РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 8 класс
рабочая программа (8 класс) на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА
8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 8 класс | 53.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«РАССМОТРЕНО» Руководитель методического Обьединения учителей гуман. цикла _________ Крылова Н.Л. Протокол №___ от «__»_______20__г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР ____________Сизых Л.А «__»____»20__г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _______ Лазорко О.Г. Приказ № от «__» ___20__ г. |
|
|
|
Рабочая программа
по учебному курсу
«Обществознание»
8 класс
специальная (коррекционная)
программа YIII вида
20__-20__ учебный год
Составитель программы:
Нестерова О.Г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА
8 класс
Пояснительная записка
Статус документа
Тип: общеобразовательная
Вид: специальная (коррекционная)
Класс: 8 класс.
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с указанием часов, отводимых на изучение каждого блока, требования к уровню подготовки выпускников.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящий курс Обществознания предназначен для воспитанников, изучающих обществознание в специальных (коррекционных) классах VIII вида. Дети с умственной отсталостью представляют собой одну из самых многочисленных групп детей с ограниченными возможностями здоровья. Понятием «умственная отсталость» объединены многочисленные и разнообразные формы патологии, проявляющиеся в наибольшей мере в нарушении развития умственной деятельности. При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания воспитанников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей воспитанников старшей школы. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с отклонением в интеллектуальном развитии. Направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. На уроках обществознания воспитанники должны познакомиться с современной политической жизнью страны, получить основы правового и нравственного воспитания.
Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у воспитанников специфических нарушений. В программе основными принципами являются принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Место предмета в базисном учебном плане
Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Цели и задачи курса:
-развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции
-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам
- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.
-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
В программу внесены следующие изменения:
Данная программа представляет авторскую линию курса «Обществознание» и создает условия подготовки учащихся к изучению обществознания в 9 классе. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) без изменений.
Межпредметные связи.
На протяжении всего курса реализуются межпредметные связи с курсом история.
Учебно-тематический план:
№п\п | Тема. | Кол-во часов |
1 | Введение | 2 часа |
2 | Государство, право, мораль. | 13 часов |
3 | Конституция РФ | 15 часов |
4 | Повторение | 1 час |
5 | Итого | 34 часа |
Содержание программы 34 ч (1 ч/н)
Обществознание – практика жизни в социуме
1. Овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, профессиональных и социальных ролях людей, об истории своей большой и малой Родины. Формирование представлений об обязанностях и правах самого ребенка, его роли ученика и члена своей семьи, растущего гражданина своего государства.
2. Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальныхритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка.
3. Развитие вкуса к участию в общественной жизни, способности к творческому сотрудничеству в коллективе людей для реализации социально заданных задач, соответствующих возрасту ребенка
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
Овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
Формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Календарно-тематическое планирование
уроков по курсу «Обществознание»
в 8 классе
1 ч. в неделю, 34 ч в год
№ п/п | Название раздела, темы | Дата по плану | Дата факт. | Количество часов | Цель. | ЗУН |
1-2 | Введение |
|
| 2 часа | Формировать представление о гражданской позиции.. | Знать: гражданин, государство. Уметь: показать границы государства. |
3-4 | Ответственность. Кто такой гражданин? |
|
| 1 | ||
5 | Страна, в которой мы живем. |
|
| 1 | ||
| Государство, право, мораль |
|
| 13 часов | Формирование у воспитанников школы-интерната представления о видах правонарушений и правовой ответственности. | Знать: государство, право, виды ответственности, правонарушение, преступление, законодательная – исполнительная – судебная власть, основные права и обязанности граждан РФ.
