Консультация для воспитателей "УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ"
консультация по теме

Конах Светлана Владимировна

 

Конах Светлана Владимировна

 

УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

 

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это единственный, наиболее доступный  на определенном этапе способ исследования окружающих предметов и явлений.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете. Сенсорное развитие детей раннего возраста является значимой составляющей разностороннего развития. В соответствие с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования сенсорное развитие является одной из ведущих задач образовательной области «Познание» и служит средством достижения целей формирования у детей познавательных интересов и интеллектуального развития[7; 8].

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. У детей начинается познание с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.

Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

 В системе моей работы по сенсорному развитию важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Мною практически установлено, что усвоение детьми раннего возраста формы и величины происходит наиболее легко и качественно. Это связано с тем, что данные свойства предметов дети могут изучить зрительно и тактильно, тогда как цвет воспринимается исключительно зрительно.

   Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы [2; 8]:

  1. Предэталонный - при восприятии одного предмета другой используется как образец. На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов.
  2. Средствами восприятия выступают уже некие образцы свойств предметов, а не сами предметы. Дети раннего возраста успешно таким сенсорным эталонов как форма, а также величина (большой - маленький), но лишь в сравнении с другими предметами.
  3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны практически все сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

В работу по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация), конструирование, различные виды игр,  непосредственно образовательную деятельность. В контексте данной темы я рассматриваю возможность усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в таком виде детской деятельности как экспериментирование.

 Экспериментирование - это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента [4; 5].

На мой взгляд, главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает детям реальные представления о свойствах предметов и явлений. А в связи с тем, что в раннем возрасте у детей преобладает наглядно - действенное мышление, экспериментирование выходит на первый план в системе работы по ознакомлению с окружающей действительностью. Разнообразие видов и способов экспериментирования в доступной детям раннего возраста форме дают педагогу огромные возможности для работы в рамках различных образовательных областей, а также развития интегративных качеств детей.

 В образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией          Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [1] метод экспериментирования рекомендован к применению в организованной образовательной деятельности наряду с другими видами детской деятельности и представляет собой неотъемлемую часть образовательной деятельности в целом. Экспериментирование, как познавательно-исследовательская, поисковая деятельность, находит отражение в образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира», а также в интеграции других различных образовательных областей - «Труд», «Художественное творчество» и других.

В процессе детского экспериментирования можно выделить ряд действий, которые должен выполнить педагог:

- формулирование познавательной задачи - познавательная задача ставится перед детьми не в чистом виде, а в игровой форме, тогда она будет более доступна для понимания и легче принята детьми раннего возраста.

- выдвижение предположений - таким образом педагог обозначает предполагаемый результат эксперимента и ориентирует детей на то, что должно получиться.

- проведение эксперимента - на данном этапе очень важно непосредственное включение детей в проведение эксперимента и одним из обязательных требований является тактильное взаимодействие детей с предметами, например плоские геометрические фигуры (с одной стороны они видят и могут потрогать бархатный, а с другой стороны  шероховатый листик), также  и наглядно сосчитать по количеству предметов на фигуре. Само же экспериментирование в раннем возрасте очень близко к игре, возможно включение игровых и сюрпризных моментов. Тогда экспериментирование будет наиболее понятно и близко детям.

- формулирование вывода;

- вопросы - педагог задает вопросы и отвечает на вопросы детей.

Педагогу важно так организовать экспериментальную деятельность, чтобы дети упражнялись в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, действовать. Здесь также важен адекватный возрасту подбор дидактического материала и оборудования.

Хочу отметить следующие особенности организации детского экспериментирования в условиях ДОУ: непродолжительность по времени; вербальное сопровождение взрослым всего хода эксперимента; учет индивидуальных особенностей детей и особенностей раннего возраста в целом; доступность и наглядность материалов и оборудования для понимания и осознания детьми.

   Об эффективности детского экспериментирования говорят многие известные ученые (Л. С. Выготский, А. П. Усова, Г. М. Лямина, Е. А. Панько и др.) [6]. Н. Н. Поддъяков [3] выделяет данный вид деятельности как основной, говоря, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период раннего и дошкольного детства, так как «…ребенок самостоятельно воздействует различными способами на предметы и явления с целью более полного их познания…», а также экспериментирование «пронизывает  все сферы детской жизни и деятельности, в том числе и игровую. …Игровая  деятельность возникает гораздо позже экспериментирования» [3].

