Вытупление " РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ".
методическая разработка на тему

Дементьева Виктория Викторовна

Я хочу познакомить вас с комплексом коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование произвольности познавательной деятельности у детей. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю в течение 5-6 месяцев. Продолжительность каждого занятия  20 минут. Занятия могут проводится фронтально и индивидуально.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

У ДЕТЕЙ.

        У воспитанников нашего детского дома недостаточно сформирована готовность к обучению. Они испытывают затруднения в произвольной организации деятельности: не умеют последовательно выполнять инструкции воспитателя, переключаться по его указанию с одного задания на другое. Эти трудности усугубляются ослабленностью их нервной системы.

Я хочу познакомить вас с комплексом коррекционно-развивающих занятий, направленных на формирование произвольности познавательной деятельности у детей. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю в течение 5-6 месяцев. Продолжительность каждого занятия  20 минут. Занятия могут проводится фронтально и индивидуально.

Весь предложенный комплекс занятий состоит из 2 разделов:

  1. Установочный раздел.
  2. Содержательный  раздел.

Установочный раздел состоит из занятий на расслабление мышц лица с последующим внушением психотонического характера.

Содержательный раздел состоит из 3 заданий:

1 задание – «Корректурная проба» (1-1,5 мес.).  Работа проводится в несколько этапов, имеющих целью усложнение инструкции и содержание стимульного материала.

Детям предлагаются листы бумаги с рядами чередующихся геометрических фигур, а также образец, который поможет ребёнку ориентироваться в задании, фактически схема инструкции.

С 1 по 5 этап детям предлагается схема инструкции. А само задание усложняется. На 1,2 и 3 этапе дети работают с геометрическими фигурами. На 4 этапе с цифрами. На 5 этапе с буквами.

На 6 этапе отсутствует схема инструкции. Инструкция говорится детям вслух. Дети повторяют инструкцию вслух и про себя. Работу на 6 этапе проводят в той же последовательности предоставления материала и работе с ним. 6 этап длится 1,5 – 2 месяца.

2 задание – «Дорисовывание фигур по симметрии». Длится 1 -1,5 мес.

На стандартном листе бумаги в клетку изображены незаконченные фигуры.

Это задание проводится по словесной инструкции педагога, дети повторяют инструкцию вслух и про себя. Усложнение содержания заданий достигается за счёт усложнения рисунков.

Это задание может быть использовано также для развития недостаточно сформированной у детей зрительно-моторной и слухо-моторной координации.

3 задание – «Продолжи ряд». Длится 1-1,5 мес.

На листе бумаги расположен ряд фигур, повторяющихся с определённой закономерностью. Нужно продолжить этот ряд, не нарушая предложенной закономерности. Усложнение задания заключается в том, что фигуры геометрического ряда отличаются друг от друга не одним признаком, а двумя.

После 5-6 месяцев занятий схема деятельности «выстраивается» в сознании ребёнка и потому он не нуждается во внешних опорах и подсказках. Дети начинают воспринимать словесную инструкцию. Но если результаты не удовлетворительные, то с ребёнком проводится индивидуальная работа по указанной выше системе, а также поддерживающие коррекционно-развивающие занятия.

В процессе проведения занятий с детьми по мере необходимости проводятся гимнастические упражнения для развития умственных способностей «БРЭЙН ДЖИМ».

В зависимости от конкретных условий занятия по развитию произвольности познавательной деятельности смогут проводиться по следующей схеме:

  1. Гимнастика для пальцев рук.
  2. Занятия непосредственно содержательного характера («корректурная проба», «дорисовывание фигур по симметрии», «продолжи ряд»).
  3. Упражнения по развитию умственных способностей с одновременной суггестией, направленной на изменения эмоционального состояния детей.

«Вестник» №2/1998. 10-17стр.

ГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ «БРЭЙН-ДЖИН»

  1. «Перекрёстные движения».

При движении одновременно с правой рукой двигается левая нога и одновременно с левой рукой двигается правая нога. Можно проводить эти упражнения под музыку.

     2. «Ленивые восьмёрки».

Сначала рисуют в воздухе восьмёрки правой рукой, затем левой, затем одновременно правой и левой.

  1. «Энергизатор».

