Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов (по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова) на 2016-2017 учебный год
материал по теме

Макридина Вера Александровна

Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.

Все содержание рабочей программы сочетается с индивидуальным подходом к учащимся, учитывается уровень подготовленности, особенности личности, работоспособность детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass_psihomotorika_legkaya_forma_novaya.docx54.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Основная общеобразовательная школа №7,

осуществляющая деятельность

по адаптированным основным образовательным программам»

г.Сергиев Посад

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 7,

Осуществляющая деятельность по адаптированным основным

Образовательным программам»___________

Т.П.Волох

«____»___________2016г

Приказ № ____от «_____»_______

Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

(по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова)

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Макридина Вера Александровна

Учитель  психомоторики

2016

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3
  2. Общая характеристика учебного предмета «Развитие психомоторных и сенсорных процессов……………………………………………………………………………………….4
  3. Описание места учебного предмета «Развитие психомоторных сенсорных процессов» в учебном плане…………………………………………………………………………………………….5
  4. Особенности  преподавания данного учебного предмета в данном классе…………….5
  5. Содержание учебного предмета «Развитие психомоторных сенсорных процессов»..……………………………………………………………………………………..7
  6. Тематическое планирование…………………………………………………………………9
  7. Ожидаемый результат  у обучающихся 1 класса…………………………………………21
  8. Перечень учебно- методического обеспечения……………………………………………21

Пояснительная записка

  1. Нормативная база:

 Нормативная база разработки учебной программы :

  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред Федеральных законов от 07.05.2013 399-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ) Устав МБОУ
  • Устав МБОУ «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

  • Программа  « Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1-4 классов специальных  (коррекционных ) образовательных учреждений  VIII вида . Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова.
  •  Образовательная программа МБОУ «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»
  • Учебный план «Основной общеобразовательной школы № 7, осуществляющей деятельность по адаптированным основным образовательным программам»

                                               

   Цели и задачи обучения       

Цели:

  • Овладение системой знаний,  умений и навыков  познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.
  • Развитие психомоторики и сенсорных процессов, коррекция  психофизического развития
  • Воспитание правил нравственного поведения , необходимого для  общения и сотрудничества.

      Основные задачи:

Образовательные:

  • формировать правильные многогранные полифункциональные представления об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического  развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе;
  • обогащать чувственный и  познавательный опыт на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
  • формировать на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия                    явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
  • формировать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

Коррекционные:

  • исправлять недостатки моторики; совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
  • исправлять недостатки познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, инструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
  • совершенствовать сенсорно-перцептивную деятельность;
  • формировать точность и целенаправленность движений и действий.
  • способствовать овладению ребенком основными компонентами интеллектуальной деятельности: мотивационно-ориентировочным (умение принять инструкцию в полном объеме), операционным (способы действия, достижение результата), контрольно-оценочным (умение проконтролировать ход работы и адекватно оценить ее результаты).

                     Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность за свои поступки, аккуратность, настойчивость;
  • воспитывать трудолюбие, терпение, умение доводить дело до конца;
  • прививать чувства толерантности, патриотизма;
  • вырабатывать  положительную мотивацию к учению.

2. Общая характеристика учебного предмета

         Данный курс является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям  с нарушением интеллекта недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности...

Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представления о предметах, объектах и явлениях окружающего мира, окружающей действительности, Для полноценного сенсорного развития необходимо осуществление целенаправленного сенсорного воспитания.    

 Сенсорное развитие ребенка с нарушением интеллекта значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия,  нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Такого ребенка следует научить планомерному наблюдению за объектом, рассматриванию его, ощупыванию и обследованию. Но кроме этого необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам других предметов, т.е. ученик должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически,- сенсорными эталонами. Только тогда появится точность восприятия, сформируется способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.  Усвоение сенсорных эталонов – системы геометрических форм, шкалы величины цветового спектра предусматривает данная программа.

Формирование и обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного (умения видеть, слышать, осязать) является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности школьника с нарушением интеллекта..

Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, развития мелкой моторики при выполнении специальных упражнений.

Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове. Речь служит орудием человеческого мышления, средством общения и регуляции деятельности. Для детей с нарушением интеллекта характерны выраженные отклонения в речевом развитии, которые обнаруживаются на различных уровнях речевой деятельности. Использование на психокоррекционных занятиях всего многообразия приемов, облегчающих восприятие: показ предметов, стимулирующие  реплики и направляющие внимание вопросы, рассказ педагога, игра, создание  проблемной ситуации и др., побуждают учеников к оречевлению того, что они видят, к выполнению с объектом определенным образом организованной деятельности и к формированию полученных результатов. Разные виды деятельности представляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Особое внимание должно уделяться планированию предстоящей деятельности, осуществлению контроля  за ходом работы и предоставлению отчета по окончании.

