мнемотехника
статья на тему
Мнемотехника- эфективное средство для развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnemotehnika-effektivnoe_sredstvo_.docx | 31.06 КБ |
Предварительный просмотр:
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
В настоящее время одной из особенностей контингента учащихся, посещающих общеобразовательные школы, является значительное число детей с билингвизмом, уровень владения русским языком которых различен, вплоть до полного незнания русского языка. Стойкая неуспеваемость и трудность школьной адаптации, у детей с билингвизмом, является одной из наиболее острых проблем. Для ребенка-билингва, процесс овладения новым языком – это коренная перестройка мышления. Чем беднее процесс формирования речи, тем ребенку будет сложнее овладеть навыками чтения и письма.
Незнание русского языка вызывает значительные затруднения у младших школьников с двуязычием, что оказывает отрицательное воздействие на усвоение школьной программы и влияет на процесс их адаптации в целом.
Успешная социализация и психическое здоровье обучающегося напрямую зависит от речевого развития. Только целенаправленная работа с учетом комплексной структуры процесса будет способствовать улучшению качества обучения детей с языковым барьером.
На основании логопедического обследования детей возникла необходимость в коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи, так как при поступлении в первый класс у большинства детей с билингвизмом отмечаются часто встречающиеся нарушения:
• несформированность звуковой стороны речи;
• незаконченность формирования фонематического восприятия;
• бедность словарного запаса;
• нарушения в грамматическом оформлении речи;
• низкий уровень операций отвлечения и обобщения, способностей выделять существенный признак предметов и явлений;
• слабое словесно-логическое мышление, неумение устанавливать логические связи между понятиями.
Для преодоления речевых нарушений применяются как традиционные методики, так и оригинальные творческие инновационные методики и технологии, эфективность которых очевидна. Одной из таких методик является -мнемотехника-эффективное средство при обучении связной речи.
Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания и передачи информации.
Основные задачи мнемотехники направлены на развитие:
- связанной речи
- ассоциативного мышления
- зрительной и слуховой памяти
- зрительного и слухового внимания
- воображения
Мнемотаблица -это средство , орудие, которое помогает детям выделить предметах или отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Суть мнемотехники заключается в следующем:
на каждое слово или словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.
Когда ребенок смотрит на эти схемы – рисунки , он легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Работа с мнемотехникой строится от простого к сложному.
Она начинается с простейших мнемоквадратов ( может обозначать символ привлечения внимания, символ звука, символ предлога), далее последовательно переходит к мнемодорожкам (используются для составления предложений) и позже - к мнемотаблицам. (используются для передачи рассказов, стихов, пословиц )
мнемотаблица -это орудие , которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях, те существенные признаки, которые должны войти в содержание рассказа.
Мнемотаблицы-схемы -являются дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, служат для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при загадывании и отгадывании загадок, при заучивании стихов.
Таким образом, использование мнемотаблиц облегчает процесс освоения связной речи и помогает достичь следующих результатов:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихотворений;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Помимо этого, метод мнемотехники:
-универсален(подходит для любой возрастной категории)
- интегративен ( реализуется в разных образовательных областях)
-экономичен(не требует особых финансовых затрат)
Литература:
Омельченко Л/В/Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопедия 2008г №4
Ткаченко Т?А/ Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание/ 1990г№10
Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002 .
Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, .
Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование, 2002,
Вахрушев ААКочемасоваЕЕ Акимова ЮА Москва Баласс 2000 Здравствуй мир!
Чохонелидзе Т учим стихи по картинкам Обруч 2006г №3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мнемотехника - эффективная техника.
Эффективные приёмы мнемотехники (ассоциативного запоминания правил) на уроках русского языка....
Некоторые приёмы мнемотехники в процессе первоначального обучения на уроках фортепиано в детской музыкальной школе.
Данная работа будет интересна и, надеюсь, полезна педагогам-пианистам, работающим с детьми младшего школьного возраста, приведены примеры использования конкретных мнемотехнических приёмов, способст...
Классный час «Мнемотехника.»
Главный инструмент нашего разума - это память.Память — это связь прошлого с настоящим и будущим, процесс сохранения прошлого опыта, дающий возможность его повторного использования. Для того, чтобы пам...
Использование мнемотехник для эффективного запоминания орфографических правил
В статье представлены методические рекомендации по использованию мнемонических приемов при изучении орфографических правил. Собран и систематизирован дидактический материал, способствующий формировани...
Подсказки по русскому языку.Приемы мнемотехники, 6 класс.р
Психологические приемы мнемотехники помогают учащимся через различные ассоциации понять и хорошо усвоить материал, так назывемые подсказки, как показала практика, дети запоминают на всю жизнь....
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).
Дифференциация звуков с использованием приёмов мнемотехники у дошкольников (из опыта работы).Е.И. Батагова, учитель-логопедЦПМСС «Поддержка»Организация работы логопеда в центре сопровождения имеет сво...
Приемы мнемотехники на уроках иностранного языка
При изучении и усвоении материала ученик часто сталкивается с трудностями. Существует множество причин, по которым человек не может запомнить информацию...