Статья " Социализация воспитанников - приоритетное направление в работе воспитателей с детьми всех возрастов".
статья (6, 9 класс) на тему

Кожушная Лариса Федоровна

«Истинный показатель цивилизации -

Не уровень богатства и не облик городов,

Не величины урожая, а облик человека

 Воспитываемого страной»     У.Эмерсон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                «Истинный показатель цивилизации –

Не уровень богатства и не облик городов,

                                               Не величины урожая, а облик человека,

                        Воспитываемого страной»

У.Эмерсон.

Социализация личности – процесс овладения человеком социальными и социо-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным  опытом

в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной  культуры, социальных и личностных отношений.

Самая универсальная -  самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в тоже время своеобразная и неповторимая – это творение человека.

Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием  -  это творение будущего и взгляд в будущее.

Человека мы создаем любовью. Дети, начав свою жизнь, много получают от родителей – любви, ласки, гордости.  Но дети-сироты, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их памяти родительской ласки, семейных радостей, неиспытанных сыновних чувств.

Количество беспризорных и безнадзорных  детей и подростков в России возрастает с каждым годом. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников детских интернатных учреждений.

Так из 15 тысяч выпускников детских государственных учреждений для детей – сирот в течение года, 3 тысячи становятся лицами без определенного места жительств (БОМЖами), 5 тысяч попадают на скамью подсудимых и 1,5 тысячи совершают самоубийства.

И хотя наилучшей формой социализации является семейная, еще долгое время интернатные учреждения России будут оставаться основным институтом социализации детей- сирот.

Все чаще в интернаты попадают дети с зависимым поведением от наркотических препаратов, информационных технологий. Они вызывают психологическое и физическое привыкание.

В наше время наркозависимость возросла. В Санкт-Петербурге в год употребляют наркотики около 4 млн. человек.  Всего по стране затронуто 30 млн. человек. После 2005 года данные не разглашаются. Годовой оборот 150 миллиардов рублей. огромное количество заинтересованных лиц. Подростки стали употреблять наркотики на 2 года раньше и более тяжелые. В Санкт-Петербурге около 5 тысяч  человек страдают от тяжелых наркотиков. Наркоманы страдают от заболеваний ВИЧ, гепатит и другие. Наркоман, заболевший такими заболеваниями, живет 4-4,5 года.

В детских домах особенно распространяется токсикомания. Воспитанники детских домов – самая уязвимая часть населения. Причина -  генетическая зависимость, психический инфантилизм, психологические причины, защитная реакция перед трудностями.

Внешние причины -  широкая реклама, отсутствие развития интересов, эффект «запретного плода» (если запрещают, значит надо пробовать). Быть таким  как все социально – психологические проблемы. Он хочет занять более высокий статус: серость окружающей действительности, одиночество, нравственная незрелость личности, дефицит положительных эмоций.

У подростка – группы риска, подростка без критики, ¼ причин употребления наркотиков и алкоголя  -  скука, снятие напряжения.  Любой срыв ведет к наркотикам и алкоголю.

Для того, чтобы интернат был институтом социализации для детей, важна профилактика (предупреждение употребления наркотиков).

Профилактика должна быть направлена против любой зависимости. Прежде всего, м должны знать, кого мы включим в группу риска.  Мы все за здоровый образ жизни!!!

У детей должна быть полная занятость. Мы создаем систему поддержки, индивидуальный подход, коммуникативную атмосферу.

Взрослые пользуются доверием у   детей в нашем интернате. Недопустимы методы наказания, запугивания.  Первичная профилактика  -  информационная.

Воспитывая ребенка, мы должны воспитывать личность, которая неразрывно связана с обществом, так как вне общества индивид не может стать индивидуальностью. Процесс социального становления личности в интернате имеет свои особенности. Его деятельность полностью регламентируется взрослыми, что порождает иждевенчество,  инфантилизм, низкий уровень волевой организации личности.  Отсутствие возможности осуществить свободный выбор вида деятельности, приводит к тому, что ребенок не умеет занять себя, организовать свое свободное время.  Общение с детьми и взрослыми носит для него обязательный характер, что впоследствии тормозит развитие навыка свободного избирательного общения.

 Весь уклад  жизни учреждения приучает ребенка к тому,  что его обеспечивают и обслуживают и впоследствии у ребенка такого учреждения, нет стремления трудиться, встать на ноги.  Подросток так и не научившийся создавать нормативы собственной деятельности, самоутверждается путем игнорирования правил  моральных норм, не подчиняясь взрослым.

Не менее значимый фактор, препятствующий нормальной социализации, связан с преобладающей направленностью деятельности ребенка в учреждении, которая в основном направлена на себя, реже -  на  группу сверстников, и практически никогда – на социум. За пределами учреждения у них нет опыта сотрудничества, совместной деятельности.

Воспитанники школ -  интернатов живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Для того, чтобы выйти из замкнутого круга воспитатели школы – интерната проводят огромную работу по социализации воспитанников различными формами и методами.

        В школе – интернате разработана программа по социальной   адаптации детей, реализуемая через все процессы, происходящие в учреждении, и направленная на   планомерную, систематическую, педагогически обоснованную, комплексную работу      всего коллектива.

В своей работе воспитатели школы стараются научить детей самостоятельно вести домашнее хозяйство; обучить ориентировке в окружающем пространстве; сформировать умения пользоваться услугами торговли, связи, службы быта, медицинских и других учреждений; привить навыки проживания всоциуме.

Программа включает в себя следующие разделы:

- Личная гигиена

- Уход за обувью

- Питание

- Дом, в котором я живу

- Покупки

- Культура поведения

- Будьте здоровы

- Семья

- Экономика домашнего хозяйства

 -Права и обязанности человека

- Трудоустройство

- У тебя проблема? Кто поможет решить.

По этим и другим направлениям ведется кропотливая, ежедневная работа по подготовке наших детей для проживания в социуме.

Литература:

           Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка: пособие    для учителя/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004г.

         Кобрина Л.М., Юнина В.В. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной  жизни. Учебно – методическое пособие/ Под общей редакцией Л.М.Кобриной , В.В. Юниной, СПб, БФ «Корчаковский центр», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы

Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"

Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....

Приоритетные направления методической работы МКОУ СОШ № 7

Методическое объединение учителей создается при наличии в образовательном учреждении более двух учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех учителей, работающих по одном...

Консультация для воспитателей "УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ"

Конах Светлана Владимировна УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Э...

приоритетные направления в работе с детьми с ОВЗ

данный материал показывает технику работы с текстом у детей с ОВЗ...

Статья "Направления проектирования работы с одарёнными детьми"

Работе с одарёнными детьми сегодня уделяется особое внимание. Создание условий,при которых возможности одарённых детей могут прявиться в полной мере и получить дальнейшее развитие, является важной гос...