Урок развития речи в 4-ом классе. Муравей.
план-конспект урока на тему
Разработка урока развития речи по теме "Насекомые.Муравей"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 153.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл
«Нартасская школа-интернат»
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ
«НАСЕКОМЫЕ: МУРАВЕЙ».
(открытый урок во 4-ом классе)
Подготовила и провела Курбанова Г.С.,
учитель начальных классов I категории
Конспект открытого урока.
Тема: Насекомые: муравей.
Тип урока: комбинированный
Образовательные задачи:
продолжить формирование умения составлять связное высказывание описательного типа на основе анализа по картинно-символическому плану;-расширить и уточнить представления обучающихся о предметах окружающего мира через изучение насекомого – муравья;
Коррекционно-развивающие задачи:
- Формирование умения составлять рассказ-описание уточнение понимания и смысла, значения новых слов, активизация словаря.
Коррекция и развитие связной устной речи посредством устных ответов на вопросы, пересказа; - Развитие навыка осмысленного чтения, коррекция грамотности и внимания посредством упражнений: «Молчанка», «Угадайка».
- Коррекция пространственной ориентировки и внимания посредством работы с пазлами и дидактическими картинами.
- Коррекция и развитие навыков самоконтроля.
Воспитательные задачи:
- воспитывать мотивацию к учению;
- учить понимать и чувствовать окружающую природу.
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, предметные картинки с изображением животных, картинный план, индивидуальные карточки, раздаточный дидактический материал.
ХОД УРОКА
Содержание урока | Примечания |
1. Организационный момент. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Мы начнём урок, друзья. Отчет дежурного: Сегодня. Время года – весна. День недели – . На улице---- Урок развития речи. В классе 12 человек. «Молчанка» Возьмите карточки. Читайте слова молча, каждый в своем темпе, вслух произнося названия только весенних месяцев. январь, сентябрь, октябрь, март, февраль, июль, ноябрь, апрель, август, ноябрь, май, декабрь. | |
Направлено на расширение возможностей ребенка читать и понимать прочитанное про себя. Смысл заключается в поиске и произнесении ребенком только заданных слов. | |
2. Актуализация знаний. -Проведем речевую разминку, чтобы правильно проговаривать все слова, когда мы будем отвечать. 1.3. «)- Прочитайте и подумайте о ком вы прочитали. кваКАет ЧИриКАет мыЧИТ Лает МУРлычет | Угадайка» (направлено на повышение скорости чтения, понимания прочитанного, развитие воображения |
-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с животным миром нашей страны. У каждого на парте лежат разрезные картинки и цветные кружочки. Соберите пазлы, и покажите к какой группе принадлежит животное при помощи нужного цвета. -Какую группу животных мы изучаем? (насекомые). -Кто из них насекомое? Докажите.
-Назовите части тела насекомых. Чем насекомые отличаются от других животных? ( 3 пары ног). | |
3. Сообщение темы урока. – О ком мы сегодня будем говорить? Отгадайте ребус. - Правильно, это-муравей. Прочитаем хором и запомним словарное слово. - | |
-Присмотримся к муравью, у вас на партах лежит фото. Работаем в паре. Рассмотрим части тела и докажем, что он- представитель насекомых. - Как называется эта часть тела? (голова) - Голова подвижная, с сильно развитыми грызущими челюстями. На голове - глаза и усики. - Назовите части тела, которые следует за головой? ( грудь и брюшко) - Сколько пар лапок у муравья? - Выйти к доске и показать переднюю пару лапок. - Покажите заднюю пару лапок. - Покажите среднюю пару лапок. -Как передвигается муравей? - У муравья три пары ног, с их помощью он ползает. Но у матки - муравья есть крылья, поэтому она может не только ползать, но и летать. | |
-Какого цвета муравей? (черные, коричневые красные, и желтые даже полосатые муравьи) | |
Физкультминутка. - Давайте отдохнем и проведем физкультминутку. Муравей не отдыхает. За день много успевает: Наклониться, подтянуться, Перепрыгнуть, изогнуться, Пробежать и повернуться, Перелезть и развернуться, Проползти и увернуться, Чтоб на месте не споткнуться. Так весь день. Назад - вперёд И совсем не устаёт. - Какую басню Крылова мы с вами учили на уроке чтения? О каком качестве муравья мы узнали? (муравей- трудолюбивый) - Правильно, муравей – трудолюбивый. Про человека, который всегда чем-то занят, работает, тоже говорят, что он-трудолюбив как муравей. | |