В своей педагогической деятельности я опираюсь на утверждение                        Н. Н. Поддъякова о двух основных видах экспериментирования [3; 4]:

1. Деятельность организуется взрослым. Педагог организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

2. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Ребенок выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий цели и ищущий пути их достижения. Собственная активность ребенка в конечном итоге обусловлена его взаимодействием со взрослым.

Поэтому в работе по усвоению детьми раннего возраста сенсорных эталонов я эффективно использую оба вида экспериментирования с применением на первых этапах экспериментирования, организованного педагогом, с постепенным переходом к самостоятельной деятельности детей.

Мною разработан и апробирован ряд экспериментов, целью которых является усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) детьми раннего возраста:

 Усвоение сенсорного эталона «Цвет»:

  1. «Разноцветная вода". Педагог предлагает вниманию детей емкость с чистой водой, обращая внимание детей на том, что у воды нет цвета. Затем предлагает добавить в воду краску, например, красного цвета. Вода окрасилась в красный цвет. Далее педагог детям самостоятельно повторить данный эксперимент с красками других цветов (желтый, синий, зеленый).
  2. «Каждому камешку свой домик». Детям демонстрируется несколько емкостей с водой различных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), а также камешки таких же цветов (декоративные). Затем педагог предлагает спрятать каждый камешек в воду. Дети опытным путем приходят к тому, что цвет камешка должен совпадать с цветом воды, иначе камешек не «спрячется».
  3. «Разные цвета». Перед детьми выкладываются кусочки прозрачного пластика размером 5х5 см. различных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Дети рассматривают их, берут в руки, смотрят через них на окружающую обстановку. Затем педагог предлагает детям проверить, как визуально изменится цвет предмета, если на него посмотреть через один из кусочков пластика. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно воспроизвести данные действия и сделать вывод об изменении цвета предметов.

   Усвоение сенсорного эталона «Форма»:

  1. «Волшебный шарик». В ходе данного эксперимента дети познакомятся с различными формами предметов. Педагог показывает детям воздушный шарик, не наполненный воздухом. Затем наполняет шарик мукой и предлагает посмотреть, как изменится его форма. Наполненный мукой воздушный шарик может принимать различные формы и дети убеждаются в этом, самостоятельно взяв в руки шарик и действуя с ним по своему усмотрению. Затем педагог наполняет еще несколько шариков мукой, дети берут их в руки и придают им различные формы. Эксперимент завершается игрой, в которой дети сделают из шариков различные предметы и персонажи.
  2. Эксперимент с водой. Педагог предлагает детям убедиться, что вода принимает форму той емкости, в которую ее поместили. Данный эксперимент, проведенный в игровой форме, несет в себе важный вывод о свойствах воды, а также закрепляет представления детей о таком сенсорном эталоне, как форма.

   Усвоение сенсорного эталона «Величина»:

  1. «Снежный ком». Данный эксперимент проводится на улице. Педагог предлагает детям слепить снежный ком произвольной величины. Затем лепим еще один ком такого же размера. Далее педагог предлагает проверить, что будет, если на второй ком налепить еще снега. Дети лепят второй ком произвольной величины, затем сравнивают их между собой. Полученные результаты обсуждаются, делается вывод о величине комков снега, а также о том, как изменяется величина предметов в данном случае.
  2. «Воздушные шары». Педагог выкладывает перед детьми воздушные шары, не наполненные воздухом, затем надувает один из них до произвольной величины. Дети рассматривают шар, пробуют надуть шары самостоятельно. Далее педагог предлагает детям проверить, каким будет шарик, если надуть его сильнее. Педагог надувает другой шарик, дети также надувают шар большей величины, чем первый, сравнивают полученные результаты. Дети опытным путем приходят к выводу о величине предметов (большой и маленький шар).

   Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым условием для сенсорного развития детей раннего возраста, в частности для усвоения ими сенсорных эталонов, а также познавательной активности и развития интегративных качеств.