|
6 | Что такое государство? |
|
| 1 | ||
7 | Основные принципы правового государства |
|
| 1 | ||
8 | Законодательная власть |
|
| 1 | ||
9 | Исполнительная власть |
|
| 1 | ||
10 | Судебная власть |
|
| 1 | ||
11 | Что такое право? |
|
| 1 | ||
12 | Роль права в жизни человека. |
|
| 1 | ||
13 | Правонарушение |
|
| 1 | ||
14 | Преступление, как вид правонарушения; его признаки. |
|
| 1 | ||
15-16 | Правовая ответственность. |
|
| 2 | ||
17 | Мораль. «Золотое правило нравственности» |
|
| 1 | ||
18 | Повторительно -обобщающий урок |
|
| 1 | ||
| Конституция РФ |
|
| 15 ч. | Формировать у детей представление об основах конституционного устройства РФ. Познакомить с видами власти. Воспитывать чувство ответственности. | Знать: Что такое Конституция? виды власти, Президент и его функция, гражданские права граждан РФ. Уметь: написать заявление, заполнить заявление на прописку, ориентироваться в органах местного самоуправления, обратиться в суд, к юристу. |
19 | Конституция РФ – Основной Закон государства. |
|
|
1 час | ||
20 | Законодательная власть. |
|
| 1час | ||
21 | Исполнительная власть. |
|
| 1час | ||
22 | Судебная власть. |
|
| 1час | ||
23 | Практическая работа № 1 «Исковое заявление» |
|
| 1 час | ||
24 | Органы местного самоуправления. |
|
| 1 час | ||
25 | Практикум по решению жизненных задач |
|
| 1час | ||
26 | Практическая работа № 2 «Заполнение заявления на прописку» |
|
| 1 час | ||
27 | Правоохранительные органы. |
|
| 1 час | ||
28 | Юридическая помощь в сложных жизненных ситуациях |
|
| 1 час | ||
29 | Институт президентства. |
|
| 1час | ||
30 | Избирательная система. |
|
| 1час | ||
31 | Гражданство РФ |
|
| 1 час | ||
32 | Семья и Семейный кодекс |
|
| 1 час | ||
33 | Труд |
|
| 1 час | ||
34 | Повторение |
|
| 1 часа | Повторить знания, полученные в ходе изучения тем
|
|
Требования к уровню подготовки
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: “академический” и формирование жизненной компетенции, что представляется разумным для образования любого ребенка, и совершенно необходимым для ребенка с ОВЗ. В названии каждой содержательной области образования должны отражаться обе, неотъемлемые и взаимодополняющие, стороны образовательного процесса:
∙ Язык – речевая практика
∙ Математика – практика применения математических знаний
∙ Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром
∙ Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми
∙ Обществознание – практика жизни в социуме
В образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции. Соотношение компонентов жизненной компетенции и академического отражает специфику разработки каждой содержательной области образования в каждом варианте стандарта и для каждой категории детей с ОВЗ. Это соотношение по сути своей отражает степень активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребенка с ОВЗ, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях.
“Академический” компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом мы полагаем, что ребенок в последствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного потребные ему знания, умения и навыки для личного и социального развития.
Понятно, что устремление образования в будущее необходимо для стимуляции развития как обычного ребенка, так и ребенка с ОВЗ, и для отечественной педагогической культуры характерно не ограничиваться утилитарными знаниями, которые могут использоваться непосредственно “здесь и сейчас”. В соответствии с этими традициями, при разработке академического компонента в каждой из пяти содержательных областей применяется логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей ребенка: обучение “ведет” за собой развитие. Подчеркнем, что этот принцип един для всех вариантов стандарта, включая третий и четвертый, ориентированных на нецензовый и даже индивидуальный уровень образования.
Компонент жизненной компетенции рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как овладение знаниями, умениями и навыками, уже необходимыми ребенку в обыденной жизни. Если овладение академическими знаниями, умениями и навыками направлено преимущественно на обеспечение его будущей реализации, то формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем. При этом движущей силой развития жизненной компетенции становится также опережающая наличные возможности ребенка интеграция в более сложное социальное окружение. Продуктивность такого сознательно дозированного расширения и усложнения среды жизнедеятельности ребенка с ОВЗ можно обеспечить только с учетом его особых образовательных потребностей.
