Коррекционно-развивающие упражнения по русскому языку на тему "Местоимение"
методическая разработка (5, 6, 7 класс) на тему

Щербакова Ольга Сергеевна

Разноуровневые коррекционные развивающие упражнения по русскому языку на внимание, мышление, память на тему "Местоимение" можно использовать на урока русского языка и на индивидуально-коррекционных занятиях в специальных школах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie.docx35.8 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционные упражнения по теме «Местоимение».                                              

                                                         

                                                        Внимание

  1.    Упражнение, направленное на тренировку  распределения и избирательности внимания.

Среди буквенного текста вставлены слова (местоимения). Учащиеся должны найти и подчеркнуть эти слова.

Уровень А

Спракеннтропронптььтлббттрнектоиртррнпиыввапртотиторарсамыйвлпыалуплпчтоаоненпониещкррншррнрсебянешешдпррржвесьзщпзэгороелелькэунечегождоеоркжешкешршянекшеужщоноэлроррокеоулрпжзшенеу

Уровень В оелсебякэуждоемойоркжешкмыешршнекшнекоторыйеужщэлросколькоррокеоулрпжзшенеутотрпдалорлюбойвыкдолгоипрнирмбыничейстроывкетотородалекоапкакойравиррпавтиховаонианноьблшвесьмсвобртлооченькаждыйчипаспичдолгомлюбойсчваыптвпртяжелоддлвыждзжджбджблнекоторыйждэ

Уровень С 

енеурпдалорберечвыкдолгогруститьипрнирмбыверитьстроывкетотородалекоаппоздравитьравиррпавтиховагорятанноьблшзадрожаломсвобртлоочедрньдремлетчипаспичдолгомрумянитсчваыптвлевоулыбнулсяпртяжелоддлчувствуетждзжджбджблльётсяждэоелельчудиткэуждоеорсолнцекжешкешршнеучаствуеткшеужщэлизвеститьрорркеоулрптерпетьжзшенеурпсуетитьсядалошелестятролоргрпрпсиничкадээл

  1. Упражнение, направленное на развитие уровня внимания и самоконтроля школьников.

Прочитать текст. Проверить его. Найти в нем ошибки и исправить карандашом. Подчеркнуть местоимения  как члены предложения.

Уровень А

Никто никому ничего несказал,

Что Некто и с кем-то куда-то папал.

Никто ведь об этом ништо не узнал,

Что Некто зачем-то куда-то прапал.

Уровень В

В какой день нидели, в катором часу

Тот Некто усвоет, что грузть не к лецу

Кому бы то ни было: этой, тому,

Нашиму, вашиму, даже ему?


Вернеться когда-нибудь Некто к себе,

Не спросит он больше: "Доколе?" и "Где?",

В любой день недели он будит всегда

Пофсюду, везде улыбаца тогда.

              Уровень С

Дай, Джим, на щастье лапу мне,
Такую лапу не ведал я сроду.
Давай 
с тобой полаим при луне
На тихую, бе
зшумную пагоду.
Дай, Джим, на счастье лапу 
мне.

Пожалуйста, галубчик, не лижись.
Пойми 
со мной хоть самое прастое.
Ве
ть ты не знаешь, что такое жызнь,
Не знаешь 
ты, что жить на свети стоит.

Хазяин твой и мил и знаминит,
И 
у него гастей бывает в доме много,
И 
каждый, улыбаясь, норавит
Тебя по шерсти бархатной патрогать.

3.Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания.

Уровень А.

 Собрать определение.

Местоимение

 Часть

 Самостоятельная

 речи

Уровень В.

Собрать определение

 Местоимение

 Часть

Не называет

О них

Самостоятельная

А указывает

Действие предмета

Речи

Или спрашивает

 На предметы

Количество

которая

Уровень С.

  Собрать определение.

 Местоимение

 Часть

Или спрашивает о них

В предложении

Бывает сказуемым

Самостоятельная

Которая не называет

На предметы

Служит

Дополнением

А указывает

 речи

Количество

Подлежащим

Или определением.

                                                                        Память

  1. Упражнение, направленное на способность устанавливать связи между элементами.