 

Список литературы:

 

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.
  2. Поддъяков, Н. Н., Аванесова, В. А. Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /                      Н. Н. Поддъяков // Педагогический вестник. - 1997. -  №1. - С.6.
  4. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию /                         А. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 29-34.
  5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Л. Н. Прохорова. - М.: Аркти. - 2008. - 64 с.
  6. Усова, А.П., Запорожец, А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М., 1965. - 160с.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. № 655.
  8. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика - Синтез. - 2009. - 72 с.

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ В ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ

Дети раннего возраста познают окружающий мир с помощью различных органов чувств. Это единственный, наиболее доступный  на определенном этапе способ исследования окружающих предметов и явлений.

Сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, величине, цвете. Сенсорное развитие детей раннего возраста является значимой составляющей разностороннего развития. В соответствие с Федеральными Государственными Требованиями к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования сенсорное развитие является одной из ведущих задач образовательной области «Познание» и служит средством достижения целей формирования у детей познавательных интересов и интеллектуального развития[7; 8].

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. У детей начинается познание с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Поэтому можно утверждать, что сенсорное развитие является фундаментом общего интеллектуального развития детей раннего возраста.

Основная задача сенсорного развития детей раннего возраста в ДОУ заключается в формировании умения воспринимать предметы и явления, выделять присущие им внешние свойства, определяющие способы действий с ними.

Значение сенсорного развития детей раннего возраста состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития; упорядочивает хаотичные представления детей, полученные при взаимодействии с внешним миром; развивает наблюдательность, внимание, мышление, воображение; дети получают возможность познать и применить в практике различные способы обследования предметов; обеспечивает усвоение сенсорных эталонов.

 В системе моей работы по сенсорному развитию важное место занимает усвоение детьми сенсорных эталонов, таких как цвет, форма, величина. Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. Мною практически установлено, что усвоение детьми раннего возраста формы и величины происходит наиболее легко и качественно. Это связано с тем, что данные свойства предметов дети могут изучить зрительно и тактильно, тогда как цвет воспринимается исключительно зрительно.

   Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, так как ребенок должен не только узнать и запомнить их, но и иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства, а, главное, уметь пользоваться полученными представлениями при познании новых предметов и явлений окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы [2; 8]:

  1. Предэталонный - при восприятии одного предмета другой используется как образец. На данном этапе проводимая работа по сенсорному развитию готовит почву для последующего усвоения сенсорных эталонов.
  2. Средствами восприятия выступают уже некие образцы свойств предметов, а не сами предметы. Дети раннего возраста успешно таким сенсорным эталонов как форма, а также величина (большой - маленький), но лишь в сравнении с другими предметами.
  3. Владея некоторыми сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе для усвоения доступны практически все сенсорные эталоны: цвет, форма, величина.

В работу по усвоению сенсорных эталонов детьми раннего возраста я включаю разнообразные виды деятельности: художественное творчество (рисование, лепка, аппликация), конструирование, различные виды игр,  непосредственно образовательную деятельность. В контексте данной темы я рассматриваю возможность усвоения сенсорных эталонов детьми раннего возраста в таком виде детской деятельности как экспериментирование.

 Экспериментирование - это познавательно - исследовательская деятельность, эффективный способ познания предметов и явлений окружающей действительности, который дает возможность исследовать определенный объект в управляемых условиях, а также позволяющий активно взаимодействовать с объектом эксперимента [4; 5].

На мой взгляд, главное достоинство экспериментирования в том, что оно дает детям реальные представления о свойствах предметов и явлений. А в связи с тем, что в раннем возрасте у детей преобладает наглядно - действенное мышление, экспериментирование выходит на первый план в системе работы по ознакомлению с окружающей действительностью. Разнообразие видов и способов экспериментирования в доступной детям раннего возраста форме дают педагогу огромные возможности для работы в рамках различных образовательных областей, а также развития интегративных качеств детей.

 В образовательной программе «От рождения до школы» под редакцией          Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой [1] метод экспериментирования рекомендован к применению в организованной образовательной деятельности наряду с другими видами детской деятельности и представляет собой неотъемлемую часть образовательной деятельности в целом. Экспериментирование, как познавательно-исследовательская, поисковая деятельность, находит отражение в образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира», а также в интеграции других различных образовательных областей - «Труд», «Художественное творчество» и других.