Учитывая психологические особенности детей, целесообразно давать материал дробно, с постепенным,  чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Учащиеся должны уметь показать и прокомментировать свои действия, объяснять все, что они делают, собирают, решают, рисуют, лепят. Коррекционно-развивающие занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование  приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития речи.

Программа предусматривает развитие и воспитание детей на занятии через обучение, игру, музыку, движение, изобразительную деятельность и т. д. в процессе преимущественно коллективной деятельности, что взаимно обогащает детей, вызывает положительные эмоции и чувства, способствуют овладению различными способами управления собственным поведением. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.

Итак, структура программы психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:  

-развитие крупной и мелкой моторики графомоторных навыков;

-тактильно-двигательное восприятие;

-кинестетическое и кинетическое развитие;

-восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;

- развитие зрительного восприятия и зрительной памяти;

-восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, барических ощущений, вкусовых качеств;

- развитие слухового восприятия и слуховой памяти;

-восприятие пространства;

-восприятие времени.

3.Место предмета в учебном плане

 

          Общее количество часов в год- 66 часов,. Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в   разделе  «Обязательные индивидуальные и коррекционные занятия»,  2 часа в неделю.

4. Особенности преподавания данного учебного предмета в данном классе

В 1 классе обучаются дети с нарушением интеллекта со всеми типичными для таких детей нарушениями развития..

Эмоционально-волевая сфера этих детей отличается  незрелостью,  неустойчивостью и поверхностностью эмоциональных реакций, также  слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью.  У учеников 1 класса отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности,  они выбирают путь, не требующий волевых усилий.. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно - потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Затруднения в психическом развитии детей  1 класса обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем). Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук; движения недостаточно чётки и координированы. Для этих детей характерно недоразвитие сенсомоторной координации, замедленность  формирования целостности  образов предметов и объектов.

Ощущения и восприятие носят рефлекторный характер. Недостатки развития осязания отрицательно сказываются на формировании наглядно-действенного мышления. Для  обучающихся 1 класса характерна неловкость движений, подвижность сочетается с большими сложностями при переключении движений, быстрой смене поз и действий, недостаточная сформированность праксиса. Они не умеют сосредотачивать внимание, мобилизовывать сенсорно-двигательную память, несформированы зрительномоторные и вестибулярномоторные координации, которые служат основой для формирования познавательной деятельности. Пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности, малая дифференцированность слухового и зрительного восприятия  не дает овладеть  ученикам пространственными категориями не только в практической деятельности, но и в речи.

Учитывая психологические особенности детей, использую специальные коррекционные моменты, даю материал дробно, с постепенным,  чем обычно усложнением, увеличивая количество закрепляющих упражнений, включая  в каждое занятие материал для повторения и самостоятельных работ, также,  для преодоления вышеперечисленных проблем использую : структурирование программного материала,  усиление практической направленности  с опорой на жизненный опыт,  ориентация на  внутренние связи учебного материала по развитию психомоторики и сенсорных процессов,  связь с другими учебными предметами.

Задачи:

1. Формировать умения  и навыки штриховки, закрашивания, рисования карандашами с постепенным усложнением;

2. Формировать осмысленное выполнение  простейшие двигательных упражнений.

3. Формировать адекватное  зрительное восприятие  формы и величины предметов.

 4. Формировать  навыки выделения разновидности геометрических фигур.

5. Формировать умения целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты.

6. Формировать недостающие поисковые способы ориентировки в предметном мире через восприятие особых свойств предметов.

7. Формировать слуховое восприятие через развитие слухомоторных координаций, чувства ритма.

8. Формировать различение право- и левосторонней организации среды, горизонтального и вертикального расположения предметов.

 9. Постепенно развивать  чувство времени через знакомство  с привычными временными эталонами.

5.  Содержание программы.

1 А класс- (66 часов)

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий (2часа)

Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков(14 часов)

Развитие крупной моторики.  Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (броски в цель, ходьба по «дорожке следов»). Согласованность действий и движений разных частей тела (повороты и броски, наклоны и повороты). Развитие и координация движений кисти рук и пальцев. Пальчиковая гимнастика. Специальные упражнения для удержания письменных принадлежностей. Развитие координации движений руки и глаза (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков). Обводка, штриховка по трафарету. Аппликация. Сгибание бумаги.

