План-конспект открытого занятия на тему: "Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов"
план-конспект на тему
Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 18.02 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого занятия
Тема: Упорядочение и систематизация свойств и отношений предметов.
Цель: формирование умения самостоятельно определять основание для группировки, выделять существенный признак предмета; выявление уровня развития познавательных процессов обучающихся.
Задачи:
образовательные:
- учить выделять свойство в предметах; подбирать к одному образцу группу предметов; определять словом принцип подбора;
- учить вычленять основание группировки по образцу; менять основание группировки со сменой образцов;
коррекционно-развивающие:
- развивать внимание, мышление;
воспитательные:
- формировать эмоционально-положительное отношение к игре.
Методические приемы и упражнения: «Принеси такие же», «Разложи игрушки в свои домики», «Разложи картинки в свои конверты», модифицированные варианты методики Ивановой А.Я.
Оборудование: карточки с изображением разных форм разного цвета; игрушки и мелкие предметы разной формы и цвета; настольный строительный материал разного цвета, предметы разного цвета и коробочки разной формы; игрушечный телевизор, кубики, шарики разных цветов, маленькие куколки в платьях разного цвета и т. д.; конверты с нарисованными геометрическими формами, разными по цвету и величине, картинки с изображением предметов разной формы, цвета, величины.
Литература:
1.Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2014.
2.Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. – М.: Владос, 2001.
Ход занятия
1. Организационный этап (1-2 минуты)
Взаимное приветствие, создание эмоционального контакта и положительного отношения к совместным действиям со взрослым.
2. Основная часть занятия (10-15 минут)
Дидактические игры направлены на формирование умения самостоятельно определять основание для группировки, выделять существенный признак предмета, менять основание группировки со сменой образцов. Педагог предлагает группировать предметы по разным свойствам (форме, цвету, величине), осмысливать и закреплять в слове результат своих действий.
Принеси такие же
Ход игры. Педагог заранее раскладывает в разных местах комнаты предметы, разные по форме и цвету. Дети распределяются на три группы и рассаживаются на стулья в разных местах комнаты. Педагог приглашает к себе по одному ребенку (ведущему) из каждой группы и просит взять из коробки карточку, не показывая ее детям. Ребенок берет карточку, возвращается к своей группе, показывает ее им так, чтобы не видела другая группа. Все дети должны принести игрушки соответствующей формы или цвета. Если выбор производится по форме, то на карточке дается только контур формы, а если по цвету, то одна сторона карточки окрашена в соответствующий цвет. Дети приносят предметы и садятся с ними на стулья. Педагог спрашивает у каждой группы, какая карточка была у них. Дети отвечают (красный, желтый; квадратный, круглый), и ведущий показывает всем свою карточку.
Разложи игрушки в свои домики
Ход игры. (Проводится индивидуально.) Педагог выкладывает на столе из кирпичиков разного цвета 2-4 домика в форме квадратов. Затем раскладывает предметы разного цвета и формы и просит ребенка внимательно рассмотреть домики, подумать, какая игрушка в каком домике живет, и расставить их в свои домики. Если ребенок ошибается, педагог молча, не объясняя принцип группировки, перекладывает одну-две игрушки в нужные домики. В конце спрашивает: «Какие игрушки ты положил сюда», «А сюда? », т. е. помогает ребенку осознать принцип группировки и зафиксировать его в слове.
После этого педагог предлагает ребенку разложить игрушки по-другому, так как будут уже другие домики. Из кирпичиков одного цвета строит домики разной формы (квадратный, треугольный и круглый). Снова все игрушки н предметы перемешиваются и расставляются на столе в случайном порядке. Ребенок раскладывает их по домикам. Педагог при необходимости оказывает ему помощь, а в заключение вновь помогает осознать уже новый принцип группировки: «Правильно, сюда ты положил все круглое, сюда – все квадратное, а сюда – все треугольное».
При повторном проведении игры сначала предлагается группировка по форме, потом по цвету, т. е. каждый раз меняется порядок выделения принципа для группировки предметов.
Разложи картинки в свои конверты
Ход игры.
1-й вариант. (Проводится со всеми детьми.) Играющие сидят за столами. Перед каждым ребенком по три конверта (например, на одном наклеен треугольник, на другом – овал, на третьем – квадрат). У сидящих рядом не должны повторяться формы, т. е. должны быть конверты с другим сочетанием форм (например, круг, прямоугольник, квадрат). На подносе перед каждым ребенком находится несколько картинок, которые он должен разложить по конвертам (так, картинки с изображением пуговицы, арбуза, круглых часов надо положить в конверт с кругом и т. д.).
Когда картинки будут разложены по конвертам, педагог вызывает к наборному полотну одного из детей и просит его вложить в наборное полотно свои конверты, а под ними вставить картинки, изображения которых соответствуют данной форме. Ребенок объясняет, на основании чего он сделал такой выбор. При необходимости педагог помогает ему.
2-й вариант. Проводится так же, но картинки различаются по цвету, и на конвертах изображены круги разного цвета; на картинках предметы (шары воздушные, цветы, карандаши, ленточки, платочки) тех же цветов.
3-й вариант. Проводится так же, но признаком, по которому проводится группировка, становится величина (например, на конвертах изображены круги одного цвета, но разной величины – большой, средний, маленький; на картинках – большие, маленькие, средние машины, матрешки, колокольчики, мячи и др.).
3.Физкультминутка (1-3минуты)
Проводится в середине занятия с учетом работоспособности ребенка, истощаемости и его психофизического состояния.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии 9 класс по теме "Общие химические свойства металлов"
Разработка урока с применением ЭОР...
План - конспект урока в 6 классе по теме "Применение распределительного свойства умножения"
План-конспект урока математики с применением исследовательского метода обучения....
План-конспект урока алгебры в 10 классе по теме: "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СВОЙСТВА ОГРАНИЧЕННОСТИ ФУНКЦИЙ ПРИ РЕШЕНИИ УРАВНЕНИЙ"
Урок по теме "Применение свойства ограниченности функций при решении уравнений" предназначен для учащихся 10 класса с углубленным или профильным изучением математики. Материал поможет познакомит...
План-конспект урока математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"
План-конспект урока математики для 6 класса по теме "Распределительное свойство умножения"....
План-конспект урока химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"
План-конспект урока по химии для 11 класса по теме "Химические свойства металлов"...
план конспект урока по химии, тема: "Оксиды, их классификация и свойства"
урок химии в 8 классе...
План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...