Логика ориентации на актуальный уровень психического развития ребенка и опережающее усложнение среды его жизнедеятельности и здесь остается единой для всех вариантов стандарта. При этом роль компонента жизненной компетенции варьируется и закономерно возрастает в вариантах стандарта, не предполагающих освоение ребенком уровня цензового образования. При разработке содержания компонента жизненной компетенции принципиальным является определение степени усложнения среды, которая необходима и полезна каждому ребенку - может стимулировать, а не подавлять его дальнейшее развитие.
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
- Знания и представления о нормах российского законодательства,
- Знания, достаточные для защиты прав и свобод и законных интересов личности;
- Коммуникативные способности, способствующие творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Реализация рабочей программы способствует
-развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самореализации и самоопределению; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правого самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ
-освоению системы знаний об экономических и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах,. Правом регулировании общественных отношений, необходимых для воздействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования
-овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства.
-формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Нормативная основа реализации рабочей программы по обществознанию
Закона об образовании
Примерной программы основного общего образования Сборник. –М.: Дрофа, 2007.
Приказ МО и науки РФ от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 января 2012 г. №39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утверждённый приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»
Список литературы
Обязательная литература:
нет
Дополнительная литература:
Матвеев А.И.. Введение в обществознание. М. Просвещение, 1996
Никитин А.Ф. Основы обществознания. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа, 2004
Соколов. Я В. Прутченков А.С. Граждановедение. М., 2001
Конституция РФ. М. Юридическая литература Администрации Президента РФ, 1993г.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения обществознания в 8 классе учащиеся должны
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен
Знать/понимать
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации.
Контрольно-измерительные материалы
Тест№1 по обществознанию 7 класс
- Перечислите основные символы государства.
- Какой язык является государственным языком РФ?
1) английский
2) русский
3) чувашский
4) немецкий
- Какая валюта является денежной единицей РФ?
1) рубль
2) доллар
3) евро
4) фунт стерлингов
- Кто является источником власти в демократическом государстве?
1) народ
2) передовой общественный класс
3) представители крупного бизнеса
4) элита общества
- С какого момента человек получает гражданство РФ?
1) с 14 лет
2) с рождения
3) с 18 лет
4) с 21 года
Контрольная работа по теме «Подросток и среда» (1 пол.)
1. Социальная среда бывает:
а) ближайшая; б) короткая; в) длинная; г) дальняя.
2. Навязывание отдельному человеку правил поведения, с которыми он не согласен, называется:
а) конформизм; б) групповое давление; в) превышение власти.
3. Отношения, возникающие в малой группе между хорошо знакомыми людьми, называются:
а) дружескими; б) межличностными; в) приятельскими.
4. Толерантность – это:
а) терпимость к чужому образу жизни; б) нетерпимость к другим; в) равнодушие.
5.С кем из людей поддерживаются деловые отношения:
а) с родителями; б) с продавцом; в) с одноклассниками; г) с соседями.
6. Возрастные границы молодежи:
а) 15-20 лет; б) 16- 25 лет; в) 14-30 лет; г) 18-30 лет.
7. В какую группу молодежи входят студенты и молодые рабочие:
а) младшую; б) среднюю; в) старшую.
8. Перечислите проблемы молодежи в современном мире (не менее3)
9. Соотнесите возрастные границы и статус :
а) малолетние б) несовершеннолетние в) совершеннолетние
1. от 18 лет и старше 2. от 6 до 14 лет 3. от 14 до 18 лет.
10. С какого возраста наступает уголовная ответственность:
а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) верно все перечисленное выше.
11. С какого возраста подросток получает право голоса и становится полноправным гражданином:
а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет; г) верно все перечисленное выше.
12. Какой закон является гарантом прав ребенка:
а) Конвенция о правах ребенка; б) Конституция; в) Семейный кодекс.
13. В каком возрасте подросток получает паспорт:
а) с 14 лет; б) с 16 лет; в) с 18 лет.