Тактильно-двигательное восприятие (4часа)  

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов, их величины. Работа с пластилином (раскатывание). Игры с крупной мозаикой.  

Кинестетическое и кинетическое развитие (4часа)

Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (18часов)

Формирование сенсорных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур. Классификация предметов и их изображений по форме по показу. Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине; обозначение словом. Различение и выделение основных цветов (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый). Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3детали). Составление целого  из частей на разрезном наглядном материале (2-3детали).

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (5часов)

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование  предметов, состоящих из 2-3деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие 2-х предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение «лишней» игрушки, картинки. Упражнения  для профилактики и коррекции зрения.

Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений) (4часа)

Контрастные температурные ощущения (холодный - горячий). Различение на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый). Обозначение словом собственных ощущений. Запах приятный и неприятный. Различение и сравнение разных предметов по признаку веса (тяжелый-легкий).

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (5часа)

Различение звуков окружающей среды (стук, стон, звон, гудение, жужжание) музыкальных звуков. Различение речевых и неречевых звуков, Подражание неречевым и речевым звукам.

Восприятие пространства (7часов)

Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой/левой/руки/ноги/, правой/левой/ части тела. Определение расположения предметов в пространстве (справа-слева, вверху - внизу и др.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка в линейном ряду (порядок следования). Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх,/низ/правая/левая/ сторона).  

Восприятие времени (5часов)

Сутки. Части суток. Работа с графической  моделью «сутки». Обозначение в речи временных представлений. Последовательность событий (смена времени суток). Вчера, сегодня, завтра. Дни недели.

Учебно- тематический план

1 А класс

( 2 часа в неделю - всего 66 часов)

№ п/п

Название раздела, темы

Всего часов

1

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий.

2

2

Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков.

14

3

Тактильно-двигательное восприятие.

4

4

Кинестетическое и кинетическое развитие

4

5

Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.

18

6

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

4

7

Восприятие особых свойств предметов

5

8

Развитие слухового восприятия и слуховой памяти

15

9

Восприятие пространства.

7

10

Восприятие времени

5

Всего: 66

6.Календарно-тематический план курса

«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

для учащихся 1 А класса

Название раздела, тематика занятий

Кол-во
часов

Содержание

БУД

Область развития жизненных компетенций

Дата по

плану

Дата по факту

1-3

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

3

Обследование детей; комплектование групп для коррекционных занятий

организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой(столом),правильно держать тетрадь для рисования и карандаш

Развитие моторики, графомоторных навыков (14 часов)

4

Развитие крупной моторики. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, перестроения)

1

 Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (повороты, построения

проговаривать последовательность действий

ориентироваться на сенсорные эталоны

5

Формирование чувства равновесия («дорожка следов»)

1

Занятие-путешествие

«Дорожка следов»

полоса препятствий

ориентироваться на сенсорные эталоны

6-7

Развитие согласованности действий и движений разных частей тела (повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления и т. д.)

2

Повороты с движениями рук, ходьба с изменением направления, т. д

выявлять закономерности и проводить аналогии

действовать по звуковому сигнал

8-9

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Пальчиковая гимнастика

2

Выполнение пальчиковой гимнастики

выявлять функциональные отношения между понятиями

зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным признакам

10-11

Развитие навыков владения письменными принадлежностями (карандашом, ручкой)

2

Учить правильно держать правильно карандаш, ручку

обобщать, делать несложные выводы

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью

12-13

Обводка по трафарету (внутреннему и внешнему) и штриховка

2

Учить обводить по трафарету(внутреннему и внешнему) штриховать.

выделять существенные признаки предметов

целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога

14

Развитие координации движений руки и глаза (завязывание шнурков, нанизывание бусин)

1

Занятие-игра

Игры со шнурками;

пособие «Гусеница»

целенаправленно выполнять действия по инструкции

15

Работа в технике рваной аппликации

1

Учить выполнять работу

в технике рванной аппликации

передавать в рисунках

основную форму

предметов, устанавливать ее сходство с известными

геометрическими формами с помощью учителя

целенаправленно

выполнять действия

по двух и трехзначной

инструкции педагога

16

Сгибание бумаги. Вырезание ножницами прямых полос

1

Учить работать с ножницами

передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя

целенаправленно выполнять действия по двух и трехзначной инструкции педагога

 Тактильно-двигательное восприятие ( часа4)

17

Определение на ощупь величины предмета.