В процессе детского экспериментирования можно выделить ряд действий, которые должен выполнить педагог:

- формулирование познавательной задачи - познавательная задача ставится перед детьми не в чистом виде, а в игровой форме, тогда она будет более доступна для понимания и легче принята детьми раннего возраста.

- выдвижение предположений - таким образом педагог обозначает предполагаемый результат эксперимента и ориентирует детей на то, что должно получиться.

- проведение эксперимента - на данном этапе очень важно непосредственное включение детей в проведение эксперимента и одним из обязательных требований является тактильное взаимодействие детей с предметами, например плоские геометрические фигуры (с одной стороны они видят и могут потрогать бархатный, а с другой стороны  шероховатый листик), также  и наглядно сосчитать по количеству предметов на фигуре. Само же экспериментирование в раннем возрасте очень близко к игре, возможно включение игровых и сюрпризных моментов. Тогда экспериментирование будет наиболее понятно и близко детям.

- формулирование вывода;

- вопросы - педагог задает вопросы и отвечает на вопросы детей.

Педагогу важно так организовать экспериментальную деятельность, чтобы дети упражнялись в умении наблюдать, сравнивать, запоминать, действовать. Здесь также важен адекватный возрасту подбор дидактического материала и оборудования.

Хочу отметить следующие особенности организации детского экспериментирования в условиях ДОУ: непродолжительность по времени; вербальное сопровождение взрослым всего хода эксперимента; учет индивидуальных особенностей детей и особенностей раннего возраста в целом; доступность и наглядность материалов и оборудования для понимания и осознания детьми.

   Об эффективности детского экспериментирования говорят многие известные ученые (Л. С. Выготский, А. П. Усова, Г. М. Лямина, Е. А. Панько и др.) [6]. Н. Н. Поддъяков [3] выделяет данный вид деятельности как основной, говоря, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период раннего и дошкольного детства, так как «…ребенок самостоятельно воздействует различными способами на предметы и явления с целью более полного их познания…», а также экспериментирование «пронизывает  все сферы детской жизни и деятельности, в том числе и игровую. …Игровая  деятельность возникает гораздо позже экспериментирования» [3].

В своей педагогической деятельности я опираюсь на утверждение                        Н. Н. Поддъякова о двух основных видах экспериментирования [3; 4]:

1. Деятельность организуется взрослым. Педагог организует деятельность дошкольника, показывает и рассказывает, что и как необходимо делать. Ребенок получает те результаты, которые были заранее определены взрослым. Само действие (или понятие) формируется в соответствии с заранее заданными параметрами.

2. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Ребенок выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящий цели и ищущий пути их достижения. Собственная активность ребенка в конечном итоге обусловлена его взаимодействием со взрослым.

Поэтому в работе по усвоению детьми раннего возраста сенсорных эталонов я эффективно использую оба вида экспериментирования с применением на первых этапах экспериментирования, организованного педагогом, с постепенным переходом к самостоятельной деятельности детей.

Мною разработан и апробирован ряд экспериментов, целью которых является усвоение сенсорных эталонов (цвет, форма, величина) детьми раннего возраста:

 Усвоение сенсорного эталона «Цвет»:

  1. «Разноцветная вода". Педагог предлагает вниманию детей емкость с чистой водой, обращая внимание детей на том, что у воды нет цвета. Затем предлагает добавить в воду краску, например, красного цвета. Вода окрасилась в красный цвет. Далее педагог детям самостоятельно повторить данный эксперимент с красками других цветов (желтый, синий, зеленый).
  2. «Каждому камешку свой домик». Детям демонстрируется несколько емкостей с водой различных цветов (красный, желтый, синий, зеленый), а также камешки таких же цветов (декоративные). Затем педагог предлагает спрятать каждый камешек в воду. Дети опытным путем приходят к тому, что цвет камешка должен совпадать с цветом воды, иначе камешек не «спрячется».
  3. «Разные цвета». Перед детьми выкладываются кусочки прозрачного пластика размером 5х5 см. различных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Дети рассматривают их, берут в руки, смотрят через них на окружающую обстановку. Затем педагог предлагает детям проверить, как визуально изменится цвет предмета, если на него посмотреть через один из кусочков пластика. Необходимо предоставить детям возможность самостоятельно воспроизвести данные действия и сделать вывод об изменении цвета предметов.

