Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов (по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова) на 2016-2017 учебный год
материал по теме
Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.
Все содержание рабочей программы сочетается с индивидуальным подходом к учащимся, учитывается уровень подготовленности, особенности личности, работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_klass_psihomotorika_legkaya_forma_novaya.docx | 54.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №7,
осуществляющая деятельность
по адаптированным основным образовательным программам»
г.Сергиев Посад
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7,
Осуществляющая деятельность по адаптированным основным
Образовательным программам»___________
Т.П.Волох
«____»___________2016г
Приказ № ____от «_____»_______
Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса
по развитию психомоторики и сенсорных процессов
(по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова)
на 2016-2017 учебный год
Составитель: Макридина Вера Александровна
Учитель психомоторики
2016
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка………………………………………………………………………3
- Общая характеристика учебного предмета «Развитие психомоторных и сенсорных процессов……………………………………………………………………………………….4
- Описание места учебного предмета «Развитие психомоторных сенсорных процессов» в учебном плане…………………………………………………………………………………………….5
- Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе…………….5
- Содержание учебного предмета «Развитие психомоторных сенсорных процессов»..……………………………………………………………………………………..7
- Тематическое планирование…………………………………………………………………9
- Ожидаемый результат у обучающихся 1 класса…………………………………………21
- Перечень учебно- методического обеспечения……………………………………………21
Пояснительная записка
- Нормативная база:
Нормативная база разработки учебной программы :
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред Федеральных законов от 07.05.2013 399-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ) Устав МБОУ
- Устав МБОУ «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
- Программа « Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида . Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова.
- Образовательная программа МБОУ «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
- Учебный план «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
Цели и задачи обучения
Цели:
- Овладение системой знаний, умений и навыков познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
- Развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекция психофизического развития
- Воспитание правил нравственного поведения , необходимого для общения и сотрудничества.
Основные задачи:
Образовательные:
- формировать правильные многогранные полифункциональные представления об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
- обогащать чувственный и познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
- формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
Коррекционные:
- исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
- формировать точность и целенаправленность движений и действий.
- способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).
Воспитательные:
- воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
- воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
- прививать чувства толерантности, патриотизма;
- вырабатывать положительную мотивацию к учению.
2. Общая характеристика учебного предмета
Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности...
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.
Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,- сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа.
Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта..
Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.
Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.
Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля за ходом работы и предоставлению отчета по окончании.
Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.
Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Итак, структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;
-тактильно-двигательное восприятие;
-кинестетическое и кинетическое развитие;
-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;
-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;
-восприятие пространства;
-восприятие времени.
3.Место предмета в учебном плане
Общее количество часов в год- 66 часов,. Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в разделе «Обязательные индивидуальные и коррекционные занятия», 2 часа в неделю.
4. Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе
В 1 классе обучаются дети с нарушением интеллекта со всеми типичными для таких детей нарушениями развития..
Эмоционально-волевая сфера этих детей отличается незрелостью, неустойчивостью и поверхностностью эмоциональных реакций, также слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. У учеников 1 класса отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, они выбирают путь, не требующий волевых усилий.. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Затруднения в психическом развитии детей 1 класса обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем). Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно чётки и координированы. Для этих детей характерно недоразвитие сенсомоторной координации, замедленность формирования целостности образов предметов и объектов.
Ощущения и восприятие носят рефлекторный характер. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Для обучающихся 1 класса характерна неловкость движений, подвижность сочетается с большими сложностями при переключении движений, быстрой смене поз и действий, недостаточная сформированность праксиса. Они не умеют сосредотачивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, несформированы зрительномоторные и вестибулярномоторные координации, которые служат основой для формирования познавательной деятельности. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности, малая дифференцированность слухового и зрительного восприятия не дает овладеть ученикам пространственными категориями не только в практической деятельности, но и в речи.
Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным, чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая в каждое занятие материал для повторения и самостоятельных работ, также, для преодоления вышеперечисленных проблем использую : структурирование программного материала, усиление практической направленности с опорой на жизненный опыт, ориентация на внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов, связь с другими учебными предметами.
Задачи:
1. Формировать умения и навыки штриховки, закрашивания, рисования карандашами с постепенным усложнением;
2. Формировать осмысленное выполнение простейшие двигательных упражнений.
3. Формировать адекватное зрительное восприятие формы и величины предметов.
4. Формировать навыки выделения разновидности геометрических фигур.
5. Формировать умения целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты.
6. Формировать недостающие поисковые способы ориентировки в предметном мире через восприятие особых свойств предметов.
7. Формировать слуховое восприятие через развитие слухомоторных координаций, чувства ритма.
8. Формировать различение право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов.
9. Постепенно развивать чувство времени через знакомство с привычными временными эталонами.
5. Содержание программы.
1 А класс- (66 часов)
Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2часа)
Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков(14 часов)
Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.
Тактильно-двигательное восприятие (4часа)
Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.
Кинестетическое и кинетическое развитие (4часа)
Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18часов)
Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3детали).
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5часов)
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4часа)
Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый-легкий).