1

Учить определять на ощупь величины предмета (большой –маленький –самый маленький). Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

классифицировать явления, предметы

определять на ощупь поверхность предметов

18

Определение на ощупь плоскостных фигур и предметов

1

Учить определять на ощупь плоскостных фигур и предметов

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

определять на ощупь поверхность

19

Упражнения в раскатывании пластилина.

1

Лепка «Угощение»

обобщать, делать несложные выводы

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью

20

Игры с крупной мозаикой

1

Игра- занятие

обобщать, делать несложные выводы

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью

 Кинестетическое и кинетическое развитие ( 4часа)

21

Формирование ощущений от различных поз тела, вербализация собственных ощущений.

1

вербализация собственных ощущений. Дидактическая игра «Море волнуется раз»

уметь обратиться ко взрослому за помощью

классифицировать предметы по форме, величине, цвету

22

Движения и позы верхних и нижних конечностей.

1

Занятие-игра

в зале

сенсорная тропа для ног, пособие «акробаты»,

самопроизвольно согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью

23

Выразительность движений. Имитация движений (оркестр, повадки зверей- кошка,)

1

Имитация движений (оркестр, повадки зверей)

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя

давать полное описание объектов и явлений

 Восприятие формы, величины, цвета, конструирование предметов (18 часов)

24

Формирование сенсорных эталонов плоскостных эталонов геометрических фигур (круг, квадрат). Выделение формы предмета; обозначение формы предмета словом

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные)

1

Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур(круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)

слушать и понимать речь других

определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцом и предыдущими аналогичными заданиями

25-26

Выделение формы предмета, обозначение формы предмета словом

2

Группировка предметов и их изображений по форме (по показу: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

сравнивать между собой предметы, явления

группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета

27

Подбор предметов одинаковых по форме.

1

Дидактическая игра «К каждой фигуре подбери предметы, похожие по форме»

Предметы разнообразные по форме

узнавать предметы

по заданным

признакам

28

Работа с геометрическим конструктором (по показу)

1

Работа с геометрическим конструктором

крупный напольный «Лего»

классифицировать предметы по форме, величине, цвету

29

Подбор предметов различных по форме.

1

Дидактическая игра «Какой фигуры не стало» (3—4 предмета)

Предметы разнообразные по форме

классифицировать предметы по форме, величине, цвету

30

Различение предметов по величине (большой — маленький)

1

Учить различать предметы по величине (большой –маленький)

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

классифицировать предметы по форме, величине, цвету

.

31

Сравнение двух предметов по высоте и длине

1

Учить сравнению2-х

предметов по высоте и длине

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой

жизненный опыт и

информацию, полученную от учителя

выражать

пространственные

отношения с

помощью предметов

32

Сравнение двух предметов по ширине и толщине

1

Учить сравнению 2-х предметов по ширине и толщин

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

различать противоположно направленные действия и явления

33

Моделирование геометрических фигур из составляющих частей по образцу

1

Работа с геометрическим конструктором

Геометрический конструктор

классифицировать предметы по форме, величине, цвету

34

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

1

Знакомство с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий, черный, белый)

учиться отличать верно выполненное задание от неверного

составлять цветовую гамму от темного к светлому

35

Различение и обозначение основных цветов.

1

Различение и обозначение

основных цветов. Дидактическая игра «Угадай, какого цвета»

различать и называть цвета

ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях)

36-37

Составление целого из частей (2—3 детали) на разрезном наглядном материале

2

Учить составлению целого из частей (2 –3детали) на разрезном наглядном  материале

учиться работать по предложенному учителем плану

сравнивать предметы по внешним признакам

Развитие зрительного восприятия (5 часов)

38

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2—3 деталей, по инструкции педагога)

1

обследование предметов, состоящих из 2 –3 деталей, по инструкции педагога

учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

39

Нахождение отличительных и общих признаков двух предметов.

1

Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-3-х предметных/сюжетных/ картинок). Нахождение«нелепиц» на картинках.«Сравни предметы»

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса

Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрация

40-41

Нахождение отличительных и общих признаков 3-4 предметов.

2

Дидактическая игра «Что изменилось» (3—4 предмета)

Предметные картинки

Отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрация

42

Упражнения для профилактики и коррекции зрения

1

Выполнение упражнений для профилактики и коррекции зрения

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

 Восприятие особых свойств предметов (4 часа)

43

Развитие осязания (контрастные температурные ощущения: холодный — горячий), обозначение словом

1

контрастные температурные ощущения: холодный горячий);обозначение словом

узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

44

Вкусовые ощущения (кислый, сладкий, горький, соленый). Дидактическая игра «Узнай по вкусу»

1

Традиционное- план конспект

Предметные картинки;

натуральные предметы

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов

45

Развитие обоняния (приятный запах — неприятный запах).