   Усвоение сенсорного эталона «Форма»:

  1. «Волшебный шарик». В ходе данного эксперимента дети познакомятся с различными формами предметов. Педагог показывает детям воздушный шарик, не наполненный воздухом. Затем наполняет шарик мукой и предлагает посмотреть, как изменится его форма. Наполненный мукой воздушный шарик может принимать различные формы и дети убеждаются в этом, самостоятельно взяв в руки шарик и действуя с ним по своему усмотрению. Затем педагог наполняет еще несколько шариков мукой, дети берут их в руки и придают им различные формы. Эксперимент завершается игрой, в которой дети сделают из шариков различные предметы и персонажи.
  2. Эксперимент с водой. Педагог предлагает детям убедиться, что вода принимает форму той емкости, в которую ее поместили. Данный эксперимент, проведенный в игровой форме, несет в себе важный вывод о свойствах воды, а также закрепляет представления детей о таком сенсорном эталоне, как форма.

   Усвоение сенсорного эталона «Величина»:

  1. «Снежный ком». Данный эксперимент проводится на улице. Педагог предлагает детям слепить снежный ком произвольной величины. Затем лепим еще один ком такого же размера. Далее педагог предлагает проверить, что будет, если на второй ком налепить еще снега. Дети лепят второй ком произвольной величины, затем сравнивают их между собой. Полученные результаты обсуждаются, делается вывод о величине комков снега, а также о том, как изменяется величина предметов в данном случае.
  2. «Воздушные шары». Педагог выкладывает перед детьми воздушные шары, не наполненные воздухом, затем надувает один из них до произвольной величины. Дети рассматривают шар, пробуют надуть шары самостоятельно. Далее педагог предлагает детям проверить, каким будет шарик, если надуть его сильнее. Педагог надувает другой шарик, дети также надувают шар большей величины, чем первый, сравнивают полученные результаты. Дети опытным путем приходят к выводу о величине предметов (большой и маленький шар).

   Таким образом, использование детского экспериментирования в педагогической практике является эффективным и необходимым условием для сенсорного развития детей раннего возраста, в частности для усвоения ими сенсорных эталонов, а также познавательной активности и развития интегративных качеств.

Список литературы:

  1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика - Синтез, 2011. - 336 с.
  2. Поддъяков, Н. Н., Аванесова, В. А. Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981.
  3. Поддъяков, Н.Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности /                      Н. Н. Поддъяков // Педагогический вестник. - 1997. -  №1. - С.6.
  4. Поддьяков, А.Н. Обучение дошкольников экспериментированию /                         А. Н. Поддъяков // Вопросы психологии. - 1991. - №4. - С. 29-34.
  5. Прохорова, Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Л. Н. Прохорова. - М.: Аркти. - 2008. - 64 с.
  6. Усова, А.П., Запорожец, А.В. Педагогика и психология сенсорного развития и воспитания дошкольника. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду - М., 1965. - 160с.
  7. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «23» ноября 2009 г. № 655.
  8. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей / Е. А. Янушко. - М.: Мозаика - Синтез. - 2009. - 72 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие занятия с детьми раннего возраста

  Я работаю педагогом-психологом в МДОУ №13 городского округа Отрадный Самарской области. Каждый год в сентябре я провожу «Раннюю диагностику умственного развития детей»  Е.А.Стребе...

Под ред. С.Л. Новоселовой, Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста, Москва, 1977

В книге предлагаются занятия, дидактические игры, способствующие осуществлению задач умственного и речевого воспитания детей раннего возраста. Материалы даны в соответствии с «Программой воспитания в ...

Особенности организации коррекционной работы с детьми раннего возраста

Краткое описание работы с детьми 2,5 - 3 лет с учетом их  возрастных особенностей....

Консультация "Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми раннего возраста в период адаптации"

Одной из самых распостраненных проблем в дошкольном учреждении является адаптация детей к условиях детского сада. Мне, как музыкальному руководителю, на помощь приходят собственные разработки занятий,...

Консультация для педагогов «Логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития»

Ранний возраст является важным для всего последующего умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка. С каждым годом становиться все больше детей, которые значительно отстают по ...