Перед учеником карточка с 5-10 местоимении.  Через определенное время ученик должен по памяти восстановить все слова.

Составить несколько словосочетаний, указать связь в них.

 

Уровень А.(6-7)

Уровень В (7-10)

Уровень С (10-15)

  1. Упражнение «Мостики», направленное на коррекцию и развитие механической памяти.

Дается несколько слов, их необходимо соединить с помощью «мостиков»

           Я                        личные                          ты

какой?               вопросительные                      сколько?

……….                   указательные                          ………………

Уровень А.(2-3)

Уровень В (4-5)

Уровень С (6-8)

  1. Упражнение, направленное на коррекцию и развитие  кратковременной памяти.

Учащиеся должны запомнить, а затем воспроизвести максимальное количество слов из данной таблицы

Уровень А

Некто

Нечто

Некоторый

Никто

Ничто

Уровень В

Кто-нибудь

Ничто

Такой

Себя

Сколько?

Этот

Уровень С

Ваш

Свой

Никакой

Некого

Кое-кто

Несколько

Что-то

Любой

Ничей

4.Упражнение, направленное на коррекцию и развитие долговременной памяти

Внимательно прослушать ряд слов, воспроизвести их по памяти, опираясь на наглядный материал.

Пример: мой мяч, твой дневник, ваши друзья……

Уровень А.(6)

Уровень В (8)

Уровень С (10)

                                                              Мышление

  1. Упражнение «Формирование умения устанавливать связи между понятиями»

Приведенные ниже упражнения предполагает установление отношений, в которых находятся данные слова. Примерная пара слов является как бы ключом выявления этих отношений. Зная их, можно подобрать пару к контрольному слову.

  1. Местоимение                                                  прилагательное

         Не называет, а указывает на                              ………………………

         предметы.

  1. Глагол                                                           местоимение                                             ……………………………                       служит подлежащим, дополнением или

                                                                    определением.

2. « Четвертый лишний ».

 

Найти « лишнее » слово и объяснить, почему оно « лишнее ». Составить с ним предложение и сделать синтаксический разбор.

  1. (кое)что, (ни)кого, (кто)нибудь, что(то);
  2. (ни)кто, (ни)какой, (ни)чей, (ни)(у)кого.
  3. (кое)кому, (в)чём(либо), какой(либо), (кое)какой;

Уровень А. (1-2)

Уровень В (2-3)

Уровень С (3-4)

  1. Игра «Дополни до…»

Уровень А.

     Местоимение  - это…………….часть речи, которая   …………. , а……………  Примеры:        

           

            Уровень В .        

      Местоимение  - это…………….часть речи, которая ………….., а………………В предложении служит …………….

Примеры:

              Уровень С.      

       Местоимение  - это…………….часть речи, которая ………….., а………………В предложении служит ……………. Разряды местоимений: …………, возвратное,……..вопросительные,………………………………………………………

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание коррекционно-развивающей среды на уроках русского языка в школе I-II вида

Усвоением языка во многом определяется уровень личностного развития глухого и адекватная деятельность его в цивилизованной социальной среде. В процессе речевого развития, в процессе обучения осуществл...

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ УПРАЖНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА

Исследования специалистов   показывают, что нарушения эмоциональной сферы, в той или иной мере присущие всем учащимся шко­лы 8 вида, ограничивают возможности их со­циальной адаптации и негат...

реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабо...

Формы и методы коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

     В данной статье представлены возможности использования  коррекционно-развивающей технологии на уроках русского языка и литературы при обучении учащихся с задержкой псих...

Коррекционно-развивающие занятия " Упражнения для развития мыслительных операций"

Комплекс упражнений для развития мыслительных операций у детей с УО (ИН)...

Организация работы с использованием сенсомоторной книги в рамках коррекционно-развивающей системы упражнений по формированию сенсорно-перцептивной деятельности детей с нарушениями развития

Сесомоторное плсобие  "Книга Baby-sitter" представляет полифункциональное пособие для детей с ОВЗ и направлена на коррекцию и развитие познавательной деятельности детей,  речевых н...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...