Приложить ладонь к вискам. Выдохните с силой воздух. Медленно вдохните. Голова начинает легко подниматься, поднимается лоб, затем шея и верхняя часть тела. Нижняя часть тела и плечи расслаблены. Выдыхая, опускайте подбородок к груди. Вытяните голову вперёд, потягиваю заднюю часть шеи. Расслабьтесь и глубоко дышите.

  1. «Шапка для размышления».

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

  1. «Точки мозга».

Левую руку положить на пупок. Правой рукой массируем точки, которые расположены сразу же под ключицей, с правой и левой сторон груди. Представьте, что на носу у Вас кисточка, и вы рисуете ей бабочку – 8 на потолке.

  1. «Симметричные рисунки».

Двумя руками одновременно рисуем в воздухе любые фигуры.

  1. «Активизация руки».

Держите одну руку рядом с ухом, Мягко выдохните воздух через сжатые губы, одновременно активируя мышцы и подталкивая кисть другой рукой в четырёх направлениях (вперёд, назад, к себе, от себя).

  1. «Качание головой».

Дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи.

  1. «Сова».

Ухватите плечо и сожмите его мышцы. Поверните голову так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.  

ЯПОНСКАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

для улучшения памяти, внимания, сосредоточенности, концентраций, успокоения нервной системы.

  1. Две руки ладонями внутрь расположить перед глазами на уровне груди. Начиная с левого мизинца внимательно рассмотреть каждый палец, затем также начиная с левого мизинца сгибаем поочерёдно каждый палец сначала на левой руке, затем на правой, также начиная с мизинца. Согнуть, подержать кулачки, выпрямить (20 раз).
  2. И.П. – то же. Начиная с указательного пальца левой руки нажимать большим пальцем на верхнюю подушечку пальцев поочередно на левой руке, затем на правой руке. Затем на двух руках вместе (20 раз).
  3. Для развития сосредоточенности. Левую руку сжать в лёгкий кулачок. Правая рука – в виде сжатой «стрелки» из пальцев, направить её в основание мизинца левой, не прикасаясь. Ощутить поток «энергии». Руки поменять (20 раз).
  4. Для развития концентрации, успокоения нервной системы. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на неё пять раз большим пальцем. Поменять руки (20 раз).
  5. Для развития памяти. Большим пальцем левой руки нажать на нижнюю подушечку указательного пальца, сгибая его при этом, а затем выпрямляя. Затем поочерёдно на остальные. На правой руке начинать с мизинца. Потом на обеих руках вместе (20 раз).
  6. Для развития памяти. Согнуть пальцы обеих рук в «кошачий коготь» или крючок.
  7. Для развития памяти. Поочерёдно начиная с указательного пальца соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.
  8. Для развития памяти. Сделать «захват» согнутыми в крючок указательными пальцами обеих рук, затем средними и т.д., потянуть, расправить диафрагму, закончить большим пальцем.
  9. Для развития памяти. Руки поднять вверх, делать поочередно «захват» «крючками» из пальцев в разные стороны, потянуть позвоночник вверх.
  10. Для развития памяти. Упражнения с орехами (2 ореха). Всеми пальцами катать орехи по внутренней и внешней сторонах ладоней по часовой и против часовой стрелки.
  11. Для развития памяти. Не очень острой палочкой (можно исписанным стержнем шариковой ручки) легко «покалывать» ладони рук, начиная с левой, по часовой и против часовой стрелки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры, как средство развития познавательной деятельности детей с ЗПР

Оценивая интеллектуальную готовность детей, испытывающих стойкие трудности в обучении, исследователи отмечают основную черту — низкую познавательную активность, которая проявляется хотя и неравн...

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта

Развитие коммуникативной деятельности детей с нарушением интеллекта...

Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе как средство развития познавательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.

Статья о важности использования дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах школ VIII вида. Исследователи отмечают основную черту обучающихся в школах VIII вида — низкую познав...

Праздники как один из источников коррекции и развития творческой деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья

Творчество является уделом всех, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития....

"Развитие познавательной деятельности детей на уроке русского языка"

В данной статье описывается организация работы, направленная на развитие познавательных способностей детей....

Рабочая программа "Развитие познавательной деятельности детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью".

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми - инвалидами, имеющими выраженную степень интеллектуальной недостаточности, проживающих в условиях  детских домов - интернатов. Рабочая ...

Развитие изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями (заикание)

Теория и практические рекомендации развития изобразительной деятельности детей с речевыми нарушениями....