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5часа)
Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков, Подражание неречевым и речевым звукам.
Восприятие пространства (7часов)
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, вверху - внизу и др.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/правая/левая/ сторона).
Восприятие времени (5часов)
Сутки. Части суток. Работа с графической моделью «сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.
Учебно- тематический план
1 А класс
( 2 часа в неделю - всего 66 часов)
№ п/п | Название раздела, темы | Всего часов |
1 | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий. | 2 |
2 | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 14 |
3 | Тактильно-двигательное восприятие. | 4 |
4 | Кинестетическое и кинетическое развитие | 4 |
5 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 18 |
6 | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти | 4 |
7 | Восприятие особых свойств предметов | 5 |
8 | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти | 15 |
9 | Восприятие пространства. | 7 |
10 | Восприятие времени | 5 |
Всего: 66 |
6.Календарно-тематический план курса
«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
для учащихся 1 А класса
Название раздела, тематика занятий | Кол-во | Содержание | БУД | ||||||
Область развития жизненных компетенций | Дата по плану | Дата по факту | |||||||
1-3 | Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий | 3 | Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий | организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой(столом),правильно держать тетрадь для рисования и карандаш | |||||
Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов) | |||||||||
4 | Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения) | 1 | Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, построения | проговаривать последовательность действий | ориентироваться на сенсорные эталоны | ||||
5 | Формирование чувства равновесия («дорожка следов») | 1 | Занятие-путешествие | «Дорожка следов» полоса препятствий | ориентироваться на сенсорные эталоны | ||||
6-7 | Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.) | 2 | Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т. д | выявлять закономерности и проводить аналогии | действовать по звуковому сигнал | ||||
8-9 | Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика | 2 | Выполнение пальчиковой гимнастики | выявлять функциональные отношения между понятиями | зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным признакам | ||||
10-11 | Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой) | 2 | Учить правильно держать правильно карандаш, ручку | обобщать, делать несложные выводы | самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||||
12-13 | Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка | 2 | Учить обводить по трафарету(внутреннему и внешнему) штриховать. | выделять существенные признаки предметов | целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога | ||||
14 | Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин) | 1 | Занятие-игра | Игры со шнурками; пособие «Гусеница» | целенаправленно выполнять действия по инструкции | ||||
15 | Работа в технике рваной аппликации | 1 | Учить выполнять работу в технике рванной аппликации | передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя | целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога | ||||
16 | Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос | 1 | Учить работать с ножницами | передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя | целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога | ||||
Тактильно-двигательное восприятие ( часа4) | |||||||||
17 | Определение на ощупь величины предмета. | 1 | Учить определять на ощупь величины предмета (большой –маленький –самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | классифицировать явления, предметы | определять на ощупь поверхность предметов | ||||
18 | Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов | 1 | Учить определять на ощупь плоскостных фигур и предметов | совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | определять на ощупь поверхность | ||||
19 | Упражнения в раскатывании пластилина. | 1 | Лепка «Угощение» | обобщать, делать несложные выводы | самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||||
20 | Игры с крупной мозаикой | 1 | Игра- занятие | обобщать, делать несложные выводы | самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||||
Кинестетическое и кинетическое развитие ( 4часа) | |||||||||
21 | Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений. | 1 | вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется раз» | уметь обратиться ко взрослому за помощью | классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||||
22 | Движения и позы верхних и нижних конечностей. | 1 | Занятие-игра в зале | сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты», | самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||||
23 | Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей- кошка,) | 1 | Имитация движений (оркестр, повадки зверей) | определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | давать полное описание объектов и явлений | ||||
Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов) | |||||||||
24 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат). Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные) | 1 | Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) | слушать и понимать речь других | определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями | ||||
25-26 | Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом | 2 | Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные | сравнивать между собой предметы, явления | группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета | ||||
27 | Подбор предметов одинаковых по форме. | 1 | Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме» | Предметы разнообразные по форме | узнавать предметы по заданным признакам | ||||
28 | Работа с геометрическим конструктором (по показу) | 1 | Работа с геометрическим конструктором | крупный напольный «Лего» | классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||||
29 | Подбор предметов различных по форме. | 1 | Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета) | Предметы разнообразные по форме | классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||||
30 | Различение предметов по величине (большой — маленький) | 1 | Учить различать предметы по величине (большой –маленький) | узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; | классифицировать предметы по форме, величине, цвету | . | |||
31 | Сравнение двух предметов по высоте и длине | 1 | Учить сравнению2-х предметов по высоте и длине | добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя | выражать пространственные отношения с помощью предметов | ||||
32 | Сравнение двух предметов по ширине и толщине | 1 | Учить сравнению 2-х предметов по ширине и толщин | ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | различать противоположно направленные действия и явления | ||||
33 | Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу | 1 | Работа с геометрическим конструктором | Геометрический конструктор | классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||||
34 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | 1 | Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый) | учиться отличать верно выполненное задание от неверного | составлять цветовую гамму от темного к светлому | ||||
35 | Различение и обозначение основных цветов. | 1 | Различение и обозначение основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета» | различать и называть цвета | ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | ||||