1

Дидактическая игра «Определи по запаху»

Предметные картинки;

натуральные предметы

употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов;

46

Барические ощущения (восприятие чувства тяжести: тяжелый — легкий).

1

Упражнения на сравнение различных предметов по тяжести

Предметные картинки;

натуральные предметы

сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»

Развитие слухового восприятия (5 часов)

47

Выделение и различение звуков окружающей среды (стон, звон, гудение, жужжание).

1

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум машин).Прослушивание музыкальных произведений

выявлять функциональные отношения между понятиями

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

48

Различение музыкальных звуков и звуков окружающей среды (шелест листьев, скрип снега, шум шин).

1

Прослушивание музыкальных произведений и звуков окружающего мира.

Детские музыкальные инструменты;

аудио и медиафайлы

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

49

Различение речевых и музыкальных звуков

1

Прослушивание музыкальных произведений и ззвуков окружающего мира.

аудио и медиафайлы

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

50

Дидактическая игра «Кто и как голос подает»

1

Дидактическая игра «Кто и как голос подает» (имитация крика животных)

обобщать, делать несложные выводы

практически выделять признаки и свойства объектов и явлений

Восприятие пространства (7 часов)

51

Ориентировка на собственном теле (правая или левая рука, правая или левая нога)

1

Традиционное

Мячи

скакалки

стрелки-символы

ориентироваться в пространстве

52

Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.)

1

Традиционное

Мячи

скакалки

стрелки-символы

ориентироваться в пространстве

53

Ориентировка в помещении (классная комната). Определение расположения предметов в помещении

1

Определение расположения предметов в помещении

проговаривать последовательность действий.

ориентироваться в пространстве

54

Ориентировка в линейном ряду (крайний предмет, первый, на третьем месте и т. д.)

1

Занятие-игра

в зале

Набор предметов

55

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая или левая сторона)

1

Традиционное

Листы бумаги разного формата

56

Составление на листе бумаги комбинаций из полосок, плоскостных геометрических фигур

1

Расположение предметов на листе бумаги. Дидактическая игра «Расположи верно»

Геометрический конструктор

адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве

57

Расположение предметов на листе бумаги.

1

Ориентировка на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона)

Выявлять закономерности и проводить аналогии

адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве

Восприятие времени (5 часов)

58

Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).

1

Определение части суток (утро, день, вечер, ночь). Упражнения на графической модели «Сутки»

Определять последовательность событий

определять время суток

59

Последовательность событий (смена времени суток)

1

Упражнения на графической модели «Сутки»

графическая модель «Сутки»

определять время суток

60

Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»

1

Учить порядок понятий «сегодня», «завтра»,»вчера»

Определять последовательность событий

Определять сегодня. Завтра, вчера

61

Неделя. Семь суток. Порядок дней недели

1

Учить порядок дней недели. Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток) –дидактическая игра

Определять последовательность событий

определять дни недели, время суток

62

Дидактическая игра «Веселая неделя»

1

Занятие-игра

Определять последовательность событий

определять дни недели, время суток

 

7.Ожидаемый результат у  обучающихся 1 А класса

 

К окончанию учебного года обучающиеся  1класса получат возможность научиться:

Выполнять осмысленные  простейшие двигательные упражнения по инструкции педагога,

Выполнять штриховку и раскрашивание карандашами,

Уметь адекватно  зрительно  воспринимать форму  и величину предметов

Уметь  целенаправленно рассматривать, зрительно обследовать предметы и объекты;

Находить различия у двух сходных сюжетных картинок;

Различать «наложенные» изображения предметов;

Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении

Соотносить времена года с описанием.

8.Перечень учебно- методического обеспечения

 1.Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Л. А. Метиева, Э. Я. Удалова -М. : Просвещение, 2009. –160 с.

2. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / под ред. Бгажноковой И.М. –М., 2007.

3. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. –М., 2005.

4. Худенко Е.Д, и др. Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей инвалидов. –М., 2007.

5. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии –М., 2008.

6. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVклассов). Часть I. 7. Овчарова Р.В Практическая психология в начальной школе. –М.: ТЦ «Сфера», 1996.Согласовано

Согласовано

на заседании ШМО

учителей начальных классов

от_____2016г.

протокол №_________

Согласовано

заместитель директора по УВР

____________Кондаурова Л.Н.

_____________________2016г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная коррекционная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполн...

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Предмет- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Календарно-тематическое планирование разработано и составлено на основании  программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс

АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс

АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...