Вытупление " РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ".
методическая разработка на тему
Я хочу познакомить вас с комплексом коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование произвольности познавательной деятельности у детей. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю в течение 5-6 месяцев. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия могут проводится фронтально и индивидуально.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2016_vystuplenie_razvitie_proizvolnosti_poznavatelnoy_deyatelnosti_u_detey.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У ДЕТЕЙ.
У воспитанников нашего детского дома недостаточно сформирована готовность к обучению. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: не умеют последовательно выполнять инструкции воспитателя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Эти трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы.
Я хочу познакомить вас с комплексом коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование произвольности познавательной деятельности у детей. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю в течение 5-6 месяцев. Продолжительность каждого занятия 20 минут. Занятия могут проводится фронтально и индивидуально.
Весь предложенный комплекс занятий состоит из 2 разделов:
- Установочный раздел.
- Содержательный раздел.
Установочный раздел состоит из занятий на расслабление мышц лица с последующим внушением психотонического характера.
Содержательный раздел состоит из 3 заданий:
1 задание – «Корректурная проба» (1-1,5 мес.). Работа проводится в несколько этапов, имеющих целью усложнение инструкции и содержание стимульного материала.
Детям предлагаются листы бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур, а также образец, который поможет ребёнку ориентироваться в задании, фактически схема инструкции.
С 1 по 5 этап детям предлагается схема инструкции. А само задание усложняется. На 1,2 и 3 этапе дети работают с геометрическими фигурами. На 4 этапе с цифрами. На 5 этапе с буквами.
На 6 этапе отсутствует схема инструкции. Инструкция говорится детям вслух. Дети повторяют инструкцию вслух и про себя. Работу на 6 этапе проводят в той же последовательности предоставления материала и работе с ним. 6 этап длится 1,5 – 2 месяца.
2 задание – «Дорисовывание фигур по симметрии». Длится 1 -1,5 мес.
На стандартном листе бумаги в клетку изображены незаконченные фигуры.
Это задание проводится по словесной инструкции педагога, дети повторяют инструкцию вслух и про себя. Усложнение содержания заданий достигается за счёт усложнения рисунков.
Это задание может быть использовано также для развития недостаточно сформированной у детей зрительно-моторной и слухо-моторной координации.
3 задание – «Продолжи ряд». Длится 1-1,5 мес.
На листе бумаги расположен ряд фигур, повторяющихся с определённой закономерностью. Нужно продолжить этот ряд, не нарушая предложенной закономерности. Усложнение задания заключается в том, что фигуры геометрического ряда отличаются друг от друга не одним признаком, а двумя.
После 5-6 месяцев занятий схема деятельности «выстраивается» в сознании ребёнка и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Дети начинают воспринимать словесную инструкцию. Но если результаты не удовлетворительные, то с ребёнком проводится индивидуальная работа по указанной выше системе, а также поддерживающие коррекционно-развивающие занятия.
В процессе проведения занятий с детьми по мере необходимости проводятся гимнастические упражнения для развития умственных способностей «БРЭЙН ДЖИМ».
В зависимости от конкретных условий занятия по развитию произвольности познавательной деятельности смогут проводиться по следующей схеме:
- Гимнастика для пальцев рук.
- Занятия непосредственно содержательного характера («корректурная проба», «дорисовывание фигур по симметрии», «продолжи ряд»).
- Упражнения по развитию умственных способностей с одновременной суггестией, направленной на изменения эмоционального состояния детей.
«Вестник» №2/1998. 10-17стр.
ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ «БРЭЙН-ДЖИН»
- «Перекрёстные движения».
При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.
2. «Ленивые восьмёрки».
Сначала рисуют в воздухе восьмёрки правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.
- «Энергизатор».
Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову вперёд, потягиваю заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.
- «Шапка для размышления».
Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
- «Точки мозга».
Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка, и вы рисуете ей бабочку – 8 на потолке.
- «Симметричные рисунки».
Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.
- «Активизация руки».
Держите одну руку рядом с ухом, Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырёх направлениях (вперёд, назад, к себе, от себя).
- «Качание головой».
Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.
- «Сова».
Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.
ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентраций, успокоения нервной системы.
- Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочерёдно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
- И.П. – то же. Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой руке. Затем на двух руках вместе (20 раз).
- Для развития сосредоточенности. Левую руку сжать в лёгкий кулачок. Правая рука – в виде сжатой «стрелки» из пальцев, направить её в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток «энергии». Руки поменять (20 раз).
- Для развития концентрации, успокоения нервной системы. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на неё пять раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
- Для развития памяти. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочерёдно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).
- Для развития памяти. Согнуть пальцы обеих рук в «кошачий коготь» или крючок.
- Для развития памяти. Поочерёдно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.
- Для развития памяти. Сделать «захват» согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
- Для развития памяти. Руки поднять вверх, делать поочередно «захват» «крючками» из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.
- Для развития памяти. Упражнения с орехами (2 ореха). Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.
- Для развития памяти. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко «покалывать» ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР
Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...
Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта
Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта...
Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...
Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья
Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....
"Развитие познавательной деятельности детей на уроке русского языка"
В данной статье описывается организация работы, направленная на развитие познавательных способностей детей....
Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".
Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях детских домов - интернатов. Рабочая ...
Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)
Теория и практические рекомендации развития изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями....