картотека игр на развитие грамматической строны речи.
учебно-методический материал на тему
В картотеке подобраны игры для старшего дошкольного возраста, на развитие грамматической стороны речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_na_razvitie_gramaticheskogo_stroya_.docx | 758.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр на развитие грамматической стороны речи
Игры на формирование навыков словоизменения
1. Игра «Что спрятано?»
Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.
Оборудование: Муляжи овощей, фруктов, цветы.
Описание игры: Учитель-логопед на столике раскладывает цветы, овощи или фрукты (2-3 штуки). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-то предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, розу)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу».
2. Игра «Я нарисовал»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в единственном числе, винительном падеже.
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Учитель-логопед показывает картинку и комментирует: «Я нарисовал...», затем дети выбирают понравившуюся им картинку и тоже рассказывают, что они нарисовали.
3. Игра «Без чего»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в родительном падеже.
Оборудование: Картинки с изображением недорисованных предметов.
Описание игры: Учитель-логопед показывает детям картинку, а они должны сказать, чего не хватает у нарисованного предмета.
4. Игра «Покорми животное»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в дательном падеже.
Описание игры: Учитель-логопед предлагает детям выбирать какое-то животное на картинках, и рассказать, кому они дают корм и какой.
5. Игра «Кто чем работает»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в творительном падеже, закрепление темы Профессии.
Оборудование: Картинки с изображением профессий.
Описание игры: Учитель-логопед предлагают детям картинки с изображением профессий людей и предметные картинки. Ребенка просят подобрать необходимую картинку и рассказать, чем работает этот человек.
6. Игра «Я мечтаю»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в предложном падеже.
Описание игры: Учитель-логопед предлагает детям немного помечтать и рассказать, о чем они хотят получить на Новый год, день рождения и т.д.
7. Игра «Где зайчонок»
Цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.
Описание игры: Учитель-логопед демонстрируются ребенку определенные действия, а он должен ответить на поставленные вопросы.
Где сидит зайчик? (на столе)
Где спрятался зайчик? (в коробке)
Откуда я достала зайку? (из коробки)
Куда я посадила зайку? (под стол)
А теперь откуда он вылез? (из-под стола)
Откуда зайка спрыгнул? (со стола)
А теперь где спрятался? (за коробкой)
Откуда он выглядывает? (из-за коробки)
Куда он перепрыгнул? (через коробку)
Где он теперь сидит? (около коробки)
В данном случае работа над предложно-падежными конструкциями осуществляется с учетом последовательности их появления в онтогенезе. Поэтому сначала отрабатываются предлоги в, на, под, а затем из, за, перед, по, из-за, из-под.
8. Игра «Закрой, не ошибись»
Цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.
Оборудование: схемы предлогов, картинки на различные предлоги, например: синица на ветке, мяч под столом, карандаш в стаканчике и т.д.
Описание игры: Учитель-логопед называет предлог. Ребенок закрывает карточкой с предлогом соответствующую картинку.
9. Игра «Исправь ошибку»
Цель: Формирование способности ребенка употреблять формы существительных косвенных падежей с различными предлогами.
Описание игры: Учитель-логопед говорит ребенку: «Послушай, как Незнайка читал книжку: «Дед в печи, дрова на печи». Это правильно?» «На столе сапоги, под столом пироги». «А как сказать правильно?» и т.д.
10. Игра «Что изменилось»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять формы родительного падежа множественного числа имён существительных.
Оборудование: Картинки с изображением одинаковых предметов в единственном и множественном числе.
Описание игры: ребёнка просят посмотреть на картинки и ответить на вопрос: «Чем они отличаются друг от друга?» На одной картинке один шар, а на другой - много шаров.
11. Игра «Парные картинки»
Цель: Формирование способности ребёнка употреблять формы родительного падежа множественного числа имён существительных.
Оборудование: Парные картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе.
Описание игры: Учитель-логопед раздает детям набор картинок с изображением предметов во множественном числе (по 5 штук). Набор картинок с изображением отдельных предметов остается ук логопеда. Показывая одну из имеющихся у него картинок, педагог обращается к детям: «У меня один мяч. А у кого много?» Ребенок отвечает: «У меня много мячей». Картинку отдает педагогу, а за правильный ответ получает фишку. В конце игры подсчитывается количество фишек и определяется победитель.
12. Игра «Кому это нужно?»
Цель: формирование способности ребёнка употреблять существительные в единственном числе, дательном падеже.
Оборудование: Предметные картинки с изображением орудий труда.
Описание игры: Учитель-логопед показывает картинки с изображением орудий труда и спрашивает: «Что это? Кому это нужно для работы?» Дети отвечают: «Лейка - садовнику. Иголка и нитки - портному. Кисть и краски - художнику». Тот, кто правильно ответит, получает картинку.
13. Игра «Ищи».
Цель: Формирование способности ребёнка согласовывать в роде и числе прилагательные с существительными единственного числа.
Описание игры: Учитель-логопед предлагает детям в течение минуты увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного цвета, или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала. По сигналу логопед один ребенок начинает перечислять вес найденные предметы, а другие его дополняют. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество предметов.
14. Игра «Что такого же цвета?»
Цель: Формирование способности ребёнка согласовывать в роде и числе прилагательные с существительными единственного и множественного числа.
Оборудование: Цветные квадраты бумаги.
Описание игры: Учитель-логопед показывает детям цветной квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета единственного и множественного числа. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов данного цвета.
15. Игра с мячом «Угадай предмет»
Цель: Формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа.
Описание игры: Учитель-логопед называет признак предмета и бросает ребенку мяч, а он должен назвать тот предмет, у которого есть данный признак. Например: красный - мяч, дом, цветок, шарик.
16. Игра «Угадай, чего не стало»
Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа родительного падежа, расширение словаря определений.
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Учитель-логопед предлагает ребенку ряд картинок с изображениями предметов. Он должен назвать, что нарисовано на картинке и его признак. Затем ребенок отворачивается, Учитель-логопед убирает одну картинку и ребенок должен сказать, чего не стало. Например: не стало «зеленого листочка», «маленького котенка» и т.д.
17. Игра «Помоги Незнайке»
Цель: формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного числа с предлогами.
Описание игры: Учитель-логопед читает детям предложения, составленные Незнайкой, а они должны их исправить. Например: Заяц убегает от серый волков. Мальчик строит домик из красные кубиков.
18. Игра «Магазин»
Цель: Формирование способности ребёнка согласовывать в роде прилагательные с существительными единственного и множественного числа.
Описание игры: Учитель-логопед берет на себя роль покупателя, а ребенку предлагает стать продавцом. Логопед задает вопрос, например: «Что у вас есть из меха?», - а ребенок отвечает: «В магазине есть меховая шуба, меховой воротник, меховое пальто» и т.д.
19. Игра «Поймай - скажи»
Цель: Формирование умения правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени.
Оборудование: Мяч.
Описание игры: Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного. Например: корова - мычит, лягушка - прыгает, собака - рычит, кошка - умывается. Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии. Например: врач - лечит, художник - рисует, повар - варит, портной - шьет.
20. Игра «Посмотри и ответь»
Цель: Формирование умения согласовывать существительные и глаголы настоящего времени в числе
Оборудование: Глагольные картинки с изображениями действий одного и нескольких человек (мальчик рисует - мальчики рисуют, девочка поливает - девочки поливают, ребенок бежит - дети бегут, девочка идет - девочки идут).
Описание игры: Учитель-логопед просит ребенка посмотреть на картинку и сказать, кто на ней нарисован, и что он/они делают.
21. Игра «Что мы сделали»
Цель: Формирование умения согласовывать в роде глаголы прошедшего времени и существительные.
Оборудование: Глагольные картинки с изображением действия и его окончания (девочка рисует - девочка нарисовала, мальчик поливает - мальчик полил)
Описание игры: Ребенку показывают картинки и спрашивают, где девочка/мальчик еще совершает действие, а где уже закончил. Ребенок должен показать соответствующую картинку и сказать, что на ней делают/сделали. Затем дети сами показывают какие-то действия и рассказывают, что сделали/сделала/сделал.
Игры на формирование навыков словообразования
1. Игра «Скажи ласково»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать существительные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы
Оборудование: Предметные картинки с изображениями большого и маленького предмета - кукла, дом, яблоко, пуговица, стул, елка, яйцо, гнездо, дерево, заяц, жук, платье.
Описание игры: Учитель-логопед показывает предметы, сравнивает и просит назвать маленький предмет ласково.
2. Игра «Мама и детеныш»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей животных
Оборудование: Картинки с изображением животных и их детенышей: кошка, утка, гусь, лиса, заяц, белка, медведь, волк., коза, еж, ворона.
Описание игры: Учитель-логопед показывает картинку животного и просит назвать его детёныша.
3. Игра «Помоги Незнайке»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать названия детёнышей животных.
Описание игры: Учитель-логопед говорит, что невнимательный Незнайка перепутал, кто с кем живет, и неправильно соединил взрослых животных и их детенышей. Например: заяц и лисенок, волк и козленок, лиса и медвежонок и т.д. Педагог просит детей исправить ошибки, которые допустил Незнайка.
4. Игра «Сказка»
Цель: Закрепление понимания грамматического значения суффиксов существительных.
Описание игры: Учитель-логопед читает рассказ: «Жил в лесу Прук. Вместе с ним жила Прукиха. У них был маленький Прукенок. Рядом жила еще одна прукиная семья». Затем логопед просит ребенка объяснить, кто такие Прук, Прукиха и Прукенок. В случае трудности при объяснении ребенку предлагаются картинки сказочных зверей (Прука, Прикихи и Прукенка).
5.Игра «Кто ты»
Цель: Формирование способности ребенка образовывать названия профессий.
Описание игры: Учитель-логопед говорит ребенку: «Посмотри на картинку. Это танцовщица. Она танцует на сцене. А теперь давай с тобой поиграем. Я буду говорить, что ты делаешь, а ты отвечай, кто ты».
6. Игра «Кто хозяин»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать притяжательные прилагательные от существительного.
Оборудование: Картинки с изображениями - лисий хвост и морда, волчий хвост и морда, беличий хвост и морда, заячий хвост и морда, львиная лапа, мамины бусы, бабушкин платок.
Описание игры: Учитель-логопед просит ребенка ответить на вопросы: «Чье это?», «Чей это?» и т.д.
7. Игра «Из чего же?»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать относительные прилагательные от существительного.
Оборудование: Предметные картинки - стакан из стекла, кораблик из бумаги, лопата из железа, компот из слив, снеговик из снега, конфета из шоколада, варежки из шерсти, сумка из кожи, ложка из дерева.
Описание игры: Учитель-логопед показывает ребёнку картинки и просит ответить на вопросы: «Ложка из дерева какая? (деревянная), Кораблик из бумаги какой? (бумажный)» и т.д.
8. Игра «Деревья»
Цель: формирование у ребенка способности образовывать относительные прилагательные, пополнение словаря по теме Деревья.
Оборудование: картинки с изображением листьев деревьев.
Описание игры: Учитель-логопед детям показывает картинку с изображением листа и просят сказать, какой это лист (рябиновый, осиновый, березовый и т.д.)
9. Игра «Найди ошибки Незнайки»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать качественные прилагательные от существительного.
Описание игры: Учитель-логопед говорит ребенку: « Незнайка составил предложения, но допустил ошибки. Послушай внимательно предложения и исправь ошибки Незнайки». Например: На улице льет сила дождь. Наступит холодная дождь осень. Мальчик вернулся с улицы весь грязь.