14. К какому виду прав относится право избирать и быть избранным:
а) гражданское; б) политическое; в) культурные; в) экономические.
15. К какому виду прав относится право на свободу:
а) гражданское; б) политическое; в) культурные; в) экономические.
16. К какому виду прав относится право на образование:
а) гражданские; б) политические; в) культурные; в) экономические.
17. К какому виду прав относится право на свободный выбор профессии:
а) гражданское; б) политическое; в) культурные; в) экономические.
18. Опасное для других людей деяние человека называется:
а) проступком; б) преступлением; в) правонарушением.
19. Перечислите способы поведения подростка при его задержании органами милиции.
Тест №3 по обществознанию 7 класс
Тема: Общество
- Общество – это
1) движение от менее совершенного к более совершенному
2) способы взаимодействия и формы объединения людей
3) часть природы
4) весь материальный мир
- К какой сфере относятся производство, конкуренция, рынок?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
- К какой сфере относятся религия, искусство, образование?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
- К какой сфере относятся министерства, органы местного самоуправления, президент?
1) экономическая
2) социальная
3) политическая
4) духовная
- Установите соответствие и впишите в таблицу получившуюся последовательность букв.
1) использование пушнины для обмена а) духовная сфера
на другие товары б)экономическая сфера
2) рост цен на товары и услуги в) политическая сфера
3) создание наскальных картин древними г) социальная сфера
охотниками и собирателями
4)существование в обществе семей различного типа
5) активное участие народа в выборах
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
|
|
|
|
|
- И человеку, и животному свойственны потребности в
1) самореализации
2) самосохранении
3) самопознании
4) самообразовании
- В отличие от животного человек способен
1) реагировать с помощью органов чувств
2) вырабатывать условные рефлексы
3) удовлетворять потребности
4) предвидеть результаты своих действий
- Установить соответствие и запишите последовательность букв в таблицу:
1) человек, активно преобразующий окружающий мир, а) индивид
природу и самого себя б) личность
2) человек, имеющий собственное мнение, в) индивидуальность
мировоззрение, принципы
3) отдельно взятый представитель человеческого рода
4) непохожесть, неповторимое своеобразие человека,
набор его уникальных качеств
1 | 2 | 3 | 4 |
|
|
|
|
9.Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:
1. Социальные потребности человека а) иметь хорошую семью
2. Духовные потребности человека б) иметь добрую славу о себе
3. Материальные потребности человека в) иметь удобное жильё
1 | 2 | 3 |
|
|
|
10.Установите соответствие и впишите получившуюся последовательность букв в таблицу:
1. государство а) социальная сфера
2. семья б) духовная сфера
3. банковская система в) политическая сфера
4. образование г) экономическая сфера
Тест №4. 7 класс
- Государство относится к
1) политической сфере
2) экономической сфере
3) социальной сфере
4) духовной сфере
- Как по другому называют демократическое государство?
1) тирания
2) монархия
3) правовое
4) республика
- Как называется государство во главе которого стоит выборный орган?
1) тирания
2)монархия
3)правовое
4)республика
- Как называется государство, возглавляемое королём или царём, и где власть передаётся по наследству?
1)тирания
2)монархия
3)правовое
4)республика
- Что означает слово «полис»?
1) общество
2) государство
3) военное поселение
4) все ответы верны
- Суверенитет это
1) объединение людей с общей культурой
2) независимость государства
3) социальный слой общества
4) орган управления государств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы для 5 класса специального (коррекционного) образования VIII вида
Надомное обучение...
Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы
Рабочая программа по профильному труду представлена направлением "Основы компьютерной грамотности"...
Рабочая программа для специального (коррекционного) класса, профильный труд, 5-9 классы, профессия "Лаборант"
Рабочая программа представлена направлением "Лаборант компьютерной техники"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 7 класс история
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 8 класс обществознание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА8 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 9 класс обществознание
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОГО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБРАЗОВАНИЯ 8 ВИДА 9 класс...
Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)
Адаптированная рабочая программа для специального коррекционного 5 класса (VII вида)...