- Как вы думаете, чем питаются муравьи? Муравьи питаются насекомыми. - Муравей маленький, но очень сильный, может поднять груз в 50 раз больше своего веса. За один час муравьи уничтожают более 100 тысяч тлей и 2 тысячи гусениц. | |
Где живут муравьи? - Ребята, а где живут муравьи? (В муравейнике) - Кто видел муравейники? Как он выглядит? (Это большая, куполообразная куча из хвои, веточек, черенков листьев, с множеством ходов и выходов). -У вас на партах схемы муравейника. Муравейник состоит из наземной части и подземной. Наземная, то, что видим над землёй, а подземная находится под землёй. | |
А вы знаете, как построен муравейник внутри? 1. Покрыт муравейник иголочками и веточками. Они защищают жилище от непогоды. 2. "Солярий" - камера, нагреваемая лучами солнца. Весной обитатели забегают сюда погреться. 3. Один из входов. Охраняется солдатами. Служит вентиляционным каналом. 4. "Кладбище". Сюда рабочие муравьи относят умерших собратьев и мусор. 5. Зимовальная камера Собираются здесь, чтобы пережить холода в состоянии полуспячки. 6. "Хлебный амбар". Здесь муравьи хранят зерна. 7. Царская камера, где живет матка, откладывающая до полутора тысяч яиц в день. За ней ухаживают рабочие муравьи. 8. Камеры с яйцами, личинками и куколками. 9. "Коровник", где муравьи содержат тлей, тля выделяет сладкую жидкость и муравьи её едят. 10. "Мясная кладовка", куда они приносят гусениц и другую добычу. - Давайте повторим, и заполним другую схему. - Покажите вход, мясную кладовку, коровник, хлебный амбар, царскую камеру. | |
-В муравейнике муравьи исполняют разные обязанности. Посмотрим отрывок про обязанности муравьев. - А теперь самостоятельно прочитайте текст, заполните пропуски. | |
- Пользу или вред приносит. - Ребята, а вы знаете, какую пользу приносят муравьи? - Муравьи - представители полезных насекомых. -Люди давно уже поняли пользу муравьёв и начали их разводить на новых местах, заставляя "работать" там, где много гусениц и других вредителей. 8. Бережное отношение. - Вот видите, какой многоэтажный дом-крепость выстраивают себе муравьи. Так его долго и трудно строить и так легко некоторым людям сломать его. А представьте себе, какое горе для муравьиного народа, ведь гибнет вся муравьиная семья. В одном муравейнике живет несколько миллионов муравьев-санитаров леса. Без муравьёв лесу плохо. Меньше будет муравьёв в лесу, больше разведется вредных жуков, гусениц, тли, которые поедают лесные насаждения. И даже муравьи-солдаты стойкие защитники муравейника не помогут здесь. Муравьи - наши друзья. Муравейники надо беречь! | |
Закрепление знаний. - Ребята, вы сегодня узнали очень много о муравьях. - Я хочу проверить ваши знания. Расскажи по плану о муравье. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку развития речи в 4-5 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Яварь"
В данной презентации расказывается о январе.Объясняется название месяца,даются его древнерусские названия, включены приметы,пословицы и поговорки.Много красочных иллюстраций январской природы....
презентация к уроку развития речи в 10-11 классах "Способы выявления и формулировки проблемы по прочитанному тексту"
презентация - сопровождение урока; содержит тексты для работы, тесты, алгоритмы, дидактический материал....
План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс
Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...
Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.
Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное обуче...
Конспект урока развития речи для 5 глухого класса на тему "Рассказ по закрытой картинке"
Конспект урока может быть полезен учителям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ 1и 2 видов. Технология составления рассказа по закрытой картинке очень эффективна при обучении глухих шк...
Урок развития речи в 5-м классе по теме: "Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"
Урок развития речи в 5-м классе по теме:"Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?"Цели урока: расширить словарный запас пятиклассников в области речевого этикета и подвести их к осознанию важно...
КАЧЕСТВО РЕЧИ (урок развития речи в 5-м классе)
Вы обращали внимание на то, как говорят люди? Одни – увлекательно, ярко, захватывающе; другие – неинтересно, блёкло, скучно. Почему так? Всё дело в мастерстве владения словом, в качестве р...