах (у ребенка с ограниченными возможностями, как и у каждого человека, есть право на личные границы);
- предлагать помощь, когда она действительно нужна;
- доверять ребенку.
Таким детям, безусловно, нужен персональный подход, нужна своевременная помощь, чтобы не запускать учебный материал. Персональный — значит внимательный, заботливый, понимающий. Для этого не нужны большие бюджеты, дорогостоящие ремонты и высокотехнологичные классы ― достаточно увидеть в ученике человека и помочь ему.
Актуальным для современного образования становится поиск новых форм, методов и средств формирования у обучаемых системы универсальных знаний, умений и опыта самостоятельной деятельности. Развитие этих качеств невозможно без постоянного развития системного мышления. Системное мышление ― это способность человека учитывать все аспекты ситуации, воспринимать и мыслить всесторонне, целостно, видеть окружающую реальность в ее многогранности.
В соответствии с последовательностью процессов мышления информация усваивается так:
восприятие → осмысление → запоминание → закрепление → применение → обобщение → систематизация.
Эта же закономерность должна находить отражение в типах и этапах уроков. Методологическая схема обучения на первый взгляд достаточно проста:
теория → образцы применения → отработка практических умений в порядке постепенного усложнения. Данная схема предполагает усвоение предметной составляющей. Для этого необходима система дидактических заданий, т.е. заданий разных типов, которые будут использоваться для работы с содержанием параграфов учебника.
Обучающее задание
(на восприятие и осмысление учебной информации)
- Существует несколько классификаций кислот по разным признакам. Выясните и запишите, на каком из признаков основана каждая из классификаций.
ортофосфорная H3PO4
сероводородная H2S называются……………
азотная HNO3
- КИСЛОТЫ
молочная C3H6O3
щавелевая C2H2O4 называются ……………………
лимонная C6H8O7
Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………………..
…………………………………………………………………………………...
HCl, H2S, HCN ― называются…………………....
- КИСЛОТЫ
HNO3, H2SO4, H3PO4 ― называются…………………….
Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………..............
…………………………………………………………………………………...
HCl, HNO3, HCN ― называются……………………
- КИСЛОТЫ H2S, H2SO4, H2CO3 ― называются…………………….
H3PO4, H3AsO4 ― называются…………………….
Признак, положенный в основу этой классификации, ― …………………..
……………………………………………………………………………….......
- Составьте формулы кислот по известным кислотным остаткам:
I
MnO4 → ………………….
I
PO3 → …………………….
II
MnO4 → …………………..
III
PO3 → ……………………..
II
Se → ………………………
II
CO3 → ……………………
- Выпишите из задания 2 формулы кислот:
- бескислородных ― ……………………………….
- одноосновных ― ………………………………….
- двухосновных ― …………………………………..
- При действии на кислоту активного металла образуется ……………………. и ………………… Например:
II II
Zn + H2SO4 → ZnSO4 + H2↑
Составьте формулы солей и закончите уравнения реакций:
I II
- Li + H2SO4 → Li SO4 + H2↑
III II
- Al + H2SO4 → Al SO4 + H2↑
ВЫВОД: кислотный остаток в реакциях замещения и обмена …………………………………….. переходит в состав соли.
Задание для совершенствования знаний и умений
(на запоминание, закрепление учебной информации)
- В таблице знаками «+» отметьте характеристики, которые соответствуют указанным кислотам.
Кислоты | Основность | Состав | Растворимость в воде | ||||
одноосновная | двухосновная | трехосновная | бескислородная | кислородсодержащая | растворимая | нерастворимая | |
H2SiO3 | |||||||
HCl |
- В каждой строчке вычеркните формулу кислоты, отличающейся от других по каким-либо признакам:
- HCl, HNO3, H2S;
- H2SiO3, H2SO4, H2S;
- H2CO3, HCl, H2SO3.
- Напишите формулы оксидов, соответствующих следующим кислотам:
H2SO4, H2CO3, HNO3, H3PO4.
……………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………….
- Выберите и отметьте любым способом группы простых веществ, с которыми будет реагировать соляная кислота:
- Na, Ba, Ag;
- Ni, Au, Ca;
- Mg, Fe, O2;
- Zn, Al, Li;
- Cr, K, W;
- нет правильного ответа.
Задание на применение знаний и умений
(на применение, обобщение и систематизацию знаний)
- Напишите формулы кислот: сероводородной, азотной, сернистой, серной, угольной, фосфорной. Укажите, какие из этих кислот являются:
- кислородсодержащими;……………………………………………………
- бескислородными;………………………………………………………….
- одноосновными;……………………………………………………………
- двухосновными;…………………………………………………………….
- трехосновными……………………………………………………………..
В формуле каждой кислоты подчеркните кислотные остатки, обозначьте их валентность.
- Дайте характеристику серной и сероводородной кислот по всем известным вам признакам классификации.
…………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………...
- Допишите уравнения и определите их тип:
Zn + H2SO4 → ……….. + ………. (тип реакции ………………)
ZnO + H2SO4 → ………. + ……… (тип реакции ………………)
Чем различаются продукты этих реакций?
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….....