36-37 | Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале | 2 | Учить составлению целого из частей (2 –3детали) на разрезном наглядном материале | учиться работать по предложенному учителем плану | сравнивать предметы по внешним признакам | ||||
Развитие зрительного восприятия (5 часов) | |||||||||
38 | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога) | 1 | обследование предметов, состоящих из 2 –3 деталей, по инструкции педагога | учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
39 | Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов. | 1 | Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных/сюжетных/ картинок). Нахождение«нелепиц» на картинках.«Сравни предметы» | перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса | Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрация | ||||
40-41 | Нахождение отличительных и общих признаков 3-4 предметов. | 2 | Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета) | Предметные картинки | Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрация | ||||
42 | Упражнения для профилактики и коррекции зрения | 1 | Выполнение упражнений для профилактики и коррекции зрения | учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
Восприятие особых свойств предметов (4 часа) | |||||||||
43 | Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом | 1 | контрастные температурные ощущения: холодный горячий);обозначение словом | узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела; | употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; | ||||
44 | Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу» | 1 | Традиционное- план конспект | Предметные картинки; натуральные предметы | употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов | ||||
45 | Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах). | 1 | Дидактическая игра «Определи по запаху» | Предметные картинки; натуральные предметы | употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов; | ||||
46 | Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий). | 1 | Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести | Предметные картинки; натуральные предметы | сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку» | ||||
Развитие слухового восприятия (5 часов) | |||||||||
47 | Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание). | 1 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум машин).Прослушивание музыкальных произведений | выявлять функциональные отношения между понятиями | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
48 | Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин). | 1 | Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающего мира. | Детские музыкальные инструменты; аудио и медиафайлы | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
49 | Различение речевых и музыкальных звуков | 1 | Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира. | аудио и медиафайлы | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
50 | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» | 1 | Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных) | обобщать, делать несложные выводы | практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||||
Восприятие пространства (7 часов) | |||||||||
51 | Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога) | 1 | Традиционное | Мячи скакалки стрелки-символы | ориентироваться в пространстве | ||||
52 | Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.) | 1 | Традиционное | Мячи скакалки стрелки-символы | ориентироваться в пространстве | ||||
53 | Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении | 1 | Определение расположения предметов в помещении | проговаривать последовательность действий. | ориентироваться в пространстве | ||||
54 | Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.) | 1 | Занятие-игра в зале | Набор предметов | |||||
55 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона) | 1 | Традиционное | Листы бумаги разного формата | |||||
56 | Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур | 1 | Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно» | Геометрический конструктор | адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве | ||||
57 | Расположение предметов на листе бумаги. | 1 | Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона) | Выявлять закономерности и проводить аналогии | адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве | ||||
Восприятие времени (5 часов) | |||||||||
58 | Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь). | 1 | Определение части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки» | Определять последовательность событий | определять время суток | ||||
59 | Последовательность событий (смена времени суток) | 1 | Упражнения на графической модели «Сутки» | графическая модель «Сутки» | определять время суток | ||||
60 | Понятия «сегодня», «завтра», «вчера» | 1 | Учить порядок понятий «сегодня», «завтра»,»вчера» | Определять последовательность событий | Определять сегодня. Завтра, вчера | ||||
61 | Неделя. Семь суток. Порядок дней недели | 1 | Учить порядок дней недели. Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) –дидактическая игра | Определять последовательность событий | определять дни недели, время суток | ||||
62 | Дидактическая игра «Веселая неделя» | 1 | Занятие-игра | Определять последовательность событий | определять дни недели, время суток |
7.Ожидаемый результат у обучающихся 1 А класса
К окончанию учебного года обучающиеся 1класса получат возможность научиться:
Выполнять осмысленные простейшие двигательные упражнения по инструкции педагога,
Выполнять штриховку и раскрашивание карандашами,
Уметь адекватно зрительно воспринимать форму и величину предметов
Уметь целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты;
Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;
Различать «наложенные» изображения предметов;
Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении
Соотносить времена года с описанием.
8.Перечень учебно- методического обеспечения
1.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова -М. : Просвещение, 2009. –160 с.
2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. –М., 2007.
3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М., 2005.
4. Худенко Е.Д, и др. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов. –М., 2007.
5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии –М., 2008.
6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). Часть I. 7. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 1996.Согласовано
Согласовано
на заседании ШМО
учителей начальных классов
от_____2016г.
протокол №_________
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Кондаурова Л.Н.
_____________________2016г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполн...
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....
развивающее занятие для обучающихся 2 класса коррекционной школы по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики с использованием элементов цветотерапии" с презентацией
Данное занятие предназначено дла обучающихся 2 класса коррекциооной школы, направлено на развитие моторики с элементами цветотерапии....
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Предмет- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Календарно-тематическое планирование разработано и составлено на основании программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4...
Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...
Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...
Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...