Статья " Социализация воспитанников - приоритетное направление в работе воспитателей с детьми всех возрастов".
статья (6, 9 класс) на тему
«Истинный показатель цивилизации -
Не уровень богатства и не облик городов,
Не величины урожая, а облик человека
Воспитываемого страной» У.Эмерсон.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Истинный показатель цивилизации –
Не уровень богатства и не облик городов,
Не величины урожая, а облик человека,
Воспитываемого страной»
У.Эмерсон.
Социализация личности – процесс овладения человеком социальными и социо-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом
в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений.
Самая универсальная - самая сложная и самая благородная работа, единая для всех и в тоже время своеобразная и неповторимая – это творение человека.
Каждое мгновение этой работы, которая называется воспитанием - это творение будущего и взгляд в будущее.
Человека мы создаем любовью. Дети, начав свою жизнь, много получают от родителей – любви, ласки, гордости. Но дети-сироты, часто позже, в зрелые годы, чувствуют горечь, тоску от отсутствия в их памяти родительской ласки, семейных радостей, неиспытанных сыновних чувств.
Количество беспризорных и безнадзорных детей и подростков в России возрастает с каждым годом. По статистике, сегодня успешно социализируются лишь около 10% выпускников детских интернатных учреждений.
Так из 15 тысяч выпускников детских государственных учреждений для детей – сирот в течение года, 3 тысячи становятся лицами без определенного места жительств (БОМЖами), 5 тысяч попадают на скамью подсудимых и 1,5 тысячи совершают самоубийства.
И хотя наилучшей формой социализации является семейная, еще долгое время интернатные учреждения России будут оставаться основным институтом социализации детей- сирот.
Все чаще в интернаты попадают дети с зависимым поведением от наркотических препаратов, информационных технологий. Они вызывают психологическое и физическое привыкание.
В наше время наркозависимость возросла. В Санкт-Петербурге в год употребляют наркотики около 4 млн. человек. Всего по стране затронуто 30 млн. человек. После 2005 года данные не разглашаются. Годовой оборот 150 миллиардов рублей. огромное количество заинтересованных лиц. Подростки стали употреблять наркотики на 2 года раньше и более тяжелые. В Санкт-Петербурге около 5 тысяч человек страдают от тяжелых наркотиков. Наркоманы страдают от заболеваний ВИЧ, гепатит и другие. Наркоман, заболевший такими заболеваниями, живет 4-4,5 года.
В детских домах особенно распространяется токсикомания. Воспитанники детских домов – самая уязвимая часть населения. Причина - генетическая зависимость, психический инфантилизм, психологические причины, защитная реакция перед трудностями.
Внешние причины - широкая реклама, отсутствие развития интересов, эффект «запретного плода» (если запрещают, значит надо пробовать). Быть таким как все социально – психологические проблемы. Он хочет занять более высокий статус: серость окружающей действительности, одиночество, нравственная незрелость личности, дефицит положительных эмоций.
У подростка – группы риска, подростка без критики, ¼ причин употребления наркотиков и алкоголя - скука, снятие напряжения. Любой срыв ведет к наркотикам и алкоголю.
Для того, чтобы интернат был институтом социализации для детей, важна профилактика (предупреждение употребления наркотиков).
Профилактика должна быть направлена против любой зависимости. Прежде всего, м должны знать, кого мы включим в группу риска. Мы все за здоровый образ жизни!!!
У детей должна быть полная занятость. Мы создаем систему поддержки, индивидуальный подход, коммуникативную атмосферу.
Взрослые пользуются доверием у детей в нашем интернате. Недопустимы методы наказания, запугивания. Первичная профилактика - информационная.
Воспитывая ребенка, мы должны воспитывать личность, которая неразрывно связана с обществом, так как вне общества индивид не может стать индивидуальностью. Процесс социального становления личности в интернате имеет свои особенности. Его деятельность полностью регламентируется взрослыми, что порождает иждевенчество, инфантилизм, низкий уровень волевой организации личности. Отсутствие возможности осуществить свободный выбор вида деятельности, приводит к тому, что ребенок не умеет занять себя, организовать свое свободное время. Общение с детьми и взрослыми носит для него обязательный характер, что впоследствии тормозит развитие навыка свободного избирательного общения.
Весь уклад жизни учреждения приучает ребенка к тому, что его обеспечивают и обслуживают и впоследствии у ребенка такого учреждения, нет стремления трудиться, встать на ноги. Подросток так и не научившийся создавать нормативы собственной деятельности, самоутверждается путем игнорирования правил моральных норм, не подчиняясь взрослым.
Не менее значимый фактор, препятствующий нормальной социализации, связан с преобладающей направленностью деятельности ребенка в учреждении, которая в основном направлена на себя, реже - на группу сверстников, и практически никогда – на социум. За пределами учреждения у них нет опыта сотрудничества, совместной деятельности.
Воспитанники школ - интернатов живут в замкнутой системе социальных связей с ограниченным кругом общения. Для того, чтобы выйти из замкнутого круга воспитатели школы – интерната проводят огромную работу по социализации воспитанников различными формами и методами.
В школе – интернате разработана программа по социальной адаптации детей, реализуемая через все процессы, происходящие в учреждении, и направленная на планомерную, систематическую, педагогически обоснованную, комплексную работу всего коллектива.
В своей работе воспитатели школы стараются научить детей самостоятельно вести домашнее хозяйство; обучить ориентировке в окружающем пространстве; сформировать умения пользоваться услугами торговли, связи, службы быта, медицинских и других учреждений; привить навыки проживания всоциуме.
Программа включает в себя следующие разделы:
- Личная гигиена
- Уход за обувью
- Питание
- Дом, в котором я живу
- Покупки
- Культура поведения
- Будьте здоровы
- Семья
- Экономика домашнего хозяйства
-Права и обязанности человека
- Трудоустройство
- У тебя проблема? Кто поможет решить.
По этим и другим направлениям ведется кропотливая, ежедневная работа по подготовке наших детей для проживания в социуме.
Литература:
Зыкова Т.С., Хотеева Э.Н. Социально-бытовая ориентировка: пособие для учителя/ Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004г.
Кобрина Л.М., Юнина В.В. Школа жизни. Подготовка к самостоятельной жизни. Учебно – методическое пособие/ Под общей редакцией Л.М.Кобриной , В.В. Юниной, СПб, БФ «Корчаковский центр», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное воспитание как приоритетное направление библиотечной работы
Задача библиотекаря сегодня – осмыслить это духовное богатство и донести его до сердца детей. Всколыхнуть ребенка книгой, побудить его к сопереживанию, к творчеству, к осознанию своего предназначения ...
Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"
Выступление на районном семинаре библиотекарей "Приоритетные направления в работе школьной библиотеки"....
Приоритетные направления методической работы МКОУ СОШ № 7
Методическое объединение учителей создается при наличии в образовательном учреждении более двух учителей, работающих по одной и той же специальности, или более трех учителей, работающих по одном...
Консультация для воспитателей "УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ"
Конах Светлана Владимировна УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Э...
приоритетные направления в работе с детьми с ОВЗ
данный материал показывает технику работы с текстом у детей с ОВЗ...
Статья "Направления проектирования работы с одарёнными детьми"
Работе с одарёнными детьми сегодня уделяется особое внимание. Создание условий,при которых возможности одарённых детей могут прявиться в полной мере и получить дальнейшее развитие, является важной гос...
Статья "Использование игровых технологий в работе воспитателя с детьми с детским церебральным параличом"
Статья будет полезна педагогам, работающим с детьми с ОВЗ....