- Заполните пропуски в схеме, отражающей химические свойства кислот:
- кислота + оксид металла → ……………………….. + …………………
- кислота + активный металл (т.е. стоящий в ряду активности металлов ……………(слева? справа?) от водорода) → ………….. + …………
- кислота + лакмус фиолетовый → ………………………………………
Задание для работы с дополнительными источниками информации
(на формирование регулятивных и познавательных УУД)
Посмотрите видеоурок по теме «Кислоты» (https://infourok.ru/videouroki/893) до фрагмента «Применение серной кислоты» (включительно), ответьте на вопросы:
- На какие группы делятся кислоты по содержанию водорода и кислорода? Приведите примеры, назовите их.
…………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………...
- В трех колбах содержится по 50 мл воды, раствора серной кислоты и раствора сульфата натрия. Как отличить эти вещества друг от друга? (запишите порядок ваших действий и предполагаемый результат)
ваши действия | наблюдения |
- Почему кислоты обладают сходными свойствами?
…………………………………………………………………………………...
…………………………………………………………………………………...
- Творческое домашнее задание: подготовьте короткое сообщение или «визитную карточку» (это один слайд презентации в программе Pover Point) о применении растворов кислот в быту.
Задание для самоконтроля
(на формирование умений самоконтроля и рефлексии)
Выберите и отметьте правильные ответы.
- В состав кислоты непременно входят:
- атомы водорода;
- атомы металлов;
- атомы кислорода;
- нет правильного ответа.
- К классу кислот относятся:
- H2CrO4;
- Pb(HSO4)2;
- HMnO4;
- AlPO4;
- нет правильного ответа.
- В какой из групп все металлы будут реагировать с раствором серной кислоты?
- Hg, Ba, Fe;
- Zn, Ag, Ca;
- Cr, Mg, Na;
- Sn, Pb, Ni;
- нет правильного ответа.
- В какой из групп все вещества будут реагировать с раствором ортофосфорной кислоты?
- MgO, O2, HCl;
- Ag2O, Ca, Na2O;
- Hg, H2O, Zn;
- Mg, SO3, Fe2O3;
- нет правильного ответа.
- Любую кислоту можно отличить от других веществ, не обладающих свойствами кислот,
- по цвету;
- по запаху;
- по действию индикатора фенолфталеина;
- по действию индикатора лакмуса;
- по массе;
- нельзя отличить.
При индивидуальном занятии с ребенком, весь комплект заданий ― распечатывается и заполняется учеником на уроке.
Представленная система заданий обладает широкими дидактическими возможностями. Использование частично-поискового метода обучения позволяет учащимся приобрести опыт самостоятельной познавательной деятельности, развивать регулятивные умения (планирование, определение пути достижения цели, самоконтроль деятельности). Подготовка небольших сообщений и их представление создают условия для развития коммуникативных умений (навык сотрудничества, учебное взаимодействие во время образовательной деятельности). Представленная система заданий подводит ребенка к необходимости размышлять, выстраивать логические цепочки, устанавливать причинно-следственные связи. Задания предполагают создание некоторого модельного эксперимента, когда ребенок должен по условию задания воспроизвести в своем образном мышлении те процессы, которые протекают с веществами и представить, как они изменяются в процессе этих химических реакций. В конечном итоге это будет способствовать развитию системного мышления, которое учит школьников самостоятельно добывать нужную информацию, анализировать получаемые знания и применять их для решения новых задач, т.е. способствовать достижению личностных результатов обучения.
Сегодня, в круговерти старых, новых и сверхновых педагогических течений, учитель должен сохранить свою целостность и вслед за мудрыми сказать, глядя в глаза своему ученику: «Верь мне, потому что я тебя люблю». Любить людей ― дело трудное. Но учитель должен помочь ребенку не обижаться на мир даже тогда, когда его жизненное пространство сужается до минимума, любить мир, жить с ним в согласии и преображать его своим теплом и светом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мелодекламация или пение? Особенности обучения пению детей с нарушенным слухом (из опыта работы в интернате для слабослышащих детей).
В работе дано обоснование возможности и необходимости обучения пению дтей с нарушенным слухом. Описаны методы и приёмы работы над звуковысотным слухом, координацией между слухом и голосом в опоре на ...
Доклад на тему:"Особенности обучения леворуких детей на уроках физической культуры".
Методические рекомендации по обучению леворуких детей на уроке физической культуры....
ОЦЕНКА РЕЧИ ДЕТЕЙ, ПРЕДЛОЖЕННАЯ В ПРОГРАММЕ «ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ»
Возрастная группа 4-7 лет...
Дети с особыми потребностями: проблемы, педагогические решения (реализация права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов). Обучение английскому языку детей с ЗПР и детей-инвалидов.
Описание практического педагогического опыта работы с детьми с особыми потребностями. Опыт работы с книгой В. Скультэ...
2018 "Организация обучения детей с ОВЗ и детей - инвалидов в общеобразовательной организации"
Удостоверение...
Повышении квалификациии 2018 "Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательной организации"
Удостоверения...
Особенности обучения химии детей с ограниченными возможностями здоровья
Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя &laqu...