10. Игра «Прогулка с Буратино»
Цель: Формирование способности ребёнка образовывать приставочные глаголы.
Оборудование: Картинки, изображающие различные действия (ходит, заходит, переходит, выходит).
Описание игры: Учитель-логопед ребёнку предлагает погулять вместе с Буратино и просят назвать действия, которые он выполняет на картинке: «Что делает Буратино».
11. Игра «Что я вижу на картинке»
Цель: Формирование способности ребенка употреблять формы возвратных глаголов.
Описание игры: Учитель-логопед показывает ребенку картинки и спрашивают: «Где мама умывает дочку? А где дочка умывается сама?» Необходимо формулирование вывода о том, что возвратные глаголы обозначают действия, которые человек делает сам. Далее логопед показывает ребенку картинку, а он должен сам назвать происходящее на ней действие.
Игры на формирование структуры речевых высказываний
1.Игра «Путаница»
Цель: Формирование умения конструировать простое предложение с опорой на предложенные слова.
Описание игры: Учитель-логопед рассказывает, что все слова в предложении поссорились и разбежались, нужно помочь им найти свое место. Он читает ребенку слова и просит составить из них целое предложение. Например: Ребята, гулять, лес. Мама, сливы, купить, дочка. Малыш, бабушка, коляска, укладывать. Если возникают затруднения, дается образец действий: Папа, велосипед, кататься - Папа катается на велосипеде.
2. Игра «Магазин»
Цель: Формирование у детей умения использовать в речи простое распространенное предложение с прямым дополнением.
Оборудование: Игрушки.
Описание игры: Учитель-логопед говорит детям, что он будет продавцом, а они покупателями. Логопед поочередно спрашивает у детей: «Что ты купишь?» Дети отвечают: «Я куплю мяч. Я куплю пирамидку» и т.д.
3. Игра «Закончи предложение»
Цель: Формирование навыка составления сложносочиненного предложения.
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Учитель-логопед, демонстрируя детям две картинки с изображением фруктов и овощей, начинает предложение, а дети должны его закончить и повторить целиком. Например: Лимон кислый, а арбуз сладкий. Помидор мягкий, а огурец твердый. Капуста большая, а лук маленький и т.д.
4. Игра «Почемучка»
Цель: Формирование у детей умения составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что.
Оборудование: Предметные картинки.
Описание игры: Учитель-логопед говорит детям, что сегодня он будет «почемучкой». А поэтому он будет задавать им вопросы, а они должны отвечать, используя в ответе слово потому что. Например: Почему пришел врач? Почему люди берут зонты? Почему зимой нельзя купаться?
5. Игра «Буквоежка»
Цель: Формирование умения конструировать сложноподчиненные предложения.
Описание игры: Учитель-логопед рассказывает ребенку, что Буквоежка съел конец предложений и предлагает ребенку закончить предложение по данному главному. «Я начну предложение, а ты его закончи». Например: Поезд остановился, потому что... Я буду смотреть телевизор, когда... Я пойду домой, когда... Я люблю ходить в садик, потому что... При
возникновении трудностей приводится конкретный пример: Я люблю мороженое, потому что... оно сладкое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игрушки, Животные, Семья, Дом, Одежда, Еда» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи)
Информационно-технологическая карта урока английского языка во 2 классе...
« Игрушки, Животные, Семья, Дом, Еда, Выходной» (совершенствование лексических навыков, развитие грамматических навыков речи, развитие навыков монологической и диалогической речи )
Информационно-технологическая карта урока английского языка в 3 классе...
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье предтавлен материал по формированию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Особенности развития грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
В статье представлены особенности развития лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР....
Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....
картотека игр по развитию грамматически правильной речи
игры по развитию грамматически правильной речи....
Картотека по формированию лексико-грамматических категорий речи для детей4-5 лет.
Интерессные и занимательные игры и задания....